Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:50, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей суицидального поведения в подростковом возрасте.
Объект: суицидальное поведение у подростков
Предмет: индивидуально психологические особенности суицидального поведения у подростков.
В исследовании были сформулированы следующие задачи:
Обзор литературы по изучаемой проблеме.
Анализ статистических данных распространения суицидального поведения среди подростков.
Рассмотрение теорий суицидального поведения.
Изучение особенностей суицидального поведения (основные мотивы, причины и способы самоубийств) у подростков практически здоровых в психическом отношении.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I.
Концепции суицидально поведения…………………………………………….6
Глава II.
Особенности суицидального поведения……………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………....38
Список литературы…………………...…………………………………………40
По мнению Амбрумовой А.Г. и Жезловой Л.Я еще одной особенностью суицидального поведения у детей и подростков следует считать несерьездность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми суициденты объясняют свои попытки самоубийства. Этим обусловлены особые трудности своевременного распознавания суицидальных тенденций и частота неожиданных для окружающих слуаев.
Наиболее типичными для детей и подростков являются следующие мотивы суицидального поведения:
По мнению Л.Я. Жезловой21 детский и подростковый периоды протекают под знаком активной био-психо-социальной эволюции. Возрастная динамичность, пронизывая все формы существования, влияет на картину каждого этапа развития суицидального акта.
Так, в отличие от взрослых, у детей и подростков картина пресуицидального состояния не имеет монолитного, единого признака. Мозаичность, вариабильность, лабильность пресуицидального статуса создает особые затруднения в распознании угрозы самоубийства.
Э. А. Чомарян (1983), обследуя подростков, суицидальные действия которых не выходили за рамки ситуационно-личностных реакций (155 человек), отмечает некоторые возрастные особенности реакций. Так, у подростков старшего пубертатного возраста чаще наблюдались реакции по типу дистимичес-ких и пессимистических, а младшего — девиирующие и дезорганизующие.
Дальнейшие исследования в этой области позволили А. Г. Амбрумовой и Е. М. Вроно (1985)22 выделить суицидоопасные ситуационные реакции, специфические для подросткового возраста: реакцию депривации, эксплозивную реакцию и реакцию самоустранения.
Реакция депривации чаще наблюдается у подростков младшего и среднего пубертатного возраста (12-16 лет). Проявляется угнетением эмоциональной активности, потерей интересов к прежним увлечениям и занятиям, погруженностью в негативно окрашенные переживания. Основное содержание переживаний обычно составляет страх наказания за проступки или плохую успеваемость. Чаще встречается в семьях с ортодоксальными авторитарными воспитательными установками. Суицидальное поведение характеризуется стойким и выраженным намерением умереть, которое быстро исчезает при решении конфликтной ситуации.
Эксплозивная реакция чаще встречается у подростков старшего возраста (16— 18 лет). Проявляется аффективной напряженностью, враждебностью к окружающим, особенно к участникам конфликта, сочетанием с другими формами девиантного поведения (пьянство, правонарушения). Часто формируется у подростков с завышенными претензиями. Суицидальные действия обычно диктуются стремлением отомстить обидчикам, настоять на своем, доказать свою правоту. Суициды совершаются на высоте аффекта, в апогее конфликта, часто на глазах у обидчиков. В постсуицидальном периоде возможны повторные попытки, особенно если подростку удалось с их помощью изменить ситуацию в свою пользу.
Реакция самоустранения наблюдается чаще у подростков с чертами социальной и психической незрелости (хронические соматические заболевания, невысокий интеллект, признаки социально-педагогической запущенности). Нередко возникает при резкой смене жизненного стереотипа и характеризуется стремлением уйти от возникающих трудностей. При этом подросток впадает в отчаяние при малейшей неудаче или конфликте. Такие подростки внушаемы, несамостоятельны, часто попадают под влияние сверстников, ведущих асоциальный образ жизни. Суицидальное поведение расценивается ими обычно как выход из создавшейся конфликтной ситуации. Имитации суицидов встречаются редко, однако при неудавшемся суициде такие подростки активно просят о помощи, боятся умереть, стыдятся своего поведения.
