Особенности учебной мотивации студентов педагогического вуза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 11:22, курсовая работа

Описание

Цели исследования – изучение мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов НТГСПА.
Задачи исследования:
провести анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования;
изучить социально-психологические особенности студенческого возраста;
изучить учебно-профессиональную мотивацию студентов;
провести эмпирическое исследование, обработать и проанализировать полученные результаты.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения потребностно-мотивационной сферы личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Теоретические подходы к определению понятий «потребность», «мотив», «мотивация» в зарубежной и отечественной психологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2. Психологические особенности развития потребностно-мотивационной сферы в юношеском возрасте. . . . . . . . .12
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование учебной мотивации студентов ИФМК НТГСПА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.1. Организация и проведение эмпирического исследования учебной мотивации студентов НТГСПА . . . . . . . . . . . . 19
2.2. Методы и методики эмпирического исследования . . . . . . . .20
2.3. Анализ результатов исследования учебной мотивации студентов НТГСПА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ !! .docx

— 113.29 Кб (Скачать документ)

В целом результаты проведенного исследования позволяют сделать  следующие выводы:

Наиболее значимыми мотивами в структуре внутренней мотивации  являются реально действующие мотивы учения, т.к.  любой студент, прежде всего, нацелен на качественное получение образования и достижение успеха в обучении. Наименее значимы профессиональные мотивы, возможно из-за неуверенности в получаемой профессии, т.к профессия учителя русского языка и литературы не актуальна, не востребована  в настоящее время. Либо, это не желание уезжать из родного города, даже если есть вакансии в других городах.

В структуре внешней мотивации  наиболее значимыми оказались реально действующие мотивы учения и профессиональные мотивы учения.

 Сравним средние баллы внешней и внутренней мотивации по всем шкалам. Сравнив средние баллы внутренней (16,1) и внешней (24) мотивации по шкале «Профессиональные мотивы» можно отметить, что для студентов более значимо не содержание самой профессии, а ее внешние социальные атрибуты (зарплата, престиж и т.п.).

По шкале  «Реально действующие мотивы учения» внешние мотивы (23,75) оказались тоже выше внутренних мотивов (19,5).

По шкале «Мотивы поступления  в вуз» внутренние  мотивы (16,75) преобладают над внешними мотивами(14,25)

В целом в учебной и  профессиональной подготовке у студентов доминирует внешняя мотивация. Возможно, это объясняется влиянием социальных факторов, связанных с развитием рыночной экономики и востребованностью квалифицированного специалиста.

Стоит отметить  и то, что  по шкале «Мотивы поступления  в вуз» внутренние мотивы преобладают  над внешними мотивами.  Это говорит о том, что у студентов присутствует интерес к профессии, они хотят получить высшее образование, что, возможно, будут работать в сфере образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Психологическое изучение мотивации  и ее формирование – это две  стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы  целостности личности студента. Изучение учебной мотивации необходимо для выявления реального уровня и возможных перспектив, а также зоны ее ближайшего влияния на развитие каждого студента.

Как правило, учебная деятельность студента побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Мотивационная сфера - ядро личности.

Нами были рассмотрены  определения  мотива, мотивации, и  потребности в теоретической  части. Также рассматривалось, какие  теории, и подходы в истории  были созданы при изучении мотивации.

В практической части описали  результаты исследования. В связи с этим результаты проведенного исследования показали, что учебная мотивация зависит от образовательных потребностей.

Особенности мотивации для каждого студента индивидуальны и неповторимы. Задача состоит в том, чтобы, опираясь на общий подход, выявить, какими сложными, иногда противоречивыми путями происходит становление профессиональной мотивации студента.

Исследуемый нами вопрос является значимым для научной теории и  практики при изучении вопроса мотивации.

Наше исследование учебной  мотивации студентов педагогического  института можно использовать при  работе с выпускниками школ, выявлять уровень их мотивации учения в  педагогическом институте.

Таким образом, рассмотренные нами  студенты относятся к разным уровням учебной мотивации и вследствие этого отличаются характером учебной активности, выраженностью познавательного интереса, качеством самоорганизации.

