Особенности воли детей разных типов нервной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:10, реферат

Описание

Цель исследования: уровни воли детей подвижного типа нервной системы.
Задачи исследования: проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме «Особенности воли детей разных типов нервной системы»; исследовать зависимость воли ребенка от его типа нервной системы; разработать рекомендации и подобрать игры.

Содержание

ГЛАВА 1. ВОЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 2

1.1.Проблема воли в психолого-педагогической литературе 5

1.2.Особенности детей разных типов темперамента 10

1.3.Развитие воли и формирование произвольного поведения
в дошкольном возрасте 16

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19

2.1. Методика исследования воли детей подвижных типов нервной системы 19

2.2. Анализ результатов исследования 20

2.3. Рекомендации, игры и упражнения по коррекции воли детей 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Работа состоит из  1 файл

титульник.docx

— 66.74 Кб (Скачать документ)

 

В современной психологической  науке большинство конституционных  концепций повергается острой критике  из-за недооценки в них роли среды  и социальных условий в формировании психических свойств человека. Более  серьезного внимания заслуживают концепции, основанные на рассмотрении особенностей функционирования нервной системы, выполняющей доминирующую и управляющую  роль в организме. Теория связи некоторых  общих свойств нервных процессов  с типами темперамента была предложена И.П. Павловым и получила дальнейшее развитие и экспериментальное подтверждение  в работах его последователей. Проведенные Павловым исследования заслуженно расцениваются как наиболее значимые для понимания физиологических  основ темперамента. Благодаря исследованиям  Павлова в отечественной психологии сложились представления о темпераменте как свойстве личности, в значительной мере обусловленном врожденными  характеристиками человека. Согласно учению И.П. Павлова индивидуальные особенности поведения, динамика психической  деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной  системы. Основой же индивидуальных различий в деятельности нервной  системы считают различные проявления, связь и соотношение нервных  процессов - возбуждения и торможения. И.П. Павлов открыл три свойства процессов  возбуждения и торможения:

 

1) силу процессов возбуждения  и торможения;

 

2) уравновешенность процессов  возбуждения и торможения;

 

3) подвижность процессов  возбуждения и торможения.

 

Комбинации указанных  свойств нервных процессов были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости  от сочетания силы, подвижности и  уравновешенности процессов возбуждения  и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

 

По силе нервных процессов  И.П. Павлов различал сильную и слабую нервную систему. Представителей сильной  нервной системы он в свою очередь  подразделял по уравновешенности на сильных уравновешенных и сильных  неуравновешенных (с преобладанием  возбуждения над торможением). Сильных  уравновешенных по подвижности делил  на подвижных и инертных. Так была создана классификация типов  высшей нервной деятельности (или, что  то же самое, типов нервной системы). И. П. Павлов соотнес выделенные им типы с психологическими типами темпераментов  и обнаружил полное совпадение. Таким  образом, темперамент есть проявление типа нервной системы, в деятельности, поведении человека

 

В итоге соотношение типов  нервной системы и темпераментов  выглядит следующим образом:

 

1) сильный, уравновешенный, подвижный тип («живой», по  И. П. Павлову-- сангвинический  темперамент; 

 

2) сильный, уравновешенный, инертный тип («спокойный», по  И. П. Павлову) -- флегматический  темперамент; 

 

3) сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения  («безудержный» тип, по И. П.  Павлову) -- холерический темперамент; 

 

4) слабый тип («слабый», по И. П. Павлову) -- меланхолический  темперамент.

 

Тип нервной системы -- это  природное, врожденное свойство нервной  системы, которое, однако, может несколько  изменяться под влиянием условий  жизни. «Тип нервной системы придает  своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток  на весь облик человека, но не определяет, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев, которые формируются  в процессе индивидуальной жизни  человека, в процессе воспитания». [20]

 

В 50-гг. прошлого столетия проводились  лабораторные исследования под руководством сначала Б. Теплова, а затем - В.Д. Небылицына, в результате которых  типология И.П. Павлова была дополнена  новыми свойствами нервных процессов: лабильностью и динамичностью.

 

Соотношение конкретного  типа темперамента с типом ВНД  и свойствами возбуждения и торможения представлено в таблице 1 (см. приложение 1).

 

Также важно помнить, что  объяснение природы темперамента только с позиций типологических особенностей нервной системы недостаточно. Центральная  нервная система функционирует  во взаимосвязи с другими системами  организма, например, эндокринной и  гуморальной. Так, установлено, что  нарушения в функционировании щитовидной железы вызывают вялость, монотонность движений, а гиперфункция мозгового  придатка вызывают снижение импульсивности, замедление двигательных реакций.

