Особенности суицидального поведения у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:50, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучение особенностей суицидального поведения в подростковом возрасте.
Объект: суицидальное поведение у подростков
Предмет: индивидуально психологические особенности суицидального поведения у подростков.
В исследовании были сформулированы следующие задачи:
Обзор литературы по изучаемой проблеме.
Анализ статистических данных распространения суицидального поведения среди подростков.
Рассмотрение теорий суицидального поведения.
Изучение особенностей суицидального поведения (основные мотивы, причины и способы самоубийств) у подростков практически здоровых в психическом отношении.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I.
Концепции суицидально поведения…………………………………………….6
Глава II.
Особенности суицидального поведения……………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………....38
Список литературы…………………...…………………………………………40

Работа состоит из  1 файл

курсовая самый последний вариант.doc

— 209.50 Кб (Скачать документ)

     Вариант депрессивного синдрома с преобладанием типично подростковых симптомов (метафизической интоксикации и дисморфобии) свойственен подросткам постпубертатного возраста (16-18 лет). Наблюдаются депрессивные состояния, в клиническом оформлении которых преимущественную роль играет метофизическая интоксикация. Рассуждения и размышления о смысле жизни и сущности смерти, вообще свойственные подростковому периоду, приобретают у подростков в состоянии депрессии характер навязчивого  бесплодного мудрствования, негативно аффективно окрашенного и несущего в себе элементы «пассивного согласия на смерть».

     Суицидальное поведение в этих случаях не связано, как правило, с конфликтной ситуацией, не имеет психологически понятного повода, что совершенно необычно для такового в подростковом возрасте. Покушение на самоубийство является нередко результатом длительных размышлений о смысле жизни и сущности смерти. При неудаче суицидальные попытки, как правило, повторяются.

     Так же в этой возрастной группе можно наблюдать суицидентов с депрессивными состояниями, клиническая картина которых определяется проявлениями дисморфофобии. Неудовлетворенность собственной внешностью, вообще свойственная подросткам, переживания связанной с ней несостоятельности, болезненно обостряются и приобретают самодавлеющее значение в сознании депрессивных подростков. Особенно девочек среднего и старшего пубертатного возрастов. Переживания дисморфофобического круга обостряют сензитивность, способствуют углублению депрессии, служат источником для возникновения суицидоопасных  ситуаций, даже в ответ на незначительную психотравму. 
 
 
 

       Способы

     По  данным Е. М. Вроно общая некомпетентность детей и подростков лежит в  основе оперирования ими в суицидальных целях « невинными» с точки  зрения взрослых, вещами, такими, как контурный клей, шампунь и т.п., при полной убежденности в их смертельной опасности; с другой стороны, дети не редко прибегают к наиболее калечащим способам покушения на свою жизнь, не отдавая себе отчет в их крайней опасности: падение с высоты или под транспортные средства, попытки самоповешания или самоутопления. В подростковом возрасте нередко наблюдаются « переигранные» демонстрации, когда аутоагрессивные акты совершались с рентными установками без цели покончить с собой при помощи первых попавшихся под руку средств. Не имея представления об  опасности их для жизни или обманываясь их внешним оформлением ( цветом, сладким вкусом оболочки таблетки и т.д. ), подростки использовали их для суицидальной демонстрации, следствием чего являлись тяжелейшие медикаментозные отравления, требующие экстренных  реанимационных мер.

     Поданным В. Т. Лекомцева и Е. А. Панченко (2002), в младшей возрастной группе (до 13 лет) в качестве способа самоубийства избирается самоотравление. В средней (13-16 лет) к самоотравлению присоединяются и другие способы — самоповешение, самоудавление, суициды с помощью колющих и режущих предметов, а также комбинированные способы,. В старшей возрастной группе способы самоубийства не отличаются от взрослых. Более 90% всех суицидологических отравлений приходится на лекарственные препараты (фено-тиазины, бензодиазепины, жаропонижающие, антибактериальные средства). В состоянии аффекта, после ссоры с родителями, сверстниками, подростки могут использовать целый набор медикаментов, а также уксусную кислоту, фосфорорганические соединения (например, карбофос и др.).

     Наиболее частыми способами суицидальных попыток у девочек были отравления, у мальчиков — порезы вен и повешение.

