Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:52, шпаргалка
Внимание - Психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах.
Феномен внимания появился у животных в процессе эволюции как настороженность, бдительность, готовность к действию по первому сигналу, мобилизованность на восприятие этого сигнала в интересах действия, как временная заторможенность, которая служит для подготовки к действию.
Развитие внимания на протяжении эволюции тесно связано с развитием тонической рефлекторной иннервации. Тоническая иннервация обеспечивает способность быстро переходить в состояние активного покоя, необходимого для внимательного наблюдения за объектом (животное замирает, прислушиваясь или приглядываясь).
По мере развития человека разумного внимание начинает выражаться в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления.
Наконец, как бы парадоксально это ни звучало, удерживают па себе внимание впечатления, которые в известном смысле представляют собою противоположность всему новому, впечатления, которые усваиваются настоящим состоянием сознания, так как они прочно ассоциировались с ним. Собиратель коллекций, изобретатель, специалист должны останавливать особенное внимание на возбудителях, мимо которых остальные люди проходят, совершенно не заметив их. Многие бросающиеся в глаза совпадения в жизни объясняются этим законом; мы думаем об известных предметах, и в это время какое-нибудь событие обращает па себя паше внимание именно потому, что мы думали об этих предметах, а это событие стоит с ними в тесной связи. Какое удивительное совпадение! — восклицаем мы. Но если бы я думал о чем-нибудь другом, то не было бы и никакого совпадения. Человек, который в рассказе Киплинга, много лет спустя после некоторого события, удивлялся, каким образом он мог написать такую хорошую вещь, писал ее в силу того же закона внимания; ведь если совершенно уйти в предмет, то сознание заполнится важными фактами и представлениями; душа для них будет широко открыта, в то время как она будет почти совершенно закрыта для всего незначительного, и мы превзойдем сами себя.
Вторичным вниманием Титченер называет такой вид внимания, которое мы способны удерживать только с помощью усилия. Вторичное внимание является активным и произвольным. Так, геометрическая задача не производит на нас такого сильного впечатления, как удар грома (первичное, непроизвольное внимание). Удар грома овладевает нашим сознанием совершенно независимо от нас. Задача же предъявляет к нам только частичное требование наряду с другими переживаниями: здесь постоянно налицо соблазн отклониться от нее и обратить внимание па что-нибудь другое. Мы продолжаем быть внимательными, но мы сами должны удерживать свое внимание. Таким образом, вторичное внимание всегда включает в себя конфликт между волевым усилием и попыткой первичного внимания завладеть сознанием человека.
В качестве особого вида внимания Титченером выделяется первичное произвольное внимание, определяемое как возвращение к первичному вниманию, но на другом витке. Оно наблюдается тогда, когда объект, на котором мы старались удержать вторичное внимание, начинает нас интересовать нас сам по себе. Например, книга, которая вначале показалось неинтересной, но которую вы читали по необходимости, постепенно увлекает вас настолько, что вы уже не слышите ни шума за окном, ни даже телефонных звонков (стимулы для привлечения первичного непроизвольного внимания).
Таким образом,
в целом внимание встречается
в человеческой душе в трех стадиях
своего развития: как первичное внимание,
определяемое разнообразными влияниями,
которые в состоянии произвести сильное
действие на нервную систему; как вторичное
внимание, в продолжение которого центр
сознания удерживается известным восприятием
или представлением, удерживается, несмотря
па противодействие со стороны других
переживаний; и наконец, как производное
первичное внимание, когда это восприятие
или представление одерживает неоспоримую
победу над своими конкурентами. Душевный
процесс внимания сначала прост; затем
он становится сложным — именно в случаях
колебания и размышления достигает очень
высокой степени сложности; наконец, он
опять упрощается. Рассматривая жизнь
в целом, мы можем сказать, что период учения
и воспитания есть период вторичного внимания,
а следующий за ним период зрелой и самостоятельной
деятельности есть период производного
первичного внимания.
2.3.
Понятие преперцепции в
В.Джеймса как убежденного функционалиста в первую очередь волновала проблема колебаний внимания. Он считал, что произвольное внимание не может продолжаться долее нескольких секунд. После этого внимание либо отвлекается, либо направляется на иные стороны того же объекта. То, что называется «поддержкой» произвольного внимания, в сущности, есть повторение последовательных усилий сосредоточить внимание на известном предмете. Раз эти усилия нам удались, объект внимания вследствие своей привлекательности развивается, если его развитие нам интересно, то внимание па время становится непроизвольным. Поток мысли увлекает нас, как только мы в него погрузимся. Этот пассивный интерес может быть более или менее продолжительным. Едва он успел вступить в силу, как внимание отвлекается какой-нибудь посторонней вещью; тогда посредством произвольного усилия мы вновь направляем мысль па прежний предмет; при неблагоприятных условиях такое колебание внимания может продолжаться часами. Именно со способностью постоянно развивать объект своего внимания, находить в нем новые стороны Джеймс связывает феномен гениальности. Он полагает, что гений способен добиться выдающихся успехов на каком-либо поприще оттого, что него занятие ему никогда не наскучивает, он все время воспринимает его по-разному, все более и более вовлекаясь в него.
