Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 21:51, шпаргалка
Основные темы и понятия.
Факторы, влияющие эффективность руководства
Стиль руководства является принадлежностью всякого аппарата управления. Поэтому различают индивидуальный и общий стиль руководства. На стиль оказывают влияние личность руководителя, способы и приёмы, с помощью которых он осуществляет управленческую функцию, т.е. субъективные факторы, а с другой стороны окружающая производственная среда, специфика сферы деятельности, особенности руководимого коллектива и др. объективные факторы и, наконец, стиль выражает отношения, складывающиеся между руководителем и подчинённым. Сложность и разнообразие этих отношений предопределяют высокую вариантность конкретных стилей руководства, которые могут классифицироваться по различным признакам.К субъективным факторам, определяющим стиль в управлении можно отнести:Принципы и установки, обуславливающие умение пользоваться властью.Специфика психического склада руководителя (темперамент, характер)Выбор форм и методов воздействия на подчинённых в каждой конкретной ситуации.Неповторимые личные качества, определяющие “управленческий почерк”.Индивидуальные особенности исполнения социальных ролей руководителя.Уровень профессиональных знаний, интеллекта и культуры, определяющий характер поведения. Как видно, субъективные факторы зависят от личности руководителя, а объективные факторы формируются под влиянием окружающей среды. Объективно стиль руководителя диктуется, прежде всего, сознательной целью, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю.В общем, объективные слагаемые стиля могут быть сведены к следующим:Специфика системы, её цели и задачи, управленческой структуры.Закономерности управления.Специфика (функциональное назначение) сферы конкретной деятельности.Окружающая производственная среда (технологический уровень производства, формы организации труда, обеспеченность материальными ресурсами).Особенность руководимого коллектива (структура, уровень подготовки, характер взаимоотношений, социально-психологические черты исполнителей).
Отрасли
психологии и педагогики.Общая
психология исследует индивида,
выделяя в нем познавательные процессы
и личность. Познавательные процессы охватывают
ощущения, восприятие, внимание, память,
воображение, мышление и речь..Специальные
отрасли психологии, тесно связанные
с теорией и практикой обучения и воспитания
детей, включает генетическую психологию,
психофизиологию, дифференциальную психологию,
возрастную психологию, социальную психологию,
педагогическую психологию, медицинскую
психологию, патопсихологию, юридическую
психологию, психодиагностику и психотерапию.Генетическая
психология (от греч. происхождение)
— отрасль психологии, изучающая происхождение
и развитие психики животных и человека,
изучает наследственные механизмы психики
и поведения, их зависимость от генотипа.
Она прослеживает изменение различных
психических процессов в онтогенезе и
филогенезе, исследует психику различных
видов животных, развитие психики ребенка,
условия возникновения сознания человека.
Психофизиология — область междисциплинарных
исследований на стыке психологии и нейрофизиологии.
Дифференциальная психология — раздел
психологии, занимающийся изучением индивидуально—психологических
различий .В дифференциальной психологии
широко применяются тесты - как индивидуальные,
так и групповые; они используются для
определения умственных различий, а с
изобретением так называемых проективных
тестов - для определения интересов, установок,
эмоциональных реакций. Возрастная
психология — отрасль психологической
науки, изучающая закономерности этапов
психического развития и формирования
личности на протяжении онтогенеза
человека от рождения до старости Социальная
психология изучает человеческие
взаимоотношения, явления, возникающие
в процессе общения и взаимодействия людей
друг с другом в разного рода группах,
в частности в семье, школе, в ученическом
и педагогическом коллективахПедагогическая
психология объединяет всю информацию,
связанную с обучением и воспитанием.
Особое внимание здесь обращается на обоснование
и разработку методов обучения и воспитания
людей разного возраста.Педагогика - система
наук о воспитании и образовании детей
и взрослых. Основные отрасли педагогики-------Общая
педагогика;Возрастная педагогика (ясельная,
дошкольная, школьная, педагогика «третьего
возраста);педагогика среднего специального
образования;отраслевая педагогика (педагогика
среднего специального образования, военная,
спортивная, производственная и др.)социальная
педагогика;сравнительная педагогика;исправительно-