Осознаваемые и неосознаваемые явления в общей психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:45, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования является изучение концепций, предлагаемых в отечественной и зарубежной психологии, и дифференциация явлений на осознаваемом и неосознаваемом уровнях.
Задачи исследования:
- Изучить научные подходы к бессознательным и сознательным процессам.
- Сравнить данные подходы.
- Сформулировать роль сознательного и бессознательного в психике человека.
- Выявить специфику бессознательных процессов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОСОЗНАВАЕМЫХ И НЕОСОЗНАВАЕМЫХ ПРОЦЕССОВ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Соотношения сознания и бессознательного в зарубежной психологии
1.1.1 Концепция Зигмунда Фрейда
1.1.2 Концепция Карла Густава Юнга
1.1.3 Концепция К. Ясперса
1.2 Соотношения сознания и бессознательного в отечественной психологии
1.2.1 Концепция Л.С. Выготского
1.2.2 Концепция Д.Н. Узнадзе
1.2.3 Взгляд современных украинских учёных на проблему соотношения сознания и бессознательного
ГЛАВА 2. ФЕНОМЕН БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВА 3. СОЗНАНИЕ
ГЛАВА 4. СРАВНЕНИЕ СОЗНАТЕЛЬЛЬНЫХ И БЕССОЗНАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)

Юнг считал психику  динамически противоречивым единством, дополняющим и компенсирующим взаимодействием сознания и бессознательного при непрерывном энергоинформационном обмене между ними.

 

1.1.3 Концепция  К. Ясперса

К. Ясперс, немецкий философ, представитель экзистенциальной психологии, психиатр. Утверждал, что термин «сознание» имеет троякое значение. Во-первых, он подразумевает осознание собственных переживаний - в противоположность тому, что пребывает за пределами сознания. Во-вторых, он подразумевает осознание объекта, знание о чем-то предметном и внешнем - в противоположность неосознанным субъективным переживаниям. В-третьих, он подразумевает самосознание, осознание личностью собственного «Я» - в противоположность бессознательному, в рамках которого субъект и объект переживаются как отдельные сущности, но личность не осознает различия между ними сколько-нибудь отчетливо.

Состояние нечёткого  осознания окружающей действительности Ясперс называл состоянием «без сознания» - понимая под сознанием любую форму внутреннего переживания, в том числе и такую, когда переживание ограничивается всего лишь неосознанным чувством, не направленным на какой-либо определенный объект. Но психическая жизнь не может быть полноценно понята только как сознание; она также не может быть понята средствами одного только сознания. Реальный опыт душевных переживаний необходимо дополнить теоретическим фундаментом, выходящим за пределы сознания.

Ясперс считал, что для объяснения психической  жизни мы должны работать с механизмами, внешними по отношению к сознанию - с происходящими в сфере бессознательного событиями, которые, сами по себе не могут быть переведены в форму, доступную непосредственному восприятию, а могут лишь мыслиться в форме психических или физических символов или аналогий.

Само существование  событий бессознательной психической  жизни часто подвергалось сомнению. Ясперс утверждал, что в этой связи  необходимо различать события, в действительности пережитые личностью, но оставшиеся незамеченными, и события, происходившие за пределами сознания и, значит, не пережитые. Первые могут быть замечены при определенных благоприятных условиях и таким образом доказать свою реальность. Вторые же никогда не могут быть замечены по определению [21].

К. Ясперс считал, что перед психологией стоит важная задача: высветить оставшиеся незамеченными события психической жизни и тем самым сделать их доступными сознанию. Стремление к истине и саморазвитию предполагает озарение бессознательных глубин личности. События, происходящие за пределами сознания, могут быть замечены лишь в тех случаях, когда они являются восприятию как события соматической сферы. Но эти же события могут трактоваться как причины и следствия того, что происходит в сознании; соответственно, с их помощью можно объяснять феноменологию сознательной психической жизни. Бессознательное проявляет себя во множестве разнообразных форм - таких, как привычки, умственные способности, темперамент. Человек нередко сознает, что он оказался лицом к лицу с неким переживанием, исходящим из бессознательных глубин его существа и даже способным оказать на него подавляющее воздействие.

К.Ясперс пытался  разъяснить многообразие значений, приписываемых  термин бессознательное.

а) Бессознательное  мыслится как производное от сознания. Как таковое оно может быть идентифицировано с:

· автоматическим поведением (т. е. деятельностью, которая  некогда осознавалась, а теперь осуществляется автоматически и, значит, неосознанно; речь идет о ходьбе, письме и т. п.);

· забытым опытом, все еще не утратившим своей действенности (имеются в виду так называемые комплексы, остаточные аффекты, обусловленные прежним опытом);

· воспоминаниями, готовыми «всплыть на поверхность» памяти.

