Особенности суицидального поведения у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:50, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучение особенностей суицидального поведения в подростковом возрасте.
Объект: суицидальное поведение у подростков
Предмет: индивидуально психологические особенности суицидального поведения у подростков.
В исследовании были сформулированы следующие задачи:
Обзор литературы по изучаемой проблеме.
Анализ статистических данных распространения суицидального поведения среди подростков.
Рассмотрение теорий суицидального поведения.
Изучение особенностей суицидального поведения (основные мотивы, причины и способы самоубийств) у подростков практически здоровых в психическом отношении.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I.
Концепции суицидально поведения…………………………………………….6
Глава II.
Особенности суицидального поведения……………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………....38
Список литературы…………………...…………………………………………40

Работа состоит из  1 файл

курсовая самый последний вариант.doc

— 209.50 Кб (Скачать документ)

     О частоте сочетания побегов и суицида в детско-подростковом возрасте писали Отто и Лукьянович. Эти авторы проводили параллель между двумя указанными формами поведения, находя при этом сходство в условиях воспитания, непрочности внутрисемейных связей, характеристиках личности детей и их родителей. Вопросом соотношения побегов и суицида уделяли внимание представители психоаналитической школы. Так. Фридлендер К., Адлер и др. считали, что побег ребенка из дома следует приравнивать к суициду, поскольку он знаменует собой аналогичный суициду разрыв эмоцианальных связий ребенка с родителями и разрешения «Эдиппово комплекса». Имеются и другие исследования побегов, в частности, рассматривающие эти явления в рамках проблемы «трудных детей» и преступности несовершеннолетних.

     Жезлова Л.Я Скуратович Г.А. Чомарян Э.А. представили даннае наблюдения 170 детей и подростков, которые в период побега были задержаны органами милиции и находились в Московском приемнике-распределителе для несовершеннолетних ГУВД Мосгорисполкома. У подавляющего большинства изученных воспитанников побег из дома был обусловлен неблагоприятными средовыми условиями и представлял собой своеобразную, в одних случаях психологически-акцентуированную, в других – патологическую ситуационно-обусловленную реакцию.

     Были выделены некоторые общие черты, характеризующие такое сложное явление как побег из дома. Оказалось, что эти акты совершают преимущественно лица из неблагоприятных семей: неполных, не осуществляющих функции гармоничного воспитания, асоциальных, подающих отрицательный пример для подражания. В большинстве случаев побег из дома нельзя расценить как единственно проявление отклоняющегося проявления. Ему предшествуют или сопутствуют другие формы девиации: грубые нарушения школьного режима, раннее приобщение к курению, алкоголизации, «предкриминальные поступки». При тщательном исследовании каждого воспитанника суицидальные тенденции были обнаружены только у 17 человек. Они проявлялись в виде суицидальных мыслей, угроз и попыток. При этом в 14 случаях суицидальные тенденции возникли после совершения побега, т.е. тогда, когда изменения условий жизни приобрели значение дополнительного психотравматирующего фактора. Исследователи пришли к выводу, что побег и суицидальность – явления, которые развиваются по преимуществу не одновременно, а последовательно. В стадии совершения побегов степень суицидального риска еще очень низкая. В периоде же более выраженной суицидальной готовности побег из дома был уже пройденным этапом почти для каждого третьего суицидента. Таким образом, если в детском подростковом возрасте у человека по тем или иным причинам возникают тенденции к сложным сочетаниям различных видов девиации поведения, то каждый из них проявляется в определенной последовательности. Суицидальная тенденция, преимущественно, формируется в том периоде, когда поиск других способов адаптации – таких, например, как побег – себя исчерпает. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Резюмируя изложенные данные можно заключить, что суицидальное поведение у практически здоровых подростков является актуальной проблемой психологии. В результате анализа литературы выделены  следующие особенности суицидального поведения в подростковом возрасте:

         Первой особенностью суицидального поведения подростков является отношение к жизни и смерти. Не смотря на то, что концепция смерти  к     11-14 годам уже приближается к концепции смерти взрослых, у подростков отсутствует ценность жизни.

        Второй особенностью является не серьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми суициденты подросткового возраста объясняют свои попытки самоубийства, что обусловливает их неожиданность для окружающих и связанные с этим трудности своевременного распознавания.  

     Третьей особенностью следует считать личностные особенности  суицидентов подросткового возраста. Импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, бескомпромиссность, эгоцентричность, отсутствие жизненного опыта, характерные для подростков, способствуют как формированию суицидальных конфликтов, так и сложностей их профилактики.

     Четвертая особенность суицидального поведения связана с  пресуицидальным периодом. Так, в отличие от взрослых, у подростков картина пресуицидального состояния не имеет монолитного, единого признака. Его мозаичность, вариабильность, лабильность создает особые затруднения в распознании угрозы самоубийства.

