Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 21:51, шпаргалка
Основные темы и понятия.
Отрицательное
влияние группы на личность.
Воздействие массы и толпы людей на поведение
индивида. Явления деиндивидуализации
и обезличивания. Причины и следствия
деиндивидуализации. Поведение человека
под давлением социальных норм и условностей.
Эксперимент С.Милгрэма, объяснение его
результатов. Отрицательное влияние группы
на индивидуальное творчество. Явление
конформизма. Унификация индивидуальных
мнений под влиянием общегруппового мнения.
Целостность позиций во взоимодейтвии с окружающим миром Человек, индивид, личность
Человек — биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле. Биологическое начало (анатомия, физиология, протекание различных процессов в организме) неразрывно взаимосвязано в нем с социальными чертами (коллективный труд, мышление, речь, способность к творчеству).
Индивид — принадлежность к homo sapiens, отдельный живой организм, особь.
Личность — социальный образ человека, складывается из его общественного образа и внутреннего облика:
Общественный образ определяется деятельностью и положением человека в обществе, реализацией его индивидуального потенциала, уровнем развития и общественной активности личности.
Внутренний облик — это индивидуальность человека, его природные задатки, черты и свойства, относительно неизменные и постоянные во времени и ситуации, отличающие одного индивида от другого. Каждый ли человек является личностью? Очевидно, нет. Не является личностью человек, сошедший с ума. Не является личностью человеческий ребенок. Он обладает определенным набором биологических свойств и признаков, но до какого-то периода жизни лишен признаков социального порядка. Поэтому он не может совершать поступков и действий, движимый чувством социальной ответственности. Ребенок - лишь кандидат в человека.
Формирование
человека. Для того, чтобы стать личностью,
индивид проходит необходимый для этого
путь социализации, то есть усвоения накопленного
поколениями людей социального опыта,
аккумулированного в навыках, умениях,
привычках, традициях, нормах, знаниях,
ценностях и т.п., приобщения к сложившейся
системе социальных связей и отношений.
Социализация осуществляется посредством
общения, воспитания, образования, средств
массовой информации, системы социального
контроля и т.д. Она происходит в семье,
детском саду, школе, специальных и высших
учебных заведениях, трудовом коллективе,
неформальных социальных группах и пр.
В процессе социализации усваиваются,
входя в структуру личности, обыденные,
житейские взгляды и представления, производственные,
трудовые навыки, правовые и нравственные
нормы поведения, политические установки
и цели, социальные идеалы, научные знания,
религиозные ценности и т.д.
Разница между позитивной и негативной функциями конфликта
Конфликт выполняет как положительные, так и отрицательные социальные функции.Существуют объективные и субъективные оценки последствий конфликта. Например, реконструкция предприятия, ставшая возможной в результате производственного (социально-трудового) конфликта — объективно положительное явление, но с точки зрения определенной части работников, вынужденных уволиться с предприятия в результате сокращения штатов, данный конфликт будет оценен как негативный.Рассмотрим некоторые позитивные функции конфликта, характерные для открытых социальных структур.1 Конфликт вскрывает и разрешает противоречия и тем самым способствует общественному развитию. Своевременно выявленный и разрешенный конфликт может предотвратить более серьезные конфликты, ведущие к тяжелым последствиям.2 В открытом обществе конфликт выполняет функции стабилизации и интеграции внутригрупповых и межгрупповых отношений, снижает социальное напряжение.3Конфликт многократно увеличивает интенсивность связей и отношений, стимулирует социальные процессы, придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации, способствует общественному прогрессу.4 В состоянии конфликта люди более четко осознают как свои, так и противостоящие им интересы, полнее выявляют существование объективных проблем и противоречий общественного развития.5 Конфликт способствует получению информации об окружающей социальной среде, соотношении силового потенциала конкурирующих формирований.Внешний конфликт способствует внутригрупповой интеграции и идентификации, укрепляет единство группы, нации, общества, мобилизует внутренние ресурсы. Он также помогает находить друзей и союзников, выявляет врагов и недоброжелателей.5Внутренние конфликты (в группе, организации, обществе) выполняют следующие функции: создание и поддержание баланса сил (в том числе и власти);социальный контроль за соблюдением общепринятых норм, правил, ценностей;создание новых социальных норм и институтов, обновление существующих;адаптация и социализация индивидов и групп; группообразование, установление и поддержание нормативных и физических границ групп;
Виды стрессов
"Стресс –это
совокупность защитных
Виды стресса
Вообще-то, различают два вида стресса:
«положительный» и «отрицательный». «Положительный»
стресс ведет к длительному пребыванию
в состоянии приподнятого настроения,
что, разумеется, весьма благотворно влияет
на организм: повышается иммунитет, отступают
болезни, человек чувствует прилив радости,
отлично выглядит и замечательно себя
чувствует.