б) Бессознательное  мыслится в соотношении с недостатком  внимания. С этой точки зрения оно есть то, что:

· будучи пережито в действительности, проходит незамеченным;

· хотя и выявляется, но не преднамеренно;

· ускользает из памяти, т. е., будучи некогда содержанием  сознания, забывается.

· никогда не было объективировано и, таким образом, не может быть сформулировано в словах.

в) Бессознательное  мыслится как сила, как первоисточник, т. е. как:

1) творческое, жизненное  начало;

2) убежище, защита, первопричина и конечная цель. Наши страстные устремления и озарения, все импульсы и идеи, все виды и формы нашего творческого воображения, все ослепительные и мрачные моменты жизни - приходит к нам из бессознательного; и любое осуществление оказывается бессознательным, в которое мы в конце концов возвращаемся.

г) Бессознательное мыслится как «бытие» - как истинный, глубинный смысл бытия. Но нельзя упускать из виду, что сознание не может трактоваться ни как нечто механически и случайно добавленное к психической реальности, ни как нечто такое, к чему сводится вся психическая реальность - укорененная в бессознательном, подвергающаяся его влиянию и сама, в свою очередь, оказывающая на него влияние.

Существует  множество проявлений сознания у  человека, которые остаются незамеченными, но, взятые как целое, создают определенную атмосферу и способствуют формированию общего состояния сознания, общего настроения, смысла и потенциала ситуации. Начинаясь от ярко освещенного центра сознания, сфера более или менее осознанного содержания доходит до той темной области, где уже становится трудно различить грань между сознанием и бессознательным. Высокоразвитая способность к самонаблюдению делает возможным исследование «уровня сознания».

В рамках общего состояния нашего сознания, в нашей  психической жизни, взятой во всей ее целостности, в каждый данный момент может присутствовать множество различных степеней сознания, начиная от абсолютно ясного сознания, через различные стадии помрачения - до полной утраты сознания [20].

В своих работах  основной акцент К.Ясперс делал на изучение сознания, не отрицая при этом роль бессознательных влечений в жизни и деятельности человека, он не признавал за ними статуса первичности.

 

1.2. Соотношение сознания и бессознательного в отечественной психологии

1.2.1 Концепция Л.С. Выготского

Задачи психологии Л.С. Выготский видел в том, чтобы  заполнить пробелы в картине сознательной душевной жизни, теми звеньями, которые не являются объектом полного, непосредственного и постоянного сознания, т.е. тем, что называют подсознательным, малосознательным и бессознательным.

Л.С. Выготский  рассматривал человеческую психику  как составное сложного процесса, который совершенно не покрывается  сознательной его частью и потому как считал Выготский совершенно законно говорить о психологически сознательном и психологически бессознательном: бессознательное есть потенциально-сознательное [4].

Центральным понятием психологии является бессознательное, которое позволяет заполнить недостающие пробелы психической жизни, установить отсутствующие причинные связи. Для Выготского важно поставить вопрос так: психологично ли бессознательное, может ли оно рассматриваться в процессах поведения наряду с целостными психологическими.

Бессознательное психично и обладает всеми свойствами психического, кроме того, что оно  не является сознательным переживанием. Выготский говорил о том, что уже сам характер бессознательного, заключающийся в том, что оно оказывает влияние на сознательные процессы и поведение, требует признания его психофизиологическим явлением [3].

Л.С. Выготский  считал, что человеческое сознание - это не сумма отдельных процессов, а система, структура их, т.е. объединение психических функций, способностей и свойств личности - это и есть сознание. Ни одна функция не развивается изолированно. Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит и какое место в ней занимает. Так, в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном - память, в школьном - мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции. По мнению Л.С. Выготского, процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, то есть уровнем развития обобщений. Вход бессознательных явлений в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова, иначе говоря - обобщения.

Л.С. Выготский  в своих трудах делает акцент на том, что в научной психологии нельзя игнорировать факты сознания, необходимо просто перевести их на объективный язык. Сознание нельзя рассматривать как нечто отдельное от биологического, физиологического и психологического, ему должно быть найдено место в одном ряду со всеми реакциями организма. Сознание - это проблема структуры поведения. Существует ряд вопросов, на которые должна отвечать психология, и которые наиболее тесно связаны с понятием сознания: самосознание, психологическая природа познания чужих сознаний, сознание трёх основных сфер эмпирической психологии (мышления, чувства и воли), понятие бессознательного, тождество и взаимосвязь сознания и бессознательного.

