Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:10, реферат
Цель исследования: уровни воли детей подвижного типа нервной системы.
Задачи исследования: проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме «Особенности воли детей разных типов нервной системы»; исследовать зависимость воли ребенка от его типа нервной системы; разработать рекомендации и подобрать игры.
ГЛАВА 1. ВОЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 2
1.1.Проблема воли в психолого-педагогической литературе 5
1.2.Особенности детей разных типов темперамента 10
1.3.Развитие воли и формирование произвольного поведения
в дошкольном возрасте 16
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19
2.1. Методика исследования воли детей подвижных типов нервной системы 19
2.2. Анализ результатов исследования 20
2.3. Рекомендации, игры и упражнения по коррекции воли детей 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Произвольное поведение человека условно можно рассматривать как совокупность волевых действий. «Для всех волевых действий характерны следующие особенности:
1. Сознательная
2. Связь с мышлением.
Достичь чего-то и
3. Связь с движениями.
Для реализации своих целей
человек всегда двигается,
Любое волевое действие подразумевает наличие цели. Цель -- осознанный образ желаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Для достижения цели человек может затрачивать различные усилия, и потому по сложности волевые действия могут быть простые и сложные.
Результаты любого волевого действия есть смысл рассматривать в двух аспектах. Один связан с конкретными практическими достижениями, с реализацией поставленной цели. Другой является не менее важным и касается оценки человеком своих действий и извлечения уроков на будущее. В любом случае, следует помнить слова известного педагога Я.А.Коменского: «Добродетель развивается посредством дел, а не болтовни».
Индивидуальные особенности волевой сферы человека проявляются в уникальном сочетании волевых качеств. Волевые качества -- совокупность качеств личности, характе-ризующих ее со стороны способности достигать поставленные; цели, несмотря на возникающие преграды.
Выделяют самые различные волевые качества личности. В виде обобщенной характеристики волевой сферы можно выделить силу воли, которая проявляется на всех этапах волевого действия, но особенно -- в ситуациях преодоления внешних и внутренних препятствий.
«Для конкретизации
волевые качества, характеризующие целеустремленность;
волевые качества, характеризующие самообладание;
морально-волевые качества». [12, с.51-52 ]
Перечисленные выше качества не составляют весь перечень волевых качеств личности. Волевая сфера характеризуется самыми разнообразными показателями. Некоторые ученые стремятся обобщить ее наиболее важные характеристики.
1.1.1.. Основные психологические теории воли.
Понимание воли как реального фактора поведения имеет свою историю. При этом во взглядах на природу этого психического явления можно выделить два аспекта: философско-этический и естественнонаучный. Они тесно переплетаются: могут рассматриваться только во взаимодействии друг с другом.
Во времена античности и средневековья проблема воли не рассматривалась с позиций, характерных для современного ее понимания. Древние философы рассматривали целенаправленное или осознанное поведение человека только с полиции его соответствия общепринятым нормам. В античном мире, прежде всего, признавался идеал мудреца, поэтому античные философы полагали, что правила поведения человека должны соответствовать разумным началам природы и жизни, правилам логики. Так, по Аристотелю, природа воли выражается в формировании логического заключения. Например, в его «Никомаховой этике» посылка «сладкое надо есть» и условие «это яблоко сладкое» влекут за собой не предписание «это яблоко надо съесть», а именно умозаключение о необходимости конкретного действия -- съедения яблока. Следовательно, источник наших сознательных действий кроется в разуме человека.
Надо отметить, что подобные воззрения на природу воли вполне обоснованны, и поэтому продолжают существовать и сейчас. Например, Ш. Н. Чхартишвили выступает против особого характера воли, считая, что понятия цель и осознание являются категориями интеллектуального поведения, и никакой необходимости вводить новые термины, по его мнению, здесь нет. Подобная точка зрения обоснована тем, что мыслительные процессы являются неотъемлемым компонентом левых действий.
Фактически проблема воли
не существовала в качестве самостоятельной
проблемы и во времена средневековья.
Человек рассматривался средневековыми
философами как исключительно пассивное
начало, как «поле», на котором встречаются
внешние силы. Более того, очень
часто в средневековье воля наделялась
самостоятельным существованием и
даже персонифицировалась в
Следовательно, понятие воли
во времена средневековья в
Вполне вероятно, что самостоятельная
проблема воли возникла одновременно
с постановкой проблемы личности.
