Отчет по практике в Архангельской воспитательной колонии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 06:27, курсовая работа

Описание

Думаю, все вы со мной согласитесь, что главным воспитателем должна быть семья. Когда взрослые члены семьи заняты только собой, тогда школа, затем уже улица. Соблазнов в нынешнее время у подростков много. А когда семейные узы и школьные правила ослаблены, реализовать их проще простого. Безответственность родных и близких, безучастность школьных педагогов порождает вседозволенность. И очень скоро о таких детях мы начинаем говорить как о трудных подростках. По сути дела это те дети, которые были предоставлены сами себе.

Содержание

Введение
1.Ресоциализация несовершеннолетних в условиях воспитательной колонии

1.1Опыт работы сотрудников реабилитационного центра для несовершеннолетних правонарушителей Архангельской воспитательной колонии.
1.2 Проблемы подростковой преступности и основные направления её профилактики.
1.3 Организация работы в Архангельской области по оказанию социальной помощи осужденным без изоляции от общества

2. Роль Комиссии по делам несовершеннолетних в процессе ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей
3. Практика использования метода видеоконсультирования в работе пенитенциарного психолога
3.1 Социальное сопровождение несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1 Численность осуждённых, которым оказано содействие при трудоустройстве через ЦЗН в 2009 году
Приложение 2 Схема реализации ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Приложение 3 Нормативно-провавая база по защите прав детей

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 387.00 Кб (Скачать документ)

   Этот опыт перенесен из международного проекта, хорошо себя зарекомендовал. Работники Центра пытаются обучать специалистов других муниципальных образований, но делают этот бессистемно.

    Комиссией предложены меры по совершенствованию этой работы. Отмечена не скоординированность усилий заинтересованных органов в г.Архангельске, поэтому городскую КДН по этому вопросу решено было заслушать на заседании комиссии в июне.

    Одновременно была поставлена задача территориальным КДН:

- изучить на  территории муниципального образования  возможности учреждений системы  образования, социальной защиты  населения, органов по делам  молодёжи, привлечения волонтёров, наставников с целью   организации  непрерывного сопровождения несовершеннолетних, освободившихся из воспитательной колонии; принять меры к обеспечению этой деятельности, осуществлять её координацию. На что половина комиссий ответила, что у них сегодня нет детей, освободившихся из АВК. Но это не значит, что если нет детей, то не надо думать о том, как организовать эту работу.

     Традиционно, как например, в Верхнетоемском районе  непрерывное сопровождение несовершеннолетних, вернувшихся из мест лишения свободы, осуществляют сотрудники территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, ГУ "Верхнетоемский комплексный центр социального обслуживания" в сотрудничестве с ПДН ОВД.

    Некоторые КДН порадовали своим творческим подходом к решению проблемы и сообщили о намерении применять в муниципальных образованиях отдельные  ювенальные технологии.

   Например, в Устьянском районе  проведён  "круглый стол" по вопросу становления и развития ювенальной юстиции, по итогам которого в адрес Главы МО направлено обращение о создании социально-психологической службы, осуществляющей сопровождение несовершеннолетних, преступивших закон, а также несовершеннолетних потерпевших. В настоящее время рассматривается вопрос создания такой службы путём участия в проектной деятельности.

    В г. Новодвинске разработан план по организации психологического сопровождения подростков, совершивших преступления. С сентября 2010 года в МОУ "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Гармония" планируется ввести должность ювенального психолога.

    На базе Северодвинского филиала факультета управления и права ПГУ будет создан Ювенальный центр, представители которого станут наставниками подростков, освободившихся из воспитательной колонии.

   Заслушав на заседании областной КДН 15 июня информацию заместителя   председателя КДН мэрии г. Архангельска, отметили, что работа по социальной реабилитации несовершеннолетних, освободившихся из воспитательной колонии, на уровне города скоординирована недостаточно. В областном центре 8 окружных КДН и информация из АВК о предстоящем освобождении подростков поступает к ним далеко не во всех случаях.

    Непрерывным сопровождением несовершеннолетних, освободившихся из АВК, в городе занимаются: "Центр поддержки молодой семьи", МУ "Центр защиты прав несовершеннолетних", наставники. Организовать эту работу в рамках города поручено городской КДН, многое будет зависеть от её умелых действий.

