Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:45, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение концепций, предлагаемых в отечественной и зарубежной психологии, и дифференциация явлений на осознаваемом и неосознаваемом уровнях.
Задачи исследования:
- Изучить научные подходы к бессознательным и сознательным процессам.
- Сравнить данные подходы.
- Сформулировать роль сознательного и бессознательного в психике человека.
- Выявить специфику бессознательных процессов.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОСОЗНАВАЕМЫХ И НЕОСОЗНАВАЕМЫХ ПРОЦЕССОВ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Соотношения сознания и бессознательного в зарубежной психологии
1.1.1 Концепция Зигмунда Фрейда
1.1.2 Концепция Карла Густава Юнга
1.1.3 Концепция К. Ясперса
1.2 Соотношения сознания и бессознательного в отечественной психологии
1.2.1 Концепция Л.С. Выготского
1.2.2 Концепция Д.Н. Узнадзе
1.2.3 Взгляд современных украинских учёных на проблему соотношения сознания и бессознательного
ГЛАВА 2. ФЕНОМЕН БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВА 3. СОЗНАНИЕ
ГЛАВА 4. СРАВНЕНИЕ СОЗНАТЕЛЬЛЬНЫХ И БЕССОЗНАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОСОЗНАВАЕМЫХ И НЕОСОЗНАВАЕМЫХ ПРОЦЕССОВ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЧЕСВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Соотношения сознания и бессознательного в зарубежной психологии
1.1.1 Концепция Зигмунда Фрейда
1.1.2 Концепция Карла Густава Юнга
1.1.3 Концепция К. Ясперса
1.2 Соотношения сознания и бессознательного в отечественной психологии
1.2.1 Концепция Л.С. Выготского
1.2.2 Концепция Д.Н. Узнадзе
1.2.3 Взгляд современных украинских учёных на проблему соотношения сознания и бессознательного
ГЛАВА 2. ФЕНОМЕН БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВА 3. СОЗНАНИЕ
ГЛАВА 4. СРАВНЕНИЕ
СОЗНАТЛЕЛЬНЫХ И
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовой работы – «Проблема осознаваемых и неосознаваемых явлений в общей психологии». Сквозь всю историю развития психологической науки проходят исследования в области этой проблемы таких зарубежных психологов, как Декарт, Спиноза, Кант, Фехнер, Вундт, Джеймс и других. Особое внимание уделяли проблемам глубинной психологии З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер. Отечественными психологами Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, В.П. Зинченко, Д.Н. Узнадзе и многими другими также были выдвинуты научные теории согласно проблемам сознания и бессознательного. Данные проблемы давно и интенсивно разрабатываются во всём мире. И в настоящее время возникают различные точки зрения на сущность и структуру сознания, на происхождение бессознательного и его взаимодействие с сознанием. Но в то же время многие научные концепции полностью противоречат друг другу, что сильно затрудняет понимание феноменов сознательного и бессознательного.
В связи с этим целью данного исследования является изучение концепций, предлагаемых в отечественной и зарубежной психологии, и дифференциация явлений на осознаваемом и неосознаваемом уровнях.
Объект нашего исследования - личность.
Предмет исследования – сознательные и бессознательные явления в психике человека.
Рабочая гипотеза – сознание является продуктом коллективного субъекта.
Задачи исследования:
В данной курсовой работе был использован метод теоретического анализа наиболее распространённых концепций исследования сознательных и бессознательных процессов.
ГЛАВА 1. ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОСОЗНАВАЕМЫХ И НЕОСОЗНАВАЕМЫХ ПРОЦЕССОВ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЧЕСВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Соотношения сознания и бессознательного в зарубежной психологии
1.1.1 Концепция Зигмунда Фрейда
С точки зрения Фрейда содержание бессознательного сводится к инфантильным стремлениям, которые вытесняются из сознания вследствие их неприемлемого характера. Вытеснение — это процесс, начинающийся в раннем детстве под моральным давлением среды и продолжающийся в течение всей жизни. При помощи анализа вытеснения устраняются, а вытесненные желания осознаются [15].