Это произошло в эпоху
Оперируя историческими фактами, мы должны отметить, что появление проблемы свободы воли было не случайным. Первые христиане исходили из того, что человек обладает свободой воли, т. е. может поступать в соответствии со своей совестью, может делать выбор в том, как ему жить, поступать и каким нормам следовать. В эпоху же Возрождения свобода воли вообще стала возводиться в ранг абсолюта.
В дальнейшем абсолютизация
свободы воли привела к возникновению
мировоззрения экзистенциализма --
«философии существования». Экзистенциализм
(М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю
и др.) рассматривает свободу как
абсолютно свободную волю, не обусловленную
никакими внешними социальными обстоятельствами.
Исходный пункт этой концепции -- абстрактный
человек, взятый вне общественных связей
и отношений, вне социально-культурной
среды. Человек, по мнению представителей
данного направления, ничем не может
быть с обществом, и тем более
он не может быть связан никакими нравственными
обязательствами или
Абсолютизация свободной
воли привела представителей экзистенциализма
к ошибочной трактовке
В последние десятилетия
набирает силу и находит все большее
число сторонников другая концепция,
согласно которой поведение человека
понимается как изначально активное,
а сам человек рассматривается
как наделенный способностью к сознательному
выбору формы поведения. Эта точка
зрения удачно подкрепляется исследованиями
в области физиологии, проведенными
Н.А.Бернштейном и П.К.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема воли является одной из важнейших в жизни человека. Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Никто на Земле никогда еще не добился выдающихся успехов, не обладая выдающейся силой воли. Человек в первую очередь тем и отличается от всех остальных живых существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности оставались бы пустым звуком.
1.2. Особенности детей разных типов темперамента.
Еще в глубокой древности ученые, наблюдая внешние особенности поведения людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия в этом отношении. Одни очень подвижны, эмоционально возбудимы, энергичны. Другие медлительны, спокойны, невозмутимы. Одни общительны, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостны, другие замкнуты, скрытны. Причем имелись в виду чисто внешние проявления, безотносительно к тому, умен человек или ограничен, трудолюбив или ленив, смел или труслив, правдив или лжив, чем он занимается, каковы его интересы и т.д. Такие индивидуальные особенности были названы темпераментом (от латинского слова «темпераментум» - соотношение, пропорция). Наблюдая за поведением детей и взрослых, за тем, как они трудятся, учатся, играют, как реагируют на внешние воздействия, как переживают радости и горести, мы, несомненно, обратим внимание на большие индивидуальные различия между ними в отношении активности, подвижности, эмоциональности, т.е. различия их темпераментов. По определению психолога В.А. Крутецкого, «темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения».[20]
Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ. Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков организма» -- крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. Соотношение этих «соков организма» по-гречески обозначалось словом «красис», которое позже заменили латинским словом temperamentum-- «соразмерность», «правильная мера». Опираясь на учение Гиппократа, другой знаменитый врач античности Клавдий Гален разработал типологию тем-пераментов, которую он изложил в известном трактате «De temperamentum». Согласно его учению, тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены 13 типов темперамента, но затем они были сведены до четырех. Эти четыре названия типов темперамента вам хорошо известны: сангвиник (от лат.sanguis-- кровь), флегматик (от греч. phlegma-- слизь, мокрота), холерик (от греч. chole -- желчь) и меланхолик (от греч. melas chole-- черная желчь). Эта концепция имеет огромное влияние на ученых на протяжении уже многих столетий. Подтверждением этого является тот факт, что до настоящего времени предложенные Галеном названия типов темперамента являются самыми распространенными.
В последующие века исследователи,
наблюдая значительное разнообразие поведения,
совпадающее с различиями в телосложении
и физиологических функциях, пытались
упорядочить и каким-то образом
сгруппировать эти различия. В
результате возникли многочисленные концепции
и типологии темпераментов. В
основу этих концепций были положены
самые разнообразные черты
Теория Кречмера получила наибольшее распространение в Европе.
В США в 40-х гг. XX в. большую популярность приобрела концепция темперамента У. Шелдона. В основе его концепции лежит предположение о том, что тело и темперамент -- это два взаимосвязанных между собой параметра человека. По мне-нию автора, структура тела определяет темперамент, который является его функцией. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии.
Информация о работе Особенности воли детей разных типов нервной системы