Отчет по практике в Архангельской воспитательной колонии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 06:27, курсовая работа

Описание

Думаю, все вы со мной согласитесь, что главным воспитателем должна быть семья. Когда взрослые члены семьи заняты только собой, тогда школа, затем уже улица. Соблазнов в нынешнее время у подростков много. А когда семейные узы и школьные правила ослаблены, реализовать их проще простого. Безответственность родных и близких, безучастность школьных педагогов порождает вседозволенность. И очень скоро о таких детях мы начинаем говорить как о трудных подростках. По сути дела это те дети, которые были предоставлены сами себе.

Содержание

Введение
1.Ресоциализация несовершеннолетних в условиях воспитательной колонии

1.1Опыт работы сотрудников реабилитационного центра для несовершеннолетних правонарушителей Архангельской воспитательной колонии.
1.2 Проблемы подростковой преступности и основные направления её профилактики.
1.3 Организация работы в Архангельской области по оказанию социальной помощи осужденным без изоляции от общества

2. Роль Комиссии по делам несовершеннолетних в процессе ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей
3. Практика использования метода видеоконсультирования в работе пенитенциарного психолога
3.1 Социальное сопровождение несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1 Численность осуждённых, которым оказано содействие при трудоустройстве через ЦЗН в 2009 году
Приложение 2 Схема реализации ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Приложение 3 Нормативно-провавая база по защите прав детей

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 387.00 Кб (Скачать документ)

Протекание социальной адаптации зависит от множества  факторов.

  Важнейшим фактором, от которого зависит социальная адаптация, является соотношение между диспозиционной структурой личности и социальными ожиданиями среды.

   И так, анализ сущности и содержания процесса социальной адаптации несовершеннолетних освобожденных из мест лишения свободы, его социально-психологических закономерностей показывает, что освобожденному приходится преодолевать многочисленные препятствия:

  1. насущные потребности в жилье, пище, одежде, заработке, т. е.  создание внешних условий жизнедеятельности.
  2. вхождение освобожденного в новую микросреду — трудовой коллектив, ближайшее бытовое окружение, воссоздание нормальных коммуникативных связей, установление бесконфликтных отношений в обществе.

Проблема в том, что  поиск общения подростками чаще ведется в знакомой среде, где  легче ориентироваться, получать информацию, находить сочувствие. Заметим, около 70% освобожденных вновь попадают в то социальное окружение, которое в свое время пагубно воздействовало на них.

    1. Неформальное социальное окружение рассматривается как особый источник воздействия на систему взглядов, ценностных ориентации и стереотипов поведения, особенно молодых людей, которые и составляют основную массу освобожденных из ИУ. Анализ данной сферы социальной среды представляется особенно актуальным, ибо речь идет о процессе социальной адаптации, который предполагает, прежде всего, восстановление социально полезных связей и правового статуса гражданина в полном его объеме. Освобожденные из мест лишения свободы молодые люди проявляют в общем естественное стремление к дружескому общению, к совместному времяпрепровождению и установлению самых разнообразных контактов, в первую очередь со сверстниками и иными лицами, с которыми им интересно проводить время.

И те, и другие проблемы решаются освобожденными по-разному, исходя из сложившихся условий и личных возможностей.

В буквальном смысле «здоровая» жизнь означает жизнь без каких-либо заболеваний, имеется ввиду здоровый образ жизни каждого члена общества. Бесспорно, нам всем бы хотелось достичь такого состояния и для этих подростков.

Недостижимым также является стремление к полноценной жизни, так как полноценность может определяться только самой личностью, для каждой личности критерии полноценности разные и стремиться к их достижению может только сама личность. Для того чтобы говорить о полноценности жизни в рамках реабилитации или ресоциализации, было бы необходимым определить минимальные границы такой полноценной жизни2.

Адаптировать человека, освобождающегося из мест лишения свободы  в обществе можно только посредством  его исправления, приобщения к общеполезной трудовой деятельности и к нормальной социальной среде. Распространение эффективных методов психологического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя с целью развития правосознания и  формирования готовности к законопослушному поведению.

 

 

 

1.3 Проблемы подростковой преступности и основные направления её профилактики.

  В Российской Федерации, по последним данным, проживают около 28 миллионов детей. Число детей, живущих в государственных учреждениях, не сокращается: около 156 тысяч детей воспитываются в детских домах и интернатах, в социально опасных условиях живут 760 тысяч детей. Прокурорские проверки фиксируют неуклонный рост нарушений законодательства о правах и законных интересах несовершеннолетних.

   С каждым годом растет число детей, ушедших из дома и социозащитных учреждений. В 2009 г. их количество уже превысило 26 тысяч. По состоянию на 1 января  2010 г. в розыске оставалось 2850 детей.

