Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:50, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей суицидального поведения в подростковом возрасте.
Объект: суицидальное поведение у подростков
Предмет: индивидуально психологические особенности суицидального поведения у подростков.
В исследовании были сформулированы следующие задачи:
Обзор литературы по изучаемой проблеме.
Анализ статистических данных распространения суицидального поведения среди подростков.
Рассмотрение теорий суицидального поведения.
Изучение особенностей суицидального поведения (основные мотивы, причины и способы самоубийств) у подростков практически здоровых в психическом отношении.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I.
Концепции суицидально поведения…………………………………………….6
Глава II.
Особенности суицидального поведения……………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………....38
Список литературы…………………...…………………………………………40
Вариант депрессивного синдрома с преобладанием типично подростковых симптомов (метафизической интоксикации и дисморфобии) свойственен подросткам постпубертатного возраста (16-18 лет). Наблюдаются депрессивные состояния, в клиническом оформлении которых преимущественную роль играет метофизическая интоксикация. Рассуждения и размышления о смысле жизни и сущности смерти, вообще свойственные подростковому периоду, приобретают у подростков в состоянии депрессии характер навязчивого бесплодного мудрствования, негативно аффективно окрашенного и несущего в себе элементы «пассивного согласия на смерть».
Суицидальное поведение в этих случаях не связано, как правило, с конфликтной ситуацией, не имеет психологически понятного повода, что совершенно необычно для такового в подростковом возрасте. Покушение на самоубийство является нередко результатом длительных размышлений о смысле жизни и сущности смерти. При неудаче суицидальные попытки, как правило, повторяются.
Так
же в этой возрастной группе можно наблюдать
суицидентов с депрессивными состояниями,
клиническая картина которых определяется
проявлениями дисморфофобии. Неудовлетворенность
собственной внешностью, вообще свойственная
подросткам, переживания связанной с ней
несостоятельности, болезненно обостряются
и приобретают самодавлеющее значение
в сознании депрессивных подростков. Особенно
девочек среднего и старшего пубертатного
возрастов. Переживания дисморфофобического
круга обостряют сензитивность, способствуют
углублению депрессии, служат источником
для возникновения суицидоопасных
ситуаций, даже в ответ на незначительную
психотравму.
Способы
По данным Е. М. Вроно общая некомпетентность детей и подростков лежит в основе оперирования ими в суицидальных целях « невинными» с точки зрения взрослых, вещами, такими, как контурный клей, шампунь и т.п., при полной убежденности в их смертельной опасности; с другой стороны, дети не редко прибегают к наиболее калечащим способам покушения на свою жизнь, не отдавая себе отчет в их крайней опасности: падение с высоты или под транспортные средства, попытки самоповешания или самоутопления. В подростковом возрасте нередко наблюдаются « переигранные» демонстрации, когда аутоагрессивные акты совершались с рентными установками без цели покончить с собой при помощи первых попавшихся под руку средств. Не имея представления об опасности их для жизни или обманываясь их внешним оформлением ( цветом, сладким вкусом оболочки таблетки и т.д. ), подростки использовали их для суицидальной демонстрации, следствием чего являлись тяжелейшие медикаментозные отравления, требующие экстренных реанимационных мер.
Поданным В. Т. Лекомцева и Е. А. Панченко (2002), в младшей возрастной группе (до 13 лет) в качестве способа самоубийства избирается самоотравление. В средней (13-16 лет) к самоотравлению присоединяются и другие способы — самоповешение, самоудавление, суициды с помощью колющих и режущих предметов, а также комбинированные способы,. В старшей возрастной группе способы самоубийства не отличаются от взрослых. Более 90% всех суицидологических отравлений приходится на лекарственные препараты (фено-тиазины, бензодиазепины, жаропонижающие, антибактериальные средства). В состоянии аффекта, после ссоры с родителями, сверстниками, подростки могут использовать целый набор медикаментов, а также уксусную кислоту, фосфорорганические соединения (например, карбофос и др.).
Наиболее частыми способами суицидальных попыток у девочек были отравления, у мальчиков — порезы вен и повешение.
По
Жезловой Л.Я. при достаточном разнообразие
способов суицидальных попыток преимущественная
частота приходится на случай самоотравления
(33.5 %) и самопорезов (23.5 %). На выбор способа
оказывают влияние как случайные так неслучайные
обстоятельства. К последним Жезлова Л.Я.