     По Жезловой Л.Я. при достаточном разнообразие способов суицидальных попыток преимущественная частота приходится на случай самоотравления (33.5 %) и самопорезов (23.5 %). На выбор способа оказывают влияние как случайные так неслучайные обстоятельства. К последним Жезлова Л.Я. относит выявившуюся зависимость от возраста суицидентов и от нозологических особенностей их состояния. В младшей возрастной группе – до 13 лет преимущественно наблюдались попытки самоотравления, в средней - от 13 до 16 присоединяются и другие способы – странгуляция, самопорезы и комбинированные способы. В старшей способы становятся как у взрослых. При шизофрении во всех возрастных группах наблюдались особоопасные для жизни способы. В частности необычная форма аутоагрессивного поведения. При психопатических и резидуально органических расстройствах выбирали способы, не требующие предварительной подготовки, по принципу их доступности в конкретной ситуации. При невротических состояниях даже в тех случаях, когда имели место острые депрессивные состояния, способы применялись с учетом их безболезненность. По мнению Жезловой Л.Я выбор способа у детей и подростков не может служить показателем того, насколько серьезны намерения суицидентов.  
 
 
 
 
 
 

       Факторы, влияющие на формирование суицидального поведения в подростковом возрасте 

     Фактор семьи

     В механизме развития суицидального поведения огромную роль играют условия, в которых возникают суицидальные тенденции. По данным Жезловой Л.Я. наиболее значимым фактором является семья, чья роль для лиц детско-подросткового возраста более существенна и многогранна, чем для зрелого человека. Она не ограничивается функциями « окружающей среды», а является средой, направляющей и питающей духовно-социальную жизнь ребенка. По данным специально исследования до 92% суицидов у детей и подростков прямо или косвенно связаны с неблагополучиями в семье (Д. Узан, 1971).

     Согласно данным литературы,  в неполных и конфликтных семьях, в семьях с невысоким общекультурным и образовательным уровнем, в «алкогольных» и «криминальных» семьях дети и подростки чаще совершают суициды, чем в благополучных. Отмечается также, что такие виды деформации воспитания как гиперопека, авторитарность или жестокость родителей порождают у детей неприспособленность к житейским трудностям или оппозиционные установки- черты, определяющие развитие суицидальности (Ф. Мартонова 1968, Л. Черни 1972). Однако, аналогичные отрицательные характеристики отличают и те семьи, в которых дети заболевают неврозами, психопатиями, приобщаются к алкоголизму или криминальным формам поведения (В. В Флоровская,  Е.А.Данилова 1974). Это заставляет предположить, что в условно-равноценных по формам неблагополучия семьях у детей возникают различные проявления психологической патологии и девиации поведения.

     В течение 1979-1980 гг. Жезловой А.Я. было изучено 100 семей, что составило 267 чел. (100 детей и подростков 167 родителей). Было установлено, что по социально-экономическим характеристикам 87% семей следует рассматривать как вполне благополучные. При выделении субъективных мотивов суицида, оказалось, что социально-экономический фактор не является источником суицида для детей и подростков. Более того, отмечено, что суицидальные попытки чаще осуществляли дети из хорошо обеспеченных семей. Выявилось так же, что 91% родителей имели высшее или средне-специальное образование и по этому признаку не могли относиться к числу «малокультурных», «малообразованных». В особенностях структуры семьи также не было выявлено каких-либо закономерностей. 67% семей состояло из обоих родителей, 33% - одна мать или мать  и отчим. Среди последних  в 14% случаях можно было прямо связать суицидальное поведение с нарушением внутрисемейных отношений, однако, в первой группе, при наличии полной семьи, этот фактор был определяющим в 27% наблюдений.

     Из вышесказанного следует, что  формальные характеристики семей не могут раскрыть механизмов суицидальности у детей. Поэтому главное внимание в исследованиях   Жезловой А.Я. было уделено содержательной стороне внутрисемейного микроклимата. При этом оказалось, что лишь 18% родителей не имело каких-либо акцентуаций характера или психических патологий. Только в 21% наблюдений можно было говорить в целом о гармоничной семье, когда конфликтные отношения сложились только перед суицидом. В остальных случаях нарушения межличностных отношений отмечалось задолго (от 1 до 5 лет) до совершения детьми суицидальных попыток. Наиболее типичными были такие формы взаимодействия, когда  оба родителя одновременно оказывались в  оппозиции к ребенку. В системе наказаний у 51%семей преобладало лишение удовольствий, у 23% - физическое воздействие. Поощрение в 83% семьях осуществлялось выдачей денег и дорогих подарков и лишь в 17% - словесными поощрениями.

