Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:45, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение концепций, предлагаемых в отечественной и зарубежной психологии, и дифференциация явлений на осознаваемом и неосознаваемом уровнях.
Задачи исследования:
- Изучить научные подходы к бессознательным и сознательным процессам.
- Сравнить данные подходы.
- Сформулировать роль сознательного и бессознательного в психике человека.
- Выявить специфику бессознательных процессов.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОСОЗНАВАЕМЫХ И НЕОСОЗНАВАЕМЫХ ПРОЦЕССОВ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Соотношения сознания и бессознательного в зарубежной психологии
1.1.1 Концепция Зигмунда Фрейда
1.1.2 Концепция Карла Густава Юнга
1.1.3 Концепция К. Ясперса
1.2 Соотношения сознания и бессознательного в отечественной психологии
1.2.1 Концепция Л.С. Выготского
1.2.2 Концепция Д.Н. Узнадзе
1.2.3 Взгляд современных украинских учёных на проблему соотношения сознания и бессознательного
ГЛАВА 2. ФЕНОМЕН БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВА 3. СОЗНАНИЕ
ГЛАВА 4. СРАВНЕНИЕ СОЗНАТЕЛЬЛЬНЫХ И БЕССОЗНАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Из вышеизложенных фактов следует, что проблема бессознательного требует детального и глубокого исследования и это бесспорно. Исследователи в области бессознательного концентрировались вокруг центральной фигуры - Зигмунда Фрейда. Именно этот австрийский психиатр более всего настаивал на необходимости исследования сферы бессознательного, его места и роли в поведении человека, особенно в протекании разного рода душевных заболеваний.
ГЛАВА 3. СОЗНАНИЕ
Самое сложное
поведение наблюдается у
Как и понятие психики, понятие сознания прошло сложный путь развития, получило различные трактовки у разных авторов, в разных философских системах и школах. В психологии вплоть до настоящего времени оно употребляется в очень разных значениях, между которыми подчас почти нет ничего общего. Приведём одно из определений сознания, которое дал советский психолог А. Г. Спиркин: “Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека” [27, с.16].
Сознание - это в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайно оно тесно связано с познанием. Если познание есть сознание в его активной направленности вовне, на объект, то само сознание в свою очередь результат познания. Здесь обнаруживается диалектика: чем больше мы знаем, тем выше наши познавательные потенции и наоборот - чем больше мы познаем мир, тем богаче наше сознание. Следующий важный элемент сознания - внимание, способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, держать их в своем фокусе. Далее, видимо, следует назвать память, способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности. Но мы не только знаем нечто и нечто запоминаем. Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства - радости, удовольствия, горя, а также настроения и аффекты или, как их называли в былое время, страсти - гнев, ярость, ужас, отчаянье и т.д. К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания, каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие. Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосознание. Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности. Самосознание - исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет. Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах [27].
Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях: когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения; когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа; когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама по себе разрешиться без волевого решения не может; когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий. Подобного рода ситуации возникают перед человеком практически беспрерывно.
В настоящее время перечень эмпирических признаков сознания является более или менее установившимся и совпадающим у разных авторов. Если попытаться выделить то общее, что наиболее часто указывается в качестве особенностей сознания, то они могут быть представлены следующим образом:
1. Человек, обладающий сознанием, выделяет себя из окружающего мира, отделяет себя, свое “я” от внешних вещей, а свойства вещей - от них самих.
2. Способен увидеть себя в определенной системе отношений с другими людьми.
3. Способен увидеть себя находящимся в определенном месте пространства и в определенной точке временной оси, связывающей настоящее, прошлое и будущее.
4. Способен устанавливать
адекватные причинно-
5. Отдает отчет в своих ощущениях, мыслях, переживаниях, намерениях и желаниях.
6. Знает особенности
своей индивидуальности и
7. Способен планировать свои действия, предвидеть их результаты и оценивать их последствия, т.е. способен к осуществлению преднамеренных произвольных действий [24].
Все эти признаки
противопоставляются
Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык. В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний. “Язык - особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание”. А. В. Петровский отметил: “Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится реальным сознанием” [28].
Последователи Л. С. Выготского (А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко и др.) переориентировались на проблематику психологического анализа деятельности. Возврат к проблеме сознания в ее достаточно полном объеме произошел по второй половине 50-х гг. прежде всего благодаря трудам С. Л. Рубинштейна, а затем и А. Н. Леонтьева [29].
В советской психологии сложилось общепринятое понимание сознания как высшей формы психики, возникшей в человеческом обществе в связи с коллективным трудом, общением людей, языком и речью. Этот принцип изложен в работах С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и др. Сущность сознания принято видеть в способности человека к абстрактному вербальному мышлению, орудием и средством которого является возникший в человеческом обществе язык, к познанию на этой основе законов природы и общества. Отвлеченное речевое мышление во многих работах рассматривается как главная характеристика сознания, с которой связываются многие другие его особенности и проявления. Но все же в советской психологии общее понимание природы сознания получает весьма разную конкретизацию у разных авторов.
С. Л. Рубинштейн в своей книге “Бытие и сознание” пишет, что “сознание, то есть осознание объективной действительности, начинается там, где появляется образ в собственном гносеологическом смысле, то есть образование, посредством которого перед субъектом выступает объективное содержание предмета” [30, с.265].