Выделенные
типы суицидальных реакций, на наш взгляд,
соотносятся с широко известными в литературе
(Ковалев, 1979; Личко, 1985; Кондратенко, 1986,
1988) ситуационно-личностными реакциями
у детей и подростков: оппозиции, отказа,
имитации, эмансипации, реакциями, обусловленными
сексуальным влечением и формированием
самосознанием.
Суицидальное поведение при невротических состояниях
Среди разнообразных невротических состояний суицидальное поведение в детском и подростковом возрасте чаще всего наблюдается при реактивной депрессии и кратковременных невротических реакциях.
В детском возрасте реактивная депрессия приобретала суицидальные тенденции не сразу после действия психогении. Обычно для их развития необходимы дополнительные условия, которые ряд авторов определяет как момент « вторичной травматизации».
Если в детском возрасте суицидальные попытки наблюдались преимущественно в стадии наибольшей выраженности реактивного состояния, то у подростков они осуществлялись на всех этапах его развития и в каждом периоде имели свои причины.
По мнению Л.Я. Жезлова23Невротические реакции, сопровождающиеся попыткой суицида, у детей и подростков наблюдались нами в тех случаях, когда психотравматическая ситуация имела особую значимость для данной личности, и в то же время сама личность имела некоторые предпосылки к их формированию. Как у детей, так и у подростков, несмотря на то, что они до суицидальной попытки не нуждались во врачебном наблюдении, лечении, были полностью адаптированы в жизни, в анамнезе обнаружились тяжелые соматические заболевания, « цепочки» инфекций, черепно-мозговые травмы, черты акцентуаций характера, то есть те особенности, которые предполагали к нервно-психической неустойчивости».
Суицидальные реакции невротического
типа, по особенностям клинической картины,
можно разделить на две группы: депрессивные
и истерические. Последние наблюдались
преимущественно у девочек с чертами психической
инфантильности, склонными к подражательным
формам поведения. Нельзя считать случайным
что половина суициденток этой группы
совершили попытку самоубийства совместно
с другими лицами.
Суицидальное поведение при психопатиях и психопатических состояниях
В периоде детства суицидальные попытки наблюдались, в основном, у психопатов возбудимого типа. У подростков, помимо этого, не редкими были психопатии и развития по психастеническому типу. При психопатии у детей суицидальные попытки обычно возникали на отдельных этапах в течение заболевания, когда реакции их на различные внешние воздействия выражались в довольно однотипных проявлениях- чертами агрессивности, возбудимости, эксплозивности, склонности к импульсивным поступкам. У большинства таких больных в анамнезе выявлены угрозы самоубийства, предъявлявшиеся в состоянии аффекта. В механизмах развития суицидальных тенденций имелись определенные различия: у части детей и подростков суицидальные тенденции формировались в структуре аффективного кризиса, попытки самоубийства осуществлялись как форма агрессивной реакции протеста. Второй вариант представили случаи когда суицидальные тенденции развивались при психогенной декомпенсации психопатии и обострении ведущего синдрома. При третьем варианте суицидальные тенденции возникали в структуре реактивных состояний у психопатической личности с формированием депрессивного, истерического и тревожно-фобического синдромов.
Ситуационно-обусловленные психогенные реакции с суицидальным поведением наблюдались у детей и подростков с дисгармоническим течением возрастных кризисов, с проявлениями резидуально-органической церебральной недостаточности или с признаками патохарактерологического развития. По мере «взросления» суицидентов этой группы тенденции к усугублению психопатических расстройств исчезают. По данным Жезловой Л.Я. этот факт дает основание для отнесения таких реакции к числу транзиторных патологических состояний. Однако, среди других видов суицидальных реакций они отличаются особой опасностью для жизни, т.к. совершаются в состоянии аффекта, без особого выбора способа аутоагрессии, не редко с включением импульсивных механизмов. Кроме того, в периоде возростных кризисов такие реакции могут повторяться.
