Отчет по практике в Архангельской воспитательной колонии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 06:27, курсовая работа

Описание

Думаю, все вы со мной согласитесь, что главным воспитателем должна быть семья. Когда взрослые члены семьи заняты только собой, тогда школа, затем уже улица. Соблазнов в нынешнее время у подростков много. А когда семейные узы и школьные правила ослаблены, реализовать их проще простого. Безответственность родных и близких, безучастность школьных педагогов порождает вседозволенность. И очень скоро о таких детях мы начинаем говорить как о трудных подростках. По сути дела это те дети, которые были предоставлены сами себе.

Содержание

Введение
1.Ресоциализация несовершеннолетних в условиях воспитательной колонии

1.1Опыт работы сотрудников реабилитационного центра для несовершеннолетних правонарушителей Архангельской воспитательной колонии.
1.2 Проблемы подростковой преступности и основные направления её профилактики.
1.3 Организация работы в Архангельской области по оказанию социальной помощи осужденным без изоляции от общества

2. Роль Комиссии по делам несовершеннолетних в процессе ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей
3. Практика использования метода видеоконсультирования в работе пенитенциарного психолога
3.1 Социальное сопровождение несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1 Численность осуждённых, которым оказано содействие при трудоустройстве через ЦЗН в 2009 году
Приложение 2 Схема реализации ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Приложение 3 Нормативно-провавая база по защите прав детей

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 387.00 Кб (Скачать документ)

Специалистами Центра совместно с сотрудниками УИИ проводится социальная работа, направленная на исправление несовершеннолетних осужденных. Инспекции г.Архангельска практикуют направление несовершеннолетних в данный Центр для прохождения курса социализации.

В 2009 году инспекциями  г. Архангельска направлено в Центр  более 160 несовершеннолетних, из них 99 прошли курс социализации, всего с 2005 года через Центр прошло более 600 осужденных.

 

 

2005

2006

2007

2008

2009

Несовершеннолетние

137

102

176

164

160

Родители

32

62

87

108

89


 

С 2007 года несовершеннолетним условно осужденным, не желающим добровольно  посещать Центр, по представлениям инспекций  судами возлагается дополнительная обязанность в виде необходимости  прохождения курса социализации в Центре.

Одной из форм работы является работа с родителями: беседы, проведение Круглых  столов, родительских собраний.

В Центре с несовершеннолетними  проводятся мероприятия по правому  воспитанию, профориентации, организации  досуга, оказанию психологической помощи.

Для подростков организуются бесплатные посещения  музеев, театров, кинотеатров, спортивных кружков и секций, проводят туристические  походы, экскурсии по родному краю, спортивные соревнования.

Подростки, регулярно  посещающие занятия специалистов Центра, значительно изменились. Сами отмечают, что стали более ответственно относиться к учебе, к совершенному преступлению, в лучшую сторону изменились взаимоотношения в семье.

Между сотрудниками Центра и сотрудниками УИИ идет постоянный взаимообмен информацией о поведении и образе жизни осужденных подростков, их стремлении к исправлению, степени ресоциализации, решаются текущие проблемы.

Результат такого взаимодействия - отсутствие совершения повторных преступлений у подростков, посещающих Центр.

2. Другой, не менее интересный  опыт оказания социальной помощи  осужденным без лишения свободы,  накоплен в МРУИИ № 2 (г.Северодвинск). Опыт основан на введении ставки  социального педагога для работы  в инспекции. В данном случае, социальный педагог – свободный «носитель» социальной помощи. И если для получения социальной помощи в первом случае подросткам необходимо самостоятельно посещать Центр, то здесь социальный педагог «идет в семью».

Внедрение данного опыта было связано  с большой предварительной работой. Нужно было убедить местную власть о необходимости такой работы с осужденными, её важности и дальнейших перспективах. В этом помогла поддержка депутатов муниципального совета г.Северодвинска и руководителя городского управления образования.

И вот уже пять лет  на принципах адресности и индивидуального подхода, учитывая особенности личности осужденного, социальный педагог оказывает помощь не только несовершеннолетним осужденным, но и взрослым.

Только в 2009 году за различными видами помощи к этому специалисту обратилось 110 человек.  Обратите внимание на эту цифру! Она иллюстрирует насколько востребована подобного рода помощь. И эта помощь не ограничивается только задушевными беседами.

