Особенности воли детей разных типов нервной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:10, реферат

Описание

Цель исследования: уровни воли детей подвижного типа нервной системы.
Задачи исследования: проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме «Особенности воли детей разных типов нервной системы»; исследовать зависимость воли ребенка от его типа нервной системы; разработать рекомендации и подобрать игры.

Содержание

ГЛАВА 1. ВОЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 2

1.1.Проблема воли в психолого-педагогической литературе 5

1.2.Особенности детей разных типов темперамента 10

1.3.Развитие воли и формирование произвольного поведения
в дошкольном возрасте 16

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19

2.1. Методика исследования воли детей подвижных типов нервной системы 19

2.2. Анализ результатов исследования 20

2.3. Рекомендации, игры и упражнения по коррекции воли детей 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Работа состоит из  1 файл

титульник.docx

— 66.74 Кб (Скачать документ)

НЧОУ ВПО «АРМАВИРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Конфликт: понятие, виды, способы разрешения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                        

                                                                                                         Выполнила:

студентка 4 курса

Гомозова Н.А.

 

 

 

Научный руководитель:

ст.преподаватель

Пащенко Д. А.                                          

 

 

                                           

 

                                                      Армавир 2011

 

 

 

ГЛАВА 1. ВОЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА КАК ПРЕДМЕТ  НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 2

 

1.1.Проблема воли в психолого-педагогической  литературе 5

 

1.2.Особенности детей разных  типов темперамента 10

 

1.3.Развитие воли и формирование  произвольного поведения 
в дошкольном возрасте 16

 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА 19

 

2.1. Методика исследования  воли детей подвижных типов нервной системы 19

 

2.2. Анализ результатов исследования 20

 

2.3. Рекомендации, игры и  упражнения по коррекции воли  детей 21

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Детство - важнейший период в жизни человека. Это время  наиболее интенсивных изменений, происходящих на разных уровнях жизни человека (физическом, психическом, социальном и др.). Для нас особый интерес  представляет та часть детства, которая  начинается после раннего возраста и длится до поступления ребенка  в школу. Речь идет о дошкольном возрасте (или дошкольном детстве). Дошкольное детство Л.И. Божович, А. Валло, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Р. Заззо, А.Н. Леонтьев, Н.С. Лейтес и др. рассматривают как  особо ответственный период в  развитии ребенка, когда закладываются  основные личностные механизмы, возникает  первая модель мира-система представлений  об окружающей действительности, о  своих возможностях и отношениях с окружающими людьми. Ряд исследователей детского возраста (Л.С. Выготский, В.В. Зеньковский, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев и др.) указывают на «неповторимость, особую значимость»  этого периода для всего последующего развития человека

 

Сегодня практически все  шестилетки становятся школьниками, но школьники шестилетнего возраста еще  недостаточно изучены нашей психолого-педагогической наукой. Принимая шестилеток в школу, «надо учитывать, что мы имеем  дело с растущим детским организмом, созревание которого еще не закончилось, функциональные особенности которого еще не сложились и работа которого еще ограничена. При перестройке  педагогического процесса, при совершенствовании  воспитательных программ необходимо предусматривать  не только то, что ребенок данного  возраста способен достигнуть при интенсивной  тренировке, но и каких физических и нервно-психических затрат будет  ему это стоить» (9) Важно, чтобы  ребенок пошел в школу физически  готовый к ней. Однако необходима и психологическая готовность, определяемая той системой требований, которую  школа предъявляет к ребенку. Связаны они, как показывают исследования психологов Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др. с изменением социальной позиции  ребенка в обществе, а также  со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

 

