Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:50, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей суицидального поведения в подростковом возрасте.
Объект: суицидальное поведение у подростков
Предмет: индивидуально психологические особенности суицидального поведения у подростков.
В исследовании были сформулированы следующие задачи:
Обзор литературы по изучаемой проблеме.
Анализ статистических данных распространения суицидального поведения среди подростков.
Рассмотрение теорий суицидального поведения.
Изучение особенностей суицидального поведения (основные мотивы, причины и способы самоубийств) у подростков практически здоровых в психическом отношении.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I.
Концепции суицидально поведения…………………………………………….6
Глава II.
Особенности суицидального поведения……………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………....38
Список литературы…………………...…………………………………………40
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава I.
Концепции суицидально поведения…………………………………………….6
Глава II.
Особенности
суицидального поведения…………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………...………
Введение
Актуальность исследования:
Особенности проявлений суицидов в детском и подростковом возрасте, своеобразие психологии и уровней социализации детей и подростков, отличительные черты психопатологических состояний, специфика профилактики — все это дает основание некоторым авторам выделять детскую и подростковую суицидологию как самостоятельную область знаний (Вроно Е.М., 1983)1.
Особую тревогу в последние десятилетия вызывает рост самоубийств среди подростков и юношей. Ежедневно более 1000 молодых людей пытаются совершить суицид. По данным регионального бюро ВОЗ, количество самоубийств среди лиц в возрасте 15—24 лет в последние 15 лет увеличилось в 2 раза; в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах суициды стоят на 2-3-м месте. В России за последнее десятилетие частота суицидов среди подростков выросла в три раза и составляет 22 самоубийства на 100 тыс. населения (3 место после Шри-Ланки и Казахстана) (цит. по Старшенбаум Г. В., 2005)2.
В начале XX века Россия находилась на последнем месте среди европейских стран по уровню самоубийств (около 3 случаев на 100 тыс. жителей). В послереволюционном 1926 году «отделом моральной статистики» НКВД СССР было зафиксировано возрастание уровня самоубийств до 6 случаев на 100 тыс. жителей. В последующие 6 десятилетий данные были засекречены по идеологическим соображениям, и даже в настоящее время мы располагаем лишь фрагментарными сведениями о реальном уровне самоубийств в СССР.
По данным Госкомстата, в 1990-1991 годах из 100тыс. россиян 26 человек добровольно расстались с жизнью. В 1992 году численность суицидентов увеличилась до 31, а в 1993 году — до 38 на 100 тыс. населения (Анискин Д.Б.,1996)3. Во второй половине 1990-х годов число суицидов в различных регионах России варьировало от 35 до 45-50 случаев на 100 тыс. населения в год (Амбрумова А.Г., Гилод В.М., Серпуховитина Т.В., Элькис И.С., Андрончинков М.М., 1998)4. В Российской Федерации и Республике Беларусь самоубийство как причина смерти занимало в 1990-х годах четвертое место после сердечно-сосудистых заболеваний, новообразований и болезней органов дыхания (Ласый Е. В., 1999)5.
Весьма неблагополучна и ситуация с суицидальным поведением подростков. Статистические данные за 2001 год демонстрируют лидирующее положение России среди стран СНГ по этому показателю. За этот период было зарегистрировано приблизительно 22 самоубийства среди подростков 15—19 лет на 100 тыс. населения соответствующего возраста (Межгосударственный статистический комитет СНГ, 2001).
Самоубийства являются одной из трех основных причин смерти представителей обоих полов в группах населения в возрасте от 15 до 34 лет. Для общества это означает значительную потерю людей в самом продуктивном возрасте их жизни. Обзор литературы по теме исследования показал недостаточную изученность особенностей суицидального поведения у подростков, что и обусловило актуальность темы исследования.
Цель исследования: изучение особенностей суицидального поведения в подростковом возрасте.
Объект: суицидальное поведение у подростков
Предмет: индивидуально психологические особенности суицидального поведения у подростков.
В исследовании были сформулированы следующие задачи:
Гипотеза: предположение, что возрастные особенности подросткового
периода влияют на формирование и феноменологию суицидального поведения.
Теоретико-методологической основой является теория
суицидального поведения, как социально-психологической дезадаптации личности в условиях неразрешимого конфликта. (А.Г. Амбрумова, 1978г.)
В данной работе применялись следующие методы: анализ научной литературы по данной проблеме и терминологический анализ.
Теоретическая
и практическая значимость: полученные данные могут
быть использованы в практической работе
по купированию суицидоопасных состояний
у подростков, а так же их профилактике.
I.Концепции
суицидально поведения
Еще
с давних времен ученые, философы, писатели
стремились дать теоретическое обоснование
суицидам. Однако в настоящее время по-прежнему
единой теории, объясняющей природу суицидов,
нет. Можно говорить только об отдельных
теоретических концепциях, среди которых
условно выделяют три основные группы:
психопатологические, психологические
и социологические.
Социологическая концепция
Эмиль Дюркгейм (1898, рус. пер. 1912)6 считал, что в основе суицидального поведения лежит «снижение и неустойчивость социальной интеграции», а частота самоубийств зависит от того, в какой степени индивид интегрирован в обществе. По мнению Дюркгейма, самоубийство во всех случаях может быть понято лишь с точки зрения взаимоотношений индивидуума с социальной средой, при этом социальные факторы, несомненно, играют ведущую роль.
