Особенности совладающего поведения супругов при переживании семейного кризиса связанного с болезнью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:41, курсовая работа

Описание

Целью исследования является выявление, изучение и сопоставление особенностей совладающего поведения супругов в семьях, где один из них болен.
В соответствие с целью, предметом и объектом исследования решаются следующие задачи:
- изложить понятие семьи как психологической системы;
- охарактеризовать болезнь как ненормативный семейный кризис;

Содержание

Введение…………………………………………………………..……...3
1. Семья как психологическая система…………………………………5
2. Болезнь как ненормативный семейный кризис……………………..21
3. Совладающее (копинг) поведение как предмет психологического анализа…………………………………………………………………………..38
Выводы……………………………………………………………………45
Список используемой литературы………………………………………46

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 80.00 Кб (Скачать документ)

Семейная структура представляет собой совокупность элементов и  взаимосвязей между ними. В качестве структурных элементов семьи  как системы выделяют супружескую, родительскую, сиблинговую и индивидуальные подсистемы, представляющие собой локальные, дифференцированные совокупности семейных ролей, которые позволяют семье  выполнять определенные функции  и обеспечивать ее жизнедеятельность. [13]. Наблюдая взаимодействие членов семьи, можно сделать вывод о ее гипотетической структуре, представляющей собой своеобразную топографию семьи, квазипространственный срез семейной системы.

Взаимоотношения между структурными элементами семейной системы характеризуются  следующими параметрами (свойствами): сплоченность, иерархия, гибкость, внешние  и внутренние границы, ролевая структура  семьи. [13]. В качестве ключевых измерений структуры некоторые авторы называют сплоченность и иерархию.

Сплоченность (связь, когезия, эмоциональная близость, эмоциональная дистанция) можно определить как психологическое расстояние между членами семьи. Применительно к семейным системам это понятие используется для описания степени интенсивности отношений, при которой члены семьи еще воспринимают себя как связанное целое. [15].

Д. Олсон выделяет четыре уровня сплоченности и, соответственно, четыре типа семей:

  1. Разобщенный (низкая степень сплоченности членов семьи, отношения отчуждения).
  2. Разделенный (некоторая эмоциональная дистанцированность членов семьи).
  3. Связанный (эмоциональная близость членов семьи, лояльность во взаимоотношениях) .
  4. Запутанный (уровень сплоченности слишком высок, низкая степень дифференцированности членов семьи). Сбалансированными и обеспечивающими наиболее оптимальное семейное функционирование являются разделенный и связанный уровни сплоченности. [23].

Иерархия характеризует отношения доминирования-подчинения в семье. Однако термин «иерархия» не может быть ограничен данным простым определением, поскольку включает в себя характеристики различных аспектов семейных отношений: авторитетность, доминирование, степень влияния одного члена семьи на других, власть принимать решения. Понятие «иерархия» используется также в изучении изменений в структуре ролей и правил внутри семьи.

Одним из наиболее типичных нарушений  структуры семьи по данному параметру  является инверсия иерархии (перевернутая иерархия). При такой семейной дисфункции ребенок приобретает власти больше, чем имеется хотя бы у одного из родителей. На макросистемном уровне этот феномен проявляется в ситуации, когда определяющая позиция в  воспитании детей занимается бабушками (дедушками), а не непосредственными  родителями. В нуклеарных семьях инверсия иерархии часто наблюдается при  наличии:

  • межпоколенной коалиции (коалиции между ребенком и родителем против другого родителя);
  • химической зависимости одного или обоих родителей;
  • болезни или потери трудоспособности одного или обоих родителей;

• болезни или симптоматического поведения у ребенка, благодаря которым он приобретает чрезмерное влияние в семье и регулирует супружеские взаимоотношения.

Нарушение иерархии в сиблинговой  подсистеме может выглядеть как  ее чрезмерная иерархизированность  или, наоборот, отсутствие в ней иерархической  структуры. [15].

Гибкость - способность семейной системы адаптироваться к изменениям внешней и внутрисемейной ситуации. Для эффективного функционирования семьи нуждаются в оптимальном сочетании внутрисемейных изменений со способностью сохранять свои характеристики стабильными. Не сбалансированные по параметру гибкости семейные системы характеризуются ригидностью или хаотичностью.

Семейная система становится ригидной, когда она перестает отвечать на жизненные задачи, возникающие  перед ней в связи с прохождением стадий жизненного цикла. При этом семья  теряет способность изменяться и  приспосабливаться к новой для  нее ситуации. Появляется тенденция  к ограничению переговоров, большинство  решений навязывается лидером. По Д. Олсону, система часто становится ригидной, когда она чрезмерно  иерархизирована. [23].

