Особенности совладающего поведения супругов при переживании семейного кризиса связанного с болезнью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:41, курсовая работа

Описание

Целью исследования является выявление, изучение и сопоставление особенностей совладающего поведения супругов в семьях, где один из них болен.
В соответствие с целью, предметом и объектом исследования решаются следующие задачи:
- изложить понятие семьи как психологической системы;
- охарактеризовать болезнь как ненормативный семейный кризис;

Содержание

Введение…………………………………………………………..……...3
1. Семья как психологическая система…………………………………5
2. Болезнь как ненормативный семейный кризис……………………..21
3. Совладающее (копинг) поведение как предмет психологического анализа…………………………………………………………………………..38
Выводы……………………………………………………………………45
Список используемой литературы………………………………………46

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 80.00 Кб (Скачать документ)

4. Проявление семейного кризиса на мегасистемном уровне:

  • социальная изоляция семьи;
  • социальная дезадаптация семьи;
  • конфликты с социальным окружением.

В кризисной ситуации может происходить  блокировка актуальных потребностей членов семьи, что, в свою очередь, может  стать причиной появления симптома у одного из них — который становится носителем симптома, который позволяет  поддерживать старые, сложившиеся взаимоотношения  между членами семьи. Симптоматическое поведение появляется в результате стереотипных, «застывших» ролевых  взаимодействий, отражая некоторые  закрытые темы, прямое обсуждение которых  нарушило бы семейные правила.

Выделяют следующие характеристики симптоматического поведения:

  • сравнительно сильное влияние на других членов семьи;
  • симптом непроизволен и не поддается контролю со стороны носителя;
  • симптом закрепляется окружением;
  • симптоматическое поведение может быть выгодно другим членам семьи;
  • симптоматическое поведение «обслуживает» избегание членами семьи других психологических проблем, актуализация которых могла бы быть разрушительной для семейной системы. Тем самым оно выполняет функцию семейного стабилизатора.

  Ненормативный семейный кризис  – это кризис, возникновение которого  потенциально возможно на любом  этапе жизненного  цикла семьи  и связано с переживанием негативных  жизненных событий, определяемых  как кризисные. Р. Хилл выделил  три группы факторов, приводящих  к возникновению семейных кризисов:

1. Внешние затруднения (отсутствие  собственного жилья, работы и  др.).

2. Неожиданные события, стрессы  (семья или один из членов  становится жертвой террористического  акта, автомобильной, железнодорожной  или авиакатастрофы и др.).

3. Внутренняя неспособность семьи  адекватно оценить и пережить  какое-либо семейное событие,  рассматриваемое ею в качестве  угрожающего, конфликтного или  стрессового (серьезная болезнь  или смерть одного из членов  семьи, супружеская измена, развод и др.). [15].

Стрессоры, вызывающие ненормативные  кризисы семьи, разделяют на сверхсильные и хронические. К сверхсильным стрессорам относят: смерть одного из супругов, родителя или ребенка; супружескую измену; резкое и кардинальное изменение  в социальной ситуации развития семьи (изменение социального статуса, материального положения семьи); тяжелое хроническое заболевание  кого-то из ее членов. Хронические стрессоры (длительные) действуют по принципу «капля камень точит» и включают такие  факторы: неблагоприятные жилищные и материальные условия; высокая эмоциональная напряженность и значительные хронические нагрузки в профессиональной деятельности; чрезмерные бытовые нагрузки; нарушение межличностной коммуникации и длительно сохраняющаяся конфликтность, как в супружеской, так и в детско-родительской подсистемах. [26].

Значительной стрессогенностью характеризуются также факторы  резкого изменения стереотипа жизни  семьи и суммирования трудностей (эффект «последней капли»). Способность  семьи противостоять стрессогенным  факторам определяется ее сплоченностью  и наличием внутренних и внешних  ресурсов противодействия стрессу. Возникновение неожиданного кризисного события приводит к дисбалансу семейной системы и требует адаптации  к новой реальности. Психологическим  механизмом такой адаптации, согласно Дж. Сандлеру, является отказ от достижения прежнего идеального образа семьи и  замена его новым идеалом, приближенным к реальности. Процесс индивидуализации семьи выступает как условие  ее нормального развития, устремленного  в будущее и препятствующего  «застреванию» и регрессии к  ранее существовавшим идеальным  состояниям. [6].

Признаками семейного кризисного события могут выступать:

  • сверхнормативность для данной семьи;
  • угрожающий функционированию семьи характер событий;
  • резкое возрастание внутриличностной напряженности, кризисное состояние членов семьи;
  • возникновение межличностных конфликтов в семье, требующих их разрешение, и отсутствие у членов семьи опыта решения конфликта такого уровня;
  • истощение адаптационных ресурсов членов семьи;
  • прогрессирующие негативные изменения в семейной ситуации;
  • затруднения функционирования семьи в связи со столкновением с ситуациями, аналогичных которым не было в семейном опыте;
  • нарушение стереотипов поведения членов семьи.