   Около 50 тысяч несовершеннолетних по решению суда находятся сегодня в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием. Более 30 тысяч несовершеннолетних осуждены к наказаниям не связанным с лишением свободы и находится на учете уголовно-исполнительных инспекций Федеральной службы исполнения наказаний. Наконец 5,5 тысяч несовершеннолетних отбывает реальное наказание в воспитательных колониях. Совсем недавно эта цифра в 2-3 раза была выше, нежели сегодня. Многие правозащитники в начале 2009 года обвиняли ФСИН России в чрезмерной жесткости во время проработки и принятия на законодательном уровне такого решения. В настоящее время они успокоились так как обстановка в воспитательных колониях во многом благодаря этому решения стабилизировалась.

   Вместе с тем вопрос о совершенствовании содержания работы с перечисленными категориями несовершеннолетних остается открытым. Проблема отрыва подростка от той асоциальной среды, которая способствовала совершению им правонарушения, с повестки дня не снята.

    Анализируя складывающуюся ситуацию, руководство страны, органы законодательной и исполнительной власти в прошедшем году предприняли ряд шагов, направленных на устранение причин и условий её порождающих.

    Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. № 987 введена должность Уполномоченного по правам ребенка при Президенте Российской Федерации.

    Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 28 апреля 2009 года № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», которым вводится запрет на нахождение детей без родителей или лиц, их заменяющих, ночью в общественных местах. Законом также устанавливается, что субъекты Российской Федерации своими законами могут снижать возраст детей, до достижения которого не допускается их нахождение в общественных местах без сопровождения указанных лиц, устанавливать для родителей и других лиц административную ответственность за несоблюдение требований по обеспечению мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому и нравственному развитию детей.

    27 июля 2009 г. был принят Федеральный закон № 215-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации», которым была усилена уголовная ответственность за совершение преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности несовершеннолетних. В соответствии с этим законом ужесточены санкции за совершение в отношении несовершеннолетних деяний, предусмотренных статьями 131, 132, 134, 135, 156, 228, 230 и 242 Уголовного кодекса Российской Федерации. (Справочно: Ранее за совершение подобных преступлений обвиняемым назначались минимальные сроки. Так, Омский педофил Олег Борисенко, в деле которого зафиксировано 79 эпизодов развратных действий в отношении сирот местного детского дома, был приговорён лишь к трем с половиной годам лишения свободы при максимальном до принятия закона сроке – четыре года лишения свободы).

Думаю, все вы со мной согласитесь, что главным воспитателем должна быть семья. Когда взрослые члены  семьи заняты только собой, тогда  школа, затем уже улица. Соблазнов  в нынешнее время у подростков много. А когда семейные узы и школьные правила ослаблены, реализовать их проще простого. Безответственность родных и близких, безучастность школьных педагогов порождает вседозволенность. И очень скоро о таких детях мы начинаем говорить как о трудных подростках. По сути дела это те дети, которые были предоставлены сами себе.

Вместо того, чтобы заинтересовать молодого человека, предложить ему  интересные формы проведения свободного времени мы ставим его на учет в  ПДН, затем переводим в УИИ  или через суд он следует в  учебно-воспитательное учреждение. За серьезное правонарушение  несовершеннолетний определяется в воспитательную колонию. Всё - круг замкнулся. Теперь мы, наконец, начинаем соображать, а как бы это сделать, чтобы он стал управляемым и послушным.

В тоже время мы не задумываемся, может стоит предпринять определенные меры значительно раньше, когда ребенок бросил ходить в школу, или когда он в первый раз был условно осужден.

С трудными подростками у нас  работает много разных служб, но как  в народе говорится: «у семи нянек дитя без присмотра». Мы даже в рамках ФСИН не можем выработать комплексную программу взаимодействия УИИ и воспитательных колоний по профилактике правонарушений среди освобождающихся воспитанников. Не проводим мониторинг причин неудовлетворенности подростка своим социальным статусом после освобождения от наказания. Просто выбрасываем их из головы, говоря, что это теперь не наша забота. Отсутствие устойчивых связей между перечисленными службами и заинтересованности в объединении усилий сторон сводит на нет всю проделанную работу в каждой из них.

Как ни парадоксально, но необходимо признать, что сегодня  в России есть государственные структуры, осуществляющие поиск, лиц приступивших закон; их дознание; вынесения приговора  и исполнения наказания. Но в этой государственной цепочке нет органа, обеспечивающего полноценный возврат этих людей в общество – в т.ч. решение их социальных проблем.

В условиях формирования гражданского общества пенитенциарная система должна быть органом, который  не только исполняет судебные решения, но и выполняет роль социальной клиники для общества - ресоциализировать  граждан, в силу различных жизненных неблагоприятных обстоятельств, вставших на путь преступлений.

