Особенности совладающего поведения супругов при переживании семейного кризиса связанного с болезнью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:41, курсовая работа

Описание

Целью исследования является выявление, изучение и сопоставление особенностей совладающего поведения супругов в семьях, где один из них болен.
В соответствие с целью, предметом и объектом исследования решаются следующие задачи:
- изложить понятие семьи как психологической системы;
- охарактеризовать болезнь как ненормативный семейный кризис;

Содержание

Введение…………………………………………………………..……...3
1. Семья как психологическая система…………………………………5
2. Болезнь как ненормативный семейный кризис……………………..21
3. Совладающее (копинг) поведение как предмет психологического анализа…………………………………………………………………………..38
Выводы……………………………………………………………………45
Список используемой литературы………………………………………46

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 80.00 Кб (Скачать документ)

Специфика переживания семьей данного  кризиса обусловлена, кроме того, возрастом члена семьи, когда  у него возникло заболевание; наличием или отсутствием видимых дефектов физического развития, так называемым «грузом дефекта». Он понимается как  интегральная оценка медико-социальных последствий поражения и времени, в течение которого эти последствия  наблюдаются.

Можно выделить несколько этапов переживания  семьей данного кризисного события. Они проявляются в нарастании и затем спаде напряжения и  сопровождаются различными по виду и  выраженности субъективными переживаниями (чувство тревоги, растерянности, беспомощности  и т. п.) и поисками разных способов адаптации (методом проб и ошибок, формированием защитных «семейных  мифов», переоценкой ценностей и  др.). Существуют индивидуальные различия в переживании семьями данного  ненормативного кризиса. Возможно застревание  на одной из стадий, различная скорость и порядок их прохождения.

Этап шока характеризуется возникновением у членов семьи состояния растерянности, беспомощности, порой страха перед исходом заболевания, собственной неполноценности, ответственности за судьбу больного, чувства вины за то, что они не сделали ничего, чтобы предотвратить появление заболевания, или сделали что-то, обострившее положение. Эти переживания приводят к изменению привычного образа жизни членов семьи, зачастую становясь источником различных психосоматических расстройств и оказывая негативное влияние на взаимоотношения как внутри семьи, так и за ее пределами. Иногда несчастье объединяет семью, делает ее членов более внимательными друг к другу, но чаще длительное заболевание, отсутствие эффекта от проводимого лечения и формирующееся состояние безнадежности ухудшает взаимоотношения между членами семьи. В основном эта фаза достаточно кратковременна.

На этапе отрицания члены семьи оказываются просто не в состоянии адекватно принять и переработать полученную информацию и используют разнообразные средства защиты, позволяющие им уйти от необходимости признать факт наличия заболевания, что снижает адаптивный потенциал семьи. На системном уровне это может проявляться в возникновении семейных мифов, поддерживающих семейное функционирование, но основанных на неадекватном представлении о семье на данном этапе ее существования. Иногда беспокойство и растерянность членов семьи трансформируются в негативизм, отрицание поставленного диагноза, направленное на сохранение стабильности семьи. Для достижения этой цели могут тратиться огромные силы и средства, что приносит в дальнейшем лишь еще большее разочарование.

Отрицая факт болезни, члены семьи  могут отказываться от обследования больного и проведения каких-либо коррекционных  мероприятий. Некоторые семьи выражают недоверие к консультантам, многократно  обращаются в разные научные и  лечебные центры с целью отменить «неверный» диагноз. Именно на этом этапе  формируется так называемый синдром  «хождения по кругу врачей». Возможен вариант реагирования, когда семьи  признают диагноз, но при этом с особым оптимизмом относятся к прогнозу развития болезни и возможности излечения.

По мере того как члены семьи  начинают принимать диагноз и  частично понимать его смысл, они  погружаются в глубокую печаль —  наступает этап печали и депрессии. Возникшее депрессивное состояние связанно с осознанием проблемы. Наличие тяжелобольного члена семьи отрицательно сказывается на ее жизнедеятельности, динамике супружеских отношений, приводит к дезорганизации семейных ролей и функций. Чувство гнева или горечи может породить стремление к изоляции, но в то же время найти выход в формах «эффективного горевания». Нередко наблюдается снижение интереса к работе, отказ от привычных форм проведения досуга. Необходимость заботы о больном члене семьи и специального непрерывного ухода за ним могут приводить к амбивалентным чувствам. Этот синдром, получивший название «хроническая печаль», является результатом постоянной зависимости членов семьи от потребностей больного, их хронической фрустрации вследствие его относительно стабильного состояния и отсутствии положительных изменений.