Цель нашего исследования достигнута: мы доказали, что  учебная  мотивация зависит от образовательных  потребностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Аверин В.А. Психология личности. – СПб.: Михайлова В.А., 1999. – 89 с.
  2. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности – М.: Мысль,1976. – 38 с.
  3. Бакшаева Н.А, Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов. – М.: Логос, 2006. – 184 с.
  4. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972. - 352 с.
  5. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей  школе: контекстный подход [Текст] / А.А. Вербицкий. – М., 1991. – 207 с.
  6. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации
  7. Волков Б.С. Психология юности и молодости. – М.: Академический проект, – 2006. – 256 с.
  8. Гальперин П.Я Введение в психологию. - М.: Университет, 1999. - 332 с.
  9. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития.  — М.: Издательский Академия, 2007. — 240 с.
  10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. -  М.: Логос, 2004 - 384 с. 
  11. Иванников В.А.  Психологические механизмы волевой регуляции. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.
  12. История отечественной и мировой психологической мысли: Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее: Материалы международной конференции по истории психологии «IV московские встречи», 26—29 июня 2006 г. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. М.: Институт психологии РАН , 2006. — 568 с.
  13. Климов Е.А. психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2004 - 304 с.
  14. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с
  15. Мухина В.С.  Возрастная психология. – М.: Академия, 2006. – 608 с.
  16. Немов С.Р.  Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е  изд. — М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
  17. Петровский  А.В., .Ярошевский М.Г Основы теоретической психологии. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 528 с.
  18. Пряжников Н.С.  Профессиональное и личностное самоопределение.-  М.: Институт практической психологии, 1996. - 256 с.
  19. Психология человека от рождения до смерти / под общей редакцией А. А. РЕАНА. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
  20. Рубинштейн С.Л.   Основы общей психологии.  -  СПб: Питер, 2000. - 720 с.
  21. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. - 672 с.
  22. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой - М., 1986.
  23. Бондаренко С.М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении: по материалам психолого-педагогической литературы. // Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л.Н.Ланды. – М., 1973. -Вып. 2.
  24. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа: Автореф. …д-ра психол. н. - М., 1984.

 

 

 

 

 

Интернет - ресурсы

  1. Методика «Мотивация учения студентов педагогического вуза» // Психологическая наука и образование 2010, № 1 [электронный журнал].-Режим доступа: www. psyedu.ru/ ISSN: 2074-5885/ Е – mail: box@psyedu. ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Бланк ответов к методике «Мотивация учения студентов педагогического  вуза»

Мотивы

Баллы

1.Что способствовало вашему  выбору данной специальности?

1

Бесплатное поступление, низкая плата за обучение

 

2

Занятия  в профильной спецшколе, спецклассе

 

3

Желание получить высшее образование

 

4

Семейные традиции, желание  родителей

 

5

Совет друзей, знакомых

 

6

 Престиж, авторитет вуза и факультета

 

7

Интерес к профессии

 

8

Наилучшие способности именно в этой области

 

9

Стремление прожить беззаботный  период жизни

 

10

Нравиться общение с детьми

 

11

Случайность

 

12

Нежелание идти в  армию(для  юношей)

 

13

Использовать педагогические знания для воспитания своих детей(для  девушек)

 

II.Что наиболее значимо для вас в вашем учении

14

Успешно продолжить обучение на последующих курсах

 

15

Успешно  учиться, сдавать  экзамены на «хорошо» и «отлично»

 

16

Приобрести глубокие и  прочные знания

 

17

Быть постоянно готовым  к очередным занятиям

 

18

Не запускать изучение учебных предметов

 

19

НЕ отставать от сокурсников

 

20

Выполнять педагогические требования

 

21

Достичь уважения преподавателей

 

22

Быть примером для сокурсников

 

23

Добиться одобрения окружающих

 

24

Избежать осуждения и  наказания за плохую учебу

 

25

Получить интеллектуальное удовольствие.

 



 

 

III. Получение диплома

26

Достичь социально признания, уважения

 

27

Самореализации

 

28

Иметь гарантию стабильности

 

29

Получить интересную работу

 

30

Получить высокооплачиваемую работу

 

31

Работать в государственных  структурах

 

32

Работать в частных  организациях

 

33

Работать в школе

 

34

Основать свое дело

 

35

Обучение в аспирантуре

 

36

Самосовершенствования

 

37

Диплом сегодня ничего не дает

 

 


Информация о работе Особенности учебной мотивации студентов педагогического вуза