Ответы к экзамену по общей психологии 2й курс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:52, шпаргалка

Описание

Внимание - Психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах.
Феномен внимания появился у животных в процессе эволюции как настороженность, бдительность, готовность к действию по первому сигналу, мобилизованность на восприятие этого сигнала в интересах действия, как временная заторможенность, которая служит для подготовки к действию.
Развитие внимания на протяжении эволюции тесно связано с развитием тонической рефлекторной иннервации. Тоническая иннервация обеспечивает способность быстро переходить в состояние активного покоя, необходимого для внимательного наблюдения за объектом (животное замирает, прислушиваясь или приглядываясь).
По мере развития человека разумного внимание начинает выражаться в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления.

Работа состоит из  1 файл

общая экзамен ответы.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

     П.Я Гальперин:  внимание как сторона ориентировочно-исследовательской  деятельности. Интересную теоретическую  концепцию внимания предложил  П.Я.Гальперин. Основные положения  этой концепции сводятся к  следующему:

    1. Внимание  является одним из моментов  ориентировочно-исследовательской  деятельности. Оно представляет  собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося  в данный момент времени в  психике человека,

    2. По своей  функции внимание представляет  собой контроль за этим содержанием.  В каждом действии человека  есть ориентировочная, исполнительская  и контрольная части. Эта последняя  и представляется вниманием как  таковым. 

    3. В отличие  от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата.

    4. Внимание  как самостоятельный, конкретный  акт выделяется лишь тогда,  когда действие становится не  только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.

    5. Во внимании  контроль осуществляется при  помощи критерия, меры, образца, что  создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.

    6. Произвольное  внимание есть планомерно осуществляемое  внимание, т.е. форма контроля, выполняемого  по заранее составленному плану,  образцу. 

    7. Для того  чтобы сформировать новый прием  произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.

    8. Все известные  акты внимания, выполняющие функцию  контроля как произвольного, так  и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий

    Решающим доказательством  своей теории внимания Гальперин  считал итоги экспериментального исследования С.Л. Кабыльницкой. В этой работе проводилось  поэтапное формирование контроля за поиском и исправлением ошибок невнимания (пропусков и замен букв, слогов и слов письменного текста) у школьников. Результаты обобщения сформированного контроля в различных ситуациях и на материале разных задач свидетельствуют, по мнению авторов, о том, что «в своей заключительной идеальной и сокращенной форме контроль за любым производительным действием ни по виду, ни по результату не отличается от того, что называется вниманием (при выполнении этого действия), — от его внимательного выполнения. Почему же не считать его вниманием? На тех, кто станет утверждать, что внимание есть что-либо иное, ложится обязанность это доказать». 

  1. Современные исследования внимания в когнитивной  психологии
 

    Два подхода: 1) внимание как селекция; 2) внимание как усилие.

    (1) внимание  как селекция. Эксперименты К. Черри: человек как приемник информации, осуществляемый отбор разных ее потоков. Релевантные (значимые) и нерелевантные потоки. Свойства приемника: 1) настройка на релевантный канал; 2) выделение и усиление сигналов на фоне – способность принимать решение, перекодирование информации. Две основные гипотезы: 1) определение возможных характеристик стимула, который используется для выделения сообщения. Возможные критерии: а) направление источника звука; б) особенности голоса; в) темп сообщения – частота структурных единиц; г) синтаксис; д) содержание. 2) определение судьбы отторгнутых сообщений. Методики предъявления материала: а) бинауральное предъявление: одинаковое сообщение по нескольким каналам; б) дихотическое предъявление. Инструкция: а) нейтральная; б) прислушиваться к одному сообщению; в) повторять информацию релевантного канала. Результаты: 1) варьирование характеристик стимула при бинауральном прослушивании. Большие трудности в выполнении инструкции. Испытуемый ориентировался на различие в вероятностной структуре сообщения, если испытуемый записывает, то задача выполнима. Вывод: на ранних этапах приема информации физические характеристики стимула значимы. 2) повторение релевантного сообщения при дихотическом прослушивании. Из нерелевантного сообщения в отчет попадают стимулы с грубыми физическими характеристиками. Вывод: на ранних этапах приема информации физические характеристики стимула во многом определяют его (прием).