В работах Джеймса встречаются указания на явление «преперцепции». Смысл этого понятия очень близок термину аккомодация в терминологии Титченера. Преперцепцией называется мысленное ожидание наступающего явления. «Преперцепция есть половина перцепции», - говорит Джеймс.
Джеймс предложил также одну из самых многоаспектных классификаций внимания. Он выделил шесть видов внимания:
1. по критериям произвольности:
- пассивное, непроизвольное (рефлекторное), не сопряженное ни с каким усилием, или
- активное, произвольное;
2. по направленности:
- чувственное, направленное на внутренний мир субъекта, к восприятиям,
- интеллектуальное, направленное к
воспроизведенным
3. по способу
связи акта внимания с
- непосредственное, когда объект внимания интересен сам по себе,
- опосредованное, когда объект внимания
лишь путем ассоциации связан
с непосредственно
Произвольное внимание всегда апперцептивное. Мы делаем сознательные усилия, чтобы направить наше внимание па известный объект только в том случае, если он связан лишь косвенно с каким-нибудь нашим интересом. Но чувственный и интеллектуальный виды внимания оба могут быть и непроизвольными, и произвольными.
При непроизвольном внимании, направленном прямо на какой-нибудь объект восприятия, или стимулом служит значительная интенсивность, объем и внезапность ощущения, или стимул является инстинктивным, т. е. представляет такое восприятие, которое скорее благодаря своей природе, чем силе, воздействует па какое-нибудь прирожденное стремление и поэтому приобретает непосредственную привлекательность. Этими стимулами могут быть странные предметы, движущиеся вещи, дикие животные, блестящие, красивые, металлические вещи, слова, удары, кровь и т. д.
Внимание ребенка
и юноши характеризуется
Непроизвольное внимание при восприятии бывает апперцептивным, если внешнее впечатление, не будучи само по себе сильным или инстинктивно привлекательным, связано с такими впечатлениями предшествующим опытом и воспитанием. Последние могут быть названы мотивами внимания. Легкий стук сам по себе весьма неинтересный звук, он может затеряться во множестве окружающих нас звуков, но едва ли стук в оконный ставень ускользнет от внимания, если это условный знак юноши под окном его милой.
Непроизвольное
внимание, направленное на воспроизведенные
представления, непосредственно, если
мы следим мыслью за рядом образов,
которые сами по себе привлекательны
и интересны; оно апперцептивно, когда
объекты интересуют нас как средства для
осуществления более отдаленной цели
или просто благодаря ассоциации их с
каким-нибудь предметом, который придает
им ценность. Объект может настолько поглотить
наше внимание, что не только нормальные
ощущения, но даже сильнейшая боль вытесняются
ими из области сознания. Паскаль, Весли,
Голл, как говорят, обладали способностью
всецело отвлекать внимание от боли во
время работы. Аналогичным примером служат
солдаты, не чувствующие ран в разгар сражения.
2.4.
Моторные теории внимания Т.
Моторные теории внимания объединяют акцент на двигательной составляющей акта внимания. Субъективное переживание внимания понимается в них как равноправная сторона физиологического процесса.
Одну из наиболее
известных психологических
Основную роль движений в акте внимания Т.Рибо обозначил следующим образом. Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Для органов чувств — зрения и слуха — внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением. Усилие, которое мы прилагаем, сосредоточивая и удерживая внимание на чем-то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а наступающие впоследствии отвлечения внимания связаны, как правило, с мышечным переутомлением в соответствующих моторных частях реципирующих систем.
Двигательный эффект внимания, по мнению Рибо, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем на это наше внимание. Таковы характерные черты моторной теории внимания, предложенной Т.Рибо.
Отечественный ученый Н.Н.Ланге выдвинул концепцию волевого внимания. Он определил внимание как «целесообразную реакцию организма, моментально улучшающую условия восприятия». Моторная теория внимания Ланге явилась антиподом трактовки внимания, запечатленной в вундтовском понятии об апперцепции. Исходным и фундаментальным является непроизвольное поведение организма, имеющее биологический смысл, который заключается в том, что посредством мышечных движений организм занимает наиболее выгодную позицию по отношению к внешним объектам с тем, чтобы воспринять их возможно яснее и отчетливее. Ученый разбил протекание акта внимания на три фазы:
1) первичное восприятие;
2) реакцию, улучшающую восприятие;
3) собственно улучшенное восприятие.
Классификация видов внимания Н.Н.Ланге совпадает с классификацией различных форм реагирования человека. Рефлексивное внимание лишено эмоционального компонента и осуществляется автоматически (например, расширение зрачка в темном помещении). В инстинктивном внимании приспособительная реакция опосредуется эмоциональным состоянием (например, реакция удивления). И, наконец, волевое внимание включает в себя предвосхищение того, что должно быть воспринято. Волевое внимание тесно связано с памятью, в которой хранятся образы ожидаемых событий.
Информация о работе Ответы к экзамену по общей психологии 2й курс