Особенности воли детей разных типов нервной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:10, реферат

Описание

Цель исследования: уровни воли детей подвижного типа нервной системы.
Задачи исследования: проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме «Особенности воли детей разных типов нервной системы»; исследовать зависимость воли ребенка от его типа нервной системы; разработать рекомендации и подобрать игры.

Содержание

ГЛАВА 1. ВОЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 2

1.1.Проблема воли в психолого-педагогической литературе 5

1.2.Особенности детей разных типов темперамента 10

1.3.Развитие воли и формирование произвольного поведения
в дошкольном возрасте 16

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19

2.1. Методика исследования воли детей подвижных типов нервной системы 19

2.2. Анализ результатов исследования 20

2.3. Рекомендации, игры и упражнения по коррекции воли детей 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Работа состоит из  1 файл

титульник.docx

— 66.74 Кб (Скачать документ)

 

Произвольное поведение  человека условно можно рассматривать  как совокупность волевых действий. «Для всех волевых действий характерны следующие особенности:

 

1. Сознательная целеустремленность. Чтобы что-то выполнить, человек  должен сознательно поставить  перед собой цель и мобилизовать  себя на ее достижение.

 

2. Связь с мышлением.  Достичь чего-то и мобилизовать  себя человек может только  в том случае, если он все  хорошо обдумал и спланировал.

 

3. Связь с движениями. Для реализации своих целей  человек всегда двигается, изменяет  формы активности». [19]

 

Любое волевое действие подразумевает  наличие цели. Цель -- осознанный образ  желаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Для достижения цели человек может  затрачивать различные усилия, и  потому по сложности волевые действия могут быть простые и сложные.

 

Результаты любого волевого действия есть смысл рассматривать  в двух аспектах. Один связан с конкретными  практическими достижениями, с реализацией  поставленной цели. Другой является не менее важным и касается оценки человеком  своих действий и извлечения уроков на будущее. В любом случае, следует  помнить слова известного педагога Я.А.Коменского: «Добродетель развивается  посредством дел, а не болтовни».

 

Индивидуальные особенности  волевой сферы человека проявляются  в уникальном сочетании волевых  качеств. Волевые качества -- совокупность качеств личности, характе-ризующих ее со стороны способности достигать  поставленные; цели, несмотря на возникающие  преграды.

 

Выделяют самые различные  волевые качества личности. В виде обобщенной характеристики волевой  сферы можно выделить силу воли, которая проявляется на всех этапах волевого действия, но особенно -- в  ситуациях преодоления внешних  и внутренних препятствий.

 

«Для конкретизации характеристик  волевой сферы все качества условно  можно разделить на три группы:

 

волевые качества, характеризующие  целеустремленность;

 

волевые качества, характеризующие  самообладание;

 

морально-волевые качества». [12, с.51-52 ]

 

Перечисленные выше качества не составляют весь перечень волевых  качеств личности. Волевая сфера  характеризуется самыми разнообразными показателями. Некоторые ученые стремятся  обобщить ее наиболее важные характеристики.

 

1.1.1.. Основные психологические  теории воли.

 

Понимание воли как реального  фактора поведения имеет свою историю. При этом во взглядах на природу  этого психического явления можно  выделить два аспекта: философско-этический  и естественнонаучный. Они тесно  переплетаются: могут рассматриваться  только во взаимодействии друг с другом.

 

Во времена античности и средневековья проблема воли не рассматривалась с позиций, характерных  для современного ее понимания. Древние  философы рассматривали целенаправленное или осознанное поведение человека только с полиции его соответствия общепринятым нормам. В античном мире, прежде всего, признавался идеал  мудреца, поэтому античные философы полагали, что правила поведения  человека должны соответствовать разумным началам природы и жизни, правилам логики. Так, по Аристотелю, природа  воли выражается в формировании логического  заключения. Например, в его «Никомаховой этике» посылка «сладкое надо есть»  и условие «это яблоко сладкое» влекут за собой не предписание «это яблоко надо съесть», а именно умозаключение  о необходимости конкретного  действия -- съедения яблока. Следовательно, источник наших сознательных действий кроется в разуме человека.

 

Надо отметить, что подобные воззрения на природу воли вполне обоснованны, и поэтому продолжают существовать и сейчас. Например, Ш. Н. Чхартишвили выступает против особого характера воли, считая, что понятия цель и осознание  являются категориями интеллектуального  поведения, и никакой необходимости  вводить новые термины, по его  мнению, здесь нет. Подобная точка  зрения обоснована тем, что мыслительные процессы являются неотъемлемым компонентом  левых действий.

 

Фактически проблема воли не существовала в качестве самостоятельной  проблемы и во времена средневековья. Человек рассматривался средневековыми философами как исключительно пассивное  начало, как «поле», на котором встречаются  внешние силы. Более того, очень  часто в средневековье воля наделялась самостоятельным существованием и  даже персонифицировалась в конкретных силах, превращаясь в добрых или  злых существ. Однако и в этой трактовке  выступала как проявление некоего  разума, ставящего себе определенные цели. Познание этих сил -- добрых или  злых, по мнению средневековых философов, открывает путь к познанию «истинных» причин поступков конкретного человека.