   Областная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляет координацию деятельности заинтересованных органов и учреждений в сфере развития элементов ювенальной юстиции. Заместитель председателя областной КДН является членом рабочей группы по развитию ювенальных технологий, созданной в рамках аналогичного Соглашения, подписанного руководителями семи областных структур в октябре 2009 года.

    В настоящее время наиболее активно ювенальные технологии применяются в г.Архангельске: по методу кейс-менеджмента работает отделение социализации МУ "Центр защиты прав несовершеннолетних", отдел по работе с молодёжью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, ГУ «Центр поддержки молодой семьи», в образовательных учреждениях города создаются школьные службы примирения.

    На территории Исакогорского округа г. Архангельска отрабатывается модель службы помощи несовершеннолетним в суде.

    Наконец, у Минздравсоцразвития области  появился интерес к решению этой проблемы. И уже в текущем году социальное сопровождение подростков, привлекаемых к уголовной ответственности, планируется организовать на территории Вельского района и г. Северодвинска.

   Так, в Вельском районе будет создан Центр социальной помощи семье и детям, одно из отделений которого займется  внедрением ювенальных технологий.

    В Северодвинском социально-реабилитационном центре "Солнышко", после реорганизации, планируется открытие отделения социализации несовершеннолетних по типу МУ "Центр защиты прав несовершеннолетних" г. Архангельска.

Пока же в  рекомендациях рабочей группы прописано, что при отсутствии специально созданной  службы помощи несовершеннолетним, привлекаемым к уголовной ответственности, организовать эту работу должны территориальные КДН. Возложить такую работу непосредственно на членов комиссий  (как это сделано, например, в Чувашии, Московской обл.) без дополнительной штатной численности, видимо не получится. На мой взгляд, эта задача больше бы соответствовала полномочиям органов социальной защиты населения.

Необходимые ресурсы  важно предусмотреть в областной  социально-экономической программе "Профилактика безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних на 2011-2013 годы", которая будет разработана летом этого года.

И последнее, что  хотелось бы озвучить, это программы  примирения правонарушителя с потерпевшим. Такая процедура, хотя и предусмотрена  в УК РФ и УПК РФ, но у нас  практически не применяется. А она  напрямую способствовала бы процессу ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей.

В судах области  прекращается почти каждое второе уголовное  дело о преступлениях несовершеннолетних. Но с этой категорией подростков закон  даже не обязывает кого-либо проводить индивидуальную профилактическую работу, ставить их на учет. И если уж приговор к условной мере наказания несовершеннолетние всерьез не воспринимают, что тогда говорить об отношении к прекращению уголовного дела? Вывод напрашивается сам собой. Поэтому процесс примирения должен из формального стать реальным, получить содержательное профилактическое наполнение.

Конфликтующие стороны разделены враждой, сами они не могут встретиться, чтобы  начать улаживать свои отношения. Восстановительная  модель или медиация – это процесс, в котором посредник создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем, возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.

Восстановительный способ реагирования на преступление ориентирован на три цели: исцеление жертвы, ответственность нарушителя, восстановление связей в социальной общности.

В рамках Европейского Комитета по проблемам преступности (Совет Европы) создан Комитет экспертов по организации посредничества в уголовных делах, который составил Рекомендацию, где освещаются основные принципы, правовая основа, вопросы организации и развития посредничества в уголовных делах. Данная Рекомендация N R (99) 19 была принята Комитетом Министров Совета Европы 15 сентября 1999 года.

Комитет министров  отмечает использование посредничества в уголовных делах как гибкое, всеобъемлющее, нацеленное на разрешение проблем дополнение или как альтернатива традиционному судебному разбирательству.

Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17.02.2009 разработаны и утверждены Стандарты восстановительной медиации. В них прописано, что медиация обеспечивает субъективное право сторон на примирение и возможна на всех этапах судопроизводства, независимо от тяжести преступления, а также на этапе исполнения наказания. В зависимости от категории преступления и момента проведения медиации, в результате которой достигнуто соглашение о примирении и заглаживании вреда, предусматриваются разные юридические последствия.

В системе образования  г.Архангельска имеются определённые наработки по проведению примирительных процедур между обучающимися, между  детьми и родителями, учителями и  учениками, есть подготовленные специалисты-медиаторы, в том числе среди школьников старших классов.