Что же включает в себя психологическая  готовность к школе? Составными компонентами психологической готовности являются интеллектуальная, личностная и волевая  готовность. Формирование волевой готовности будущего первоклассника требует серьезного внимания. Ведь его ждет напряженный  труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, а  и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. К шести  годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок  способен поставить цель, принять  решение, наметить план действия, исполнить  его, проявить определенное усилие в  случае преодоления препятствия, оценить  результат своего действия. Но все  эти компоненты волевого действия еще  недостаточно развиты. К шести годам  ребенок «мало-помалу эмансипируется в своих действиях от непосредственных влияний материальной среды; в основу действий кладутся уже не одни чувственные  побуждения, но и мысль, и моральное  чувство; само действие получает через  это определенный смысл и становится поступком».(8) Все исследователи  развития воли у детей отмечают, что в дошкольном возрасте цель достигается  успешнее при игровой мотивации  и при оценке поведения со стороны  сверстников (в случае командной  игры). Значительно изменяется к 6 годам  степень произвольности движений ребенка.. Как отмечала психолог Я.З. Неверович, «возрастающее умение анализировать  собственные движения и внимание к точности рисунка движений говорят  о психологической готовности ребенка  к обучению в условиях школы, о  возможности сознательно приобретать  двигательные умения уже трудового  порядка, сложные формы умений и  навыка типа письма, рисования, игры на инструментах, танца и т.д.».

 

Шестилетний ребенок оказывается  способным соподчинить мотивы своего поведения. Поэтому в этом возрасте необходимо развивать способность  действовать по моральным мотивам, при необходимости отказываться от того, что непосредственно привлекает. Следует иметь в виду и тот  факт, что отличительной чертой волевой  регуляции поведения дошкольников является характерное для ребенка  отношение к трудностям и типичные для него способы их преодоления. Поэтому, как показывают специальные  исследования (В.К. Котырло, Ф.Е. Василюк  и др.), первостепенное значение в  формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей небоязни трудностей, принятие их, стремление « не пасовать» перед  ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможет ребенку  самостоятельно или при незначительной помощи преодолеть трудности, которые  возникнут у него в первом классе. Развитие дисциплинированности, организованности и других качеств, помогающих шестилетнему ребенку овладеть, управлять своим  поведением, в большей мере зависит  от степени его восприимчивости  к требованиям взрослого, как  носителя социальных норм поведения, правил.

 

В данной курсовой работе мы провели исследование воли детей  с разным типом темперамента, чтобы  в дальнейшем определить объем и  направление работы по развитию воли детей подвижного типа нервной системы, найти наилучшие пути, формы и  методы воспитания положительных черт личности применительно к особенностям данного типа темперамента.

 

Цель исследования: уровни воли детей подвижного типа нервной  системы.

 

Задачи исследования: проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме «Особенности воли детей  разных типов нервной системы»; исследовать  зависимость воли ребенка от его  типа нервной системы; разработать  рекомендации и подобрать игры.

 

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с  разным типом нервной системы.

 

Предмет исследования: воля детей дошкольного возраста.

 

Методы исследования: теоретический  анализ научной психолого-педагогической литературы; изучение опыта работы психолога; тесты, наблюдение, анализ продуктов  деятельности.

 

Принципы: единства методологии  и диагностики; системности; научности; необходимости учета логики и  последовательности нормативного развития; терминологической адекватности; этический; принцип профессиональной компетентности, принцип ненанесения ущерба испытуемому

 

Гипотеза: у детей подвижного типа нервной системы могут быть разные уровни воли.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

 

ВОЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ТИПОВ  ТЕМПЕРАМЕНТА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

 

 

1.1. Проблема воли в  психолого-педагогической литературе

 

 

В связи со всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим  человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается  повышенное внимание к воле. Когда-то, еще в 18-19 веках, эта проблема была одной из центральных в психологических  исследованиях. В начале 20 века в  связи с общим кризисным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась  самой трудной из тех, которые  необходимо было ставить и решать на новой методологической основе. Но игнорировать ее и полностью не замечать было невозможно, так как  воля относится к числу тех  психических явлений, жизненно важную роль, которых нет особой необходимости  доказывать.

 

Человек как активное существо не только воспринимает окружающий мир, не только как-то относится к нему, но и реагирует на его влияния, сам воздействует на окружающий мир, преобразовывая его в своих целях. При этом человек преследует определенные цели, которые он более или менее  ясно осознает. Иногда достижение цели не представляет трудности и не требует  усилий. Но чаще всего достижение цели связано с преодолением трудностей и препятствий. Воля человека и выражается в том, насколько он способен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько умеет управлять  своим поведением, подчинять свою деятельность определенным задачам. По определению психолога Крутецкого В.А., воля - психическая деятельность человека, определяющая его целенаправленные действия и поступки, связанные с  преодолением трудностей и препятствий.