В каждом ненормативном семейном кризисе  можно выделить следующие взаимосвязанные  компоненты:

1. Кризисное событие.

2. Восприятие и понимание членами  семьи происходящего.

3. Отношение членов семьи к  данному событию и особенности  его переживания ими.

4. Изменение в семейной системе.

5. Возможные индивидуальные и  общесемейные способы выхода  из кризиса.

Наличие тяжелобольного человека является нелегким испытанием для всей семьи. К категории «семья с тяжелобольным  человеком» относятся семьи, где  один из членов страдает каким-либо серьезным  соматическим либо нервно-психическим  заболеванием, алкоголизмом, патологической ревностью и т. п.

Болезнь одного из членов семьи сопровождается нарастанием эмоционального напряжения в семье и физической нагрузки у отдельных ее членов. Жалобы на нервно-психическое напряжение, неуверенность  в завтрашнем дне, тревогу наиболее часто встречаются при беседе с членами семей алкоголиков  и ревнивцев. Скандалы, неожиданные  исчезновения больного из дома, мучительная  тревога за него, невозможность строить  перспективные семейные планы —  все эти события значительно  осложняют жизнь такой семьи.

Психологами проведены исследования, направленные на изучение последствий  психического заболевания для семьи  больного, дегоспитализации психически больных. Ряд исследований посвящен изучению семей с больными шизофренией.

Все трудности, с которыми сталкивается семья больного, можно разделить  на объективные и субъективные. К  числу объективных относятся  возросшие расходы семьи, неблагоприятное  воздействие сложившейся ситуации на здоровье ее членов, нарушения ритма и распорядка жизни семьи. Среди субъективных трудностей выделяют разнообразные переживания и эмоциональные реакции в связи с заболеванием одного из членов семьи:

  • растерянность из-за полной беспомощности больного;
  • замешательство, вызванное непредсказуемостью его поведения;
  • постоянное беспокойство о будущем, связанное с неспособностью больного решать свои жизненные проблемы самостоятельно;
  • чувство страха;
  • чувство вины;
  • депрессия;
  • разочарование;
  • фрустрация;
  • ярость, вызванная неразрешимостью самой проблемы заболевания.

Такие реакции семьи нормальны  и естественны, поскольку обусловлены  чрезвычайной сложностью ситуации и  невозможностью повлиять на нее.

Появление в семье больного приводит к значительному изменению ее структуры и взаимоотношений  между ее членами. Как правило, наблюдается  «расслоение» семьи на три подгруппы, члены которых в различной  степени вовлечены во взаимодействие с больным и заботу о нем:

1. Первая группа, или внутренний слой. Представлена членом семьи, который берет на себя роль главного опекуна и на которого приходится основная тяжесть повседневного ухода, надзора, обслуживания. Как правило, это мать, сестра или жена. Жизнь этого члена семьи полностью сосредоточена на больном. Если у последнего отсутствуют или ослаблены социальные контакты, то этот член семьи становится связующим звеном между ним и миром и несет ответственность за его социальную адаптацию. Он постоянно думает о потребностях и нуждах больного, заботится об их удовлетворении. Чаще всего именно этот человек занимается поисками причин болезни или попытками их рационального объяснения, обращается к специалистам за помощью, читает специальную литературу и контактирует с подобными семьями с целью поддержки и получения новых знаний о болезни. Как правило, этот человек несет ответственность перед социумом за поведение больного и возможные последствия его нарушенного поведения. Такой член семьи наиболее чувствителен и больше других страдает от любого ослабления и усиления симптомов болезни.

Его жизнь наполнена постоянными  заботами о больном. Чем хуже идут дела у больного, тем больше активности требуется от опекуна, который часто  при этом жертвует своей личной жизнью и интересами.

2. Вторая группа — это члены семьи, которые в меньшей степени участвуют в повседневной опеке, сохраняя возможность реализации личных планов и интересов. Они продолжают вести активную социальную жизнь (работают, учатся, встречаются с друзьями и др.), но при этом их эмоциональная связь с больным членом семьи достаточно сильная. Им труднее оторваться от своих многочисленных профессиональных, учебных, личных и других дел, вследствие чего они часто беспокоятся, что 
ухудшение состояния больного может стать угрозой для привычного образа жизни и их планов на будущее. Подобные опасения 
и возникающее чувство вины могут осложнять взаимоотношения с главным опекуном больного члена семьи и провоцировать защитное поведение (у них неожиданно могут появиться «сверхважные» профессиональные и другие внесемейные дела). В результате между главным опекуном и другими членами семьи нередко возникает отчуждение (нарушение параметра 
сплоченности).