 

Следовательно, понятие воли во времена средневековья в большей  степени связывалось с некими высшими силами. Такое понимание  воли в средние века было обусловлено  тем, что общество отрицало возможность  самостоятельного, т. е. независимого от традиций и установленного порядка, поведения конкретного члена  общества. Человек рассматривался как  простейший элемент общества, а набор  характеристик, которые современные  ученые вкладывают в понятие личность», выступал в качестве программы, по которой  жили предки и по которым должен жить человек.

 

Вполне вероятно, что самостоятельная  проблема воли возникла одновременно с постановкой проблемы личности. Это произошло в эпоху Возрождения, когда за человеком начали признавать право на творчество и даже на ошибку. Стало господствовать мнение о том, что, только отклонившись от нормы, выделившись  из общей массы людей, человек  мог стать личностью. При этом главной ценностью личности было принято считать свободу воли.

 

Оперируя историческими  фактами, мы должны отметить, что появление  проблемы свободы воли было не случайным. Первые христиане исходили из того, что человек обладает свободой воли, т. е. может поступать в соответствии со своей совестью, может делать выбор в том, как ему жить, поступать  и каким нормам следовать. В эпоху  же Возрождения свобода воли вообще стала возводиться в ранг абсолюта.

 

В дальнейшем абсолютизация  свободы воли привела к возникновению  мировоззрения экзистенциализма -- «философии существования». Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.) рассматривает свободу как  абсолютно свободную волю, не обусловленную  никакими внешними социальными обстоятельствами. Исходный пункт этой концепции -- абстрактный  человек, взятый вне общественных связей и отношений, вне социально-культурной среды. Человек, по мнению представителей данного направления, ничем не может  быть с обществом, и тем более  он не может быть связан никакими нравственными  обязательствами или ответственностью. Человек свободен и ни за что не может отвечать. Любая норма выступает  для него как подавление его свободной  воли. Согласно Ж. П. Сартру, подлинно человеческим может быть лишь спонтанный немотивируемый протест против всякой «социальности», причем никак неупорядоченный, не связанный  никакими рамками организаций, программ, партий. Такая трактовка воли противоречит современным представлениям о человеке. Основное отличие человека как представителя  вида Homo sapiens от животного мира заключается  в его социальной природе. Человеческое существо, развивающееся вне человеческого  общества, имеет только внешнее сходство с человеком, а по своей психической  сути не имеет ничего общего с людьми.

 

Абсолютизация свободной  воли привела представителей экзистенциализма к ошибочной трактовке человеческой природы. Их ошибка заключалась в  непонимании того, что человек, совершающий  определенный поступок, направленный на отвержение каких-либо существующих социальных норм и ценностей, непременно утверждает другие нормы и ценности. Ведь для того, чтобы отвергать  что либо, необходимо иметь определенную альтернативу, иначе такое отрицание  превращается в лучшем случае в бессмыслицу, а в худшем -- в безумие. Одна из первых естественнонаучных трактовок  воли принадлежит И. П. Павлову, который  рассматривал ее как «инстинкт свободы», как проявление активности живого организма, когда он встречается с. препятствиями, ограничивающими эту активность. По мнению И. П. Павлова, воля как «инстинкт  свободы» выступает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности. «Не будь его, - писал  он,- всякое малейшее препятствие, которое  бы встречало животное на своем пути, совершенно прерывало бы течение  его жизни» (Павлов И.П.,1952). Для человеческого  же поступка такой преградой может  быть не только внешнее препятствие, ограничивающее двигательную активность, но и содержание его собственного сознания, его интересы и т.д. Таким  образом, воля в трактовке И.П  Павлова рефлекторна по своей  природе, т.е. она проявляется в  виде ответной реакции на воздействующий стимул. Поэтому не случайно данная трактовка нашла широкое распространение  среди представителей бихевиоризма и получила поддержку в реактологии (К.Н.Корнилов) и рефлексологии (В.М.Бехтерев). Между тем если принять данную трактовку воли за истинную, то мы должны сделать вывод о том, что воля человека зависит от внешних условий, а следовательно, волевой акт  не в полной мере зависит от человека.

