Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:41, курсовая работа
Целью исследования является выявление, изучение и сопоставление особенностей совладающего поведения супругов в семьях, где один из них болен.
В соответствие с целью, предметом и объектом исследования решаются следующие задачи:
- изложить понятие семьи как психологической системы;
- охарактеризовать болезнь как ненормативный семейный кризис;
Введение…………………………………………………………..……...3
1. Семья как психологическая система…………………………………5
2. Болезнь как ненормативный семейный кризис……………………..21
3. Совладающее (копинг) поведение как предмет психологического анализа…………………………………………………………………………..38
Выводы……………………………………………………………………45
Список используемой литературы………………………………………46
Главным результатом
«когнитивного оценивания»
А. Либиным, А. Либиной
была создана структурно-
Несмотря на многочисленные серьезные исследования, до сих пор имеются концептуальные и эмпирические трудности в объяснении совладающего поведения. Открытым остается вопрос об эффективности копинга, продолжительности его действия, контекста и субъекта. Существуют также методологические и методические трудности изучения совладающего поведения. Совладание – это процесс, в котором на разных этапах субъект использует различные стратегии, иногда даже совмещая их. Не существует таких стратегий, которые были бы эффективны во всех трудных ситуациях.[5].
Психология копинг-поведения
рассматривается с
При исследованиях
стресса копинг-поведение
Отличительным признаком совладающего поведения от защитного являются его субъектные характеристики. К критериям совладания как поведения субъекта, относится, прежде всего, его осознанность. Понятие выбора человеком способа действий в ситуации стресса является критериальным для специфики этого вида поведения и ключевым для понимания осознанности совладающего поведения. К другим критериям относятся: целенаправленность; конролируемость (способствующие устранению, преобразованию или приспособлению к трудной ситуации); неразрывная связанность и направленность на трудную (стрессовую) ситуацию – адекватность ситуаци,; регуляция уровня стресса; значимость последствий выбора данного поведения для психологического благополучия субъекта; социально-психологическая обусловленность совладания.
Совладающее поведение имеет выявленные эмпирически закономерные тенденции. К ним относятся возрастные изменения совладающего поведения в разные периоды жизни. Формирование совладания в онтогенезе – это научение любому поведению, связанному с выживанием. Любые попытки спасти, защитить себя, выдержать, вытерпеть, иногда спрятаться, даже не приводящие к положительному результату – это научение совладанию.
Характеристики совладания изменяются в процессе развития трудной (стрессовой) ситуации. Совладающее поведение имеет собственную динамику и может трансформироваться по мере изменения требований ситуации к человеку, либо собственных изменений субъекта в ситуации. Способность изменять трудную ситуацию, не быть ее «пленником» чрезвычайно важна, так как это увеличивает возможности человека действовать в кризисе. Регуляция и укрепление совладающего поведения возможны на основе способности субъекта к обучению навыкам совладания. [10].
Выделяют три плоскости, где происходит реализация копинг-поведения: поведенческая, когнитивная, эмоциональная. Копинг-поведение чаще описывается через выделение копинг-стратегий. Стратегии выступают как способы, пути, средства выхода из сложившейся ситуации. Многие копинг-стратегии являются культурно детерминированы, т.е. представляют собой психологические средства овладения поведением, заложенные в культуре человеческой жизни. Виды копинг-стратегий разделяются с учетом степени их адаптивных возможностей: адаптивные, относительно адаптивные, неадаптивные. [9].
Человек в современном обществе находится в сложном комплексе различных влияний, таких как политические реформы, спады в экономике, социальной трансформации, проблемы в профессиональной деятельности, трудности внутри семьи. К стрессам в разных сферах наиболее открытой и уязвимой является семья.
Совладающее с трудностями поведение – это сознательное целенаправленное в отличие от поведения защитного. Оно создает семейный фундамент стойкости, высокой жизнеспособности, адаптивности и по-разному представлено в семье как целом и у членов семьи. Копинг является стабилизирующим фактором, помогающим семье осуществить психологическое приспособление во время переживаемого стресса.
Семьи могут по-разному реагировать на стресс.
Способы (стратегии и стили) функционального, или продуктивного, копинга семьи в стрессовой ситуации обычно включают:
1) поиск информации, понимание стрессовой ситуации, события;
2) поиск социальной поддержки
от близкого окружения,
3) гибкость семейных ролей;
4) оптимизм, веру в лучшее;
5) улучшающееся общение
семьи, налаженную
6) включенность всех членов семьи в разрешение проблемы, трудности и др.
Продуктивный копинг обычно имеет позитивные последствия для семейного функционирования: разрешение проблемы трудной ситуации, снижение уровня напряжения, тревоги, дискомфорта, душевный подъем и радость преодоления. Если ситуация не может быть разрешена прямо и в короткий срок, возникают новая оценка ситуации и новая оценка себя в ситуации, в основе которых лежит изменение отношения членов семьи к проблеме, позитивное истолкование происходящего. При этом не снижается мотивация достижения, сохраняются реалистичный подход к оценке события и способность семьи мобилизовать силы.
