Особенности воли детей разных типов нервной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:10, реферат

Описание

Цель исследования: уровни воли детей подвижного типа нервной системы.
Задачи исследования: проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме «Особенности воли детей разных типов нервной системы»; исследовать зависимость воли ребенка от его типа нервной системы; разработать рекомендации и подобрать игры.

Содержание

ГЛАВА 1. ВОЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 2

1.1.Проблема воли в психолого-педагогической литературе 5

1.2.Особенности детей разных типов темперамента 10

1.3.Развитие воли и формирование произвольного поведения
в дошкольном возрасте 16

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19

2.1. Методика исследования воли детей подвижных типов нервной системы 19

2.2. Анализ результатов исследования 20

2.3. Рекомендации, игры и упражнения по коррекции воли детей 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Работа состоит из  1 файл

титульник.docx

— 66.74 Кб (Скачать документ)

 

Воспитывая ребенка с  сангвиническим темпераментом, следует  формировать у него устойчивые привязанности, интересы, приучать доводить начатое  дело до конца, обращать особое внимание на качество деятельности, не допускать  поверхностного и небрежного выполнения заданий, чаще контролировать поступки, действия ребенка.

 

Таким образом, можно сделать  вывод, что благодаря пластичности нервной системы мы можем влиять на темперамент, но меры воздействия  следует отбирать такие, которые  бы противодействовали, предотвращали  недостатки темперамента и развивали  бы его сильные стороны.

 

1.3. Развитие воли и  формирование произвольного поведения  в дошкольном возрасте.

 

 

В развитии воли и формировании произвольного поведения в дошкольном детстве можно выделить ряд этапов. Последовательно рассмотрим их особенности.

 

Волевое действие начинается с постановки цели. Дошкольник осваивает  целеполагание -- умение ставить цель деятельности. Элементарная целенаправленность наблюдается уже у младенца (А. В. Запорожец, Н. М. Щелованов). Он тянется  к заинтересовавшей его игрушке, ищет ее, если она выходит за пределы  его поля зрения. В связи с развитием  самостоятельности у малыша уже  в раннем детстве (в возрасте около 2-х лет) возникает стремление к  цели, но достигается она с помощью  взрослого. Зарождение личных желаний  ведет к появлению «внутренней» целенаправленности, обусловленной  стремлениями и потребностями самого малыша. Но до наступления дошкольного  возраста у ребенка целенаправленность проявляется скорее в постановке, чем в достижении цели. Под влиянием внешних обстоятельств и ситуаций он легко отказывается от цели и  заменяет ее другой.

 

У дошкольника целеполагание  развивается по линии самостоятельно инициативной постановки целей, которые  с возрастом изменяются и по содержанию. Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями. А старшие  могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих. Как  подчеркивал Л. С. Выготский, самым  характерным для волевого действия является се водный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком. Дошкольник способен прилагать волевое  усилие для достижения цели. Развивается  целенаправленность как волевое  качество и важная волевая черта.

 

Удержание и достижение цели зависит от ряда условий:

 

1) от трудности задачи  и длительности ее выполнения; если задание сложное, то необходимы  дополнительные подкрепления в  виде указаний, вопросов, советов  взрослого или наглядной опоры;

 

2) от успехов и неудач  в деятельности; в 3--4 года успехи  и неудачи не влияют на волевое  действие ребенка.

 

3) от отношения взрослого,  предполагающего оценку действий  ребенка; объективная, доброжелательная  оценка взрослого помогает малышу  мобилизовать свои силы и достичь  результата;

 

4) от умения заранее  представить себе будущее отношение  к результату своей деятельности (Н.И. Непомнящая);

 

5) от мотивации цели, от  соотношения мотивов и цели; успешнее  дошкольник достигает цели при  игровой мотивации, а также  когда ставится наиболее близкая  цель» [40, с.

 

Выполнение волевых действий зависит от речевого планирования и  регуляции. Именно в словесной форме  ребенок формулирует для себя, что намерен делать, обсуждает  сам с собой возможные решения  при борьбе мотивов, напоминает себе о том, для чего он выполняет действие, и приказывает себе добиваться достижения цели. Речь далеко не сразу приобретает  в поведении ребенка это регулирующее значение. Ребенок овладевает умением  словесно направлять и регулировать собственные действия, применяя к  себе самому те формы управления поведением, которые раньше к нему применяли  взрослые. Старший дошкольник приобретает  умение выполнять сравнительно сложные  инструкции взрослых. При словесном  планировании собственных действий он уже в большинстве случаев  может не прибегать к громкой  речи, а составляет план и руководит  своими действиями «про себя». Однако в затруднительных случаях, требующих, например, сдерживать сильные желания, нередко и шестилетние дети руководят  собой вслух.

