Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:41, курсовая работа
Целью исследования является выявление, изучение и сопоставление особенностей совладающего поведения супругов в семьях, где один из них болен.
В соответствие с целью, предметом и объектом исследования решаются следующие задачи:
- изложить понятие семьи как психологической системы;
- охарактеризовать болезнь как ненормативный семейный кризис;
Введение…………………………………………………………..……...3
1. Семья как психологическая система…………………………………5
2. Болезнь как ненормативный семейный кризис……………………..21
3. Совладающее (копинг) поведение как предмет психологического анализа…………………………………………………………………………..38
Выводы……………………………………………………………………45
Список используемой литературы………………………………………46
Семейный миф — это многофункциональный семейный феномен, формирующийся на макросистемном и проявляющийся на микросистемном уровне в виде совокупности представлений членов данной семьи о ней самой. Для обозначения этого понятия используются и такие термины, как «образ семьи», «образ мы», «верования», «убеждения», «семейное кредо», «согласованные ожидания», «наивная семейная психология». Функция семейного мифа заключается в сокрытии от сознания отвергаемой информации о семье в целом и о ее членах. Таким образом, можно воспринимать семейный миф как своеобразный механизм психологической защиты семьи, который выполняет оберегающую функцию и способствует поддержанию целостности семейной системы. [25]. Наиболее известными являются следующие семейные мифы: «Мы — дружная семья», «Мы — семья героев», «миф о спасателе». Время, необходимое для формирования семейного мифа, составляет примерно период жизни трех поколений семьи.
Негативное действие семейных мифов заключается в том, что семья становится ригидной; они препятствуют ее нормативным изменениям, связанным с динамикой жизненного цикла семьи. Так, миф об исключительности и избранности семьи может играть роль компенсаторной стратегии в первом поколении, когда желание возвысить себя, возможно, как реакция на прошлые проблемы, актуализирует мощную, но реалистичную мотивацию достижения. Однако в следующих поколениях этот миф, все больше превращаясь в оторванную от реальности центральную семейную ценность, способен привести к тяжелым нарциссическим расстройствам члена(ов) семьи и полной непродуктивности их действий.
Семейная легенда — искажающая реальные факты семейной истории интерпретация отдельных событий, позволяющая поддерживать миф о семейном благополучии. Семейная легенда выполняет защитную функцию. Она может относиться к микро, макросистемному или к индивидуальному уровню психологического функционирования семьи. В отличие от семейного мифа, семейная легенда осознается как неправда, искажение информации (например, легенда о супружеской верности при наличии измены, легенда о естественной смерти суицидента и др.) Со временем семейная легенда может стать частью семейного мифа.
Семейный сценарий — обусловленные семейной историей, повторяющиеся из поколения в поколение паттерны взаимодействия. Понятие «семейный сценарий» берет начало от идей теории М. Боуэна о трансмиссии.
Жизненный цикл семьи представляет собой последовательность этапов, которые проходит в своем развитии любая среднестатистическая семья. Славянские семьи, большей частью центрированные на детях, испытывают большие трудности на этом этапе ввиду традиционной слабости супружеской подсистемы. По мере взросления детей супруги все более теряют смысл совместного проживания, что может приводить к распаду семей, изменам, уходу в трудовую деятельность, депрессиям и т. д. Неизбежные трудности, связанные с переходом к новому этапу жизненного цикла, потребность семьи сохранить привычный стиль взаимоотношений провоцируют сопротивление семейной системы необходимым изменениям. Вместе с тем каждая семья обладает большими или меньшими ресурсами для трансформации.
Содержательная основа жизни семьи описывается следующими понятиями: семейные нормы и правила, семейные ценности, традиции и ритуалы семьи. Э. Г. Эйдемиллер называет их семейными стабилизаторами.
Семейные нормы и правила - это те основания, на которых строится жизнь семьи. Они могут касаться как режима дня, так и возможности открытого выражения чувств. Отсутствие правил и норм - это хаос, который представляет серьезную опасность для психического здоровья, так как он не дает оформиться и внутренним психическим структурам. Многие дети и подростки с делинквентным поведением - выходцы из хаотичных семей. Нечеткость правил и норм, их непроговоренность способствуют росту тревоги, могут приводить к конфузии, сбивать с толку, тормозить развитие как всей системы при переходе к новым этапам жизни семьи, так и отдельных ее членов. Правила - это то, что позволяет членам семьи ориентироваться в реальности и придает устойчивость семье в целом, благодаря тому, что каждый знает свои права и обязанности. Нередко именно дефицит правил становится главным источником обид и конфликтов. Самый распространенный пример - мать, которая жалуется на то, что дети и муж мало помогают ей и отказываются выполнять ее просьбы. В таких семьях всегда отсутствуют четкие правила, принятые всеми членами семьи и регулирующие их обязанности.
Делегирование требований и ожидании в семье может быть весьма разрушительным, если они (особенно будучи выдвинутыми родителями) противоречивы и несогласованны. Это делает невозможным их интеграцию, ведет к внутренним конфликтам и противоречиям в развитии личности ребенка. Делегирование родителями своих неосуществленных планов детям в виде навязанных им жизненных целей может стать помехой в исполнении собственных желаний и потребностей ребенка, тормозом в его самоосуществлении и, в конечном счете, приводить к депрессивным состояниям. [21].
Семейные ценности — идеалы, представления о семье, ее особенностях, которые одобряются и культивируются в кругу семьи, а также служат важным фактором регуляции взаимоотношений между ее членами. В семье могут находить отражение общегосударственные ценности. Именно семья может явиться источником формирования ценностей, способствующих адаптации и социализации молодежи.
Традиции и ритуалы — повторяющиеся узаконенные действия, имеющие символический смысл. Это очень важный фактор стабилизации системы, укрепляющий семью и редуцирующий тревогу ее членов. Семейным ритуалом может служить совместный завтрак или совместное празднование семейных дат. Семьи с дефицитом традиций и ритуалов, как правило, разобщены, а члены этих семей страдают от изоляции и тревоги. Наблюдения показывают, что, например, смерть одного из членов семьи может приводить к серьезным последствиям для здоровья других в тех семьях, где ритуалы совместного горевания, оплакивания, поминания отсутствуют. [15].
2. Болезнь как ненормативный семейный кризис.
Семья в ее синхронном функционировании
является системой, находящейся в
некотором равновесии благодаря
установившимся связям. Однако само это
равновесие является подвижным, живым,
изменяющимся и обновляющимся. Изменение
социальной ситуации, развитие семьи
или одного из ее членов влечет за собой
изменение всей системы внутрисемейных
отношений и создает условия
для появления новых
Семейный кризис — состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения.
В семейном кризисе можно выделить две потенциальные линии дальнейшего развития семьи:
1. Деструктивная, ведущая к нарушению семейных отношений и содержащая опасность для их существования.
2. Конструктивная, заключающая в себе потенциальную возможность перехода семьи на новый уровень функционирования.
Подходы к описанию семейных кризисов:
В. Сатир выделяет десять критических точек в развитии семьи.
Семья в своем развитии переживает ряд этапов, сопровождающихся кризисами. В основе нормативного кризиса, фиксируемого на микросемейном уровне, обычно лежит индивидуальный нормативный кризис взрослого или ребенка, ведущий к дестабилизации системы.
Выделяют следующие характерист
1. Проявление семейного кризиса на индивидуальном уровне:
2. Проявление семейного кризиса на микросистемномуровне:
• нарастание чувства общей
3. Проявления семейного
кризиса на макросистемном