Осознаваемые и неосознаваемые явления в общей психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:45, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования является изучение концепций, предлагаемых в отечественной и зарубежной психологии, и дифференциация явлений на осознаваемом и неосознаваемом уровнях.
Задачи исследования:
- Изучить научные подходы к бессознательным и сознательным процессам.
- Сравнить данные подходы.
- Сформулировать роль сознательного и бессознательного в психике человека.
- Выявить специфику бессознательных процессов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОСОЗНАВАЕМЫХ И НЕОСОЗНАВАЕМЫХ ПРОЦЕССОВ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Соотношения сознания и бессознательного в зарубежной психологии
1.1.1 Концепция Зигмунда Фрейда
1.1.2 Концепция Карла Густава Юнга
1.1.3 Концепция К. Ясперса
1.2 Соотношения сознания и бессознательного в отечественной психологии
1.2.1 Концепция Л.С. Выготского
1.2.2 Концепция Д.Н. Узнадзе
1.2.3 Взгляд современных украинских учёных на проблему соотношения сознания и бессознательного
ГЛАВА 2. ФЕНОМЕН БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВА 3. СОЗНАНИЕ
ГЛАВА 4. СРАВНЕНИЕ СОЗНАТЕЛЬЛЬНЫХ И БЕССОЗНАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)

Таким образом, согласно взглядам Д.Н. Узнадзе и  его учеников, бессознательное, лежащее в основе протекания всей психической жизни и определяющее своеобразие процессов сознания, существует и действует в форме установок.

 

1.2.3 Взгляд современных украинских учёных на проблему соотношения сознания и бессознательного

По мнению Скрипниченко О.В.: «Сознание — это высшая интегрированная форма психики, которая складывается под воздействием общественно-исторических условий в трудовой деятельности человека и общения с помощью языка с другими людьми» [7,c.95].

Если рассматривать основные взгляды Скрипниченко О.В. на проблему сознания, то можно выделить несколько основных характеристик сознания:

— отображение окружающего  мира с помощью познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение). Нарушение любого из познавательных процессов приводит к расстройству сознания;

— различения субъекта и  объекта (то есть того, что принадлежит "Я" и "не Я"), которое происходит в процессе формирования самосознания человека. Человек — единственное живое существо, способное к самопознанию и самооценке своей деятельности и себя в целом.

— обеспечивает целое образовывающей деятельности человека. Благодаря опережающему отображению человек раскрывает причинно-следственные связи, предусматривает будущее, ставит перед собой цель, учитывает мотивы и принимает волевые решения, вносит необходимые коррективы, преодолевает трудности. Своей деятельностью она активно влияет на окружающий мир;

— наличие эмоционально-оценочных  отношений ко всему, что происходит вокруг, к другим людям и к самой себе. Эта характеристика сознания оказывается более выразительным в таких моральных чувствах, как чувство долга, патриотизм, интернационализм и др. Переживания усиливают четкость осознания себя и окружающего мира, а потому является важным стимулом для активизации сознания.

Человек издавна задумывался  над тем, как работает его сознание, чем оно отличается от других людей, которая живут рядом, как оно  воспринимает окружающую среду и  в то же время осознает его, почему много с того, что видят глаза  и слышат уши, проходит мимо него [8].

Сознание — это интегральный момент психических процессов. В  психической деятельности нет отдельных психических актов, все они взаимосвязаны, но при этом каждый хранит свою специфику. Например, сознание хранит то, что является объектом внимания; напрягая память, мы выполняем действие припоминания и осознаем его; отыскивая карандаш, мы осознаем действие восприятия.

Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.

Мясоед П.А. схематично рассматривал соотношение сознания и бессознательного, располагая сознание в центре и предлагая при этом следующую схему, которая изображена на рис. 3 (рисунок третий):

 

Рисунок 3. Соотношение сознания и бессознательных процессов

I – Неосознаваемые механизмы сознательных действий

II – Неосознаваемые побудители сознательных действий

III – Процессы «надсознания»

 

Благодаря сознанию человек приспосабливается к  окружающему миру. Объектом осознания  является то, что нуждается в определенной регуляции нашего поведения, наших действий с учетом реальности.