В сфере психического З. Фрейд выделяет три области, как бы по иерархическому принципу: подсознание (Ид), сознание (Эго) и сверх – или надсознание (Суперэго). Сознание оказывается по существу границей между Ид и Суперэго, а в бессознательном разграничиваются две области. Подсознательное бессознательного выступает, с одной стороны, как природно обусловленный компонент психики, а с другой – как компонент, содержание которого детерминировано прошлым опытом субъекта. Надсознательное бессознательного – это обусловленные структурой культурного пространства, в котором действует человек, факторы, не осознаваемые и не регулируемые индивидуально психологически. Человек говорит, не отдавая себе отчета в закономерностях функционирования языка, принимает участие в политических акциях, обнаруживая впоследствии, что результатом их явилось то, что никак не входило в его намерения и цели, пользуется приборами, зачастую не подозревая о закономерностях, приведших к их созданию [5].
Согласно этой теории бессознательное содержит в себе лишь те стороны личности, которые вполне могли бы быть сознательными и были подавлены только благодаря процессу воспитания.
З. Фрейд так же настаивал на том, что в добавление к вытесненному материалу бессознательное содержит в себе так же все те психические компоненты, которые опустились ниже порога сознания [15].
Процессы, начинающиеся
в неосознаваемой сфере, могут иметь
продолжение в сознании. И наоборот,
сознательное может вытесняться
в подсознательную сферу. Взаимодействие
сознательного и
Внесознательная сфера психики не является объектом рефлексии, самоотражения, произвольного самоконтроля. Сферу бессознательного 3. Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием. Запреты социальной сферы создают, по Фрейду, "цензуру" сознания, подавляют энергию подсознательных влечений, которые проявляются в невротических срывах. Стремясь избавиться от конфликтных состояний, индивид прибегает к защитным механизмам – вытеснению, сублимации (замещению) рационализации и регрессии. 3. Фрейд утрировал роль подсознательного в поведении личности, а в сфере подсознательного – роль сексуальных влечений, темных сил природы. Он понимал подсознания как мощную сферу, влияющую на сознание [2].
Он говорил, что бессознательное составляет основу нашей индивидуальности, а иррациональное начало, которое заложено в бессознательном, является конструктивным, творческим началом. Человек часто сталкивается с тем, что случайная ошибка или заблуждение неожиданно открывают ему совершенно новый взгляд на проблему [9].
Фрейд считал, что сфера бессознательного — это вытесненные, нереализованные потребности человека. Он внедрил понятие "Я" и "Оно", для различения которых предложил принимать во внимание закон их функционирование. В основу системы, что отвечает сознанию "Я", заложен принцип реальности, проявления "Оно" предопределены принципом удовольствия. Действия "Я" отвечают реальности и подчиненные физическим законам, социальным установкам и логике; "Оно" руководствуется субъективными потребностями биологического и аффектного характера.
Между "Я" и "Оно" нет резкой границы. "Я" стремится способствовать влиянию внешнего мира на "Оно", изменить принцип удовольствия, которым руководствуется "Оно", принципом реальности. Для психической деятельности характерные постоянные переходы сознательного в несознательное и наоборот [16].
Фрейд указывал, что примером перехода сознательного в бессознательное может служить сон. Сновидение — это своеобразное состояние сознания того, кто спит, какой характеризуется появлением более или менее ярких представлений. Они возникают в результате работы отдельных незаторможенных центров коры головного мозга. Потому, то, что мы видим все сне, базируется на уже пережитых раньше впечатлениях, которые соединяются между собой в многообразные, даже фантастические или абсурдные связи [7].
Таким образом в работах Фрейда основной акцент делался на то, что решающую роль в жизни и поведение каждого человека играет бессознательная сфера, а сознание практически полностью состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент. По мнению Фрейда, сознание вмещает в себя только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, и быстро опускается в область предсознательного и бессознательного.
1.1.2 Концепция Карла Густава Юнга
В отличие от 3. Фрейда Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного, на архетипах – представлениях, сформированных у человечества в далеком прошлом. Индивид, по Юнгу, стремится к самореализации (индивидуации) на основе подсознательных устремлений, обусловленных коллективным подсознанием. Не мысль, не сознание, а чувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо. Под влиянием глубинных структур, врожденных программ, универсальных образов (символов) находятся все наши непроизвольные реакции. Перед человеком возникает проблема приспособления не только к внешнему, но и к своему внутреннему миру [6].