3. Третью группу составляют близкие и дальние родственники, знающие о проблемах, связанных с больным, интересующиеся им, однако практически не имеющие с ним повседневного контакта. Как правило, они обладают собственным взглядом на происходящее, чаще всего связанным с обвинениями в адрес главного опекуна и других членов семьи, что может 
усиливать чувство вины и беспомощность последних. [15].

Поведение больного, особенности его  личности во многом противоречат социальным ожиданиям других членов семьи, их представлениям о том, каким должен быть этот человек, поэтому эмоциональная реакция  на поведение и многие особенности  личности больного члена семьи –  это возмущение, раздражение, горечь. Члены семьи часто считают, что  им не повезло в жизни, они завидуют другим людям, у которых нормальные мужья, жены. В результате у них  развивается состояние глобальной семейной неудовлетворенности.

Среди факторов, стимулирующих рост неудовлетворенности в семье  в результате болезни одного из ее членов, Э. Г. Эйдмиллером и В. В. Юстицкисом  были выделены следующие:

1. Ощущение вины (своей и больного) за болезнь. Семья особенно тяжело переживает болезнь, если ее члены винят себя и 
больного в том, что произошло. Степень тяжести переживания зависит от представлений членов семьи и других родственников о болезни, ее причинах и о степени вины самого пациента в ее возникновении и продолжении. К. Теркельсен описывает две наиболее встречающиеся точки зрения членов семьи психически больного на причины болезни:

  • биологическая: семьи, осознанно или неосознанно придерживающиеся этой теории, видят причины болезни в каких-то не зависящих от воли пациента изменениях в его организме. Они могут испытывать большую растерянность перед проявлениями болезни, переоценивать возможности медикаментозного лечения, их нередко терзает страх за детей (что болезнь передается генетически) или за себя (что болезнь, вопреки всем уверениям врача, заразна). В то же время они не склонны обвинять друг друга в болезни или видеть в ней наказание пациента за его действительные или мнимые грехи;
  • психологическая: ее сторонники склонны обвинять себя и других членов семьи, самого пациента. Они могут считать, что «мать слишком опекала», «отец был слишком строг», «сестра отвергала», «брат не помогал» ит. д. и что, следовательно, все они так или иначе виноваты в том, что развилась болезнь. Кроме того, имеется определенная агрессивность и по отношению к больному («когда он хочет, он понимает», «если бы он сам постарался, дела шли бы лучше») — родственники нередко считают, что он сам виноват в том, что не выздоравливает, так как не прилагает к этому достаточных усилий. В этом случае члены семьи постепенно разделяются на обвиняющих и обвиняемых. Ради своего спокойствия они стараются не высказывать обвинений вслух и не обсуждать, кто же более всех виноват. Но скрытые взаимные обвинения могут создавать особую атмосферу тягостной тишины вокруг некоторых тем.
  1. Поведение больного члена семьи. Психическое нарушение часто сопровождается изменениями в поведении больного и приносит с собой деморализацию, более или менее глубокую утрату самоконтроля и эмпатии по отношению к чувствам других. Так, исследования психически больных показали, что даже самое причудливое поведение больного члена семьи (несвязная речь, галлюцинации и т. п.) создает не такое сильное напряжение в семье, как его раздражительное, агрессивное поведение.
  1. Длительность болезни. Как начало болезни, так и все ее рецидивы — значимый источник субъективных трудностей для семьи. Большинство психических заболеваний имеют колебания клинических проявлений — временные улучшения сменяются временными же ухудшениями. Каждое такое изменение глубоко затрагивает семью. Улучшение вызывает всплеск надежд на возвращение нормальной жизни, ухудшение порождает новое глубокое разочарование. Лишь накопление опыта приводит к тому, что семья постепенно освобождается и перестает эмоционально зависеть от временных колебаний в ходе болезни.
  2. Степень нарушения обыденной жизни семьи. Болезнь одного из членов семьи приводит к тому, что образуются функциональные пустоты. Например, обычно отец выполняет в семье ряд чрезвычайно важных семейных функций, основанием для чего служат его авторитет, личностные качества, в силу которых его поведение является «обучающим» — на его примере дети учатся, как решать различные проблемы, возникающие в ходе их взаимоотношений с окружающими; суждения отца обладают повышенной значимостью, убедительностью для них. Прямая противоположность в этом отношении ситуация, когда отец страдает алкоголизмом или обнаруживает психопатические черты характера. Безвольный, агрессивный, несамостоятельный отец, сам требующий опеки, создает «функциональную пустоту» в процессе воспитания. [26].

Информация о работе Особенности совладающего поведения супругов при переживании семейного кризиса связанного с болезнью