относит выявившуюся зависимость от возраста
суицидентов и от нозологических особенностей
их состояния. В младшей возрастной группе
– до 13 лет преимущественно наблюдались
попытки самоотравления, в средней - от
13 до 16 присоединяются и другие способы
– странгуляция, самопорезы и комбинированные
способы. В старшей способы становятся
как у взрослых. При шизофрении во всех
возрастных группах наблюдались особоопасные
для жизни способы. В частности необычная
форма аутоагрессивного поведения. При
психопатических и резидуально органических
расстройствах выбирали способы, не требующие
предварительной подготовки, по принципу
их доступности в конкретной ситуации.
При невротических состояниях даже в тех
случаях, когда имели место острые депрессивные
состояния, способы применялись с учетом
их безболезненность. По мнению Жезловой
Л.Я выбор способа у детей и подростков
не может служить показателем того, насколько
серьезны намерения суицидентов.
Факторы, влияющие на формирование суицидального
поведения в подростковом возрасте
Фактор семьи
В механизме развития суицидального поведения огромную роль играют условия, в которых возникают суицидальные тенденции. По данным Жезловой Л.Я. наиболее значимым фактором является семья, чья роль для лиц детско-подросткового возраста более существенна и многогранна, чем для зрелого человека. Она не ограничивается функциями « окружающей среды», а является средой, направляющей и питающей духовно-социальную жизнь ребенка. По данным специально исследования до 92% суицидов у детей и подростков прямо или косвенно связаны с неблагополучиями в семье (Д. Узан, 1971).
Согласно данным литературы, в неполных и конфликтных семьях, в семьях с невысоким общекультурным и образовательным уровнем, в «алкогольных» и «криминальных» семьях дети и подростки чаще совершают суициды, чем в благополучных. Отмечается также, что такие виды деформации воспитания как гиперопека, авторитарность или жестокость родителей порождают у детей неприспособленность к житейским трудностям или оппозиционные установки- черты, определяющие развитие суицидальности (Ф. Мартонова 1968, Л. Черни 1972). Однако, аналогичные отрицательные характеристики отличают и те семьи, в которых дети заболевают неврозами, психопатиями, приобщаются к алкоголизму или криминальным формам поведения (В. В Флоровская, Е.А.Данилова 1974). Это заставляет предположить, что в условно-равноценных по формам неблагополучия семьях у детей возникают различные проявления психологической патологии и девиации поведения.
В течение 1979-1980 гг. Жезловой А.Я. было изучено 100 семей, что составило 267 чел. (100 детей и подростков 167 родителей). Было установлено, что по социально-экономическим характеристикам 87% семей следует рассматривать как вполне благополучные. При выделении субъективных мотивов суицида, оказалось, что социально-экономический фактор не является источником суицида для детей и подростков. Более того, отмечено, что суицидальные попытки чаще осуществляли дети из хорошо обеспеченных семей. Выявилось так же, что 91% родителей имели высшее или средне-специальное образование и по этому признаку не могли относиться к числу «малокультурных», «малообразованных». В особенностях структуры семьи также не было выявлено каких-либо закономерностей. 67% семей состояло из обоих родителей, 33% - одна мать или мать и отчим. Среди последних в 14% случаях можно было прямо связать суицидальное поведение с нарушением внутрисемейных отношений, однако, в первой группе, при наличии полной семьи, этот фактор был определяющим в 27% наблюдений.
Из вышесказанного следует, что формальные характеристики семей не могут раскрыть механизмов суицидальности у детей. Поэтому главное внимание в исследованиях Жезловой А.Я. было уделено содержательной стороне внутрисемейного микроклимата. При этом оказалось, что лишь 18% родителей не имело каких-либо акцентуаций характера или психических патологий. Только в 21% наблюдений можно было говорить в целом о гармоничной семье, когда конфликтные отношения сложились только перед суицидом. В остальных случаях нарушения межличностных отношений отмечалось задолго (от 1 до 5 лет) до совершения детьми суицидальных попыток. Наиболее типичными были такие формы взаимодействия, когда оба родителя одновременно оказывались в оппозиции к ребенку. В системе наказаний у 51%семей преобладало лишение удовольствий, у 23% - физическое воздействие. Поощрение в 83% семьях осуществлялось выдачей денег и дорогих подарков и лишь в 17% - словесными поощрениями.
Из
сказанного можно сделать вывод, что в
« суицидальных» семьях, наряду с хорошими
материальными условиями и достаточно
высоким образовательным уровнем родителей,
имеются причины, объясняющие дисгармонию
воспитания: характерологические особенности
родителей, психические отклонения у них
и у детей приводят к осложнениям в взаимоотношениях.
