Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:50, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей суицидального поведения в подростковом возрасте.
Объект: суицидальное поведение у подростков
Предмет: индивидуально психологические особенности суицидального поведения у подростков.
В исследовании были сформулированы следующие задачи:
Обзор литературы по изучаемой проблеме.
Анализ статистических данных распространения суицидального поведения среди подростков.
Рассмотрение теорий суицидального поведения.
Изучение особенностей суицидального поведения (основные мотивы, причины и способы самоубийств) у подростков практически здоровых в психическом отношении.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I.
Концепции суицидально поведения…………………………………………….6
Глава II.
Особенности суицидального поведения……………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………....38
Список литературы…………………...…………………………………………40
К. Г. Юнг (1991)11, касаясь проблемы самоубийства, указывал на бессознательное стремление человека к духовному перерождению, которое может стать причиной смерти от собственных рук. Это стремление связано с актуализацией архетипа коллективного бессознательного, принимающего различные формы:
- идеи метемпсихоза (переселения душ), когда жизнь продлевается чередой различных телесных воплощений;
- идеи перевоплощения, предполагающего сохранение непрерывности личности и новое рождение в человеческом теле;
-идеи воскрешения – восстановления человеческой жизни после смерти в состоянии нетленности, так называемого «тонкого тела»;
- идеи возрождения – восстановления в пределах индивидуальной жизни с превращением смертного существа в бессмертное;
- идеи переносного возрождения путем трансформации, происходящей не прямо, а вне личности.
Современные психодинамические теории суицидального поведения придают большое значение исследованию фантазии суицидентов о том, что могло бы случиться и что было бы с их сознанием, если произойдет суицид. Эти фантазии часто включают жажду мщения, могущества, контроля, наказания; жажду искупления и жертвы; желание убежать или заснуть либо спастись, возродиться, воссоединиться с помощью смерти в новой жизни. Суицидальные фантазии возникают чаще при потере любимого, близкого человека. У депрессивных больных возникают фантазии об избавлении от депрессии с помощью суицида.
Экзистенциально-
Представители
экзистенциально-
По
мнению большинства сторонников экзистенциально-
Когнитивно-поведенческая теория суицидального поведения
Когнитивно-поведенческая теория исходит из понятия «рефлекса цели». И. П. Павлов писал: «...Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас … жизнь перестает призывать к себе, как только исчезает цель. Разве мы не считаем весьма часто в записках, оставляемых самоубийцами, что они прекращают жизнь потому, что она бесцельна. Конечно, если цели человеческой жизни безграничны и неистощимы. Трагедия самоубийцы в том и заключается, что у него происходит чаще всего мимолетное и только гораздо реже продолжительное задерживание, торможение... рефлекса цели».
Современные
представители когнитивной школы, изучая
процесс обработки человеком информации,
подчеркивают роль негибкого мышления
и «когнитивных искажений») (например,
«жизнь ужасна, альтернатива ей только
смерть»), которые ведут к невозможности
выработки решений своих проблем (Бек
А, 2003)13. В рассуждениях сторонников
этой концепции много интересного, но
все они страдают односторонностью.
Интегративная концепция суицидального поведения
Концепция социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживания неразрешенного конфликта (Амбрумова А.Г. 1978)14.
Автор выделяет объективные (конкретные причины) и субъективные (психологические переживания) стороны дезадаптации, которые взаимосвязаны, но не обязательно соответствуют друг другу. Дезадаптация всегда обусловлена конфликтом, который имеет как внешний (экстраперсональный), так и внутренний (интроперсональный) критерии. Автор вводит также понятие «порог дезадаптации». Конфликт, превышающий порог дезадаптации, именуется кризисом. Личность со всеми ее индивидуальными особенностями представляет собой стержневую основу для понимания суицидального поведения как проявления социально-психологической дезадаптации. Имеется последовательная связь между социальными и личностными факторами, конфликтом, социально-психологической дезадаптацией, крахом ценностных установок и суицидом.
Естественно,
что личность в экстремальных условиях
по-разному ведет себя в конкретной ситуации.
Это зависит, с одной стороны, от силы действующих
социальных факторов, с другой — от личности,
реагирующей на эти объективные трудности.
Подобная зависимость еще более усложняется
в подростковом возрасте, когда формирование
личности еще не окончено, и в силу этого
оценка объективных трудностей подростком
и реакция на них часто бывают неадекватными.
II. Особенности суицидального поведения
Отношение к жизни и
смерти
Е. Шир (1984), Планк (Planck, 1977), Е. Ланге, Ф. Пикер (Lange, Picker, 1980) и др. считают, что концепция смерти у ребенка приближается к концепции смерти взрослого лишь к 11 — 14 годам, то есть только начиная с этого возраста ребенок по-настоящему осознает реальность и необратимость смерти. Поэтому термин «суицид» и «суицидальное поведение» для раннего возраста мало-приемлем.
По
данным Е.М. Вроно трактовка ребенком или
подростком феномена смерти на разных
возрастных этапах неоднозначна и изменчива.
Формирование представления о смерти
на протяжении детства проходит в несколько
этапов: от полного отсутствия в сознании
ребенка представления о смерти до
формального знания о ней и знакомство
с атрибутами ухода из жизни ( понятие
траура, похорон и т.п.). Знание о смерти
не соотносится у ребенка ни со своей собственной
личностью, ни с личностью кого-либо из
близких; не сформировано представление
о необратимости смерти, которая понимается
как длительное отсутствие или иное существование.
