Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 11:22, курсовая работа
Цели исследования – изучение мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов НТГСПА.
Задачи исследования:
провести анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования;
изучить социально-психологические особенности студенческого возраста;
изучить учебно-профессиональную мотивацию студентов;
провести эмпирическое исследование, обработать и проанализировать полученные результаты.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения потребностно-мотивационной сферы личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Теоретические подходы к определению понятий «потребность», «мотив», «мотивация» в зарубежной и отечественной психологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2. Психологические особенности развития потребностно-мотивационной сферы в юношеском возрасте. . . . . . . . .12
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование учебной мотивации студентов ИФМК НТГСПА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.1. Организация и проведение эмпирического исследования учебной мотивации студентов НТГСПА . . . . . . . . . . . . 19
2.2. Методы и методики эмпирического исследования . . . . . . . .20
2.3. Анализ результатов исследования учебной мотивации студентов НТГСПА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
Преодоление трудностей в учебной деятельности – важнейшее условие возникновения интереса к ней.
Существенный фактор возникновения интереса к учебному материалу – его эмоциональная окраска, живое слово учителя.
Учебная деятельность мотивируется,
прежде всего, внутренним мотивом, когда
познавательная потребность «встречается»
с предметом деятельности – выработкой
обобщенного способа действия –
и «опредмечивается» в нем, и
в то же время самыми разными внешними
мотивами – самоутверждения, престижности,
долга, необходимости, достижения и
др. Удовлетворенность учением
Сначала учебно-познавательный мотив начинает действовать, затем становится доминирующим и приобретает самостоятельность и лишь после осознается, т.е. первым условием является организация, становление самой учебной деятельности.
При этом под мотивами профессиональной
деятельности понимается осознание
предметов актуальных потребностей
личности (получение высшего
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование учебной мотивации студентов Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии
2.1. Организация и проведение эмпирического исследования учебной мотивации студентов НТГСПА
Цель – исследование мотивации учения студентов педагогической академии.
База проведения исследования. Исследование проводилось на базе Нижнетагильской Государственной социально-педагогической академии. В исследовании принимали участие студенты 3 курса филологического факультета, состоящего из двух групп: «русский язык и литература» и «литература и литературное редактирование». Выборка составила 16 студентов. Особенностью выборки явилось то, что ее составили преимущественно лица женского пола, что в целом отражает специфику факультета. Исследование проводилось в середине шестого семестра (март 2012 года).
Методы эмпирического исследования
В качестве метода сбора информации использовался метод тестирования, а диагностическим средством – методика «Мотивация учения студентов педагогического вуза» (С.А. Пакулина, М.В. Овчинников)
Этапы исследования
На первом, подготовительном, этапе нашего исследования в соответствии с целью и задачами исследования проводился отбор методов и психодиагностических методик.
На втором этапе – констатирующем – проводилась диагностика и обработка полученных результатов исследования с использованием психодиагностического инструментария.
На третьем – аналитическом – полученные результаты интерпретировались, производился их анализ, и формулировались выводы.
2.2. Методы и методики эмпирического исследования
Исследование взаимосвязи образовательных потребностей и учебной мотивации студентов было проведено на основе специальных методик.
Методика «Мотивация учения студентов педагогического вуза»
(С.А. Пакулина, М.В. Овчинников) [24]
Студентам предлагалась инструкция, в которой нужно было внимательно прочитать приведенные в разделе мотивы поступления в вуз, реально действующие мотивы учения и профессиональные мотивы. Далее оценить значимые для студента мотивы обучения в педагогическом вузе: 5 баллов – очень значимые, 3-4 балла – средне значимые, 0-2 балла – незначительные
Обработка результатов производилась в соответствии с ключом.
Внутренняя мотивация включает в себя внутренние мотивы поступления в педагогический вуз, широкие познавательные мотивы и релевантные профессиональные мотивы. Общая сумма баллов составляет максимально возможный показатель , равный 75 баллам по вопросам:
1) мотивы поступления в вуз: 2,3, 7, 8,10. Максимально возможный показатель, равный 25 баллам
2) реально действующие мотивы учения: 13,14, 15, 16, 24. Максимально возможный показатель = 25 баллам.
3) профессиональные мотивы : 26,27 ,32,34, 35. Максимально возможный показатель = 25 баллам.
Каждая группа мотивов в общей сумме баллов внутренней мотивации учения составляет одинаковый процент 33,3%.
Внешняя мотивация включает в себя внешние мотивы поступления в педагогический вуз, узкие учебно-познавательные мотивы и иррелевантные профессиональные мотивы. Общая сумма баллов составляет максимально возможный показатель, равный 105 баллам:
1) мотивы поступления в вуз: 1,4, 5, 6,9, 11,12. Максимально возможный показатель = 35 баллам.
2) реально действующие мотивы учения: 17,18,19,20,21,22,23. Максимально возможный показатель = 35 баллам.
3) профессиональные мотивы: 25,28,29,30,33,36. Максимально возможный показатель = 35 баллам.
Каждая группа мотивов в общей сумме баллов внутренней мотивации учения составляет одинаковый процент 33,3%.
С целью уравнивания баллов двух видов мотивации учения сумму баллов, полученную по внутренней мотивации учения, необходимо умножить на 1,25.
Диагностические значения шкал внешней и внутренней мотивации учения.
