Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 06:27, курсовая работа
Думаю, все вы со мной согласитесь, что главным воспитателем должна быть семья. Когда взрослые члены семьи заняты только собой, тогда школа, затем уже улица. Соблазнов в нынешнее время у подростков много. А когда семейные узы и школьные правила ослаблены, реализовать их проще простого. Безответственность родных и близких, безучастность школьных педагогов порождает вседозволенность. И очень скоро о таких детях мы начинаем говорить как о трудных подростках. По сути дела это те дети, которые были предоставлены сами себе.
Введение
1.Ресоциализация несовершеннолетних в условиях воспитательной колонии
1.1Опыт работы сотрудников реабилитационного центра для несовершеннолетних правонарушителей Архангельской воспитательной колонии.
1.2 Проблемы подростковой преступности и основные направления её профилактики.
1.3 Организация работы в Архангельской области по оказанию социальной помощи осужденным без изоляции от общества
2. Роль Комиссии по делам несовершеннолетних в процессе ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей
3. Практика использования метода видеоконсультирования в работе пенитенциарного психолога
3.1 Социальное сопровождение несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1 Численность осуждённых, которым оказано содействие при трудоустройстве через ЦЗН в 2009 году
Приложение 2 Схема реализации ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Приложение 3 Нормативно-провавая база по защите прав детей
Специалистами Центра совместно с сотрудниками УИИ проводится социальная работа, направленная на исправление несовершеннолетних осужденных. Инспекции г.Архангельска практикуют направление несовершеннолетних в данный Центр для прохождения курса социализации.
В 2009 году инспекциями г. Архангельска направлено в Центр более 160 несовершеннолетних, из них 99 прошли курс социализации, всего с 2005 года через Центр прошло более 600 осужденных.
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Несовершеннолетние |
137 |
102 |
176 |
164 |
160 |
Родители |
32 |
62 |
87 |
108 |
89 |
С 2007 года несовершеннолетним условно осужденным, не желающим добровольно посещать Центр, по представлениям инспекций судами возлагается дополнительная обязанность в виде необходимости прохождения курса социализации в Центре.
Одной из форм работы является работа с родителями: беседы, проведение Круглых столов, родительских собраний.
В Центре с несовершеннолетними проводятся мероприятия по правому воспитанию, профориентации, организации досуга, оказанию психологической помощи.
Для подростков организуются бесплатные посещения музеев, театров, кинотеатров, спортивных кружков и секций, проводят туристические походы, экскурсии по родному краю, спортивные соревнования.
Подростки, регулярно посещающие занятия специалистов Центра, значительно изменились. Сами отмечают, что стали более ответственно относиться к учебе, к совершенному преступлению, в лучшую сторону изменились взаимоотношения в семье.
Между сотрудниками Центра и сотрудниками УИИ идет постоянный взаимообмен информацией о поведении и образе жизни осужденных подростков, их стремлении к исправлению, степени ресоциализации, решаются текущие проблемы.
Результат такого взаимодействия - отсутствие совершения повторных преступлений у подростков, посещающих Центр.
2. Другой, не менее интересный
опыт оказания социальной
Внедрение данного опыта было связано с большой предварительной работой. Нужно было убедить местную власть о необходимости такой работы с осужденными, её важности и дальнейших перспективах. В этом помогла поддержка депутатов муниципального совета г.Северодвинска и руководителя городского управления образования.
И вот уже пять лет на принципах адресности и индивидуального подхода, учитывая особенности личности осужденного, социальный педагог оказывает помощь не только несовершеннолетним осужденным, но и взрослым.
Только в 2009 году за различными видами помощи к этому специалисту обратилось 110 человек. Обратите внимание на эту цифру! Она иллюстрирует насколько востребована подобного рода помощь. И эта помощь не ограничивается только задушевными беседами.
Круг обязанностей социального педагога достаточно широк:
В обязательном порядке проводится первичная консультация с каждым подростком, встающим на учет и его законным представителем; обязательно проходит патронат семьи с обследованием социально-бытовых условий; составление социального паспорта осужденного; проводятся индивидуальные беседы, анкетирование, тестирование, опросы, из которых видно отношение подростка к родителям, к сверстникам, к жизни; посещаются учебные заведения, где учатся подростки, организуется работа по трудоустройству или постановке на учет через центр занятости населения, посещаются ярмарки профессий, организуется культурно-досуговая, бесплатная для подростков, работа.
Деятельность социального педагога организована по принципу «свободного носителя» социальной помощи. Работа отражается только в справках, которые приобщаются в личное дело. Всё это позволяет свободно распоряжаться своим временем, с учетом пожеланий подростков и их родителей и при необходимости посещать семьи в вечернее время.