Круг обязанностей социального  педагога достаточно широк:

В обязательном порядке проводится первичная консультация с каждым подростком, встающим на учет и его законным представителем; обязательно проходит патронат семьи с обследованием социально-бытовых условий; составление социального паспорта осужденного; проводятся  индивидуальные беседы, анкетирование, тестирование, опросы,  из которых  видно отношение подростка к родителям, к сверстникам, к жизни; посещаются учебные заведения, где учатся подростки, организуется работа по трудоустройству или постановке на учет через центр занятости населения, посещаются ярмарки профессий, организуется культурно-досуговая, бесплатная для подростков, работа.

Деятельность  социального педагога организована по принципу «свободного носителя»  социальной помощи. Работа отражается  только в справках, которые приобщаются в личное дело. Всё это позволяет  свободно распоряжаться своим временем, с учетом пожеланий подростков и их родителей и при необходимости посещать семьи в вечернее время.

Безусловно, всем этим  способны заниматься и сотрудники УИИ, но это - прямое отвлечение от их непосредственных обязанностей, что, естественно, не способствует ни качеству их основной работы, ни качеству оказания социальной помощи.

Наглядный пример:

Условно осужденный Фролов Евгений, 1987 г.р., ранее  судим также условно, наказание заменялось на лишение свободы. Сирота, инвалид 2 группы (ампутация обеих ног), без определенного места жительства, безработный. Социальную помощь получает с 10 марта 2009 года. На  период определения его социального статуса социальным педагогом был помещен на социальную  койку-место в городскую больницу №1, поставлен в очередь на получение места в дом–интернат. Осужденному оказана  помощь в прохождении освидетельствования на продление группы инвалидности, восстановлены  документы.  Навещен  в больнице социальным педагогом 11 раз.

На сегодняшний  день у Евгения обнаружилось неоформленное  наследство - в Брянской области  ему перешел дом после умершей  бабушки. Сейчас решается вопрос его  законного оформления. В этом случае у осужденного будет жильё.  И это далеко не единственный пример качественной работы именно социального педагога.

Преимущества  внедрения подобного опыта  очевидны:

- осужденные  получают квалифицированную социальную  помощь в решении имеющихся  у них проблем. При этом, учатся  решать эти проблемы самостоятельно, обращаясь совместно с социальным педагогом в соответствующие  учреждения и службы. Таким образом, происходит накопление социальных знаний и опыта;

- сотрудники  инспекции выполняют функции  непосредственно связанные с  контролем за поведением, не отрываясь на вопросы оказание социальной помощи;

- деятельность  социального педагога является  дополнительным стимулирующим фактором  для исправления осужденного.  Осужденный понимает, что он не  только наказан за содеянное,  но и имеет возможность доказать своё исправление, получить необходимую ему помощь квалифицированного специалиста.

3. Имеется в  УФСИН по Архангельской области  и опыт многолетнего сотрудничества  с зарубежными коллегами, в  частности специалистами  социальных  служб Германии, которые предложили и обучили наших сотрудников методу работы с осужденными "кейс-менеджмент" - «Непрерывное социальное сопровождение лиц, преступивших закон». Данный метод у нас применяется в практической деятельности  (УИИ г.Архангельска, г. Котлас).

4. В Архангельской  области, идет процесс активного  внедрения  ювенальных технологий. Специалист по социальной работе  на стадии предварительного расследования  обрабатывает информацию от заинтересованных  структур (подразделения по делам  несовершеннолетних ОВД, комиссии по делам несовершеннолетних, отдела по социальной работе, школы), делает выводы о причинах совершения преступления несовершеннолетним. С целью преодоления проблем в отношении каждого несовершеннолетнего в дневнике сопровождения подростка прописываются рекомендации (например, пройти курс лечения от алкоголизма, посещение консультаций психолога в Центре и др. В рамках соглашения о сотрудничестве в сфере внедрения элементов ювенальной юстиции в Архангельской области, УФСИН утверждено Положение о порядке взаимодействия УИИ УФСИН со сторонами Соглашения.

5. Не возможно оказание социальной  помощи без решения вопросов  занятости осужденных. Заключено  «Соглашение о сотрудничестве  между Управлением государственной  службы занятости населения Архангельской  области и Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области", а также соглашения о взаимодействии на местах. Ежегодно разрабатываются и утверждаются совместные планы мероприятий по взаимодействию. 08.12.2008 Управлением государственной службы занятости населения Архангельской области была утверждена Ведомственная целевая программа содействия занятости лиц, освободившихся из мест лишения свободы и осужденных без изоляции от общества на 2009 год. Объем финансирования мероприятий указанной программы составил 5483,5 тыс. рублей.

