Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:52, шпаргалка
Внимание - Психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах.
Феномен внимания появился у животных в процессе эволюции как настороженность, бдительность, готовность к действию по первому сигналу, мобилизованность на восприятие этого сигнала в интересах действия, как временная заторможенность, которая служит для подготовки к действию.
Развитие внимания на протяжении эволюции тесно связано с развитием тонической рефлекторной иннервации. Тоническая иннервация обеспечивает способность быстро переходить в состояние активного покоя, необходимого для внимательного наблюдения за объектом (животное замирает, прислушиваясь или приглядываясь).
По мере развития человека разумного внимание начинает выражаться в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления.
Ланге решал вопрос об основном механизме волевого внимания. Чем достигается эффект волевого внимания – усилением интенсивности представления или увеличением ясности и отчетливости представления? Ланге пришел к выводу, что верна первая гипотеза: улучшение восприятия достигается за счет усиления интенсивности представления. Поясним мысль Ланге на примере. Допустим, вы назначили встречу с приятелем. Вы ждете его уже долгое время, а он все не появляется. Вы всматриваетесь в толпу, представляя себе, что ваш друг вот-вот подойдет. И, в конце концов, четко различаете его силуэт среди людского потока. Но несколько минут спустя выясняется, что вы обознались. Почему? Ланге полагал, что слабое ощущение, соединяясь с ярким образом памяти, приобретает интенсивность, достаточную для того, чтобы произошло восприятие. Именно поэтому мы часто видим и слышим то, что хотим, а не то, что происходит на самом деле.
Моторная теория внимания Ланге принесла ему широкую известность на Западе. Публикация, в которой она излагалась, получила высокий индекс цитирования.
2.5. Внимание
как «сила Эго» в
В качестве главной характеристики психологических процессов гештальтпсихология рассматривает предметность, которая ярко представлена в феномене выделения фигуры или предмета из фона. Понятие структуры (гештальта), отражающей предметную целостность объекта и имеющей преимущество над ее элементами, составляет основное ядро концепции. Формирование гештальта подчиняется своим собственным законам, таким, как группировка частей в направлении максимальной простоты, близости, равновесия, тенденция любого психического феномена принимать более определенную, отчетливую, завершенную форму и др.
Гештальтпсихологи представляли себе внимание как один силовой фактор, оказывающий влияние на психологические процессы субъекта. «Внимание – это сила, исходящая от Эго и направленная к объекту (случай произвольного внимания), или сила, исходящая от объекта в направлении Эго (случай непроизвольного внимания)», - писал К.Коффка. Подобное внимание процесса внимания предполагает его рассмотрение как одного из факторов, включенных в процесс структурирования феноменального поля.
Психика человека понималась в гештальтпсихологами как целостное феноменальное поле (совокупность переживаемого субъектом в данный момент), которое обладает определенными свойствами и строением. Основными компонентами феноменального поля являются фигура и фон.
Экспериментально влияние внимания на порог расчленения фигур было показано в эксперименте В.Келера и П.Адамса. Испытуемым демонстрировался шит белого цвета с нанесенными точками. В случае, когда расстояние между точками по вертикали и по горизонтали было равно, щит воспринимался как равномерно заполненный точками. От пробы к пробе расстояние по горизонтали оставалось константным, а расстояние по вертикали постепенно уменьшалось. Одной группе предъявлялся только щит (условие наличия внимания), а другой группе на фоне щита показывали резанные из бумаги фигурки, которые им следовало описать (условие отсутствия внимания).
После выполнения задания испытуемых спрашивали, что они видели – точки или столбцы. Оказалось, что при наличии внимания, для того чтобы россыпь точек начала восприниматься как вертикальные столбцы, расстояние между точками по вертикали должно стать в 1,7 раза меньше, чем расстояние между точками по горизонтали. В отсутствии внимания это расстояние должно стать в три раза меньше. Другими словами, в условиях внимательного восприятия порог расчленения фигуры становиться значимо ниже (расстояние между точками в тот момент, когда они уже воспринимаются как «столбцы, должно быть больше»), чем в том случае, когда щит выступит фоном.
Таким образом,
в той части поля, на которую направлено
внимание, принципы его организации, описанные
гештальтпсихологами (в данном случае
принцип близости), действуют при более
слабой стимуляции.
2.6. Исследование
внимания отечественными психологами.