Службы примирения созданы на муниципальном и школьном уровнях. За период с октября 2009 г. по апрель 2010 г. социальными педагогами, психологами проведено более 50 программ примирения по урегулированию внутришкольных конфликтных ситуаций. Муниципальная служба примирения создана на базе МОУ "Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам "Леда", но не готова пока проводить медиацию по уголовным делам с участием несовершеннолетних обвиняемых и потерпевших. А потребность в этом просто огромная.

В рамках Программы  Баренцева сотрудничества "Дети и молодёжь группы риска" на 2010-2012 годы предусмотрено обучение специалистов методу "Посредничество для несовершеннолетних и посреднические службы (медиация)". Координатором от области в этом проекте также является областная КДН.

Учитывая важность и актуальность вопросов по оказанию помощи подросткам, преступившим закон, Правительство области считает  необходимым осуществлять поддержку  наработанных форм и методик, их дальнейшее развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Практика использования метода видеоконсультирования в работе пенитенциарного психолога

   Последовательное осуществление реформ в системе исполнения уголовных наказаний, базирующихся на принципах гуманизма, законности, соблюдения основных прав и свобод личности, предполагает целенаправленное и активное внедрение в пенитенциарную практику достижений современной психологии.

    Главная миссия психологической службы уголовно-исполнительной системы заключается в оптимизации служебной деятельности сотрудников, повышении результативности исправительного воздействия на осужденных, оказании им адекватной психологической помощи, стремлении «очеловечить» атмосферу в местах лишения свободы. Федеральным законом РФ от 8 декабря 2003 года № 161 законодательно закреплено право осужденных на психологическую помощь, «оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи» (УИК РФ, статья 12 ч. 6.1). Поэтому для реализации данного права осужденных в учреждениях УИС должны быть созданы необходимые организационные и материально-технические условия. Особенно это важно для осуществления психологического сопровождения несовершеннолетних правонарушителей, которые содержатся в следственных изоляторах и воспитательных колониях.

    В последнее время психологическая служба УИС развивается в сторону углубления ее практической направленности, пенитенциарные психологи от этапа изучения личности переходят к непосредственному воздействию на правонарушителей. Но необходимость выполнения режимных требований в учреждении, обеспечение безопасности специалистов, работающих со спецконтингентом, заставляет продумывать организацию процесса взаимодействия психолога с осужденными с учетом этой специфики.

   Участие психологов учреждений УФСИН в открытой лекции профессора Г.Рохолла (г. Эмден, Германия) по курсу «Интерактивное видеоконсультирование в учебной и профессиональной деятельности» способствовало возникновению у нас идеи использования видеосвязи между психологом и осужденным для проведения психологических консультаций в наших учреждениях.

   Эта идея отнюдь не нова. Сейчас в сети Интернет существует более 30 сайтов на русском языке, оказывающих психологическую помощь онлайн. В США, где таких сайтов более 240, данная форма консультирования существует уже больше 14 лет.

   Кроме того, необходимо вспомнить о деятельности службы «Телефона доверия», которая имеет широчайшее распространение по всему миру, и имеет сходные особенности с онлайн-консультированием.

   Назоем  эти особенност:

  Пространственные - возможность общения людям, находящимся на значительном расстоянии друг от друга. Консультант может оказывать воздействие на обратившегося, который удален от него на большое расстояние.

Временные - обратившийся может практически мгновенно соединиться с консультантом. Возможность незамедлительного, мгновенного соединения особенно важна для лиц с низкой толерантностью к отрицательным эмоциям, к аффективному напряжению. Предоставляется также возможность вступления в контакт в любое удобное для него время.

Максимальная  анонимность - при «видео» обращении к специалисту, даже без предъявления документов, анонимность обратившегося все же является неполной, контакт по телефону обеспечивает максимальную анонимность.

Возможность прервать контакт - телефонный или видео-контакт предоставляет возможность человеку в любой момент прервать.

«Эффект ограниченной коммуникации» - обращение по телефону осуществляется по единственному акустическому каналу. Этот факт приводит к сужению потока информации, которым обычно обмениваются два взаимодействующих человека. Речь по телефону почти не содержит невербальных средств, имеющихся в обычной речи, вследствие чего усиливается вербализация переживаемой ситуации, отреагирование проходит более эффективно, уменьшается чувство тревоги.

Информация о работе Отчет по практике в Архангельской воспитательной колонии