Согласно классификации Э. Дюркгейма (1912), выделяются три основные категории самоубийств:
В США рейтинг суицида был низким во время Первой и Второй мировой войн, когда безработица была мала. Напротив, частые случаи суицидального поведения отмечались в течение Великой депрессии 1930-х годов, характеризующейся широким распространением безработицы. Иногда люди совершают суицид в знак протеста против произвола правительства. Массовые суициды, при которых большое количество людей убивают себя одновременно, чрезвычайно редки. Наиболее известный массовый суицид произошел в 73 году н. э. в Массаде (в настоящее время юг Израиля), когда 960 евреев убили себя в знак протеста порабощения их Римом; в 1978 году в Джейстауне, Гвинея, больше 900 членов культа совершили суицид по требованию их лидера, Джима Джонса. В подобных случаях, считал Э. Дюркгейм, причины самоубийства могут сочетаться — например, аномия с альтруизмом.
Современные
суицидологи не отрицают того факта, что
социальные факторы занимают видное место
среди причин суицидального поведения,
но объяснение всей проблемы самоубийств
лишь с точки зрения влияния на человека
социальной среды является односторонним
и непродуктивным. Главный недостаток
этой концепции — недооценка роли личности
во взаимоотношениях с социальной средой.
Психологические концепции
Согласно
другим теориям, в формировании суицидальных
тенденций личности ведущее место занимают
психологические факторы. Наиболее значимыми
среди них представляются психодинамическая,
экзистенциально-
Психодинамическая модель суицидального поведения 3. Фрейд рассматривал самоубийства как проявление инстинкта смерти, который может выражаться в аутоагрессии. Два основных влечения — Эрос и Танатос — борются на протяжении человеческой жизни. С возрастом сила Эроса убывает, а сила Танатоса растет. По Фрейду, суицид и убийство являются проявлением разрушительного влияния Танатоса, то есть агрессии, направленной против спроецированного внутрь себя объекта либидо (Фрейд З, 1990)7.
Теоретические психоаналитические положения о самоубийстве содержатся в работе «Печаль и меланхолия». Анализируя меланхолию, Фрейд писал, что в этом состоянии отмечается регрессия либидо по отношению к объекту привязанности. Тень объекта падает на Эго, которое начинает рассматриваться как оставленный объект. Таким образом происходит нарциссическое отождествление. К объекту любви, служащему заменой (то есть к Эго), проявляется ненависть, вследствие которой этот объект унижается, оскорбляется и ему причиняется страдание. Благодаря этому страданию ненависть получает садистическое удовольствие. Фрейд писал, что «только этот садизм разрешает загадку склонности к самоубийству, которая делает меланхолию столь интересной и столь опасной». И далее: «Ни один невротик не испытывает стремления к самоубийству, не исходя из импульса убить другого, обращенного на самого себя... Эго может убить себя только тогда, когда благодаря обращению привязанности к объектам на себя оно относится к самому себе как к объекту; когда оно может направить против себя враждебность, относящуюся к объекту и заменяющую первоначальную реакцию Эго, к объектам внешнего мира» (Фрейд З., 2001,).8
Позже, основываясь на концепциях 3. Фрейда, К. Меннингер (1950, рус. пер. 2000)9 рассматривал суицид как отрефлексированное убийство, результат гнева на другого человека, который интровертировался, то есть «обратился против себя». Он также описал суицид как инстинкт к смерти. Им же были охарактеризованы три компонента враждебности при суициде:
Если не представлены все три компонента, то попытка не является серьезной: она рассчитана на внешний эффект и связана со стремлением запугать кого-то, шантажировать, получить таким образом какие-либо дивиденды.
К К. Меннингеру восходят и современные концепции саморазрушающего поведения, поскольку он первый отнес наркотическую и алкогольную зависимости к одной из форм самоуничтожения. Кроме того, он ввел понятие «частичное самоубийство» для некоторых форм невротического членовредительства: трихотилломании (вырывание и поедание собственных волос), онихофагии (грызение ногтей), удаление зубов, ампутации (пальцев, конечностей, полового члена). Во всех этих случаях, по мнению К. Меннингера, суицидальный импульс сосредотачивается на отдельном участке тела, являющемся для пациента своего рода заменой целого, подлежащего уничтожению.
Важный вклад в психоаналитическое объяснение суицидального поведения внесла ученица 3. Фрейда и К. Г. Юнга С. Шпильрейн, которая обнаружила в сексуальном влечении деструктивный компонент, связь сексуальных желаний и стремление к смерти, то есть амбивалентность сексуального влечения (иными словами, не антагонизм, а своеобразное сосуществование Эроса и Танатоса). Она писала, что «направленная против себя любовь ведет к самодеструкции, так, например, к самоумерщвлению плоти, мученичеству, да и полному уничтожению собственной сексуальности, как при кастрации. Это лишь различные формы и степени самоуничтожения» (Шпильрейн С.Н. 1999)10.
Таким образом, сторонники «ортодоксального» психоанализа считают, что самоубийство — это преобразованное (направленное на себя) убийство, а в подтверждение правильности своей точки зрения ссылаются на обратное численное соотношение убийств и самоубийств, действительно существующее в ряде стран, а также — на снижение самоубийств во время войн. В целом психоаналитики считают и анализируют самоубийство как проявление дисфункциональных механизмов психологической защиты и в значительно меньшей мере рассматривают его в социальном плане.
Информация о работе Особенности суицидального поведения у подростков