Сознание человека оказывается в его деятельности. Дело и слово человека является проявлением его сознания. Сознание в разные моменты жизни индивида и при разных обстоятельствах неодинаково. Об этом мы говорим, характеризуя поступки и состояния людей. Отдельные действия оцениваются как высоко сознательные, в других таких качеств не видится. Потому можно говорить о разном уровне самосознания не только у разных людей, но и у одной, лица, что зависит от глубины и выразительности того отображения объективной действительности, которое направляется деятельностью.

О низком уровне сознания говорят тогда, когда человек  недостаточно осознает обстоятельства, в которых он действует, и свое отношение к ним. Высокий уровень сознания характеризуется тем, что человек раскрывает существенно необходимые связи, руководствуясь отдаленной и общественно значимой целью и определенными мотивами, и соответственно планирует организует и регулирует свои действия. Чем сложнее и более ответственное задание, тем более высоким должен быть уровень сознания.

Сознательная  деятельность человека не исключает  наличия в ней бессознательного. Осознаются цель деятельности, пути достижения цели, частично мотивы, а вот способы выполнения часто автоматизируются. Хождение, вещание, письмо, чтение, счет — это максимально организованная автоматическая психическая деятельность. Сначала эти акты осуществляются в результате деятельности сознания, а в дальнейшем автоматизируются, освобождая сознание для последующего, более совершенного приспособления к окружающему миру.

Однако эта  автоматизация относительна. Сознание в любой момент может взять  под свой контроль любое автоматизированное действие. В таких случаях бессознательное  становится важным механизмом приспособления к окружающей среде.

Не осознаются также так называемые субцептивные реакции, которые предопределяются подпороговыми раздражителями, некоторые мотивы деятельности и поведения.

Существуют  множество объяснений проявления бессознательного. Так, например, переход от сна к активному бодрствованию — это переход от бессознательной психической деятельности к сознательной. Таким образом, психическая деятельность человека являет собой единство сознательного и бессознательного [7].

В работах украинских психологов синтезировано множество теорий, как отечественных, так и зарубежных.

Основной акцент украинские учёные делают на том, что сознание человека проявляется в его деятельности. А бессознательное – это те качества, интересы, потребности, которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ФЕНОМЕН БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

Наряду с  сознательными формами отражения  и деятельности для человека характерны и такие, которые находятся как бы за “порогом” сознания. Термины “бессознательное”, “подсознательное”, “неосознанное” часто встречаются в научной и художественной литературе, а также в обыденной жизни. Повседневный опыт знакомит нас с мыслями, которые всплывают у нас в голове, и неизвестно откуда и как они возникают [22].

Бессознательное особенно активно стало изучаться  в начале 20 в.. Этой проблемой занимались различные учёные, но уже результаты первых исследований показали, что проблема бессознательного настолько обширна, что вся осознаваемая человеком информация - это лишь маленькая часть, огромного целого.

Совокупность  психических явлений, состояний  и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю, охватывается понятием бессознательного. Неосознанное выступает то, как установка, инстинкт, влечение, то, как ощущение, восприятие, представление и мышление, то, как интуиция, то, как гипнотическое состояние или сновидение, состояние аффекта или невменяемости. К бессознательным явлениям относят и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным “озарением” новой идеей, рождающихся как бы от какого-то толчка изнутри, случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым, и другое [23].

Общая идея о  бессознательном встречается еще  в древнеиндийском учении Потанджали, в котором это понятие трактовали как высший уровень познания, как институт и даже как движущая сила вселенной. Проблема бессознательного нашла отражение в учении Платона о познании как воспоминании, тесно связанным с идеей и наличии в душе скрытых, неосознанных знаний, о которых сам субъект может даже совсем ничего и не подозревать [24].

Так же проблемой  бессознательного занимались и другие философы (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Шопенгауэр, Ницше и др.) Такие  психологи, как Фехнер, Вундт и др. положили начало психологическому исследованию проблемы бессознательного.