 

1.3.2. Развитие действий  контроля в осуществлении волевого  действия.

 

Первые предпосылки контроля за своим поведением возникают еще  в раннем возрасте и вызваны стремлением  ребенка к самостоятельности.

 

В дошкольном возрасте самоконтроль формируется в связи с осознанием правил, результата и способа действия, если ребенок сталкивает с необходимостью подробно объяснить свои действия, самостоятельно находить и исправлять свои ошибки. «В развитии самоконтроля у дошкольника выделяются две  линии:

 

1) освоение способов самопроверки;

 

2) развитие потребности  проверять и корректировать свою  работу. Дошкольники недостаточно  владеют действием по обнаружению  ошибок и им очень трудно  осознавать сам факт соотношения  выполняемых действий с образцом. Обычно они хорошо понимают  требования взрослого но не  могут соотносить с ними свою  деятельность» [40, с.102] Чаще всего  дети прибегают к самопроверке, когда этого требует взрослый. Потребность в самоконтроле появляется, если ребенок встречается с  трудностями у него возникает  сомнение в правильности выполняемой  работы. На протяжении всего дошкольного  возраста детей привлекают не  способы выполнения деятельности, а ее результат.

 

В 5--7 лет самоконтроль начинает выступать как особая деятельность направленная на улучшение работы и  устранение ее недостатков Но все  же дети легче контролируют сверстников, чем себя. Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга (А.М. Богуш, Е.А. Бугрименко, И. Домашенко). При взаимопроверке, когда дети меняются функциями «исполнителя»  и «контролера», у них повышается требовательность к своей работе, желание выполнить ее лучше, стремление сравнивать ее с работой других. То есть, ситуа-ция взаимоконтроля дает стимул для освоения самоконтроля, который требу-ет умения соотносить выполняемую деятельность с правилами.

 

Дошкольный возраст является возрастом возникновения воли как  со-знательного управления своим  поведением, своими внешними и внутрен-ними действиями. Развитие произвольности происходит в разных сферах психики  и в разных видах деятельности дошкольника. Прежде всего, ребенок  учится управлять собственным телом. Это дается ребенку нелегко. Вначале  это особая задача, которая требует  внешнего контроля за собой,-- малыш  может оставаться относительно неподвижным  только в то время, когда он смотрит  на положение своих рук, ног, туловища, следит, чтобы они не вышли из подчинения, т. е. использует зрительный контроль. Только постепенно дети переходят  к контролю за положениям' своего тела на основании мышечных ощущений. В 6--7 лет дети могут сохранять неподвижную позу достаточно долго, и это уже не требует от них непрерывного усилия (3.В. Мануйленко).

 

В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает управлять своими психическими процессами: восприятием, памятью, мышлением, воображением, речью (3.М. Истомина, Н. Г.Агеносова, А.В. Запорожец  и др.) Так, при рассматривании старший  дошкольник может управлять движениями своего взора, при запоминании -- ставить  цель запомнить и использовать простейшие мнемические приемы; при решении  мыслительный задач -- использовать различные  варианты их решения.

 

К концу дошкольного возраста складывается произвольность в сфере  общения со взрослыми. Показателями произвольности общения выступают  отношения к просьбам и заданиям взрослого, умения их принять и выполнить  по предложенным правилам. Дети могут  удержать контекст общения и понимают двойственность позиции взрослого  как участника общей деятельности и источника правил.

 

Анализируя изложенный выше материал, можно сделать вывод, что  сознательное управление своим поведением только начинает складываться в дошкольном детстве. Волевые действия сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными. Дошкольники часто не отдают себе отчета в том, что именно и как  они делают. Собственные действия проходят мимо их сознания. Для регуляции  собственного поведения ребенку  необходима внешняя опора. В качестве такой опоры могут выступать  роль в сюжетной игре, правила в  дидактических и подвижных играх, а у старших дошкольников -- образ  себя во времени («что хотел сделать», «что делаю или сделал», «что буду делать»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

 

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ВОЛЕВОЙ  РЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ С ПОДВИЖНЫМ  ТИПОМ НЕРВНО    

2.1. Методика исследования  воли детей подвижных типов  нервной системы

 

 