Система в хаотическом состоянии  имеет неустойчивое или ограниченное руководство. Решения, принимающиеся  в семье, часто являются импульсивными  и непродуманными. Роли неясны и  часто смещаются от одного члена  семьи к другому.

Для описания взаимоотношений между  семьей и социальным окружением (внешние  границы), а также между различными подсистемами внутри семьи (внутренние границы) используется параметр «границы семьи». Семейные границы устанавливаются правилами (правилами поведения), которые определяют, кто к данной системе или подсистеме принадлежит и какова эта принадлежность.

По степени проницаемости выделяют жесткие, размытые и проницаемые границы. В хорошо функционирующих семьях границы между подсистемами ясно очерчены и проницаемы. Недостаточно четкие внутренние границы затрудняют развитие семьи и взросление ее членов и приводят к возникновению межпоколенных коалиций — объединений между членами различных подсистем.

Особенности внешних границ отражают степень открытости семейной системы для контактов с внешним миром. Слишком открытые семейные системы (при размытых внешних границах) похожи на «проходной двор», куда в любую минуту могут вторгнуться извне. Такая семья не обеспечивает необходимый уровень комфорта и безопасности для ее членов. Но не менее опасна чрезмерная закрытость системы, являющаяся следствием ее жестких внешних границ. Члены семьи с жесткими внешними границами, как правило, отличаются повышенной тревожностью, испытывают страх перед внешним миром и могут иметь трудности при установлении контактов с другими людьми. Внутренние границы проявляются через различия в поведении членов семьи различных подсистем по отношению друг к другу. Так, анализ границ между поколениями отражает специфические структурные различия между ними в сплоченности и иерархии. [15].

Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями  индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные  и внутрипоколенные. [8].

Семейные роли, или устойчивые функции в работе системы, закрепленные за каждым из ее членов. Роли могут быть дисфункциональными (например, роль "жертвы", "тирана"). Серьезную опасность представляет делегирование роли взрослого ребенку, что весьма типично для семей с проблемой алкоголизации, где мама спасает папу и страдает, а ребенок ставится перед необходимостью быть маминой "опорой" - поддерживать ее, не огорчать, скрывая свои детские трудности. Нередко при этом ребенок используется матерью для решения супружеских конфликтов; выдвигается как щит во время пьяных скандалов, делегируется для переговоров с отцом на следующее утро, чтобы "вразумить" его и т.д. [21].

Семейные роли — устойчивые функции семейной системы, закрепленные за каждым из ее членов. Ролевая структура семьи предписывает ее членам что, как, когда и в какой последовательности они должны делать, взаимодействуя друг с другом. [23]. Кроме актуального поведения, в понятие «роль» включаются желания, цели, убеждения, чувства, социальные установки, ценности и действия, которые ожидаются или приписываются тому или иному члену семьи.

Выделяют следующие семейные роли:

1. Роли, описывающие взаимодействие членов семьи на микросистемном уровне:

  • супружеские роли: муж, жена;
  • роли, относящиеся к детско-родительской подсистеме: мать, отец, сын, дочь;
  • роли, относящиеся к сиблинговой подсистеме: брат, сестра.

2. Роли, описывающие взаимодействие членов семьи на макросистемном уровне:

  • роли, возникновение которых обусловлено супружескими связями: свекор, теща, невестка, зять и др.;
  • роли, обусловленные кровным родством: бабушка, дедушка, внук, двоюродный брат и др.

В функциональных семьях структура  семейных ролей целостна, динамична, носит альтернативный характер и  отвечает следующим требованиям:

• непротиворечивость совокупности ролей, образующих целостную систему, как в отношении ролей, выполняемых одним человеком, так и семьей в целом;

• выполнение роли должно обеспечивать удовлетворение потребностей всех членов семьи, при соблюдении баланса индивидуальные потребности — потребности других членов семьи;

  • соответствие принятых ролей возможностям личности;

способность членов семьи гибко  функционировать в нескольких ролях. [15].

    Семья - это  система. Как всякая система,  она стремится к равновесию, ради  поддержания которого навязываются  роли, насаждаются запреты, появляются нереалистичные ожидания; в этом случае потребности отдельных членов семьи не удовлетворяются и, наконец, система дает сбой.

   Семья - это система,  неизменно стремящаяся к равновесию  и плотно держащая человека  в своих тисках; семья - это  система, новое целостное образование,  а не просто сумма отдельных  ее составляющих, нужды которой  могут всецело подавлять нужды  отдельного ее члена. 

    Семейные системы  поддерживают внутреннее равновесие  с помощью навязанных ролей,  запретов и жестких правил, непререкаемых  законов и нереалистичных ожиданий. [24].