Отмечается отсутствие единой линии воспитания
с чередованием морально-унижающих наказаний
и материальной формы поощрения. Было
также установлено, что 83% родителей не
осведомлены об особенностях течения
пубертатного периода, не готовили своих
детей к этому, никогда не обсуждали с
ними проблем, касающихся взаимоотношения
полов, формально интересовались внутренней
жизнью детей, в процессе воспитания главную
ставку делали на социальную престижность.
77% родителей не подозревали, что их дети
близки к совершению самоубийства.
Отношения со сверстниками
Говоря о подростках, следует отметить специфику их общения со сверстниками. Многие исследователи отводят влиянию общения со сверстниками на личность подростка решающую роль как в позитивном так и в негативном аспектам25.
В школьные годы внешний облик ребенка во многом определяют отношения к нему сверстников и учителей, что существенно отражается на собственной самооценке. Известно, как жестоуо страдают дети, по своим физическим особенностям, выделяющихся из класса. Обычно это дети-изгои, «козлы отпущения», предмет насмешек и издевательств – «жиртрест-мясокомбинат», «очкарик», «прыщ», «рыжий, рыжий конопатый» и так далее в том же роде, вплоть до предписывания детям с физическими отклонениями отрицательных душевных качеств. Подростки с заметными отклонениями в физическом развитии в большей степени подвержены неблагоприятному влиянию социально-психологической среды, способствующие формированию негативной Я-концепции, зависимости от окружения или бунты против него.
Если до подросткового возраста в формировании самооценки главную роль играет семья, то в период подростничества, когда содержанием ведущей деятельности становится интимно-личностное общение со сверстниками, эти последние становятся референтной группой, чьи мнения и оценки преобретают наибольшую субъективную значимость. Неудачи в установлении контактов со сверстниками толкают подростков «назад», в более безопасный круг семейного общения. В таком случае из фактора развития семья рискует превратиться в его тормоз - ребенок не учится преодолевать препятствия в общении со сверстниками, развивать те качества своей личности, которые вопреки дефекту позволяли бы ему найти пути самореализации, а, напротив, закреплять за ним ярлык ущербности и неполноценности. Это создает чрезвычайно психотравматирующую ситуацию для ребенка.26
Большое значение в формировании суицидального поведения имеет пробуждающаяся сексуальность подростков. Новое представление о своей внешности, эротические переживания типично юношеская идеализация любви и сексуальных отношений - один из существенных механизмов возникновения внутреннего разлада и конфликтности. Недовольство собой нередко вызывают и те пубертатные сдвиги в облике и моторике, которые делают подростка угловатым, неуклюжим создавая проблему «гадкого утенка».
Так же для подросткового возраста свойственна реакция группирования. Стремление детей и подростков к группированию имеют глубокие филогенетические корни и носит, по существу, инстинктивный характер. Однако, подростковая группа сама по себе играет особую роль в формировании личности отдельных ее членов и, по замечанию А. Е. Личко, может быть главным регулятором поведение подростков. Для многих подростков объединение в неформальные группы и асоциальный образ жизни является одной из форм протеста против привычного уклада жизни, опеки со стороны старших.
Группа
сверстников для подростков служит, во-первых,
важным каналом информации, которую он
не может получить от взрослых; во-вторых,
новой формы межличностных отношений,
способствующих более глубокому познанию
подростком окружающих самого себя, и
наконец, подростковая группа представляет
собой новый специфический вид эмоциональных
контактов, невозможных в семье.
Соотношение некоторых видов девиации поведения и суицида в детско-подростковом возрасте
По мнению Жезловой Л.Я. и Амбрумовой А.Г. еще одной особенностью следует считать наличие взаимосвязи самоубийства и суицидальные попыток детей и подростков с некоторыми видами отклоняющегося поведения: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтными взаимоотношениями с родителями, случаями алкоголизма, наркотизации, сексуальными эксцессами и т.д.
В течение ряда лет Жезловой Л.Я., Скуратович Г.А., Чомарян Э.А.27 разрабатывались вопросы комплексных видов девиаций поведения. Полученные результаты позволили придти к заключению, что организация комплекса различных видов девиаций поведения у одного и того же индивида имеет определенные закономерности.
В процессе формирования «цепочки » девиации поведения существенную роль играют побеги детей и подростков из дома. Это и обусловило включение в программу исследования специальное изучение вопроса соотношения суицида и побегов из дома.
Информация о работе Особенности суицидального поведения у подростков