Ответы к экзамену по общей психологии 2й курс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:52, шпаргалка

Описание

Внимание - Психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах.
Феномен внимания появился у животных в процессе эволюции как настороженность, бдительность, готовность к действию по первому сигналу, мобилизованность на восприятие этого сигнала в интересах действия, как временная заторможенность, которая служит для подготовки к действию.
Развитие внимания на протяжении эволюции тесно связано с развитием тонической рефлекторной иннервации. Тоническая иннервация обеспечивает способность быстро переходить в состояние активного покоя, необходимого для внимательного наблюдения за объектом (животное замирает, прислушиваясь или приглядываясь).
По мере развития человека разумного внимание начинает выражаться в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления.

Работа состоит из  1 файл

общая экзамен ответы.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)
  1. Внимание  как психический  процесс
 

    Внимание - Психический  процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах.  

       Феномен  внимания появился у животных  в процессе эволюции как настороженность,  бдительность, готовность к действию по первому сигналу, мобилизованность на восприятие этого сигнала в интересах действия, как временная заторможенность, которая служит для подготовки к действию.

       Развитие  внимания на протяжении эволюции  тесно связано с развитием  тонической рефлекторной иннервации. Тоническая иннервация обеспечивает способность быстро переходить в состояние активного покоя, необходимого для внимательного наблюдения за объектом (животное замирает, прислушиваясь или приглядываясь).

       По  мере развития человека разумного внимание начинает выражаться в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления.

       Все  познавательные (когнитивные) процессы, например восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что - то, думаем о чем - то, что - то себе представляем или воображаем. Внимание - это сквозной процесс, обеспечивающий переключение с одного такого объекта на другой.

       Поэтому  в каждом из изученных нами  до сих пор процессов всегда  имеется какое - то отношение  личности к миру, субъекта к  объекту, сознания к предмету.

       Управляющим  для внимания является отношение  личности к миру, субъекта деятельности  к самой деятельности и к объекту деятельности, сознания - к предметам, с помощью которых оно отражает и регулирует действительность.

       Внимание, в отличие от других процессов,  не имеет собственного содержания, оно проявляется внутри восприятия, мышления, представления, речи и других психических процессов.

       Внимание  как свойство субъекта деятельности - это в первую очередь динамическая  характеристика протекания познавательной  деятельности: оно выражает преимущественную  связь психической деятельности  с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. Изменение отношения субъекта к объекту выражается во внимании - в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым. Изменения в процессе внимания выражаются в изменениях ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность.

       Поскольку  внимание выражает взаимоотношение  сознания или психической деятельности  индивида и объекта, в нем  наблюдается и известная двусторонность: с одной стороны, внимание направляется  на объект, с другой - объект привлекает внимание. Именно это обстоятельство и позволяет ввести понятия произвольного и непроизвольного внимания.

       Причины  повышенного внимания к объекту  кроются не только в субъекте, но и в объекте, при определенных  обстоятельствах - прежде всего  в нем, в его свойствах и качествах. Точнее, они в объекте, взятом в его отношении к субъекту, и в субъекте, взятом в его отношении к объекту.

       Внимание - это внутренняя деятельность  под покровом внешнего покоя.  Если выражением внимания, направленного  на подвижный внешний объект, связанным с действием, является устремленный во вне взгляд, зорко следящий за объектом и перемещающийся вслед за ним, то при внимании, связанном с внутренней деятельностью, внешним выражением внимания служит неподвижный, устремленный в одну точку, не замечающий ничего постороннего взор человека.

       Внимание - это динамическая связь сознания  с объектом, более или менее  тесная, цепкая; в действии, в деятельности  она и крепится. Лишь совершая  мысленно какую - нибудь деятельность, направленную на объект, можно поддержать сосредоточенность на нем своего внимания.

       К.С.  Станиславский писал: "Внимание  к объекту вызывает естественную  потребность что-то сделать с  ним. Действие же еще больше  сосредоточивает внимание на  объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимопереплетаясь, создает крепкую связь с объектом".

     

  1. Виды и свойства внимания
 

    Виды внимания - Психические процессы могут иметь  непроизвольную (не зависящую от воли) направленность. В этих случаях они  организованы в форме непроизвольного (непреднамеренного) внимания. Так, резкий, неожиданный сигнал вызывает внимание помимо нашей воли.

    Но основной формой организации психических  процессов является произвольное (преднамеренное) внимание, характеризующееся планомерной  направленностью сознания. Произвольное внимание обусловлено вычленением значимой информации. 

    Способность произвольно направлять психическую  деятельность —одна из основных особенностей сознания человека. В процессе деятельности произвольное внимание может перейти в послепроизвольное, не требующее постоянных волевых усилий. 