Если общество самоустраняется от решения этой задачи, то в замкнутых пределах тюрьмы обеспечить возвращение людей из преступного прошлого в нормальное настоящее невозможно. Заключенному необходимо знать, что о нем беспокоятся, решают его проблемы, которые он сам не в состоянии решить в силу изоляции.

64 Правило Минимальных стандартных правил обращения с заключенными гласят:  «Обязанности общества не прекращаются с освобождением заключенного. Поэтому необходимо иметь государственные или частные органы, способные проявлять действенную заботу об освобожденных заключенных, борясь с предрассудками, жертвами которых они являются, и помогая им включиться в жизнь общества». Из зарубежного опыта известно, что после выхода из заключения, заботу о такой категории населения берут на себя государство и общественные организации.

Сегодня в России ситуация медленно, но меняется. К вопросам реабилитации осужденных подключаются различные общественные организации и ведомства.

Большинство общественных организаций  обращают внимание на несовершеннолетних правонарушителей только тогда, когда они находятся в колонии. Предлагают свою помощь и поддержку на первоначальном этапе жизни на свободе. Чаще она сводится к рекомендациям как поступать в том или ином случае или в какие органы обращаться. Два-три года назад осуществлялся прекрасный проект международной организации «Мужество и гуманизм», которая реализовывала проект «рука помощи». Смысл его заключался в том, чтобы при участии органов исполнительной власти помочь несовершеннолетнему по выходу из колонии начать самостоятельную жизнь.

Проект весьма интересный. Было выдано около 100 так называемых путевок Дзержинского, но должного сопровождения за процессом их реализации не осуществлялось. В результате только единицы смогли воспользоваться предложенной помощью и успешно адаптировались в обществе.

Программа создания и функционирования реабилитационного Центра при Архангельской  воспитательной колонии имеет немало преимуществ. В первую очередь это  наличие своего рода переходного  периода. Второе – возможность познать  цену реального труда и реальной заработной платы. Третье преимущество – возможность побыть перед окончательным освобождением в коллективе положительно зарекомендовавших себя и нацеленных на правопослушный образ жизни воспитанников.

Вместе с тем время их пребывания в центре должно быть максимально заполнено полезными мероприятиями, которые укрепляли бы в каждом   подростке уверенность в себе, своей значимости. А воспитатели и психологи на этом этапе должны плотно контактировать с родственниками, образовательными учреждениями и службами занятости. Каждый день ставит перед нами новые проблемы, которые нужно решать еще в учреждении. Сегодня выпускник школы ВК не в состоянии, как два года назад, на равных поступать в ВУЗы, так как он обязан, прежде всего, сдать единый государственный экзамен.  Подобных примеров можно привести немало. Даже при поступлении на обучение в филиалы СГА теперь потребуют ЕГЭ.

Во многих европейских  странах роль наставника и контролера за вхождением молодого человека в  общество после освобождения на протяжении многих лет  осуществляют службы пробации. В России об этом пока рассуждают: целесообразно её создавать, или нет. Даже до разработки проекта закона дело не дошло. А это значит, что мы должны пользоваться теми силами и средствами, которые имеем в наличии. Важно только обеспечить комплексный подход к решению стоящих перед подростком проблем и осуществлять его сопровождение.

 

 

 

 

 

1.3 Организация работы в Архангельской области по оказанию социальной помощи осужденным без изоляции от общества

 

   В феврале 2010 года на коллегии ФСИН России отмечалось, что создание непрерывно действующей системы исправления и социальной реабилитации осужденных, призванной помочь человеку не только  адаптироваться в обществе после освобождения, но и сменить место, занимаемое в социальной структуре, остается по-прежнему ключевым направлением работы.

     Изменения в уголовной политике государства, а также основные задачи  реформирования УИС, обязывают нас  решать вопросы социальной реабилитации осужденных.

     Социальная помощь осужденным без изоляции от общества в Архангельской области оказывается как взрослым, так и несовершеннолетним. Однако началом пути и приобретением наибольшего опыта было оказание социальной помощи именно  несовершеннолетним. Во-первых, потому что это особо уязвимая категория осужденных, во-вторых, несовершеннолетние правонарушители составляют основной резерв для взрослой преступности.

    Наиболее интересные и перспективные решения в данном направлении, проекты, реализованные в Архангельской области:

1. УФСИН России  по Архангельской области стояло у истоков создания в 2005 году "Отделения социализации несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом" на базе муниципального учреждения "Центр защиты прав несовершеннолетних" г.Архангельска, с которым мы плодотворно взаимодействуем уже на протяжении 5 лет.

Информация о работе Отчет по практике в Архангельской воспитательной колонии