Особенности функционирования семейной системы описываются следующими понятиями – паттерны взаимодействия, циркулирование информации, стиль эмоциональной  коммуникации, метакоммуникация. [21].

Паттерны взаимодействия — это устойчивые способы поведения членов семьи и постоянно повторяющиеся коммуникативные стереотипы, включающие в себя определенные послания (сообщения) или содержащие определенный смысл для членов семьи — например, постоянное выражение друг другу недовольства, ссоры, высмеивание, обиды, унижение, поддержка, защита и т. д. Стереотипная последовательность паттернов взаимодействия в ряде случаев может приобретать циркулярную форму.

Циркулирование информации в семье отражает характер обмена информацией между членами семьи, обусловленный постоянным повторением определенных паттернов семейного взаимодействия. Передача той или иной информации может осуществляться следующим образом:

  • в виде прямых и ясных посланий друг другу;
  • в виде косвенных обращений и манипулятивных действий;
  • в виде двойных посланий;
  • с привлечением третьих лиц для передачи информации. [21].

Стиль эмоциональной коммуникации определяется соотношением позитивных и негативных эмоций, критики и похвалы в адрес друг друга, а также наличием или отсутствием запрета на открытое выражение чувств. Стиль эмоционального общения в семье, в котором доминируют негативные эмоции, постоянная критика, унижение, устрашение партнера, неверие в его способности и возможности, ведет к снижению самооценки и самоуважения, росту внутреннего напряжения, тревоги, агрессии и, как следствие, к невротическим и психосоматическим расстройствам. [25].

Метакоммуникация — это важная характеристика семейного функционирования, с точки зрения развития как самой семейной системы, так и отдельных членов семьи. Данный термин описывает процессы совместного обсуждения и осмысления того, что происходит между членами семьи, то есть представляет собой комментарий или сообщение по поводу коммуникации. Она может быть как вербальной, так и невербальной, и обычно представляет собой сигналы, помогающие правильно понять контекст сообщения. Противоречивость сообщения, либо на уровне его содержательной или смысловой части, либо выражающаяся в несоответствии его вербальных и невербальных компонентов, приводит к парадоксу. Крайним вариантом подобной парадоксальной коммуникации является «двойной зажим». [23]. «Двойной зажим» («двойная связь», «двойная ловушка», «двойное послание») может быть определен как ситуация, когда индивид на разных уровнях коммуникации получает два противоречивых сообщения от одного и того же лица, с которым он, как правило, находится в близких отношениях. При этом ни на одно из полученных сообщений у него нет возможности адекватно отреагировать. В то же время он не в состоянии прервать взаимодействие в силу значимости отношений. Все это делает ситуацию безвыходной, так как реакция, адекватная одной части послания, будет вступать в конфликт с его другой частью.

Помимо «двойной связи», признаками дисфункциональности семейной метакоммуникации являются ее фрагментарность или  полная сокрытость (наличие «семейных  секретов»). Так, например, может утаиваться некоторая информация от тяжелобольного члена семьи. При этом вся семья  вовлекается в фальшивые тягостные коммуникации, которые еще больше увеличивают тревогу и депрессию, как у самого больного, так и у его близких. [15].

Семья является видом социальной системы, психологическая помощь ей невозможна без знаний и учета законов  функционирования систем, аналогично тому, как лечение человека невозможно без знания его анатомии и физиологии. [22].

Семейная система характеризуется  определенной активностью. Обычно она  состоит из нескольких подсистем. Формальные подсистемы, это супружеская пара, или супружеская подсистема, и  дети – детская подсистема. Каждая является своего рода внешней средой для другой подсистемы. [3].

Для анализа эволюционных процессов семейной системы используются следующие понятия: семейный миф, семейная история, жизненный цикл семьи, семейная легенда.

Семейная история — понятие, относящееся к историческому контексту семьи и описывающее хронологию значимых событий жизни семьи в течение нескольких поколений. Э. Г. Эйдемиллер для работы с семейной историей вводит термин «тема», под которым он понимает специфическую, несущую эмоциональную нагрузку проблему, вокруг которой формируется периодически повторяющийся в семье конфликт. Тема определяет способ организации жизненных событий и внешне проявляется в стереотипах поведения, которые воспроизводятся из поколения в поколение. Изучение феномена дрейфа поведенческих стереотипов было начато М. Боуэном, установившим, что в семье от поколения к поколению наблюдается накопление и передача дисфункциональных паттернов, что может явиться причиной индивидуальных затруднений у членов семьи. Эти наблюдения были развиты и зафиксированы в его концепции трансмиссии. [15].

Информация о работе Особенности совладающего поведения супругов при переживании семейного кризиса связанного с болезнью