Этап зрелой адаптации характеризуется принятием факта болезни, реалистичной оценкой прогноза развития заболевания и перспектив выздоровления. В это время все члены семьи способны адекватно воспринимать ситуацию, руководствоваться интересами больного, устанавливать контакты со специалистами и следовать их советам. На уровне системы происходят структурные реорганизации, прежде всего касающиеся ролевого взаимодействия.

Наличие больного члена семьи может  приводить к снижению социального  статуса семьи в целом и  ее отдельных членов. Проблемное поведение  больного может стать причиной того, что семья попадает в поле внимания милиции и медицинских учреждений. Свидетелями отклонений в поведении  становятся соседи, школа, сотрудники больного, то есть ближайшее социальное окружение. С другой стороны, члены  такой семьи сами обычно стесняются того факта, что среди них есть больной человек, и всячески это скрывают. Образуется своеобразный замкнутый круг: наличие в семье больного делает ее весьма чувствительной и уязвимой в отношении оценок окружающих. Это приводит к уходу семьи от социальных контактов, что, в свою очередь, поддерживает ощущение отверженности. Особенно чувствительны к снижению социального статуса семьи дети школьного возраста: они часто становятся объектом насмешек, группового отвержения, что осложняет их отношения со сверстниками.[15].

 В обычной семье ее члены нередко достаточно хорошо знают друг друга (привычки, вкусы, симпатии, антипатии, желания каждого). Эти знания помогают им правильно понимать поступки, намерения друг друга, верно на них реагировать. При возникновении болезни обычного уровня понимания и знания оказывается уже недостаточно. Для понимания больного требуется несравненно более высоко развитая способность познать личность другого. Это связано с необычностью самого объекта. При попытках понять человека с нарушениями мало помогает обычный, повседневный опыт, сформировавшийся в общении со здоровыми людьми. Реакции, переживания, поведение индивида с нарушениями отличны от тех, которые возникают в аналогичных обстоятельствах у здорового человека. Для того чтобы разобраться в психологических особенностях такого члена семьи, необходимо учитывать значительное число факторов, затрудняющих понимание.

Это, во-первых, социальные стереотипы, которые мешают адекватно оценить  личность.

Во-вторых, - то, что познание аффективно окрашено: нередко члены семьи  смотрят на индивида с нарушениями  через призму тех неприятностей  и огорчений, которые он им доставляет.

В-третьих, личная заинтересованность членов семьи побуждает их в одних  случаях преуменьшать, а в других - преувеличивать личностные нарушения.

От глубины и точности представлений  членов семьи о психологических  особенностях индивида с нарушениями  зависит решение чрезвычайно  важной проблемы реорганизации взаимоотношений  с ним и, в первую очередь, изменении  требований семьи к нему. Проблема эта заключается в следующем. С одной стороны, больной человек  не в состоянии справиться с теми требованиями к своему поведению, с  какими успешно справляется вполне здоровый человек. Повышенно агрессивный  человек должен приложить несравненно  больше усилий, чтобы сдержать агрессию в конфликтной ситуации. Чем выше уровень его агрессивности, тем  шире круг обстоятельств, вызывающих у  него агрессивный срыв. Требование окружающих - ни при каких обстоятельствах  не допускать таких срывов - может  привести к утрате индивидом веры в свою способность сдерживать агрессивность, владеть собой. С другой стороны, ослабление требований, признание того, что он не может управлять своими эмоциями, не ответственен за них в  такой же мере, как другие, может  привести к ослаблению столь мощного  саморегулирующего механизма, как  чувство ответственности за свои поступки. Члены семьи стоят перед  необходимостью совершенно точно ориентироваться  в возможностях индивида, формировать  адекватный уровень требований к  нему. [26].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Совладающее  поведение как предмет психологического  анализа.

 

В условиях современной динамичной насыщенной трудностями жизни перед  человеком встают новые проблемы, задачи, которые дают повод для  конфликтов, кризисных ситуаций. [9]. Что бы с этим взаимодействовать, необходимы навыки копинг-поведения.

Копинг-поведение  предполагает сформированное умение использовать определенные средства для преодоления  жизненных проблем. Это направленная форма поведения на приспособление к различным обстоятельствам. [4].

