Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 11:22, курсовая работа
Цели исследования – изучение мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов НТГСПА.
Задачи исследования:
провести анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования;
изучить социально-психологические особенности студенческого возраста;
изучить учебно-профессиональную мотивацию студентов;
провести эмпирическое исследование, обработать и проанализировать полученные результаты.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения потребностно-мотивационной сферы личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Теоретические подходы к определению понятий «потребность», «мотив», «мотивация» в зарубежной и отечественной психологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2. Психологические особенности развития потребностно-мотивационной сферы в юношеском возрасте. . . . . . . . .12
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование учебной мотивации студентов ИФМК НТГСПА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.1. Организация и проведение эмпирического исследования учебной мотивации студентов НТГСПА . . . . . . . . . . . . 19
2.2. Методы и методики эмпирического исследования . . . . . . . .20
2.3. Анализ результатов исследования учебной мотивации студентов НТГСПА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
В целом результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
Наиболее значимыми мотивами в структуре внутренней мотивации являются реально действующие мотивы учения, т.к. любой студент, прежде всего, нацелен на качественное получение образования и достижение успеха в обучении. Наименее значимы профессиональные мотивы, возможно из-за неуверенности в получаемой профессии, т.к профессия учителя русского языка и литературы не актуальна, не востребована в настоящее время. Либо, это не желание уезжать из родного города, даже если есть вакансии в других городах.
В структуре внешней мотивации наиболее значимыми оказались реально действующие мотивы учения и профессиональные мотивы учения.
Сравним средние баллы внешней и внутренней мотивации по всем шкалам. Сравнив средние баллы внутренней (16,1) и внешней (24) мотивации по шкале «Профессиональные мотивы» можно отметить, что для студентов более значимо не содержание самой профессии, а ее внешние социальные атрибуты (зарплата, престиж и т.п.).
По шкале «Реально действующие мотивы учения» внешние мотивы (23,75) оказались тоже выше внутренних мотивов (19,5).
По шкале «Мотивы поступления в вуз» внутренние мотивы (16,75) преобладают над внешними мотивами(14,25)
В целом в учебной и профессиональной подготовке у студентов доминирует внешняя мотивация. Возможно, это объясняется влиянием социальных факторов, связанных с развитием рыночной экономики и востребованностью квалифицированного специалиста.
Стоит отметить и то, что по шкале «Мотивы поступления в вуз» внутренние мотивы преобладают над внешними мотивами. Это говорит о том, что у студентов присутствует интерес к профессии, они хотят получить высшее образование, что, возможно, будут работать в сфере образования.
Заключение
Психологическое изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостности личности студента. Изучение учебной мотивации необходимо для выявления реального уровня и возможных перспектив, а также зоны ее ближайшего влияния на развитие каждого студента.
Как правило, учебная деятельность студента побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Мотивационная сфера - ядро личности.
Нами были рассмотрены определения мотива, мотивации, и потребности в теоретической части. Также рассматривалось, какие теории, и подходы в истории были созданы при изучении мотивации.
В практической части описали результаты исследования. В связи с этим результаты проведенного исследования показали, что учебная мотивация зависит от образовательных потребностей.
Особенности мотивации для каждого студента индивидуальны и неповторимы. Задача состоит в том, чтобы, опираясь на общий подход, выявить, какими сложными, иногда противоречивыми путями происходит становление профессиональной мотивации студента.
Исследуемый нами вопрос является значимым для научной теории и практики при изучении вопроса мотивации.
Наше исследование учебной
мотивации студентов
Таким образом, рассмотренные нами студенты относятся к разным уровням учебной мотивации и вследствие этого отличаются характером учебной активности, выраженностью познавательного интереса, качеством самоорганизации.
Цель нашего исследования достигнута: мы доказали, что учебная мотивация зависит от образовательных потребностей.
Список литературы
Интернет - ресурсы
Приложение 1
Бланк ответов к методике «Мотивация учения студентов педагогического вуза»
№ |
Мотивы |
Баллы |
1.Что способствовало вашему выбору данной специальности? | ||
1 |
Бесплатное поступление, низкая плата за обучение |
|
2 |
Занятия в профильной спецшколе, спецклассе |
|
3 |
Желание получить высшее образование |
|
4 |
Семейные традиции, желание родителей |
|
5 |
Совет друзей, знакомых |
|
6 |
Престиж, авторитет вуза и факультета |
|
7 |
Интерес к профессии |
|
8 |
Наилучшие способности именно в этой области |
|
9 |
Стремление прожить |
|
10 |
Нравиться общение с детьми |
|
11 |
Случайность |
|
12 |
Нежелание идти в армию(для юношей) |
|
13 |
Использовать педагогические знания для воспитания своих детей(для девушек) |
|
II.Что наиболее значимо для вас в вашем учении | ||
14 |
Успешно продолжить обучение на последующих курсах |
|
15 |
Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» |
|
16 |
Приобрести глубокие и прочные знания |
|
17 |
Быть постоянно готовым к очередным занятиям |
|
18 |
Не запускать изучение учебных предметов |
|
19 |
НЕ отставать от сокурсников |
|
20 |
Выполнять педагогические требования |
|
21 |
Достичь уважения преподавателей |
|
22 |
Быть примером для сокурсников |
|
23 |
Добиться одобрения окружающих |
|
24 |
Избежать осуждения и наказания за плохую учебу |
|
25 |
Получить интеллектуальное удовольствие. |
III. Получение диплома | ||
26 |
Достичь социально признания, уважения |
|
27 |
Самореализации |
|
28 |
Иметь гарантию стабильности |
|
29 |
Получить интересную работу |
|
30 |
Получить высокооплачиваемую работу |
|
31 |
Работать в государственных структурах |
|
32 |
Работать в частных организациях |
|
33 |
Работать в школе |
|
34 |
Основать свое дело |
|
35 |
Обучение в аспирантуре |
|
36 |
Самосовершенствования |
|
37 |
Диплом сегодня ничего не дает |
Информация о работе Особенности учебной мотивации студентов педагогического вуза