Практически на базе всех инспекций работают выездные консультационные пункты от Центров  занятости населения.

Информирование осужденных о видах и порядке предоставления государственных услуг в области  содействия занятости населения, оказания помощи осужденным в трудоустройстве осуществляется на стендах.

В результате взаимодействия через  службу занятости населения в 2009 году трудоустроено более 100 осужденных, зарегистрировано в качестве безработного – 83, направлено на обучение -16.

6.Традиционным стало и привлечение  педагогов и студентов социального  и психологического факультетов  Поморского Государственного Университета  и Северного Медицинского Университета  для оказания социальной помощи  осужденным.

Актуальность вопроса социального сопровождения настолько очевидна, что наряду с уже принятыми мерами, имеющимся опытом, мы перешли к изменениям в кадровой политике. На сегодняшний день мы стараемся укреплять кадровый потенциал именно выпускниками социальных факультетов данных университетов и ведомственных учебных заведений. Кроме этого, студенты пробуют оказывать помощь осужденным, оказавшимся в трудном социальном положении.

Вместе с  тем, как показывает практика, отсутствие правового регулирования механизма  оказания осужденным социальной помощи, является на сегодняшний день серьезной проблемой. Сегодня в России нет закона, регулирующего социальную реабилитацию преступников, крайне слабо развита сеть социальных учреждений, специально предусмотренных для такой категории граждан.

В связи с  этим в рамках реализации соглашения о совместной деятельности  между  администрацией Архангельской области  и ФСИН России, Плана первоочередных мероприятий по содействию УФСИН России по Архангельской области на 2008-2012 годы, утвержденного Губернатором Архангельской области и директором Федеральной службы исполнения наказаний, принято решение о создании реабилитационных центров для решения вопросов социальной реабилитации лиц, совершивших преступления. Произведены определенные мероприятия, направленные на создание данного центра в г.Архангельске.

Постановлением Правительства  Архангельской области от 16.06.2009 №1-пп утверждена Концепция постпенитенциарной социальной реабилитации в Архангельской области, разработку проекта которой осуществлял отдел по руководству УИИ.

Данным Постановлением Правительства Архангельской области  предусмотрена и в настоящее  время осуществляется разработка проекта  долгосрочной целевой программы  социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы (на 2011-2013 гг.), разработка проекта областного закона, предусматривающего механизм социальной реабилитации лиц, совершивших преступления.

Это не просто предпосылки  для будущей социально-реабилитационной работы с преступниками, а хорошая платформа, способствующая реализации одного из основных направлений реформирования УИС – социальной реабилитации преступников.

Предложения по совершенствованию  работы по оказанию социальной помощи осужденным без изоляции от общества:

1. Необходим нормативный  правовой акт (закон), устанавливающий  не только основы и принципы  оказания социальной помощи осужденным, в том числе осужденным без  изоляции от общества, но и  обязанности и ответственность  органов, ответственных за её организацию и осуществление.

2. В организационно-штатной  структуре уголовно-исполнительных  инспекций необходимо предусмотреть  введение должности социальных  работников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль Комиссии по делам несовершеннолетних в  процессе ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей

    Статья 11 ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", среди других функций, возлагает на комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) и защите их прав оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве подростков, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

   По опыту участия в ряде международных проектов, посвященных помощи детям и подросткам, вступившим в конфликт с законом, могу сказать, что выполнение указанных функций комиссии – это не что иное, как непрерывное сопровождение несовершеннолетнего правонарушителя, желательно с привлечением специалистов в области социальной работы.

   Надо сказать, что вопросы социальной реабилитации несовершеннолетних, освободившихся из воспитательной колонии, уже дважды рассматривались в этом году на заседаниях областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

   Так, 2 апреля мы заслушали ГУ «Центр поддержки молодой семьи», специалисты которого  реализуют программу «Перекресток» по социальному сопровождению подростков, освобождаемых из воспитательной колонии. Цель данной программы: помощь несовершеннолетним осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы с социально ожидаемым поведением. Сопровождение проходит при непрерывном межведомственном взаимодействии как в колонии, так и после освобождения из нее.

Информация о работе Отчет по практике в Архангельской воспитательной колонии