    Бродбент: ЦНС  прдставляет собой канал передачи инфо с ограниченной емкостью. . Канал - проводник переноса сенсорных сообщений такого класса, кот. может быть отвергнут или отобран для дальн. перераб. Внимание по Б. выполняет ф-цию селекции и представляет собой спец. фильтр, располож. на ранней стадии приема и перераб. инфо. Þ это теория ранней селекции. 2 стадии прер. инфо. На 1 одновремено перераб. и хранится в теч 2 сек. вся входящяя инфо. Анализ стимуляции здесь только в выделении физ. признаков, различ. отд. каналы поступления инфо. Кратковременное хранилище не = КП, а предст. собой скорее СР. Дальнейшая прераб. происх. на 2 стадии, т.е в сис-ме Р. Фильтр защищает систему от перегрузок, позволяет только релевант. стимуляции войти. Далее либо в блоки ответа и хранения или в возвращатся по петле обратн. связи и вновь прокруч. на Р. Работу модели можно пояснить на эксп. на расщепленное внимание: дихотич. предъявл. последов. из 3 пар цифр. Одна из пар подавалась н а1 ухо а одновр. с ней на 2 - вторая. 1 пара в сек. Сразу после предъявления - отчет. Все 6 цифр только в 65 % проб, причем в большинстве случ. поканально. Если увелич. до 4 пар - падение продуктивности. Исп. 2 группы отчитывались в порядке дейсвительного поступления 3 пар. Правильные - полные ответы, в кот. ни одна из цифр последующ. пары не была записана прежде предыд. пары. Варировали скорость подачи. Продукт. на всок. скоростях (0.5 -1 сек. интервал) = 15 %. НО даже при скорости 1.5 - 2 сек. их продуктивность была < чем у первой группы. Объяснение с пом. модели: система выделяет 2 канала стимуляции, но она не может это делать II. Факт поканального воспроиз. говорит о том, что в сис-ме Р вначале перераб. инфо с 1 уха. Фильтр сначала отбирает канал одного направл., а инфо. с др. канала ® во времен. хранилище. Увеличение t задержки снижало вероятн. их воспроизв.

    Трейсман. Ее исследование: дихотич. предъявл. текст со сдвигом в неск. сек. Испыт. долны были вторить сообщ. по релевант. каналу. Если вторимое сообщение опережало сообщ. из нерелев. канала > 10 сек. Þ ничего не могли сказать о нерелев.; если 5-6 Þ они одинаковыеÞсуществ. разл. временная емкость систем хранения инфо на предвним. и перцептивн. стад. Даже есл исообщ. подавались на 2 языках Þтоже самое. Þ сообщения сравн. , предполагающей выделение и знание хар-рок и знач. слов, а не звуков. Отличие ее теории от Бродбента: инфо не блокир. полностью а лишь ослабляется на ранней стади анализа; вводится система механ. селекции на стадии восприятия, происх. до момента идентиф. Но как и у Б. селекц. нужна для предотвращ. перегр. системы восприятия, на ранних стад. перер. стимуляции

    Дойчи: все  сигналы проходят полную переработку. Селекция происходит на этапе опознания. Уровень важности является критерием  фильтра, опознания, идентификации. Дойчи  поставили под сомнение мех. ранней фильтрации: огранич. в сис-ме перераб-ки лежат на стадии осознания. Селекция происх. после семант. анализа всех знаковых стимулов. В целом их модель похожа на Трейсман, если искл. аттентуар и провести входные линии прямо к словарю. Каждый сигнал перераб. полностью, а реш. значение для послед. активации игр. степень этой активации. Проблема - оперативный и быстрый отбор наиболее значимых сигналов. Выбор единицы проводится путем попарного сравнения по параметру важности. Это происходит на выходе системы опознания. Отбирается наиб. значимая - В, уровень активации которой задает порог (I). Переход отобранного стимула на след. стадию прераб. завис. от активации ЦНС (X Y Z). И после отбора происходит качеств. новый этап осознания пост. инфо. Þ модель селекции т. внимания. Гипот. Дойчей легла в основу исследов. на проверку т. о полной перераб. нерелев. сообщ. Экспер. Лоссон (о существ. хранил. словарн. един., активируемых входной инфо, кот. участв. также и в сит. свободн. порожд. высказ ) . Исп. просили в теч. 1 мин. непрерывно говорить на темы заданные рисунком. Парал. им (в кач-ве нерелев. канала) предъявл. отрывки прозы. Но влияния нерелев. не обнар. Она продолжила: исп. в кач-ве нерел. список эмоц. знаачим. слов. (1 мин. - отрывок романа, а на 2 - слова с полож. окраской, на 3 мин- слова с отриц. окраской). После пробы- тест на узнавание слов. Тест на узнавание слов показал, что припом. эмоц. значим. слова чаще.