Анализ различных  подходов к толкованию понятия «coping» показывает, что целью копинг-поведения могут быть: ответ на стрессовую ситуацию и адаптация к ней, избегание разрешений, управление стрессом, адаптация к воздействиям. [9].

Впервые термин копинг был использован Л. Мерфи в 1962 году в исследованиях способов преодоления  детьми требований, выдвигаемых кризисами  развития или проблемой. К ним  относились активные усилия личности, направленные на овладение трудной  ситуацией. Термин «coping» трактуется автором как стремление индивида решить определенную проблему. [14].

Понимание механизмов совладания тесно связано с исследованиями психологического стресса, где копинг рассматривается как центральное  звено стресса, а именно, как стабилизирующий  фактор, который может помочь поддерживать психосоциальную адаптацию в  период воздействия стресса. Понятие  «копинг» можно определить как стратегии  действий, предпринимаемые человеком  в ситуации психологической угрозы, в частности в условиях приспособления к болезни как к угрозе физическому, личностному и социальному благополучию. [7].

Изучение проблемы совладания человека с трудными ситуациями в зарубежной психологии ведется  в трех основных направлениях.

Представители первого  направления большое внимание уделяют  анализу трудных ситуаций, предполагая  сильное влияние их контекста  на стиль совладания.

Представляют интерес  исследования Т. Холмтс, согласно которым, стрессогенность жизненных ситуаций пропорциональна изменениям в жизненном паттерне индивида. Исследователь также предположил, что «общим свойством стрессогенных жизненных событий является то, что при их возникновении происходит запуск у индивида некоторого адаптивного или преодолевающего трудности поведенческого стереотипа».

Механизмы совладания могут изменяться в зависимости  от сферы жизни, в которой они  проявляются: в работе, семейных отношениях, заботе о собственном здоровье. При  этом набор жизненных ситуаций и  репертуар способов их разрешения существенно  изменяется на протяжении жизненного пути человека.

В рамках второго  направления психологи делают акцент на влиянии личностных переменных, детерминирующих предпочтение индивидом  тех или иных стратегий совладания со сложными обстоятельствами.

Большой пласт работ  посвящен изучению влияния возрастных, полоролевых особенностей и социальной среды на копинг-поведение. Важную роль в формировании и выборе способа  совладания с жизненными трудностями  играет принадлежность человека большому и малому социуму.

Представители третьего направлении подчеркивают роль когнитивных  конструктов, обуславливающих способы  реагирования на жизненные трудности. По мнению ученых, одним из перспективных  направлений изучения психологических  детерминант копинг-поведения личности в трудных жизненных условиях является изучение ее отношения к  событию. Несмотря на значительное индивидуальное разнообразие поведения в стрессе  на основе специфики отношения, выделяют два глобальных стиля реагирования:

1. Проблемно-ориентированный  стиль, направленный на рациональный  анализ проблемы, связан с совладанием и выполнением плана разрешения трудной ситуации. Данный стиль проявляется в таких формах поведения как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации.

2. Субъективно-ориентированный  стиль является следствием эмоционального  реагирования на ситуацию, не  сопровождающегося конкретными  действиями.

На постсоветском  пространстве наука располагает  минимальным количеством исследований, направленных на изучение психологического совладания. Термин «совладающее поведение» появился в отечественной психологии в 90-е годы. [5].

Огромный вклад в интенсивное  развитие психологии совладающего поведения  внесли костромские психологи -  Т. Л. Крюкова и ее ученики. В их исследованиях предпринята продуктивная попытка реализации комплексного подхода  к изучению переживания человеком  трудных ситуаций и совладания с  ними, основанная на методологии субъектно-деятельностного  подхода.

Большинство исследований психологов по проблемам совладания носит теоретико-аналитический характер. Основным содержанием работ является анализ зарубежных источников.

В рамках ценностно-смысловой  теории Л.И. Анцыферовой была описана  динамика копинг-поведения. События, приносящие травму, неожиданны. Человек реагирует  сначала на сенсорном уровне –  состояние оцепенения, которое быстро сменяется активностью личности – «когнитивным оцениванием». Это  процесс распознания особенностей ситуации, выявления негативных и  позитивных ее сторон, определения  смысла и значения происходящего. От уровня развития данного механизма, от способности человека с разных точек зрения рассматривать трудную  ситуацию и прибегать к приемам  переоценки зависит правильный выбор  стратегии совладания с травмирующим событием.

Информация о работе Особенности совладающего поведения супругов при переживании семейного кризиса связанного с болезнью