Ответы к экзамену по общей психологии 2й курс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:52, шпаргалка

Описание

Внимание - Психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах.
Феномен внимания появился у животных в процессе эволюции как настороженность, бдительность, готовность к действию по первому сигналу, мобилизованность на восприятие этого сигнала в интересах действия, как временная заторможенность, которая служит для подготовки к действию.
Развитие внимания на протяжении эволюции тесно связано с развитием тонической рефлекторной иннервации. Тоническая иннервация обеспечивает способность быстро переходить в состояние активного покоя, необходимого для внимательного наблюдения за объектом (животное замирает, прислушиваясь или приглядываясь).
По мере развития человека разумного внимание начинает выражаться в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления.

Работа состоит из  1 файл

общая экзамен ответы.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

    За время  своего существования Вюрцбургская школа прошла значительную эволюцию. Начав с утверждений о безобразном  характере мышления (О. Кюльпе, Х. Дж. Уатт, К. Бюллер в ранних своих работах), представители этой школы (К. Бюллер в поздних своих работах, О. Зельц) затем очень рельефно выявили и даже специально подчеркнули роль наглядных компонентов в процессе мышления. Однако наглядные представления были превращены в лишенные самостоятельной чувственной основы пластичные орудия мышления. 

    19. Генетические корни мышления и речи 

    Основной факт в генетическом рассмотрении мышления и речи – непостоянство их отношения, которое изменяется в процессе развития и с количественной, и с качественной стороны. То есть, мышление и речь развиваются непараллельно и неравномерно, как в фило-, так и в онтогенезе. 

    Мышление и  речь имеют генетически различные  корни, и развиваются по различным  линиям. Келер показал, что зачатки  мышления появляются у животных независимо от развития речи (первичная фаза в развитии мышления). Современные (Выготскому) исследования показали, что у шимпанзе также имеется «до некоторой степени человекоподобная» речь и что речь шимпанзе и его интеллект функционируют независимо друг от друга. По-видимому, указательные жесты, составляющие самую примитивную ступень в развитии человеческого языка, не встречающиеся у других животных, у шимпанзе находятся на переходной ступени между хватательным и собственно указательным движением. То есть, такие заменяющие по сути словесную инструкцию жесты у обезьян представляют собой в генетическом отношении шаг от эмоциональной речи к объективной.

    Итак, в отношении  между мышлением и речью в  их филогенетическом развитии: 

    1. Мышление  и речь имеют различные филогенетические  корни. 

    2. Развитие  мышления и речи идет по  различным линиям и независимо  друг от друга. 

    3. отношение  между мышлением и речью не  является постоянной величиной  на всем протяжении филогенетического  развития. 

    4. Антропоиды  обнаруживают человекоподобный  интеллект в одних отношениях (зачатки употребления орудий) и человекоподобную речь – в совершенно других (фонетика речи, эмоциональная функция и зачатки социальной функции речи). 

    5. Антропоиды  не обнаруживают характерного  для человека отношения – тесной  связи между мышлением и речью. 

    6. В филогенезе  мышления и речи можно констатировать  доречевую фазу в развитии  интеллекта и доинтеллектуальную  фазу в развитии речи. 

    В онтогенезе отношение линий развития мышления и речи «гораздо более смутно и  спутанно». 

    Мышление ребенка в своем развитии проходит доречевую стадию. В опытах была установлена независимость в этот период зачатков интеллектуальных реакций от речи (как и у шимпанзе).

    Первые стадии в развитии речи, такие как крик, лепет и первые слова ребенка, являются доинтеллектуальными стадиями, не имеют ничего общего с развитием мышления и рассматриваются часто как эмоциональные формы поведения. При этом они уже обладают социальной функцией речи. Таким образом, у детей первого года жизни обнаруживаются те две функции речи, которые «знакомы нам по филогенезу». 

    В возрасте около  двух лет независимые до этого  линии развития мышления и речи «перекрещиваются, совпадают и дают начало совершенно новой форме поведения, столь  характерной для человека». С  этого момента речь становится интеллектуальной, а мышление – речевым. Этот переломный момент характеризуется двумя вышеуказанными признаками, а именно: ребенок начинает активно расширять свой словарь; его словарный запас растет очень быстро, «скачкообразно». 

    То есть, можно  выделить две фазы развития речи: аффективно-волевую (до 2-х лет) и интеллектуальную. 

    20. Развитие мышления  и речи в онтогенезе 

Информация о работе Ответы к экзамену по общей психологии 2й курс