    Все виды внимания связаны с установками человека, с его готовностью, предрасположенностью к определенным действиям. Установка  повышает чувствительность анализаторов, уровень всех психических процессов. 

    Так, мы скорее заметим появление определенного  объекта, если ожидаем его появления  в определенном месте и в определенное время. 

    Если лекция преподавателя интересна по содержанию, то студенты без всяких усилий, внимательно  ее слушают. Это – проявление так называемого непроизвольного внимания. Оно нередко появляется у человека не только без всяких волевых усилий, но и без намерения что-либо видеть, слышать и т.п. Поэтому данный вид внимания называют также непреднамеренным. 

    Что же вызывает непроизвольное внимание? Тут имеется несколько причин: 

    1. Относительная  сила раздражителя. 

    2. Неожиданность  раздражителя. 

    3. Движущиеся  предметы. Французский психолог  Т. Рибо особенно выделял этот  фактор, он считал, что именно  благодаря целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете. 

    4. Новизна  раздражителя. 

    5. Контрастные  предметы или явления. 

    6. Внутреннее  состояние человека. 

    Иной характер имеет так называемое произвольное внимание. Оно возникает потому, что у человека появляется цель, намерение что-то воспринимать или делать. Этот вид внимания называют также преднамеренным. Произвольное внимание имеет волевой характер. 

    Психологи еще  третий вид внимания, которое возникает  после определенных волевых усилий, но когда человек как бы «входит» в работу, начинает легко сосредотачиваться на ней. Такое внимание советский психолог Н. Ф. Добрынин назвал послепроизвольным (или вторичным) , так как оно приходит на смену обычному произвольному вниманию. 

    Если условием появления непроизвольного внимания являются, как было сказано, качества внешних раздражителей и особенности внутреннего состояния человека (его потребности, интересы) , то для появления и поддержания произвольного внимания необходимо сознательное отношение к деятельности. Однако нередко бывает так, что это сознательное отношение имеется, цель ясна и достижение ее признается совершенно необходимым, тем не менее человек не может работать сосредоточенно. Так бывает у людей со слабо развитой волей, которые не привыкли проявлять определенное усилие, чтобы быть внимательными. 

    Внимание имеет  некоторые особенности, которые  у разных людей проявляются в  разной степени. Итак, свойства: 

    1. Сосредоточенность  (концентрация) – выделение сознанием  объекта и направление на него внимания. 

    2. Устойчивость  – большая сопротивляемость отвлечениям,  благодаря чему человек длительное  время может быть сосредоточен  на каком-нибудь предмете или  действии. 

    3. Объем внимания  – количество объектов воспринимаемых  одновременно. 

    4. Распределение – умение одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий. 

    5. Переключение  – сознательное перемещение внимания  на новый объект. 
     

  1. Классические  теории внимания
 

    Внимание как  апперцепция в теории В.Вундта. 

    В.Вундту безусловно принадлежит приоритет в создании научной системы психологии и одновременно роль основателя психологии внимания.

    Центральные вопросы в отношении внимания, занимавшие ученого, можно сформулировать так: как соотносятся сознание и  внимание, какую функцию выполняет внимание в организации содержаний сознания?

    Для разграничения  явления внимания и явлений сознания, которые в целом представлялись В.Вундту однородными, он использовал  метафору зрительного поля: наиболее отчетливо воспринимаемое содержание в зрительном поле лежит в его фиксационной точке, тогда как менее отчетливое содержание распределено в обычном поле зрения. Таким образом, внимание выступает как «психический процесс, происходящий при более ясном восприятии ограниченной по сравнению со всем полем сознания области содержаний». Как видим, внимание, по В.Вундту, представляет собой одну из характеристик сознания, вернее, свойство части сознания (фокуса).

    В своих опытах по изучению объема сознания Вундт  установил, что объем сознания составляет около шести ассоциативно связанных объектов. Количественной мерой объема сознания для него служил мелодический ряд, включающий различное количество тактов. Объем сознания определялся длинною такого ряда, что при последовательном прослушивании двух рядов испытуемый мог непосредственно установить их равенство. Другими словами, Вундт давал испытуемым прослушать ряд, состоящий из одного, двух, трех, четырех и т.д. тактов. Такты могли быть различной степени сложности: двухдольные (тик-так), трехдольные (ритм вальса: и – раз – два – три), четырехдольные и т.д. Испытуемым было запрещено специально сосчитывать количество тактов. Сразу после завершения одного ряда предъявлялся второй. Испытуемый должен был сказать, возникает ли у него ощущение равенства рядов или нет. Испытуемые давали верные ответы для 8 двухдольных, 6 трехдольных и 5 четырехдольных тактов. Однако не все такты мелодии воспринимались испытуемыми одинаково ясно и отчетливо. Такт, воспринимаемый в заданный момент, был наиболее отчетлив, следующий – менее отчетлив и так далее вплоть до полного исчезновения ощущения.  Вундт пришел к выводу, что только такт, воспринимаемый в данный момент, находился в фокусе сознания, т.е. был «внимательным», а все остальные такты удерживались за счет ассоциативной связи с фокусом.