 

Таким образом, в настоящее  время под темпераментом понимается следующее. «Темперамент - это биологически обусловленные индивидуальные особенности  человека, определяющие динамическую и эмоциональную стороны его  психической деятельности и поведения». (12,с.46)

 

Психологическая характеристика типов темперамента определяется следующими основными его свойствами: сензитивность, реактивность, активность, темп реакции, пластичность-ригидность, экстраверсия-интроверсия, эмоциональная возбудимость.

 

В чистом виде темпераменты встречаются сравнительно редко. Обычно у человека преобладают черты  какого-либо одного темперамента, но при  этом могут наблюдаться и отдельные  черты, свойственные другому темпераменту. Однако для правильного индивидуального  подхода в процессе обучения и  воспитания, т. е. для практических нужд, вполне можно исходить из общей оценки темперамента, ориентируясь на его  основную характеристику, не вдаваясь в особые тонкости и детали, выяснение  которых порой требует специальных  экспериментальных методик, которыми учитель не располагает. Условно  можно считать, что каждый ребенок  тяготеет к одному из четырех указанных  выше типов темперамента.

 

Надо учесть также, что  темпераменты нельзя оценивать как  плохие или хорошие, каждый темперамент  имеет свои положительные стороны, и на основе каждого темперамента при неправильном воспитании могут  сложиться отрицательные проявления. Как определил И.П. Павлов, «поведение человека обусловливается не только прирожденными свойствами нервной  системы, но и теми влияниями, которые  падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального  существования, т. е. зависят от постоянного  воспитания и обучения в самом  широком смысле слова».

 

В зависимости от условий  жизни и деятельности человека, от того, как человек относится к  тем или иным явлениям, к жизненным  задачам, к окружающим людям, отдельные  свойства его темперамента могут  усиливаться или ослабляться. В  то же время свойства темперамента имеют тенденцию более резко  проявляться с возрастом человека.

 

1.2.2. Особенности взаимодействия  с дошкольниками с разным типом  темперамента.

 

Дети отличаются друг от друга уже с момента рождения по темпераменту.

 

Особенности свойств темперамента у детей ярко заметны в играх, бытовых процессах, общении со взрослыми  и сверстниками. Проявление свойств  темперамента обусловлены следующими причинами: общими закономерностями созревания нервной системы и развития психики; созреванием эндокринного аппарата; специфическими закономерностями созревания каждого типа темперамента. Но уже  в раннем возрасте можно выделить типологические свойства темперамента, т. е. признаки, характерные для холерика, сангвиника, флегматика, меланхолика. Общие же особенности темперамента проявляются очень рано и сохраняются  без значительных изменений до 7 лет.

 

Весь состав свойств темперамента возникает не сразу, а развертывается в определенной последовательности. Она обусловлена как общими закономерностями созревания высшей нервной деятельности и психики ребенка в целом, так и специфическими закономерностями созревания каждого типа нервной  системы. К специфическим возрастным особенностям нервной системы детей  раннего и дошкольного возраста (до 6--7 лет) относятся: слабость возбудительного  и тормозного процессов, их неуравновешенность, очень высокая чувствительность, более быстрое по сравнению со взрослыми восстановление сил. В  связи с этим в детском возрасте типологические свойства ярче обнаруживаются у представителей уравновешенного, инертного и слабого типов, так  как у них проявление типа контрастирует  с возрастными особенностями  поведения.

 

Нервная система у детей  близка к слабому типу, что ведет  к ее быстрому истощению, пониженной работоспособности, повышенной возбудимости и чувствительности, неадекватному  поведению (в ответ на спокойное  замечание взрослого малыш плачет, выкрикивает обидные слова; на праздниках, в театрах дети кричат, вскакивают со своих мест, нарушают правила  поведения), быстрому возникновению  охранительного торможения (на физкультурном  празднике ребенок перестает  слышать указания взрослого, участвовать  в общей деятельности). Выносливость и работоспособность постепенно возрастает и достигает максимальной величины к 7--8 годам, а позже почти  не меняется. Так как тема нашей  курсовой работы посвящена изучению особенностей воли детей подвижных  типов нервной системы, приведем некоторые особенности детей  с подвижным типом темперамента, которые необходимо учитывать при  взаимодействии с ними.

 

Ребенок-сангвиник. Такой  ребенок верток и подвижен. Слезы  появляются мгновенно, но он быстро утешается. Быстро переключается с одного занятия  на другое. Взрослых беспокоит несобранность, рассеянность, несерьезность, неаккуратность, но ребенок все, же приятен в общении, заводила, выдумщик, фантазер. Засыпает легко и быстро, так же и просыпается, встает рано. В играх любит лазать, ползать, бегать. Такие дети миролюбивы, не помнят зла, добры и не жадны. Ребенок-сангвиник  весел, жизнерадостен, ловок и общителен. Игры и повседневная жизнь ребенка  должны быть подвижными, требования к  спокойствию не должны звучать слишком  часто. Необходимо формировать устойчивые интересы и привязанности, не допускать  поверхностного, небрежного выполнения задания, требовать доводить его  до конца. Удерживать внимание ребенка-сангвиника можно путем просмотра фильмов, чтения книг, сочинения историй, собирания  конструктора и т.д.