    (2) внимание  как усилие. Д. Канеман: модель  ограниченного ресурса внимания. Распределение усилий при решении  нескольких задач: чем больше  требуется усилий, тем меньше запас мощности.

    Эксперимент с двойной задачей: при увеличении количества задач, количество ошибок увеличивается. По их распределению можно сделать  вывод об усилии вкладываемом в задачу. Предъявление цифр с частотой (1 сек). Испытуемый должен сразу прибавить один и дать ответ. Дополнительная задача: опознание буквы среди пяти букв за одну секунду. Две задачи: 1) переработка цифровой информации; 2) идентификация букв, индикатор усилия – диаметр значка. Мотивирование к выполнению основной задачи. Результаты. 1) усилие применялось, энергия расходовалась, задача была основной. 2) запас мощности ограничен, на пике принятия решения он практически исчерпан. 3) ширина зрачка – показатель усилия. 

  1. Чрезмерное  внимание и невнимательность. Вопросы развития и воспитания внимания
 

    Все процессы познания, будь то восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем и чем-то, что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимает не восприятие само по себе, и мыслит не сама по себе мысль; воспринимает и мыслит человек – воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в каждом из изученных нами до сих пор процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к объекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во внимании. Ощущение и восприятие, память, мышление, воображение – каждый из этих процессов имеет свое специфическое содержание; каждый процесс есть единство образа и деятельности: восприятие – единство процесса восприятия – воспринимания – и восприятия как образа предмета и явления действительности; мышление – единство мышления как деятельности и мысли, как содержания – понятия, общего представления, суждения. Внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно – сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. 

    Мы внимательны, когда мы не только слышим, но и слушаем  или даже прислушиваемся, не только видим, но и смотрим или даже всматриваемся, т.е. когда подчеркнута или повышена активность нашей познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективной реальности. Внимание – это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. 

    За вниманием  всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения  к объекту. А изменение отношения  к объекту выражается во внимании – в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым. Таким образом, хотя внимание не имеет своего особого содержания, проявляясь в других процессах, однако и в нем выявляется специфическим образом взаимосвязь деятельности и образа. Изменение внимания выражается в изменении ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность. 

    Во внимании находит себе заостренное выражение  связь сознания с предметом; чем активнее сознательная деятельность, тем отчетливее выступает объект; чем более отчетливо выступает в сознании объект, тем интенсивнее и самое сознание. Внимание – проявление этой связи сознания и предмета, который в нем осознается. 

    Поскольку внимание выражает взаимоотношение сознания или психической деятельности индивида и объекта, в нем наблюдается  и известная двусторонность: с  одной стороны, внимание направляется на объект, с другой – объект привлекает внимание. Причины внимания к этому, а не другому объекту не только в субъекте, они и в объекте, и даже прежде всего в нем, в его свойствах и качествах; но они не в объекте самом по себе, так же как они тем более не в субъекте самом по себе, – они в объекте, взятом в его отношении к субъекту, и в субъекте, взятом в его отношении к объекту. 

    Генезис внимания связан с развитием достаточно совершенной  тонической рефлекторной иннервации. В развитии внимания развитие тонической деятельности играет существенную роль: она обеспечивает способность быстро переходить в состояние активного покоя, необходимого для внимательного наблюдения за объектом. 

    Внимание теснейшим  образом связано с деятельностью. Сначала, в частности на ранних ступенях филогенетического развития, оно  непосредственно включено в практическую деятельность, в поведение. Внимание сначала возникает как настороженность, бдительность, готовность к действию по первому сигналу, как мобилизованность на восприятие этого сигнала в интересах действия. Вместе с тем внимание уже на этих ранних стадиях означает и заторможенность, которая служит для подготовки к действию. 

    По мере того как у человека из практической деятельности выделяется и приобретает относительную  самостоятельность деятельность теоретическая, внимание принимает новые формы: оно выражается в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления. Если выражением внимания, направленного на подвижный внешний объект, связанным с действием, является устремленный во вне взгляд, зорко следящий за объектом и перемещающийся вслед за ним, то при внимании, связанном с внутренней деятельностью, внешним выражением внимания служит неподвижный, устремленный в одну точку, не замечающий ничего постороннего взор человека. Но и за этой внешней неподвижностью при внимании скрывается не покой, а деятельность, только не внешняя, а внутренняя. Внимание – это внутренняя деятельность под покровом внешнего покоя. 

Информация о работе Ответы к экзамену по общей психологии 2й курс