Ребенку без содействия взрослого  невозможно научиться управлять  своим поведением. Осознать свою деятельность и себя в ней он может только в общении и совместной деятельности с другими людьми. Взрослые умело  ставят ребенка перед необходимостью преодолевать различные, конечно, посильные, препятствия и трудности, проявлять  при этом волевые усилия. Формирование волевой готовности будущего первоклассника требует серьезного внимания. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, а и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. Учебная деятельность, во-первых, требует умения управлять  своей психической деятельностью: делать умственные усилия для овладения  знаниями, запоминать нужный, но порой  трудный, малоинтересный материал, непременно заканчивать работу, доводя ее до конца. Во-вторых, учебная деятельность требует  умения управлять своим поведением: он должен выполнять то, что от него требуется, а это далеко не всегда совпадает с тем, что он хочет. Ребенок должен уметь отказаться от занимательной игры, прогулки, интересной телепередачи ради учебных обязанностей. Знание темперамента, отражающего особенности  прирожденной организации нервной  системы и влияющего на протекание психической деятельности человека, необходимо в учебной и воспитательной работе. При этом надо иметь в  виду следующее: при любом типе нервной  системы, т.е. при наличии любого темперамента, можно выработать, воспитать  все необходимые положительные  черты личности и поведения; темперамент  будет лишь придавать известное  своеобразие этим чертам. И.П.Павлов подчеркивал, что образ поведения  человека обусловлен не только прирожденными  свойствами нервной системы, но и  теми влияниями, которые испытывает человек во время своего индивидуального  существования, т.е. зависит от постоянного  воспитания и обучения. Задача заключается  в том, чтобы находить наилучшие  пути, формы и методы воспитания положительных черт личности применительно  к особенностям типа нервной системы (темперамента) воспитанника. У детей  с подвижным типом нервной  системы (сангвиников и холериков) необходимо формировать устойчивые интересы и привязанности, не допускать  поверхностного, небрежного выполнения задания, требовать доводить его  до конца, воспитывать усидчивость, неторопливость, изживать беззаботную  беспечность, легкомыслие, если они  начнут проявляться.

 

Для того чтобы выявить, влияет ли тип нервной системы на уровень  воли ребенка, найти наилучшие пути, формы и методы воспитания положительных  черт личности у детей с подвижным  типом нервной системы, мы провели  исследование воли детей с разным типом нервной системы.

 

Для проведения работы мы выдвинули  гипотезу, поставили цель, определили задачи, которые нужно решить в  процессе работы, а также выявили  объект, предмет исследования, выделили основные принципы исследования, а  на их основе подобрали и использовали психологические методы.

 

Исследование проводилось  на базе детского сада/ясли №3 «Теремок», находящегося по адресу: Брестская  область, г. Ляховичи, пер. Южакова. В  исследовании принимали участие 20 детей  старшей группы №8 (список см. в приложении Б).

 

В работе мы опираемся на данные, полученные при исследовании темперамента детей группы №8 психологом детского сада/ясли №3. При определении  темперамента детей старшей группы психолог использовала методику? Результаты исследований психолога показали, что  в группе 15 детей с подвижным  типом нервной системы и 5 детей  с малоподвижным типом нервной  системы. Для сравнения результатов  обследование провели с детьми/

 

Для исследования мы использовали «Программу психолого-педагогического  диагностирования готовности ребенка 6-7 лет к школе», разработанную  и содержащую систему методик  для проведения обследования готовности ребенка к школьному обучению (см. Приложение В). По каждой психологической  позиции и по каждой методике разработана  система определения уровня развития ребенка. Для исследования воли детей  разных типов нервной системы  я использовала методику 4.1.«Уровень волевой регуляции».(см.приложение С) Цель данной методики: определение  уровня волевой регуляции в структуру  монотонной деятельности. Для исследования необходимо следующее оборудование: тестовый бланк, на котором в ряд  нарисованы контуры 16 кружков размером в однокопеечную монету, фломастер. Перед началом работы дала детям  необходимую инструкцию: «Закрасить кружочки нужно аккуратно, не выходя за контур».

 

Так как обследование было групповым, я попросила закрасить  все кружки, но при обработке результатов  учитывала те, которые предшествовали первому, небрежно закрашенному. Обработка  результатов состояла в следующем: один аккуратно закрашенный кружок-1 балл, максимальное количество баллов-16.

 

Выделяется пять уровней  волевой регуляции:

 

1 - 16 баллов

 

2 - 15-11 баллов

 

3 - 10-7 баллов

 

4 - 6-4 балла

 

5 - 3 и менее баллов

 

При проведении исследования использовала метод наблюдения, метод  теста и анализ продуктов деятельности.

Информация о работе Особенности воли детей разных типов нервной системы