 

При определении темперамента у детей важно учитывать их возрастные особенности, а также  руководствоваться жизненными показателями свойств нервной системы. Так, к  жизненным показателям силы нервного процесса возбуждения относят сохранение высокого уровня работоспособности  при длительной напряженности в  работе, устойчивый и достаточно высокий  положительный эмоциональный тонус, смелость в разнообразных и непривычных  условиях; устойчивое внимание, как  в спокойной, так и в шумной обстановке.

 

О силе (или слабости) нервной  системы ребенка будут свидетельствовать  такие жизненные показатели, как  его сон (быстро ли засыпает, спокоен  ли сон, крепок ли), наблюдается быстрое (медленное) восстановление сил, как  ведет себя в состоянии голода, если его не успели вовремя покормить (кричит, плачет или проявляет вялость, спокойствие).

 

К жизненным показателям  уравновешенности относят следующие: сдержанность, усидчивость, спокойствие, равномерность в динамике и настроении, отсутствие в них периодических  резких спадов и подъемов, ровность и плавность речи и др.

 

Жизненные показатели подвижности  нервных процессов включают в  себя такие показатели, как быст-рое  реагирование на все новое в окружающей среде, легкая и быстрая выработка  и изменение жизненных стереотипов (привычек, навыков), быстрое привыкание к новым людям, к новым условиям, способность без «раскачки» переходить от одного занятия к другому, от сна  к бодрствованию и т. д., быстрота запоминания и легкость воспроизведения, быстрота возникновения и протекания чувств, проявление лабильности в  речи, моторике, в темпе деятельности.

 

Жизненные показатели полярных свойств (слабости, неуравновешенности, инертности) в большинстве случаев  противоположны друг другу.

 

А как узнать о сензитивности, реактивности, пластичности (или ригидности) ребенка? О сензитивности или  чувствительности судят по тому, какова наименьшая сила внешнего воздействия, необходимая для того, чтобы у  человека возникла та или иная психическая  реакция. Иными словами, какой должна быть сила воздействия, чтобы до человека, как говорят, «дошло».

 

Реактивность проявляется  в том, с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие. Недаром о некоторых  говорят: «Вспыльчивый», «Заводится с  полуоборота», а о других: «Не  поймешь, обрадовался или огорчился...»  и т. п. Пластичность и противоположное  ему качество -- ригидность проявляются  в том, насколько легко и быстро приспосабливается человек к  внешним воздействиям. Пластичный быстро перестраивает поведе-ние при  изменении обстоятельств, ригидный делает это с большим трудом.

 

Существенным показателем  темперамента является экстраинтровертированность.

 

Белорусский психолог Л. А. Вяткина  изучала, как общаются в ролевых  играх дети с преобладанием экстраверсии (холерики, сангвиники) и с доминированием интроверсии (меланхолики, флегматики). В ходе эксперимента удалось выделить некоторые особенности их стиля  общения. Оказалось, что экстраверты  более инициативны в начальной, организующей фазе игры, совещании  при выборе темы, распределении ролей  и выборе собственной роли. Интроверты же чаще «общаются» с игровыми атрибутами, «обращаются» к игрушке, спрашивают других, что делать дальше, планируют  свои действия без побуждений со стороны  других детей, чаще говорят, что они  делают, какие игровые действия выполняют.

 

Важными параметрами темперамента являются активность и эмоциональность. Об активности судят по тому, с какой  энергией человек воздействует на окружающий мир, по его настойчивости, сосредоточенности  внимания и т. д. Об эмоциональной  возбудимости судят по тому, воздействие  какой силы необходимо для возникновения  эмоциональной реакции.

 

Анализируя изложенный выше материал, мы пришли к выводу, что  каждый темперамент имеет свои положительные  и отрицательные стороны. При  любом темпераменте имеется опасность  развития нежелательных свойств. Помня, что любое свойство темперамента имеет свои плюсы и минусы, надо, опираясь на положительные стороны, ослаблять отрицательные.

 

В отношении детей с  холерическим темпераментом важно  поддерживать и направлять их энергию  на полезные дела, исключать из ситуации то, что перевозбуждает нервную систему, но вместе с тем следует развивать  и укреплять процесс торможения путем организации спокойной  деятельности и упражнений, добиваться сдержанного поведения, умения считаться  с окружающими и не задевать их самолюбия.

Информация о работе Особенности воли детей разных типов нервной системы