Он в основном говорил о существовании и развитии бессознательных психических явлений, говоря о том, что не все из них осознаются человеком. Выготский утверждал, что сама сознательность явлений имеет различные степени: мы одно переживаем более сознательно и ярко, другое - менее.

Есть вещи, находящиеся  почти на самой границе сознания и постоянно входящие и выходящие  за его поле. Есть смутно осознаваемые вещи, есть переживания, более или  менее тесно связанные с реальной системой переживаний, например сновидения. Он утверждал, что явление не становится более или менее психичным, от того, что оно становится менее сознательным. Отсюда он делал вывод, что существуют и бессознательные психические явления.

Сам характер бессознательного, заключающийся в том, что оно  оказывает влияние на сознательные процессы и поведение, требует признания его психофизиологическим явлением [4].

В своей концепции  Л.С. Выготский в основном рассматривал бессознательное, как психический процесс, говоря, что оно обладает всеми свойствами психического, кроме того, что не является сознательным переживанием. Так же отмечал, что сам характер бессознательного, заключается в том, что оно оказывает влияние на сознательные процессы и поведение. Говоря о сознание Л.С. Выготский подчёркивал, что сознание это объединение психических функций, способностей и свойств личности.

 

1.2.2 Концепция  Д.Н. Узнадзе

Узнадзе считал, что психика и сознание вовсе  не совпадают и не покрывают друг друга, а наоборот, существует и вторая, во всяком случае, не менее значительная сфера психической жизни, известная под названием бессознательной или подсознательной психики и покрывающая значительную часть поля нашей активности [10].

Бессознательными  могут быть как процессы психического отражения, так и процессы регулирования. В понятие бессознательного разные авторы вносят различный смысл. С точки зрения Д.Н. Узнадзе, понятие бессознательного следует свести или даже заменить понятием психической установки.

Установка понимается как всеобщее явление в жизни  людей, играющее в ней основную определяющую роль. Установка в теории Д.Н. Узнадзе превращается в центральное объяснительное психологическое понятие [14].

Исходный пункт  психологии, согласно Д.Н. Узнадзе, составляют не психические явления, а сами личности. Поэтому психология должна исследовать в первую очередь субъекта, личность как целое. Явления же сознания, изучавшиеся традиционной психологией независимо от личности, должны рассматриваться лишь как дальнейшие определения личности. При наличии потребности и средства ее удовлетворения у субъекта возникает особое состояние, которое можно характеризовать как склонность, направленность, готовность совершить акт, ведущий к удовлетворению потребности. Это и есть установка - готовность к совершению определенного действия. Установка, таким образом, является необходимым определяющим звеном между действием внешней среды и психической деятельностью человека.

Любые психические  процессы человека отличаются друг от друга тем, что в одном случае они сопровождаются сознанием, а  в другом - лишены такого сопровождения; по существу же содержания эти психические процессы остаются одинаковыми: достаточно появиться сознанию, и бессознательное психическое содержание станет обычным сознательным психическим фактом [13].

По мнению Д.Н. Узнадзе, установка не отражается в  сознании субъекта в виде какого-либо самостоятельного переживания, не является отдельным актом сознания и вообще феноменом сознания. Вместе с тем Узнадзе считает ненужным понятие бессознательного, так как внутренняя структура и сущность его остается нераскрытой и толкуется по аналогии с сознательными процессами. Д.Н. Узнадзе признает заслуги З. Фрейда в разработке проблем, связанных с бессознательным психическим. Однако учение З. Фрейда не содержит в себе общей теории бессознательного и теории отношения последнего к поведению. Фрейду были ясны функции бессознательного, но форма существования бессознательного оставалась неясной [12].

Д.Н. Узнадзе  считал, что, зная функции, выполняемые  бессознательным психическим, мы можем определить и форму его существования.

Согласно учению Узнадзе, сфера действия бессознательного психического настолько широка, что она лежит в основе всей активности человека, как внутренней, так и внешней. Концепция Д.Н. Узнадзе служит выяснению путей формирования структуры и функций этого бессознательного. В субъекте перед каждым актом его поведения возникает своеобразное динамическое состояние - установка, которая, оставаясь бессознательной, целесообразно, в соответствии и со структурой, и с предметным содержанием данной ситуации, направляет развертывание процессов сознания и актов практического поведения. После своей реализации в поведении и удовлетворения потребности данная установка перестает существовать, уступая место иной установке[11].

Информация о работе Осознаваемые и неосознаваемые явления в общей психологии