Безусловно, всем этим способны заниматься и сотрудники УИИ, но это - прямое отвлечение от их непосредственных обязанностей, что, естественно, не способствует ни качеству их основной работы, ни качеству оказания социальной помощи.
Наглядный пример:
Условно осужденный Фролов Евгений, 1987 г.р., ранее судим также условно, наказание заменялось на лишение свободы. Сирота, инвалид 2 группы (ампутация обеих ног), без определенного места жительства, безработный. Социальную помощь получает с 10 марта 2009 года. На период определения его социального статуса социальным педагогом был помещен на социальную койку-место в городскую больницу №1, поставлен в очередь на получение места в дом–интернат. Осужденному оказана помощь в прохождении освидетельствования на продление группы инвалидности, восстановлены документы. Навещен в больнице социальным педагогом 11 раз.
На сегодняшний день у Евгения обнаружилось неоформленное наследство - в Брянской области ему перешел дом после умершей бабушки. Сейчас решается вопрос его законного оформления. В этом случае у осужденного будет жильё. И это далеко не единственный пример качественной работы именно социального педагога.
Преимущества внедрения подобного опыта очевидны:
- осужденные
получают квалифицированную
- сотрудники инспекции выполняют функции непосредственно связанные с контролем за поведением, не отрываясь на вопросы оказание социальной помощи;
- деятельность
социального педагога является
дополнительным стимулирующим
3. Имеется в
УФСИН по Архангельской
4. В Архангельской
области, идет процесс
5. Не возможно оказание
Практически на базе всех инспекций работают выездные консультационные пункты от Центров занятости населения.
Информирование осужденных
о видах и порядке
В результате взаимодействия через службу занятости населения в 2009 году трудоустроено более 100 осужденных, зарегистрировано в качестве безработного – 83, направлено на обучение -16.
6.Традиционным стало и
Актуальность вопроса социального сопровождения настолько очевидна, что наряду с уже принятыми мерами, имеющимся опытом, мы перешли к изменениям в кадровой политике. На сегодняшний день мы стараемся укреплять кадровый потенциал именно выпускниками социальных факультетов данных университетов и ведомственных учебных заведений. Кроме этого, студенты пробуют оказывать помощь осужденным, оказавшимся в трудном социальном положении.
Вместе с
тем, как показывает практика, отсутствие
правового регулирования
В связи с этим в рамках реализации соглашения о совместной деятельности между администрацией Архангельской области и ФСИН России, Плана первоочередных мероприятий по содействию УФСИН России по Архангельской области на 2008-2012 годы, утвержденного Губернатором Архангельской области и директором Федеральной службы исполнения наказаний, принято решение о создании реабилитационных центров для решения вопросов социальной реабилитации лиц, совершивших преступления. Произведены определенные мероприятия, направленные на создание данного центра в г.Архангельске.
Постановлением Правительства Архангельской области от 16.06.2009 №1-пп утверждена Концепция постпенитенциарной социальной реабилитации в Архангельской области, разработку проекта которой осуществлял отдел по руководству УИИ.
Данным Постановлением
Правительства Архангельской
Это не просто предпосылки
для будущей социально-реабилит
Предложения по совершенствованию работы по оказанию социальной помощи осужденным без изоляции от общества:
1. Необходим нормативный
правовой акт (закон), устанавливающий
не только основы и принципы
оказания социальной помощи
2. В организационно-штатной
структуре уголовно-
Статья 11 ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", среди других функций, возлагает на комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) и защите их прав оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве подростков, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
По опыту участия в ряде международных проектов, посвященных помощи детям и подросткам, вступившим в конфликт с законом, могу сказать, что выполнение указанных функций комиссии – это не что иное, как непрерывное сопровождение несовершеннолетнего правонарушителя, желательно с привлечением специалистов в области социальной работы.
Надо сказать, что вопросы социальной реабилитации несовершеннолетних, освободившихся из воспитательной колонии, уже дважды рассматривались в этом году на заседаниях областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Так, 2 апреля мы заслушали ГУ «Центр поддержки молодой семьи», специалисты которого реализуют программу «Перекресток» по социальному сопровождению подростков, освобождаемых из воспитательной колонии. Цель данной программы: помощь несовершеннолетним осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы с социально ожидаемым поведением. Сопровождение проходит при непрерывном межведомственном взаимодействии как в колонии, так и после освобождения из нее.
Информация о работе Отчет по практике в Архангельской воспитательной колонии