К. Юнг в своих
работах о соотношение
Психическая субстанция состоит из двух взаимодополняющих и в то же время противопоставленных друг другу областей: сознания и бессознательного. Человеческое «Я» принимает участие в обеих областях.
На рисунке 1. (первый рисунок) «я» расположено между двумя областями, которые не только дополняют, но и компенсируют друг друга.
Рисунок 1. Соотношение сознания и бессознательного по Г. Юнгу
Иными словами, линия, разделяющая эти две области в рамках нашего «Я», может быть сдвинута в обоих направлениях — что показывают стрелки и пунктирные линии на рисунке. Конечно, положение «Я» в самом центре круга следует воспринимать как условность. Смещение разделительной линии вверх означает ограничение сознания, а смещение вниз — расширение сознания.
Но если мы попытаемся оценить соотношение этих двух областей, мы увидим, что сознание составляет лишь очень малую часть нашей психической субстанции. Согласно антропологическим данным, сознание — плод относительно поздней дифференциации. Оно подобно островку в безграничном океане бессознательного. На рисунке 2. (второй рисунок) черной точкой в центре отмечено наше «Я»; окруженное и поддерживаемое сознанием, оно представляет собой ту часть психической субстанции, которая ориентируется прежде всего на адаптацию к внешнему миру. Под «Я», Юнг понимал целый комплекс представлений.
Рисунок 2. Структура психики по Г.Юнгу
1- Я
2 - сфера сознания
3 - сфера личностного бессознательного
4 - сфера коллективного бессознательного
Юнг называет «Я» так же «субъектом сознания» Он определяет сознание как «функцию или деятельность, которая поддерживает связь психического содержимого с “Я”» Любое переживание воспринимается и осознается только при условии, что оно проходит через «Я»: «элементы психического содержимого, не ощущаемые нашим „Я” как таковые, не становятся достоянием нашего сознания».
Следующий круг — область сознания, окруженная бессознательным. Содержание бессознательной сферы как бы отодвинуто в сторону (ибо сознание способно одновременно удерживать весьма незначительный объем), но может в любой момент возвратиться на уровень сознания. Сюда же относятся и те элементы содержимого нашей психики, которые мы так или иначе вытесняем, поскольку они по разным причинам нам неприятны — «все то, что забыто, подавлено, что воспринимается, мыслится и ощущается лишь подпороговым образом». Юнг называет эту область личностным бессознательным и отличает ее от коллективного бессознательного [19].
«Бессознательное старше сознания. Это первичная данность, из которой сознание каждый раз возникает заново». Соответственно, сознание — «лишь вторичное явление, надстраивающееся над фундаментальной психической деятельностью, каковой является деятельность бессознательного». Считать, что жизненная установка человека определяется его сознанием, — ошибка: ведь «значительную часть нашей жизни мы проводим в сфере бессознательного; мы спим или грезим наяву... Во всех важных жизненных ситуациях наше сознание зависит от бессознательного». В начале жизни человек пребывает в бессознательном состоянии и лишь затем вырастает до сознания. Если так называемое личностное бессознательное составляют «забытые, вытесненные, подавленные, воспринимаемые лишь „подпороговым образом"» содержательные элементы, источник которых — в жизни данной личности, то коллективное бессознательное не зависит от исторической эпохи, от влияний, обусловленных общественной или этнической принадлежностью, и представляет собой хранилище типичных, исконно присущих всем людям реакций на универсальные ситуации — такие, как тревога, угроза, борьба с превосходящей силой, отношения полов, отношения между детьми и родителями, ненависть и любовь, рождение и смерть, власть светлого и темного начал [18].
Г. Юнг указывал, что одно из самых существенных свойств бессознательного состоит в том, что оно способно компенсировать реакции сознания. При нормальных условиях реакция сознания специфична для данной личности и адаптирована к внешней действительности; бессознательное же обеспечивает типическую реакцию, проистекающую из совокупного опыта человечества и гармонирующую с потребностями и закономерностями внутренней жизни человека. Таким образом, бессознательное дает человеку возможность принять такую установку, которая соответствовала бы конфигурации его психики в целом [17].
Таким образом, в своих работах Юнг пошёл дальше Фрейда, расширив понимание составляющих психики и введя такое понятие, как коллективное бессознательное.
Информация о работе Осознаваемые и неосознаваемые явления в общей психологии