     Из сказанного можно сделать вывод, что в « суицидальных» семьях, наряду с хорошими материальными условиями и достаточно высоким образовательным уровнем родителей, имеются причины, объясняющие дисгармонию воспитания: характерологические особенности родителей, психические отклонения у них и у детей приводят к осложнениям в взаимоотношениях. Отмечается отсутствие единой линии воспитания с чередованием морально-унижающих наказаний и материальной формы поощрения. Было также установлено, что 83% родителей не осведомлены об особенностях течения пубертатного периода, не готовили своих детей к этому, никогда не обсуждали с ними проблем, касающихся взаимоотношения полов, формально интересовались внутренней жизнью детей, в процессе воспитания главную ставку делали на социальную  престижность. 77% родителей не подозревали, что их дети близки к совершению самоубийства. 

     Отношения со сверстниками

     Говоря о подростках, следует отметить специфику их общения со сверстниками. Многие исследователи отводят влиянию общения со сверстниками на личность подростка решающую роль как в позитивном так и в негативном аспектам25.

     В школьные годы внешний облик ребенка во многом определяют отношения к нему сверстников и учителей, что существенно отражается на собственной самооценке. Известно, как жестоуо страдают дети, по своим физическим особенностям, выделяющихся из класса. Обычно это дети-изгои, «козлы отпущения», предмет насмешек и издевательств – «жиртрест-мясокомбинат», «очкарик», «прыщ», «рыжий, рыжий конопатый» и так далее в том же роде, вплоть до предписывания детям с физическими отклонениями отрицательных душевных качеств. Подростки с заметными отклонениями в физическом развитии в большей степени подвержены неблагоприятному влиянию социально-психологической среды, способствующие формированию негативной Я-концепции, зависимости от окружения или бунты против него.

     Если до подросткового возраста в формировании самооценки главную роль играет семья, то в период подростничества, когда содержанием ведущей деятельности становится интимно-личностное общение со сверстниками, эти последние становятся референтной группой, чьи мнения и оценки преобретают наибольшую субъективную значимость. Неудачи в установлении контактов со сверстниками толкают подростков «назад», в более безопасный круг семейного общения. В таком случае из фактора развития семья рискует превратиться в его тормоз -  ребенок не учится преодолевать препятствия в общении со сверстниками, развивать те качества своей личности, которые вопреки дефекту позволяли бы ему найти пути самореализации, а, напротив, закреплять за ним ярлык ущербности и неполноценности. Это создает чрезвычайно психотравматирующую ситуацию для ребенка.26

     Большое значение в формировании суицидального поведения имеет пробуждающаяся сексуальность подростков. Новое представление о своей внешности, эротические переживания типично юношеская идеализация любви и сексуальных отношений - один из существенных механизмов возникновения внутреннего разлада и конфликтности. Недовольство собой нередко вызывают и те пубертатные сдвиги в облике и моторике, которые делают подростка угловатым, неуклюжим создавая проблему «гадкого утенка».

     Так же для подросткового возраста свойственна реакция группирования. Стремление детей и подростков к группированию имеют глубокие филогенетические корни и носит, по существу, инстинктивный характер. Однако, подростковая группа сама по себе играет особую роль в формировании личности отдельных ее членов и, по замечанию А. Е. Личко, может быть главным регулятором поведение подростков. Для многих подростков объединение в неформальные группы и асоциальный образ жизни является одной из форм протеста против привычного уклада жизни, опеки со стороны старших.

     Группа сверстников для подростков служит, во-первых, важным каналом информации, которую он не может получить от взрослых; во-вторых, новой формы межличностных отношений, способствующих более глубокому познанию подростком окружающих самого себя, и наконец, подростковая группа представляет собой новый специфический вид эмоциональных контактов, невозможных в семье.  

       Соотношение некоторых видов девиации поведения и суицида в детско-подростковом возрасте

     По мнению Жезловой Л.Я. и Амбрумовой А.Г. еще одной особенностью следует считать наличие взаимосвязи самоубийства и суицидальные попыток детей и подростков с некоторыми видами отклоняющегося поведения: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтными взаимоотношениями с родителями, случаями алкоголизма, наркотизации, сексуальными эксцессами и т.д.

     В течение ряда лет Жезловой Л.Я., Скуратович Г.А., Чомарян Э.А.27 разрабатывались вопросы комплексных видов девиаций поведения. Полученные результаты позволили придти к заключению, что организация комплекса различных видов девиаций поведения у одного и того же индивида имеет определенные закономерности.

     В процессе формирования «цепочки » девиации поведения существенную роль играют побеги детей и подростков из дома. Это и обусловило включение в программу исследования специальное изучение вопроса соотношения суицида и побегов из дома.

Информация о работе Особенности суицидального поведения у подростков