Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:52, шпаргалка
Внимание - Психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах.
Феномен внимания появился у животных в процессе эволюции как настороженность, бдительность, готовность к действию по первому сигналу, мобилизованность на восприятие этого сигнала в интересах действия, как временная заторможенность, которая служит для подготовки к действию.
Развитие внимания на протяжении эволюции тесно связано с развитием тонической рефлекторной иннервации. Тоническая иннервация обеспечивает способность быстро переходить в состояние активного покоя, необходимого для внимательного наблюдения за объектом (животное замирает, прислушиваясь или приглядываясь).
По мере развития человека разумного внимание начинает выражаться в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления.
За время
своего существования Вюрцбургская
школа прошла значительную эволюцию.
Начав с утверждений о
19.
Генетические корни
мышления и речи
Основной факт
в генетическом рассмотрении мышления
и речи – непостоянство их отношения,
которое изменяется в процессе развития
и с количественной, и с качественной
стороны. То есть, мышление и речь развиваются
непараллельно и неравномерно, как в фило-,
так и в онтогенезе.
Мышление и речь имеют генетически различные корни, и развиваются по различным линиям. Келер показал, что зачатки мышления появляются у животных независимо от развития речи (первичная фаза в развитии мышления). Современные (Выготскому) исследования показали, что у шимпанзе также имеется «до некоторой степени человекоподобная» речь и что речь шимпанзе и его интеллект функционируют независимо друг от друга. По-видимому, указательные жесты, составляющие самую примитивную ступень в развитии человеческого языка, не встречающиеся у других животных, у шимпанзе находятся на переходной ступени между хватательным и собственно указательным движением. То есть, такие заменяющие по сути словесную инструкцию жесты у обезьян представляют собой в генетическом отношении шаг от эмоциональной речи к объективной.
Итак, в отношении
между мышлением и речью в
их филогенетическом развитии:
1. Мышление
и речь имеют различные
2. Развитие
мышления и речи идет по
различным линиям и независимо
друг от друга.
3. отношение
между мышлением и речью не
является постоянной величиной
на всем протяжении
4. Антропоиды
обнаруживают человекоподобный
интеллект в одних отношениях (зачатки
употребления орудий) и человекоподобную
речь – в совершенно других (фонетика
речи, эмоциональная функция и зачатки
социальной функции речи).
5. Антропоиды
не обнаруживают характерного
для человека отношения –
6. В филогенезе
мышления и речи можно
В онтогенезе
отношение линий развития мышления
и речи «гораздо более смутно и
спутанно».
Мышление ребенка в своем развитии проходит доречевую стадию. В опытах была установлена независимость в этот период зачатков интеллектуальных реакций от речи (как и у шимпанзе).
Первые стадии
в развитии речи, такие как крик,
лепет и первые слова ребенка,
являются доинтеллектуальными стадиями,
не имеют ничего общего с развитием мышления
и рассматриваются часто как эмоциональные
формы поведения. При этом они уже обладают
социальной функцией речи. Таким образом,
у детей первого года жизни обнаруживаются
те две функции речи, которые «знакомы
нам по филогенезу».
В возрасте около
двух лет независимые до этого
линии развития мышления и речи «перекрещиваются,
совпадают и дают начало совершенно
новой форме поведения, столь
характерной для человека». С
этого момента речь становится интеллектуальной,
а мышление – речевым. Этот переломный
момент характеризуется двумя вышеуказанными
признаками, а именно: ребенок начинает
активно расширять свой словарь; его словарный
запас растет очень быстро, «скачкообразно».
То есть, можно
выделить две фазы развития речи: аффективно-волевую
(до 2-х лет) и интеллектуальную.
20.
Развитие мышления
и речи в онтогенезе
Информация о работе Ответы к экзамену по общей психологии 2й курс