 

Если при помощи эмоций человек пристрастно относится  к чему-либо, при помощи познавательных процессов знакомится с окружающим миром, то благодаря воле он управляет  своим поведением и в широком  смысле создает свою жизнь. О роли воли в жизни человека российский психолог Ф.Е. Василюк писал: «Целостность личности одновременно и дана и не дана ей примерно так же, как дано и не дано художнику задуманное произведение: целостность личности -- это как  бы замысел человека о себе, о  своей жизни. И назначение воли как  раз и состоит в воплощении этого идеального замысла».

 

Не любое наше поведение  управляемо волей. Мы часто поступаем  непроизвольно (без участия воли, неосознанно). Непроизвольное поведение - действия человека, осуществляемые с  помощью безусловных и условных рефлексов без контроля сознания.

 

По мере развития человека у него наряду с непроизвольным поведением обнаруживается способность к произвольному  поведению. Произвольное поведение - действия человека, подчиненные достижению осознанно  поставленной цели и управляемые  волей. Именно благодаря произвольности поведения человек не только приспосабливается  к окружающей действительности, но и активно ее преобразует в  соответствии со своими потребностями. Произвольное поведение связано  с волей человека. И само слово  «про-извольность» происходит не от слова  «произвол» (синонимы: «беспредел», «притеснение»), а от слова «воля».

 

Воля -- способность человека к сознательному регулированию  своего поведения, выражающаяся в постановке цели, преодолении внутренних и внешних  препятствий при ее достижении.

 

Под внешними препятствиями, которые преодолевает человек, подразумеваются  объективные трудности самого дела, его сложность, всевозможные помехи, сопротивления других людей, тяжелые  условия для работы и т.п.

 

Внутренние препятствия - это субъективные, личные побуждения, мешающие выполнять намеченное, когда  человеку трудно заставить себя работать, преодолеть лень, усталость, желание  заниматься чем-то другим, не имеющим  отношения к задаче, которую надо выполнить. К внутренним препятствиям относятся вредные привычки, влечения, желания от которых следует воздержаться. А. С. Макаренко писал: «Большая воля -- это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить  себя отказаться от чего-то, когда это  нужно. Воля -- это не просто желание  и его удовлетворение, а это  и желание, и остановка, и желание  и отказ одновременно» [22]

 

Преодоление препятствий  и трудностей требует так называемого  волевого усилия. Волевое усилие -- это  особое состояние нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Усилие воли сопровождается эмоциями напряжения, поэтому человек  совершает его с трудом. Вместе с тем, привычку к волевому усилию можно развивать путем тренировки и упражнений. Воля человека выполняет  следующие функции:

 

побуждающую -- волевое усилие обеспечивает выбор из различных  мотивов и целей наиболее важные, значимые;

 

регулятивную -- благодаря  воле человек управляет своим  поведением в ситуации недостаточной  или избыточной мотивации;

 

организационную -- воля позволяет  осознанно планировать, организовывать и реализовывать задуманное или  должное;

 

мобилизационную -- волевое  усилие обеспечивает концентрации физических и психических ресурсов в ситуации преодоления препятствий при  достижении поставленных целей;

 

тормозную -- воля позволяет  сдерживать нежелательное поведение. Волю нельзя отождествлять с волюнтаризмом («делаю то, что хочу»). Хотя при произвольном поведении человек учитывает  и свои желания, все же одним из основных признаков воли выступает  осознанное и обоснованное (т. е. с  учетом своих ценностей, обязательств, мотивов и особенностей конкретной жизненной ситуации) принятие решения. Отсюда очевидна связь воли с познавательной сферой человека: для того, чтобы  решение было обоснованным, человек  должен проанализировать многие факторы. Воля связана и с другими психическими сферами. Постановка цели, например, непосредственно  зависит от мотивационной сферы  человека. Осуществление действий связано  с теми привычками и стереотипами поведения, которые сложились в  ходе жизни человека. Эмоции и чувства  влияют на самоконтроль и саморегуляцию. Таким образом, произвольные действия зависят от различных психологических  характеристик человека, влияющих на волевую сферу.

Информация о работе Особенности воли детей разных типов нервной системы