По мнению ряда авторов, суицидальное поведение в детском возрасте очень редко бывает связано с психическими заболеваниями, в подавляющем большинстве случаев это ситуационно-личностные реакции, в первую очередь реакция оппозиции (Kannez, 1966). У подростков же роль психических расстройств (депрессивное состояние и др.) в происхождении суицидального поведения несколько возрастает (Nissen, 1974). Существует и противоположное мнение, согласно которому в детском возрасте по сравнению с подростковым суицидальное поведение носит более серьезный характер. По данным Л. Я. Жезловой (1978), у 59,4% детей в возрасте 7—14 лет отмечалось покушение на самоубийство. Среди детей-суицидентов в возрасте до 13 лет больные шизофренией составили 70%, а лица с ситуационными реакциями — 18%; в более старшем возрасте (13—14 лет) число страдающих шизофренией уменьшилось до 38%, а число лиц с ситуационными реакциями, наоборот, возросло до 60%.
Поданным
В. Т. Кондрашенко, С. А. Игумнова (2004)24,
основной причиной суицидальных действий
подростков в 26% случаев явились болезненные
состояния (психозы — 10%, пограничные состояния
— 15%, соматические заболевания — 1%), в
12% — трудная семейная ситуация, в 18% —
сложная романтическая ситуация, в 15% —
нездоровые отношения со сверстниками,
особенно в неформальных группах, в 8% —-
нездоровые отношения со взрослыми, в
том числе с учителями (дидактогении),
в 7% — боязнь ответственности и стыд за
совершенное правонарушение, в 5% — пьянство
и употребление наркотиков и в 9% — прочие,
в том числе и невыясненные, причины.
Суицидальное поведение при депрессивных расстройствах
К сравнительно-возрастным вариантам депрессивных состояний детей и подростков с высокой суицидальной опасностью относятся детский вариант депрессивного синдрома, девиантный, ипохондрический, астенический, вариант с преобладанием типично-подростковых синдромов ( метафизической интоксикации и дисморфофобии), а также типично-депрессивный вариант синдрома.
В препубертатном и младшем пубертатном возрасте (10-12 лет и 12-14 лет) встречается, как правило, девиантный вариант подростковой депрессии.
Клиническая картина характеризуется обилием несвойственных раньше подростку нарушений поведения самого широкого спектра: от грубости и конфликтности с домашними и прогулов школьных занятий до бродяжничества, противоправных поступков, алкоголизации и наркотизации, сексуальных эксцессов.
Ипохондрический вариант депрессии встречается чаще в младшем и среднем пубертатном возрасте (12-14 лет и 14-16 лет).
В клинической картине превалируют соматические жалобы. Действительно существующие неприятные ощущения в теле преувеличиваются и трактуются подростками как признаки неизлечимого заболевания, аффект тревожно-тоскливый, с раздражительностью, ощущением бесприютности и покинутости всеми. Подростки становятся эгоцентричны и капризны. Под предлогом заболевания запускают школьную учебу, контакт со сверстниками затрудняется из-за погруженности в свои болезненные ощущения.
Подростки убеждены в наличие у себя тяжелого неизлечимого заболевания, консультируются интернистами, нередко стационируются в соматические больницы.
Конфликты, возникающие в школе в связи с пропусками занятий, отставанием в учебе, «непонимание» окружающими их переживаний, создают, нередко, непереносимые, безвыходные, по мнению подростков, страдающих депрессией, ситуации, обусловливающие суицидальную опасность.
Астенический вариант депрессии характерен для подростков младшего и среднего пубертатного возрастов (12-14 лет и 14-16 лет).
Первыми признаками депрессии в этих случаях являются затруднения в учебе, которые являются следствием прогрессирующей идеаторной заторможенности: нарастают трудности в усвоении нового материала, возникает ощущение ухудшения памяти, невозможности сосредоточиться. Блекнут, свойственные раньше подростку, увлечения и интересы, появляется душевная вялость, безынициативность. Подросток говорит о скуке, унынии. Описанное состояние создает почву для возникновения, в первую очередь, школьных конфликтов, которые воспринимаются депрессивным подростком обостренно и трагически в силу его усиленной сензитивности и ранимости. Суицидальные попытки в этих случаях совершаются не в момент наивысшего эмоционального напряжения, как это нередко бывает в подростковом возрасте, но по прошествии некоторого времени после психотравмы. Особенностью суицидального поведения в этих случаях является и то, что покушение на самоубийство нередко становится «привычным» ответом на конфликтную ситуацию подростков с астеническим вариантом депрессии; риск повторных попыток весьма высок.
Информация о работе Особенности суицидального поведения у подростков