    Для того, чтобы  измерить «объем»  той  узкой зоны поля сознания, который Вундт и  называл вниманием, он предъявлял испытуемым матрицы со случайными наборами букв или последовательности изолированных  звуков, которые испытуемым не удавалось  объединить в такты. В этом случае испытуемые могли ясно различить только шесть элементов. Таким образом, В.Вундт пришел к заключению, что постоянный объем сознания включает в себя около шести целостных сложных элементов, которые ассоциативно связаны между собой, а объем внимания состоит из шести изолированных элементов.

    Описывая отношения  содержаний сознания, которые находятся  в фокусе внимания и тех содержаний, которые принадлежат более отдаленным его областям, В.Вундт использовал  предложенные еще Лейбницем термины «перцепции» и «апперцепции». Перцепцией называется вхождение содержания в сознание. Апперцепцией называется сосредоточение внимания на определенном объекте, т.е. вхождение его в фокус сознания. Вундт отмечал, что наша способность к осознанию не является постоянной, а зависит от характера материала, который мы воспринимаем. Если мы воспринимаем набор не связанных друг с другом элементов, объемы сознания и внимания совпадают. Границей сознания становится граница внимания (внимание = сознание). Если же перед нами стимул, который состоит из множества взаимосвязанных элементов, то апперципируемое (находящееся в фокусе) и прецепируемое (то, что выходит за пределы внимания) сливаются в одно целое. При этом сознание «расширяется» (сознание › внимание), а апперцепция осуществляет связующую функцию между элементами сознания. 
     

          2.2. Явление «аккомодации внимания»   и виды внимания в работах  Э.Б.Титченера. 

    Титченер, в  основном разделяя взгляд Вундта на внимание, привлек для его иллюстрации  дополнительную метафору волны. В метафоре волны фиксируется прерывистый характер внимания, т.е. представление о том, что в каждый момент времени только одно содержание достигает «гребня волны внимания» (апперципируется). Титченер описал явление «аккомодации внимания», или преимущества при апперципировании того содержания, которое лучше согласуется с предшествующим.

    Титченер также  создал одну из ранних классификаций  внимания, разделив виды внимания по степени  произвольности. Он выделил первичное  внимание (непроизвольное). Такое внимание можно наблюдать в следующих ситуациях. Прежде всего бывают такие случаи, когда паше внимание невольно направляется на что-нибудь, и мы бессильны воспрепятствовать этому; или, другими словами, бывают такие впечатления, что не мы па них обращаем внимание, а они берут паше сознание штурмом. К этому разряду впечатлений принадлежат интенсивные возбудители. Громкие звуки, яркие световые явления, резкие вкусы и сильные запахи, сильные давления, крайние температуры, сильные боли — все эти впечатления ясны благодаря своей интенсивности; они, как говорят, привлекают к себе паше внимание против вашей воли; они пробивают себе путь к фокусу сознания, какие бы препятствия ни встретились на этом пути. Равным образом существуют известные качества, которые непреодолимо приковывают к себе внимание: к разряду этих последних принадлежат, как показывает опыт автора (хотя между отдельными индивидуумами и могут быть значительные различия), горький вкус, запах мускуса и желтый цвет. Если много раз повторять одно и то же раздражение, то оно привлечет к себе внимание, даже если вначале оно было совершенно незаметным. Внезапные раздражения и внезапные перемены в раздражениях производят тот же самый результат. Так обстоит дело с движением: животное или птица, пересекающая ландшафт, мелодия, которая по сравнению с равномерным аккомпанементом то усиливается, то замирает, насекомое, которое щекочет нам руку, когда мы лежим па траве, — все эти явления заставляют нас обратить па себя внимание. Все новое также овладевает вниманием. Новым впечатлением, говоря па психологическом языке, будет такое впечатление, которое при своем вступлении в сознание не имеет еще с ним ассоциативных связей; оно стоит в нем уединенно, изолированно от других. Если такое впечатление сколько-нибудь интенсивно, оно само собою становится ясным, оно действует на сознание возбуждающим образом, в то время как внезапное раздражение действует поражающим образом, а движение — расстраивающим образом.

Информация о работе Ответы к экзамену по общей психологии 2й курс