В нашей стране исследование внимания проводилось в основном с целью тестирования его свойств у лиц различных категорий. В особую группу можно выделить исследования психофизиологических показателей внимания Е.Н. Соколова, а также нейропсихологические работы А.Р. Лурия и Е.Д. Хомской. Фундаментальное значение имеют работы Д.Н. Узнадзе (которого при его жизни относили, естественно, к отечественным психологам, да и сегодня трудно привыкнуть называть его школу зарубежной), а также Н.Ф. Добрынина и П.Я. Гальперина.
Н.Ф.Добрынин в 1938 г. предложил классификацию видов внимания по степени активности субъекта в акте внимания. Он выделил: вынужденное внимание, эмоциональное (потребностное) внимание, привычное внимание, эмоциональное внимание (инициируемое прошлым опытом), целевое внимание (произвольное) и волевое внимание. Последний вид внимания полагался наивысшим, обусловленным сложными мотивационными диспозициями личности. Проблему анализа перехода от непроизвольного, неорганизованного, натурального внимания к произвольному и опосредованному вниманию поставил перед собой Л.С.Выготский.
Историю развития
внимания, как и многих других психических
функций, пытался проследить Л.С.Выготский
в русле своей культурно-
Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием». Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание. Процесс возрастного развития внимания по идеям Л.С.Выготского представил А.Н.Леонтьев. Из графика, изображенного на рис.1, видно, что с возрастом внимание ребенка улучшается (пунктирная линия), однако развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом, тем более натурального внимания. При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное, и со временем эта последняя форма внимания занимает, вероятно, основное место среди всех его видов. Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания возрастают начиная с дошкольного возраста и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию. Эта тенденция как раз и связана с тем, что в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.
Л.С.Выготский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд — это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.
Вместе с
постепенным овладением активной речью
ребенок начинает управлять и первичным
процессом собственного внимания, причем
сначала — в отношении других людей, ориентируя
собственное их внимание обращенным к
ним словом в нужную сторону, а затем —
и в отношении самого себя.
Рис. 1 Кривая
развития внимания в детском возрасте
(по А.Н.Леонтьеву)
Общая последовательность культурного развития внимания по Л.С.Выготскому состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя... Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы-указания; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т.е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет».
Слово, которым пользуется взрослый, обращаясь к ребенку, появляется первоначально в роли указателя, выделяющего для ребенка те или иные признаки в предмете, обращающего его внимание на эти признаки. При обучении слово все более и более направляется в сторону выделения абстрактных отношений и приводит к образованию абстрактных понятий. Л.С.Выготский считал, что употребление языка как средства направления внимания и указателя к образованию представлений имеет для педагогики огромное значение, поскольку с помощью слов ребенок выходит в сферу межличностного общения, где открывается простор для личностного развития.
Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, т.е. к произвольному вниманию.
Таким образом, последовательность основных этапов развития детского внимания, согласно данным соответствующих наблюдений и экспериментальных исследований, выглядит так:
1. Первые недели-месяцы
жизни. Появление
2. Конец первого
года жизни. Возникновение
3. Начало второго
года жизни. Обнаружение
4. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.
5.Четыре с
половиной — пять лет.
6. Пять-шесть
лет. Возникновение
7. Школьный
возраст. Дальнейшее развитие
и совершенствование
Концепция Д.Н.Узнадзе: внимание и установка. Д.Н. Узнадзе предложил теорию, которая связывает внимание с понятием установки.
Теория установки поначалу касалась особого рода состояния преднастройки, которое под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие воздействия. Например, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу шара, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых шаров. Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий шар, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых шара на самом деле во всех отношениях будут одинаковыми. Говорят, что у человека, обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определенная установка на восприятие веса предметов.
Установка, по мнению Д.Н.Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у субъекта тем не менее могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы. «На основе актуальной в каждом данном случае установки в сознании субъекта вырастает ряд психических содержаний, переживаемых им с достаточной степенью ясности и отчетливости для того, чтобы... быть в состоянии ориентироваться в условиях ситуации».
С понятием установки в теории Узнадзе также связано понятие объективации. Она трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания (отсюда название — «объективация»).
Таким образом, психология установки определяет внимание как специфически человеческий, особый и содержательный процесс, служащий необходимой предпосылкой трансформации установок импульсивного поведения.
Информация о работе Ответы к экзамену по общей психологии 2й курс