Ребенок признает возможность двойственного
бытия: считаться и быть умершим для окружающих
и в то же время самому наблюдать их отчаянье,
быть свидетелем собственных похорон
раскаяния своих обидчиков. Отсутствие
страха смерти является отличительной
чертой психологии ребенка. К периоду
адолесценции вместе с проявлением
относительной зрелости и социализированности
личности мы наблюдаем становление адекватного
представления о смерти как о необратимом
прекращении жизни. У подростков формируется
страх смерит, которых, однако, еще не базируется
на осознанном представлении о ценности
жизни. «Метафизическая интоксикация»,
свойственная психологии подростка, выражается,
в частности, в углубленном размышлении
на тему жизни и смерти. Общая неустойчивость,
недостаточность критики, повышенная
самооценка и эгоцентризм создают условия
для снижения ценности жизни, что негативно
окрашивает эмоциональность подростка
и в конфликтной ситуации создает предпосылки
для суицидального поведения.
Личностные особенности и ситуационные реакции у подростков
Причина суицидального поведения — понятие глубокое и сложное. Оно уходит своими корнями в социально-психиатрический анализ проблемы. Причина — это все то, что вызывает и обусловливает суицид. А. Г. Амбрумова (1983)15 основной причиной суицидальных действий считает социально-психологическую дезадаптацию личности. Помимо главной причины могут быть еще и второстепенные (болезнь, семейно-бытовые трудности и т. д.).
А. Е. Личко к числу наиболее частых причин суицидов среди подростков относит:
Д. Д. Федотов и соавт. (1978) отмечают, что суицидальные попытки и намерения (по типу истерических реакций) чаще возникают у подростков в ответ на систематическое словесное унижение, игнорирование их мнения близкими, ущемление самостоятельности, в ответ на конфликтные ситуации, связанные со злоупотреблением алкоголем и приемом других наркотических средств, вследствие присущих данному возрасту сексуальных проблем. Суициды и покушения, обусловленные психическими расстройствами (аффективно-шоковые и депрессивные реакции), по данным авторов, чаще возникают в результате незаслуженного наказания или унижения, исходящих от родителей и друзей, оскорбления чувства дружбы и любви, исключения по разным причинам из учебного заведения, измены.
А. А. Султанов (1983)16, изучая причины суицидального поведения у практически здоровых подростков и юношей, выделил три основные группы факторов:
1. Дезадаптация, связанная с нарушением социализации, когда место молодого человека в социальной структуре не соответствует уровню его притязаний.
Л.Я.Жезлова 17 изучая причины суицидальных проявлении у подростков с клинической позиции выделила следующие причины:
Известно, что импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость характерны для большинства подростков. У них обостряется чувство самоанализа. Молодые люди склонны к «переоценке ценностей», мучительно ищут свое место в обществе, пытаются уяснить «смысл жизни». Бескомпромиссность, эгоцентричность, отсутствие жизненного опыта, в свою очередь, усиливают реакцию протеста, усугубляют конфликт между еще не сформировавшимся, легкоранимым Я и жестоким, несправедливым, по их мнению, обществом.
А. Е. Личко (1983)18 указывает на определенную связь суицидального поведения подростка с типом акцентуации характера. По данным автора, при демонстративном суицидальном поведении 50% подростков имели истероидный, истероидно-неустойчивый и гипертимно-истероидный типы, 32% — эпилеп-тоидный и эпилептоидно-истероидный и лишь 18% — другие типы акцентуаций характера. В то же время суицидальные покушения в большинстве случаев совершались лицами с сенситивным (63%) и циклоидным (25%) типами акцентуации.
По данным В. Т. Кондрашенко, С. А. Игумнова (2004)19, среди подростков, покончивших с собой или покушавшихся на самоубийство, 24% имели шизоидный тип, 20% — сенситивный, 18% — психастенический, 15% — возбудимый и эпилептоидный, 13% — эмоционально-лабильный и 10% — остальные типы особенностей характера.
А. Г. Амбрумова, Е. М. Вроно (1985)20, исследуя личностные особенности подростков с суицидальным поведением, показали, что для большинства из них характерна импульсивность, проявляющаяся в неспособности подростка сколько-нибудь продолжительное время обдумывать принятые решения, предусмотреть последствия совершаемого поступка и смоделировать свое поведение таким образом, чтобы не пострадали самолюбие и собственные интересы. Изменение настроения у таких подростков обычно зависело от мимолетных и незначительных впечатлений, а в конфликтной ситуации у них легко возникало состояние растерянности с элементами тревоги, вегетативными нарушениями. Большинство подростков, совершивших суицидальные действия, отличались повышенной внушаемостью, которая проявлялась в выраженной способности к сопереживанию и сочувствию, переносу встречающихся в литературе и кино коллизий на себя, быстром «вживании» в образ, в возможности испытывать в этих несуществующих ситуациях истинные эмоциональные потрясения, а также в некоторой несамостоятельности мышления, зависимости от мнения окружающих, стремлении строить свое поведение по образу и подобию героев книг, кинофильмов и т. п.
Указанные личностные особенности, выявленные авторами у подавляющего большинства подростков-суицидентов, создают, по их мнению, определенную суицидальную предиспозицию личности в подростковом возрасте. Нельзя оставить без внимания тот факт, что описанные А. Г. Амбрумовой, Е. М. Вроно личностные особенности суицидентов в известной степени свойственны любому подростку, чем и объясняется, по утверждению самих же авторов, высокий процент ситуационных реакций и реактивных состояний, формирующих пресуицидальный период в подростковом возрасте.
Информация о работе Особенности суицидального поведения у подростков