Вундт считал, что  восприятие и сознание базируются на осознаваемых логических процессах. Он пытался установить связь законов  логического развития мысли с  бессознательными явлениями, утверждал  существование не только осознаваемого, но и неосознанного “Мы”. Существенным толчком в исследовании бессознательного явились опыты в области психиатрии, прежде всего французских психиатров Шарко и Жане, которые в лечебных целях стали применять гипнотические методы воздействия на сферу сознательного.

Сеченов прямо  выступил против концепций, отожествлявших психическое и сознательное. Павлов связывал явление бессознательного с исследованием тех участков мозга, которые обладают минимальной возбудимостью.

Все бессознательные  психические процессы принято разделять на три класса: бессознательные механизмы сознательных действий, бессознательные побудители сознательных действий и “надсознательные” процессы.

В свою очередь, в первый класс - бессознательных  механизмов сознательных действий - входят три класса: бессознательные автоматизмы, бессознательные установки, бессознательные сопровождения сознательных действий.

Под бессознательными автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются без участия сознания, как бы “сами собой”. Они имеют двоякую природу. Одни процессы составляют группу первичных автоматизмов. В данную группу входят врождённые или сформированные в первый год жизни действия: сосательные движения, мигание и конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое. Другие называются навыками. К этой группе действий относятся те, которые вначале были осознаваемы, но затем в результате многократного повторения и совершенствования их выполнение перестало требовать участия сознания, они стали исполняться автоматически. Например, обучение игре на музыкальных инструментах [23].

Установка - это  готовность организма или субъекта к совершению определённого действия или реагирования в определённом направлении [26].

Под бессознательными сопровождениями сознательных действий понимают непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимику и пантомимику, а так же большой класс вегетативных движений, сопровождающих действия и состояния человека. Например, человек, слушающий музыку, в такт покачивает головой.

Во второй класс - бессознательных побудителей сознательных действий - входят: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Такое деление исходило из теории З. Фрейда [25].

Третий класс  бессознательных процессов образуют “надсознательные” процессы. К этой категории относятся процессы образования некоего интегрального продукта в результате большой сознательной (как правило, интеллектуальной) работы. Например, мы пытаемся решить какую-то сложную проблему, но нам это не удаётся. И вдруг, неожиданно, как-то само собой, а, иногда используя какой-то незначительный повод, мы приходим к решению данной проблемы [23].

В советской  психологии проблема бессознательного разрабатывалась главным образом  школой Д. Н. Узнадзе в Грузии, приверженцы  которой проводят исследования бессознательного в виде установки. Узнадзе определял: “Установка - это готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действий в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека” [26, с.24].

Явление установки  пронизывает практически все  сферы психической жизни. Установка - не частный психический процесс, но нечто целостное, носящее центральный характер. Это проявляется в том, что она, будучи сформирована в одной сфере, переходит на другие. Установка возникает при взаимодействии индивида со средой, при “встрече” потребности с ситуацией ее удовлетворения. На базе установки, выражающей состояние субъекта как такового, деятельность может быть активизирована помимо участия его эмоциональных и волевых актов. Но деятельность в плане “импульсивной” установки человеку хотя и свойственна, однако не отражает его сущности.

Существуют  различные виды установки: моторная установка - готовность к выполнению конкретного действия; умственная установка, заключающаяся в готовности решать интеллектуальные задачи с помощью известных и доступных способов; перцептивная установка - готовность воспринимать то, что ожидается увидеть, и т. д. [23].

Установка очень  важна для человека, поскольку  обеспечивает в случае внезапной  необходимости выполнение заранее  спланированного действия. Такая  готовность даже при воздействии  другого, не ожидаемого раздражителя может вызвать выполнение заранее предлагаемого действия, что, конечно, очень часто является ошибкой. Такое явление получило название “ошибки установки” [26].

В результате целой  серии экспериментов Д. Н. Узнадзе  и его сотрудники пришли к выводу о том, что установка действительно неосознаваема. Таким образом, бессознательные установки действительно существуют и имеют огромное значение для формирования осознаваемых действий.

Информация о работе Осознаваемые и неосознаваемые явления в общей психологии