Обратимся к
структуре сознания. Одно из первых
представлений о структуре
Под системным строением Выготский понимал сложную совокупность отношений отдельных функций между собой, специфичную для каждой возрастной ступени. Смысловое строение сознания он рассматривал как характер обобщений, посредством которых совершается осмысление человеком мира. Появление системного и смыслового строения сознания Выготский связывал с возникновением речи. Их развитие и функционирование, согласно Выготскому, может изучаться только в их взаимной связи и взаимной обусловленности: “Изменение системы отношений функций друг к другу стоит в прямой и очень тесной связи именно со значением слов” [31, с. 363]. Однако эти отношения между системным (“внешним”) строением сознания и смысловым (“внутренним”) не являются обратными: внутреннее обусловливает внешнее, т.е. изменение смыслового строения (например, связанное с нарушением функции образования понятий) ведет к трансформации всей прежней системы психических функций (в данном случае - ее разрушению) [31].
А. Н. Леонтьев выделил 3 основных образующих сознания: чувственную ткань образа, значение и смысл [32]. А уже Н. А. Бернштейн ввел понятие живого движения и его биодинамической ткани. Таким образом при добавлении этого компонента мы получаем двухслойную структуру сознания. Бытийный слой образует биодинамическая ткань живого движения и действия и чувственная ткань образа. Рефлекторный слой образует значение и смысл.
В современной западной философии и психологии отсутствует какая-либо общая концепция сознания, и понимание его природы является весьма противоречивым. Одни видят в сознании чисто логическую конструкцию, своего рода абстракцию от множества состояний субъекта, другие - свойства индивидуальности, третьи - дополнительный внутренний аспект человеческой активности, для которой активность мозга и тела есть дополнительный внешний аспект. В подходе к проблеме сознания все еще сильны интроспекционистские тенденции, в силу которых многие продолжают считать, что главный признак сознания - это субъективные переживания, внутренняя данность субъекту его психических состояний. В связи с этим в западной психологии далеко не всегда проводится различие между понятиями психики и сознания. Начиная с Декарта, сознание употреблялось как синоним психического. В частности, до сих пор при обсуждении вопроса о наличии сознания у животных, понятие сознания часто выступает как тождественное понятию психики и означает наличие субъективных образов и переживаний. Наряду с длительным господством этой трактовки, по-видимому, начиная с Лейбница, начинается и получает развитие другая точка зрения, согласно которой сознание составляет только часть, причем внешнюю, психических процессов. Необходимым условием сознания является активное селективное внимание, избирательно направленное в сторону определенных явлений внутреннего (память) и внешнего мира (образы восприятия) [24].
Таким образом, проанализировав литературу по проблеме сознания приходим к выводу, что сознание - это высший уровень развития психического отражения, связанный с использованием речи. Сознание присуще только человеку и его нельзя отождествлять с психикой, так как у животных отсутствует наличие субъективных образов и переживаний.
Г
ГЛАВА 4. СРАВНЕНИЕ СОЗНАТЛЕЛЬНЫХ И БЕССОЗНАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА
Несмотря на многообразие точек зрения на проблему сознательных и бессознательных процессов в психике человека, во всех рассмотренных теориях есть большое количество сходных положений на понимание сознания и бессознательного.
Многие зарубежные и отечественные учёные занимались изучением этой проблемы. В зарубежной психологии огромный вклад в развитие учения о бессознательном внёс З.Фрейд, акцентируя внимание на том, что основную роль в регуляции психической жизни играет бессознательное, а сознание – лишь небольшая часть нашей психики, которая в данный конкретный момент актуально осознаётся человеком. В последствие его теорию развил и дополнил Г. Юнг. Он считал психику динамически противоречивым единством, дополняющим и компенсирующим взаимодействием сознания и бессознательного при непрерывном энергоинформационном обмене между ними.
К.Ясперс рассматривал многообразие значений, приписываемых термину бессознательное, а так же рассматривал различные степени сознания – от ясного сознания, до его полной утраты. Он критиковал психоаналитиков за то, что они делали основной акцент на биологических характеристиках человека и инстинктах, которые не могут отразить сущность высших уровней человеческой деятельности.
В отечественной психологии проблемы соотношения сознания и бессознательного в своей теории рассматривал Л.С. Выготский, говоря о том, что бессознательное обладает всеми свойствами психического, кроме того, что оно является сознательным переживанием.
Так же он отмечал, что сам характер бессознательного, заключается в том, что оно оказывает влияние на сознательные процессы и поведение. Говоря о сознание Л.С. Выготский подчёркивал, что сознание это объединение психических функций, способностей и свойств личности.
Д.Н. Узнадзе рассматривал соотношение сознания и бессознательного с позиции разработанной им теории установки. Согласно взглядам Д.Н. Узнадзе, бессознательное, лежащее в основе протекания всей психической жизни и определяющее своеобразие процессов сознания, существует и действует в форме установок.
И Д.Н. Узнадзе и Л.С. Выготский отрицали тот факт, что бессознательная сфера является ведущей в жизни и деятельности человека.
Современные украинские учёные, такие как О.В. Скрипниченко, Мясоед П.А. и др. Рассматривали эту проблему, указывая на то, что различные бессознательные явления по-разному связаны с поведением человека и его сознательной регуляцией. Украинские психологи – синтезировали множество теорий и в итоге пришли к своему пониманию соотношения сознания и бессознательного. В частности, П.А. Мясоед схематизировал соотношение сознания и бессознательных процессов в человеческой психике.
Информация о работе Осознаваемые и неосознаваемые явления в общей психологии