В то же время «отрицательный» стресс
надолго выбивает из колеи и заметно подрывает
здоровье. Есть несколько основных симптомов
стресса: рассеянность, повышенная возбудимость,
постоянная усталость, пропажа сна и аппетита,
ухудшение памяти, иногда возможны, так
называемые «психосоматические» боли
в области головы, спины,желудка, полное
отсутствие источников радости.
Понятие стресса и дистресса ---------Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям.Симптомы дистресса: головная боль; упадок сил; нежелание что-либо делать; потеря веры в улучшение ситуации в будущем; возбуждённое состояние, желание идти на риск; частичная потеря памяти, в связи с шоковым состоянием; нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию; переменчивое настроение; усталость, вялость.
Стресс (от
англ. stress — напряжение) — неспецифическая
(общая) реакция организма на очень сильное
воздействие, будь то физическое или психологическое,
а также соответствующее состояние нервной
системы организма (или организма в целом).В
медицине, физиологии, психологии выделяют
положительную (Эустресс) и отрицательную
(Дистресс) формы стресса.Возможен нервно-психический,
тепловой или холодовый, световой, антропогенный
и другие стрессы, а также другие формы.Селье
выделил 3 стадии стресса:1. Реакция тревоги
(мобилизация адаптационных возможностей
— возможности эти ограничены). 2. Стадия
сопротивляемости. 3. Стадия истощения.
Стили руководства
Исходя из характера цели руководящей деятельности, различают деловой и
бюрократический стили руководства. Деловой стиль руководства проявляется в том случае, когда для руководителя самым важным выступают интересы дела, конечные цели коллектива.
Формирование делового стиля руководства основано на максимальном использовании деловых качеств руководителя. Главными для выработки делового
стиля являются следующие качества: . способность ориентироваться на основную цель деятельности коллектива.; . умение выбирать кратчайший путь к достижению цели.самостоятельность мышления, инициативный и новаторский подход к делу.;
. критицизм практического мышления.;. оперативность решений и действий . способность к гибкой распорядительной деятельности.;
. предвидение новых проблем, умение заниматься ими до того, как их разрешение потребует больших усилий;
. ориентация на
компетентность подчиненных;. -умение
оценивать результаты
Бюрократическая система управления характеризуется господством формы
(то есть самой бюрократической структуры) над содержанием (задачами управления производством). Бюрократический стиль руководства заключается в
том, что усилия руководителя затрачиваются на второстепенные дела, хотя внешне все выглядит в рамках формально правильных действий. В результате существо дела приносится в жертву форме.
Бюрократический стиль руководства проявляется тогда, когда имеют место:. слепая вера в рациональность однажды сложившихся организационных
структур и порядка; . -установка "флюгера", то есть представление, что абсолютным
критерием важности является мнение вышестоящего начальства;
удаленность внутренних закономерностей и целей бюрократической иерархии от реальных запросов жизни;
. оторванность от масс. Бюрократ стоит над массами и занимает,
следовательно, привилегированное положение;. отсутствие контроля снизу, неподотчетность работников аппарата трудовым коллективам;. "непогрешимость" руководящих работников. Решения бюрократа, на его взгляд, единственны и неоспоримы;