Ответы по психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 21:51, шпаргалка

Описание

Основные темы и понятия.

Работа состоит из  1 файл

Психология как наука о псих актах.doc

— 312.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Факторы, влияющие эффективность  руководства

Стиль руководства  является принадлежностью всякого  аппарата управления. Поэтому различают  индивидуальный и общий стиль  руководства. На стиль оказывают  влияние личность руководителя, способы  и приёмы, с помощью которых он осуществляет управленческую функцию, т.е. субъективные факторы, а с другой стороны окружающая производственная среда, специфика сферы деятельности, особенности руководимого коллектива и др. объективные факторы и, наконец, стиль выражает отношения, складывающиеся между руководителем и подчинённым. Сложность и разнообразие этих отношений предопределяют высокую вариантность конкретных стилей руководства, которые могут классифицироваться по различным признакам.К субъективным факторам, определяющим стиль в управлении можно отнести:Принципы и установки, обуславливающие умение пользоваться властью.Специфика психического склада руководителя (темперамент, характер)Выбор форм и методов воздействия на подчинённых в каждой конкретной ситуации.Неповторимые личные качества, определяющие “управленческий почерк”.Индивидуальные особенности исполнения социальных ролей руководителя.Уровень профессиональных знаний, интеллекта и культуры, определяющий характер поведения. Как видно, субъективные факторы зависят от личности руководителя, а объективные факторы формируются под влиянием окружающей среды. Объективно стиль руководителя диктуется, прежде всего, сознательной целью, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю.В общем, объективные слагаемые стиля могут быть сведены к следующим:Специфика системы, её цели и задачи, управленческой структуры.Закономерности управления.Специфика (функциональное назначение) сферы конкретной деятельности.Окружающая производственная среда (технологический уровень производства, формы организации труда, обеспеченность материальными ресурсами).Особенность руководимого коллектива (структура, уровень подготовки, характер взаимоотношений, социально-психологические черты исполнителей).

Производственные  конфликты Производственные конфликты — это специфическая форма выражения противоречий в производственных отношениях трудового коллектива. Производственные конфликты существуют на всех уровнях. Можно выделить следующие типы производственных конфликтов:1) конфликты внутри малых производственных групп (внутригрупповые конфликты):конфликт между рядовыми работниками; конфликт между руководителями и подчиненными; конфликт между работниками различной квалификации, возраста; 2) конфликты между малыми производственными группами (межгрупповые конфликты);3) конфликты между производственными группами и административно-управленческим аппаратом;4) конфликты между совладельцами предприятий (организаций). Они возникают в малых группах (бригадах, звеньях, отделах), между людьми, осуществляющими совместную деятельность. Для них характерны общие интересы и цели, внутренняя расчлененность функций и ролей; они находятся в непосредственных взаимосвязях и взаимоотношениях.Внутригрупповые конфликты1 Конфликт между рядовыми работниками — это могут быть сотрудники одного отдела, занимающие одинаковые должности, но стремящиеся к продвижению по службе и получению более высокой зарплаты. 2 Конфликт между руководителями и подчиненными — в их основе чаще всего лежат отношения, определяемые должностным распределением служебных ролей. В малых группах есть руководящее ядро и рядовые работники. Если между членами коллектива установились отношения взаимопонимания — это способствует гармоничному функционированию группы. Но между ними могут возникать и противоречия, порождаемые личностными особенностями людей и оказывающие влияние на исполнение ими своих ролей. В первую очередь это связано с проблемами подчинения.

Отрасли психологии и педагогики.Общая психология исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь..Специальные отрасли психологии, тесно связанные с теорией и практикой обучения и воспитания детей, включает генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию.Генетическая психология (от греч. происхождение) — отрасль психологии, изучающая происхождение и развитие психики животных и человека, изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа. Она прослеживает изменение различных психических процессов в онтогенезе и филогенезе, исследует психику различных видов животных, развитие психики ребенка, условия возникновения сознания человека. Психофизиология — область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии. Дифференциальная психология — раздел психологии, занимающийся изучением индивидуально—психологических различий .В дифференциальной психологии широко применяются тесты - как индивидуальные, так и групповые; они используются для определения умственных различий, а с изобретением так называемых проективных тестов - для определения интересов, установок, эмоциональных реакций. Возрастная психологияотрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективахПедагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.Педагогика - система наук о воспитании и образовании детей и взрослых. Основные отрасли педагогики-------Общая педагогика;Возрастная педагогика (ясельная, дошкольная, школьная, педагогика «третьего возраста);педагогика среднего специального образования;отраслевая педагогика (педагогика среднего специального образования, военная, спортивная, производственная и др.)социальная педагогика;сравнительная педагогика;исправительно-трудовая педагогика;коррекционная педагогикалечебная педагогика. Каждая отрасль является огромным разделом изучения и имеет своё назначение. В следующих главах будут приведены основные цели и роли каждой из них в нашей жизни.Общая педагогика – отрасль педагогики, которая изучает фундаментальные закономерности воспитания и обучения. В ее основе находятся совокупные для различных возрастных групп и различных типов учебно-воспитательных учреждений задачи исследования и организации форм, принципов и методов обучения и воспитания. Возрастная педагогика включает педагогику преддошкольную и школьную, педагогику школы, вузовскую педагогику (или педагогику высшей школы), педагогику «третьего возраста». Она изучает особенности воспитания человека в зависимости от его возрастного периода развития: преддошкольного и дошкольного детства, школьного возраста, студенческого периода.Педагогика среднего специального образования развивается за счёт заимствования, адаптации научных и прикладных положений школьной и вузовской педагогики, а именно фундаментальных и прикладных наук. Наблюдаются факты активизации научных исследований на стыке среднего и высшего профессионального образования. В связи с развитием комплексов по вертикли типа “колледж (училище) - вуз” интегрируются (внедряются, объединяются) силы ученых, разрабатывающих теорию и практику профессиональной подготовки кадров на границе среднего и высшего уровней специального образования.Социальная педагогика - отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание всех возрастных и социальных категорий людей, осуществляемое как в собственно воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией. Социальная педагогика включает в себя разделы: социология воспитания, социально-педагогическая виктимология, философия социального воспитания, теория социального воспитания, психология социального воспитания, методика социального воспитания, экономика и менеджмент социального воспитания.

Информация о работе Ответы по психологии