 

В последние десятилетия  набирает силу и находит все большее  число сторонников другая концепция, согласно которой поведение человека понимается как изначально активное, а сам человек рассматривается  как наделенный способностью к сознательному  выбору формы поведения. Эта точка  зрения удачно подкрепляется исследованиями в области физиологии, проведенными Н.А.Бернштейном и П.К.Анохиным. Согласно сформировавшейся на основе этих исследований концепции, воля понимается как сознательное регулирование человеком своего поведения. Это регулирование выражено в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия. Помимо указанных  точек зрения существуют и другие концепции воли. Так, в рамках психоаналитической концепции на всех этапах ее эволюции от З. Фрейда до Э. Фромма неоднократно предпринимались попытки конкретизировать представление о воле как своеобразной энергии человеческих поступков. Для представителей данного направления источником поступков людей является некая превращенная в психическую форму биологическая энергия живого организма. Сам Фрейд полагал, что эта психосексуальная энергия полового влечения. Весьма интересна эволюция этих представлений в концепциях учеников и последователей Фрейда. Например, К. Лоренц видит энергию воли в изначальной агрессивности человека. А. Адлер, К.Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм связывают проявление воли с социальными факторами. По сути дела, различные концепции психоанализа представляют собой абсолютизацию отдельных, хотя и существенных, потребностей как источников человеческих действий.

 

Таким образом, можно сделать  вывод, что проблема воли является одной  из важнейших в жизни человека. Ни одна более или менее сложная  жизненная проблема человека не решается без участия воли. Никто на Земле  никогда еще не добился выдающихся успехов, не обладая выдающейся силой  воли. Человек в первую очередь  тем и отличается от всех остальных  живых существ, что у него, кроме  сознания и интеллекта, есть еще  и воля, без которой способности  оставались бы пустым звуком.

 

1.2. Особенности детей  разных типов темперамента.

 

 

Еще в глубокой древности  ученые, наблюдая внешние особенности  поведения людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия в этом отношении. Одни очень подвижны, эмоционально возбудимы, энергичны. Другие медлительны, спокойны, невозмутимы. Одни общительны, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостны, другие замкнуты, скрытны. Причем имелись в  виду чисто внешние проявления, безотносительно  к тому, умен человек или ограничен, трудолюбив или ленив, смел или труслив, правдив или лжив, чем он занимается, каковы его интересы и т.д. Такие  индивидуальные особенности были названы  темпераментом (от латинского слова  «темпераментум» - соотношение, пропорция). Наблюдая за поведением детей и взрослых, за тем, как они трудятся, учатся, играют, как реагируют на внешние  воздействия, как переживают радости  и горести, мы, несомненно, обратим  внимание на большие индивидуальные различия между ними в отношении  активности, подвижности, эмоциональности, т.е. различия их темпераментов. По определению  психолога В.А. Крутецкого, «темперамент - это индивидуальные особенности  человека, определяющие динамику его  психической деятельности и поведения».[20]

 

Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ. Он утверждал, что люди различаются  соотношением четырех основных «соков организма» -- крови, флегмы, желтой желчи  и черной желчи. Соотношение этих «соков организма» по-гречески обозначалось словом «красис», которое позже заменили латинским словом temperamentum-- «соразмерность», «правильная мера». Опираясь на учение Гиппократа, другой знаменитый врач античности Клавдий Гален разработал типологию  тем-пераментов, которую он изложил  в известном трактате «De temperamentum». Согласно его учению, тип темперамента зависит от преобладания в организме  одного из соков. Им были выделены 13 типов  темперамента, но затем они были сведены до четырех. Эти четыре названия типов темперамента вам хорошо известны: сангвиник (от лат.sanguis-- кровь), флегматик (от греч. phlegma-- слизь, мокрота), холерик (от греч. chole -- желчь) и меланхолик (от греч. melas chole-- черная желчь). Эта концепция  имеет огромное влияние на ученых на протяжении уже многих столетий. Подтверждением этого является тот  факт, что до настоящего времени  предложенные Галеном названия типов  темперамента являются самыми распространенными.

 

В последующие века исследователи, наблюдая значительное разнообразие поведения, совпадающее с различиями в телосложении и физиологических функциях, пытались упорядочить и каким-то образом  сгруппировать эти различия. В  результате возникли многочисленные концепции  и типологии темпераментов. В  основу этих концепций были положены самые разнообразные черты личности. В ряде концепций свойства темперамента понимались как наследственные или  врожденные и связывались с индивидуальными  различиями в особенностях телосложения. Такие типологии получили название конституционных типологий. Среди  них наибольшее распространение  получила типология, предложенная Э. Кречмером, который в 1921г. опубликовал свою знаменитую работу «Строение тела и  характер». Главная его идея заключается  в том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности. Э. Кречмер  провел множество измерений частей тела людей, что позволило ему  выделить четыре консти-туциональных типа: лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик.

 

Теория Кречмера получила наибольшее распространение в Европе.

 

В США в 40-х гг. XX в. большую  популярность приобрела концепция  темперамента У. Шелдона. В основе его  концепции лежит предположение  о том, что тело и темперамент -- это два взаимосвязанных между  собой параметра человека. По мне-нию  автора, структура тела определяет темперамент, который является его  функцией. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов  телосложения, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии.

Информация о работе Особенности воли детей разных типов нервной системы