Непродуктивный копинг связан
с преобладанием эмоциональных
реакций на ситуацию, свoeoбpaзным «застреванием»
на них и проявляется в виде
погружения в переживания, самообвинении,
обвинении друг друга, вовлечении
одним членом семьи других в свое
непродуктивное состояние. Так иногда
некоторые члены семьи
Эффективность копинга проявляется в продолжительности позитивных последствий. Они могут быть либо кратковременными: обычно их измеряют по психофизиологическим и аффективным показателям, по тому, насколько быстро люди возвращаются к уровню дострессовой активности; либo долговременными, оказывающими влияние на психологическое благополучие семьи, улучшение ее социального функционирования.
Вопрос об эффективности любого копинг-стиля является oткpытым. Те способы которые помогают в одних ситуациях, могут не работать в других. Использование проблемно ориентированного копинга в совершенно неподдающейся контролю ситуации оказывается малопродуктивным, истощает ресурсы. [11].
Выводы
1. В рамках системного
психологического подхода
2. Исследование семейного
стресса (например, болезнь одного
из супругов) является одним из
перспективных направлений в
осмыслении современной
3. Изучение совладающего поведения важно для социальной адаптации здоровых людей, в нескольких направлениях: изучение когнитивных механизмов совладания, анализ стрессовых ситуаций и изучение влияния личностных переменных. Копинг-поведение можно рассматривать как процесс, направленный на разрешение критической ситуации и/или критического состояния путем использования спецефических психологических средств.
Список используемой литературы:
1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: Изд. МГУ, 1996.-64.
2. Болотова Н.П. Понятие семьи и ее характеристики./ Болотова Н.П. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychology-corner.ru
3. Болотова Н.П. Семья с позиции системного анализа/ Болотова Н.П. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychology-corner.ru
4. Вербина Г.Г. Саморегуляция – одна из форм совладающего поведения. – Психология совладающего поведения: материалы Междунар. науч.-практ. конф/ отв. ред. Сергеенко Е.А., Крюкова Т.П. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2007.- 426с.
5. Заика Л.А., Радуваева Т.Н. Некоторые теоретический проблемы совладающего поведения в психологической науки. - Психология совладающего поведения: материалы Междунар. науч.-практ. конф/ отв. ред. Сергеенко Е.А., Крюкова Т.П. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2007.- 426с.
6. Карабанова О.А. Психология семейных отношений. Уч. пособие. – Самара: Изд. СИОКПП, 2001.-122с.
7. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – Спб.: Питер,2002.-1024с.
8. Ковалев С.В. Психология современной семьи: информ.-метод. материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1998.-208с.
9. Коломейцев Ю.А., Корзун С.А. Основные научные подходы к копинг-поведению (совладающему поведению)// Проблемы управления.-2010.-№2 (35).-с. 226-229.
10. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. Монография. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова,2010.-296с.
11. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. – Спб.: Речь, 2005.-240с.
12. Лойшен Шэрон Психологический тренинг умений. Школа Вирджинии Сатир. Серия практикум по психотерапии. – Спб.: Питер, 2001.-160с.
13. Минухин С., ФишманЧ. Техника семейной терапии. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998.-45с.
14. Мясищев В.Н. Психология отношений. – Воронеж: НПО МОДЭК, 1995.-38с.
15. Олиферович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велент Т.Ф. Психология семейных кризисов. – Спб.: Речь, 2006.-260с.
16. Столин В.В., Романова Т.Л., Бутенко Г.П. Опростник удовлетворенности браком// Вестник МГУ.- 1989.-сер. 14.-№2.- с. 54-62.
17. Строкатова Л.Г. Работа психолога с семьей (системный подход). – Иркутск: ИПКРО, 2003.-64с.
18. Торохтин В.С. Психология социальной работы с семьей. – М.: ЭКСМО Пресс, 1996.-17с.
19. Филатов Ф.Р. Системная семейная психокоррекция/ Филатов Ф.Р. [электронный ресурс]. – Режим доступа:http//psydon.ru.
20. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. – М.: Мысль, 1979.-66с.
21. Холмогорова А.Б. Научные основания и практические задачи семейной психотерапии. // Московский психотерапевтический журнал. – 2002.-№1.-с. 93-119.
22. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. – Спб.: Питер, 2003.-608с.
23. Черников А.В. Системная семейная терапия. Интегративная модель диагностики. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001.-48с.
24. Шапиро А.З. Семейная психология / Шапиро А.З. [электронный ресурс]. – Режим доступа:http//vbrake.info
25. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – Спб.: Речь, 2003.
26. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – Спб.: Питер, 2001-656с.