     К особенностям также следует относить своеобразие выбора средств способов самоубийства. В результате отсутствия жизненного опыта подростки зачастую пользуются в суицидальных целях « невинными» , с точки зрения взрослых, при полной убежденности в их смертельной опасности; с другой стороны, не редко прибегают к наиболее калечащим способам покушения на свою жизнь, не отдавая себе отчета в их крайней опасности (падение с высоты или под транспортные средства, попытки самоповешания или самоутопления). Нередко наблюдаются также «переигранные»  демонстрации (попытки с рентными установками заканчивающиеся летальным исходом).

      Следующей особенностью суицидального поведения подросткового возраста является сочетание суицидального поведения с другим видом девиаций, имеющее определенные закономерности. Так, например, сочетание побегов из дома и суицидальных попыток, которые осуществляются последовательно. Суицидальная тенденция преимущественно, формируется в том периоде, когда поиск других способов адаптации – таких как побег – себя исчерпает.

     В целом проведенная работа показала, что исследования особенностей суицидального поведения у подростков носят в основном демографический и клинический характер, психологические же исследования единичны. Не уделяется достаточного внимания изучению антисуицидальных факторов, а также особенностей суицидогенных, школьных проблем в подростковом возрасте. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Амбрумова А.Г. Непатологические ситуационные реакции в  суицидологической практике// Научные и организационные проблемы суицидологии М., 1983. С. 40-51.

2. Амбрумовой  А.Г., Вроно Е.М. О ситуационных реакциях у подростков в суицидологической практике //. Журнал невропотологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1985 № 10. С. 1557-1560.

3. Амбрумова А.Г., Гилод В.М., Серпуховитина Т.В., Элькис И.С., Андрончинков М.М. Клинико-статискический анализ суицидальных попыток по г. Москве за 1996 год // Социальная и клиническая психиатрия. 1998 Т.8 Вып.2.

4. Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я. Методические рекомендации для профилактики суицидальных действий в детском и подростковом возрасте. М., 1978,13с.

5. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Суицид как феномен социально-психологической дезадаптации личности // Актуальные вопросы суицидологи. М., 1978. С 6-28.

6. Анискин Д.Б. Социально-психиатрические проблемы самоубийств в России//Социальная и судебная психиатрия: история и современность: Сб. науч. Трудов. М.: РИО ГНЦССП им. В.П. Сербского,1996. С.13-16.

7. Бек А., Рош А. и др. Коллективная психотерапия депрессий. СПб., 2003. 

8. Вроно Е.М. «К вопросу о диагностике суицидального поведения при различных  вариантах депрессий у детей и подростков» // Научные и организационные проблемы суицидологии . М., 1983. С. 80-89.

9. Дюркгейм Э.Самоубийство. СПб. Изд-во СОЮЗ, 1998.-496с.

10. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2005.С. 436.

11. Жезлова Л.Я. К вопросу о самоубийствах детей и подростков. Актуальные проблемы суицидольгии. Труды Московского научного-исследовательского института психиатрии. М., 1978. С.93-104.

12. Жезлова Л.Я.Аспекты суицидального поведения детей и подростков. Актуальные проблемы суицидольгии. Труды Московского научного-исследовательского института. М., 1981. Т.92. С. 124-133.

13. Жезлова Л.Я., Скуратович Г.А., Чомарян Э.А. О соотношении некоторых видов девиации поведения и суицида в детско-подростковом возрасте. Актуальные проблемы суицидольгии. Труды Московского научного-исследовательского института. М., 1981. Т.92. С. 133-141.

14. Кондрашенко В.Т. Игумнов С.А. Девиантное поведение у подростков: Диагностика, профилактика, коррекция. Мн.: АВЕРСЭВ, 2004.- 365 c.

15. Крыжановская Л. А. Особенности суицидального поведения в США // Социальная и клиническая психиатрия. 2000.Т.10 Вып.3 С. 97-105.

16. Ласый Е.В. Диагностика и профилактика суицидального поведения в общемедицинской практике: Методические рекомендации. Минск, 1999.-21 c.

17. Меннингер К. Война с самим собой. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 480с.

18. Роджерс К. Взгляд  на психиотрию. Становление человека / Пер. с англ. М., 1994. – 482

19. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.: Изд-во МГУ, 1989. – 215 с.

20. Старшенбаум Г.В.  Суицидология и кризисная терапия. М., Когито-центр, 2005. - 375 с.

21. Султанов А.А. К вопросам о суицидальном поведении практически здоровых лиц молодого возраста // научные и организационные проблемы суицидологии. М., 1983., С. 94-96.

22. Фрейд З, По ту сторону наслаждения // Фрейд З Избранное. Кн. 1. М.: Московский рабочий, 1990 С.108-160.

 23. Фрейд З. Печаль и меланхолия // Суицидологя: прошлое и настоящее. Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. М. Когито-Центр, 2001, С. 255-269.

24. Хухлаева О.В. Психология подростка: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. 160с.

 25. Шпильрейн С.Н. Деструкция как причина становления. // Логос.

Философско-литературный журнал, 1994, № 5, с. 207-238.

 26. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., Renaissance, 1991. — 304 с.

Информация о работе Особенности суицидального поведения у подростков