Характеристика внешней и внутренней мотивации учения студентов педагогического вуза составлена исходя из сравнения «последствий внешней и внутренней мотивации» В.И. Чиркова, классификации мотивов на широкие и узкие учебно-познавательные мотивы и мотивы самообразования А.К. Марковой и содержательных характеристик мотивов, составляющих методику С.А. Пакулиной, М.В. Овчинникова «Мотивация учения студентов педагогического вуза», а также полученных эмпирических данных в ходе ее разработки и апробации с 2002 по 2008 года.
Внутренняя мотивация включает в себя внутренние мотивы поступления в педагогический вуз, широкие учебно-познавательные мотивы и мотивы самообразования, релевантные профессиональные мотивы и имеет следующие характеристики:
- широкие учебно-познавательные мотивы заложены в самом процессе учения (интерес к профессии, успешно учиться, приобретать глубокие знания, получать интеллектуальное удовлетворение, самореализации, самосовершенствовании);
- тенденцию к продолжению
учебной деятельности исходя
из активности и
- предпочтение сложности и объема учебной задачи;
- высокая когнитивная
гибкость в учебной
- творческое решение проблемы, учебной задачи;
-субъект учения продуктивно
адаптируется к вузовской
Внешняя мотивация учения включает в себя внешние мотивы поступления в педагогический вуз, иррелевантные профессиональные мотивы и имеет следующие характеристики:
- мотивы не связаны с самим процессом учения, находятся вне учебной деятельности ( не отставать от сокурсников, достичь уважения преподавателей, добиться одобрения окружающих, избежать осуждения и наказания, работать в частных организациях);
- тенденцию к продолжению
учебной деятельности исходя
из присутствия внешнего
- предпочтение отдается
упрощенному и не требующего
много времени учебному
- когнитивная гибкость в учебной деятельности слабая;
- креативность подавляется,
способствует росту
- субъект учения
2.3. Анализ результатов исследования учебной мотивации студентов НТГСПА
В соответствии с целями исследования была проведена обработка интерпретация данных. Результаты диагностики внутренней мотивации представлены в таблице 1 и на рисунке 1.
Таблица 1
Результаты диагностики внутренней мотивации студентов ИФМК
Уровни мотивов |
Внутренние мотивы (количество человек; %) | ||
Мотивы поступления в вуз |
Реально действующие мотивы |
Профессиональные мотивы | |
Высокий |
4 (25%) |
6 (38%) |
5(31%) |
Средний |
9 (56%) |
10 (63%) |
9(56%) |
Низкий |
3 (19%) |
0 (0%) |
2(13%) |
Для большей части студентов (63% – средний уровень) доминирующими в структуре внутренней мотивации являются реально действующие учебные мотивы, включающие широкие учебно-познавательные мотивы и мотивы самообразования.
Широкие учебно-познавательные мотивы заложены в самом процессе учения и связаны со стремлением успешно учиться, приобретать глубокие знания, получать интеллектуальное удовлетворение, самореализовать и самосовершенствовать себя.
Через внутренние реально
действующие мотивы учебной деятельности
проявляется тенденция этой группы
студентов к продолжению
Примерно равнозначными оказались внутренние мотивы поступления в вуз, связанные с успешной адаптацией в вузовской среде и вузовской системе обучения, и профессиональные мотивы, содержащие интерес к профессии.
Рис. 1. Результаты диагностики внутренней мотивации студентов 3 курса ИФМК НТГСПА
Анализ результатов показывает, что около 60% студентов имеют средний уровень мотивов поступления в вуз и около 15% – низкий. Из данного показателя следует, что интерес к профессии у этих студентов выражен слабо, и что немаловажно, возможно эти студенты не готовы к работе с детьми, а выбор педагогического вуза оказался случайным. Но, тем не менее, стоит отметить, что желание получить высшее образование сохраняется на высоком уровне у меньшей части студентов (примерно 30%).
Таким образом, анализируя полученные результаты по внутренней мотивации студентов, можно сделать вывод, что средний балл по шкале «Реально действующие мотивы учения» является наиболее высоким в сравнении с баллами по шкалам «Мотивы поступления в вуз» и «Профессиональные мотивы». Можно предположить, что лидирующее место среди мотивов занимает процесс обучения и его успешность, а также перспективы на успешное обучение в дальнейшем.
Наименьший показатель среднего балла выявлен по шкале «Реально действующие мотивы».
Результаты диагностики внешней мотивации студентов ИФМК НТГСПА представлены в таблице 2 и на рисунке 2.
Таблица 2
Результаты диагностики внешней мотивации студентов ИФМК
Уровни мотивов |
Внешние мотивы (количество человек; %) | ||
Мотивы поступления в вуз |
Реально действующие мотивы |
Профессиональные мотивы | |
Высокий |
3 (19%) |
11 (69%) |
4 (25%) |
Средний |
9 (56%) |
4 (25%) |
11 (69%) |
Низкий |
4 (25%) |
1 (6%) |
1 (6%) |
Рис. 2. Результаты диагностики внешней мотивации студентов 3 курса ИФМК НТГСПА
Высокий уровень внешней мотивации по шкале «Реально действующие мотивы» и средний уровень мотивации по шкале «Профессиональные мотивы» говорит о том, что для большинства студентов мотивы не связанны с самим процессом учения, они находятся вне учебной деятельности, например: не отстать от сокурсников, достичь уважения преподавателей, добиться одобрения окружающих, избежать осуждения и наказания. Такие студенты предпочитают упрощенное и не требующее много времени учебное действие (предпочитают простые задания, то, что положено, чтобы получить оценку). Когнитивная гибкость в учебной деятельности слабая, креативность не развита – все это способствует росту напряженности. Субъект учения приспосабливается к вузовской среде и к вузовской системе обучения.
Информация о работе Особенности учебной мотивации студентов педагогического вуза