Психоаналитическое
направление личности Основателем психоаналитического
направления в изучении личности был Зигмунд
Фрейд (1856-1939). Термин "психоанализ"
имеет три значения: 1) теория личности;
2) метод терапии личностных расстройств;
3) метод изучения неосознанных мыслей
и чувств человека.Для описания психической
жизни Фрейд применял топографическую
модель личностной организации. Согласно
этой модели в психической жизни можно
выделить три уровня: сознание, предсознательное
и бессознательное.Уровень сознания состоит
из ощущений и переживаний, которые человек
осознает в настоящее время. Область предсознательного,
иногда называемого "доступной памятью",
включает в себя опыт, который в данный
момент не осознается, но может при небольшом
усилии вернуться в сознание. Самая глубокая
и значимая область человеческого разума
- это бессознательное. Бессознательное
представляет собой хранилище примитивных
инстинктивных побуждений плюс эмоции
и воспоминания, которые настолько угрожали
сознанию, что были из него вытеснены.
С другой стороны, именно неосознаваемые
бессознательные переживания определяют
повседневное функционирование человека,
хотя сам человек этого не осознает.Для
описания личности Фрейд предлагает трехуровневую
структуру, которая состоит из элементов
"Оно", "Я", и "Сверх-Я". В
психоанализе принято выделять невротическую
и моральную тревогу. Невротическая тревога
возникает, когда человек испытывает опасение,
что его неприемлемые импульсы из "Оно"
станут известными окружающим, в частности,
это относится к агрессивным и сексуальным
импульсам. Моральная тревога проявляется
как переживание чувства вины или стыда
при совершении безнравственных, с точки
зрения общества, поступков.Для того, чтобы
освободиться от тревоги, сохранить эмоциональное
благополучие и личностную целостность,
в структуре личности выработаны специальные
механизмы, которые Фрейд назвал психологической
защитой. Психологическая защита
- это совокупность неосознанно действующих
механизмов, блокирующих выражение социально
неприемлемых мыслей, желаний и чувств
в сознании человека. Фрейд выделял следующие
защитные механизмы: Вытеснение
желаний - непроизвольное удаление неприятных
или недозволенных желаний, мыслей, чувств,
переживаний. Проекция - это процесс
приписывания собственных мыслей и желаний
другим людям. Замещение предполагает
передачу инстинктивного импульса от
более угрожающего объекта или личности
к менее угрожающему. Рационализация позволяет
уменьшить тревогу, искажая восприятие
реальности. Реактивное образование
- это защита от запретных импульсов путем
формирования противоположного поведения.
Регрессия как защитный механизм предполагает
возврат к детским формам поведения. Отрицание.
Данная форма защиты предполагает, что
субъект отказывается признать, что произошло
неприятное событие. Обычно эта форма
проявляется у детей и у взрослых с недостаточно
высоким интеллектом.
Характеристика
психических процессов
Все психические процессы условно могут
быть подразделены на три основные группы,
хотя все они неразрывно, связаны между
собой и представляют различные стороны
единой психической.Деятельности человека:1
интеллектуальные процессы, обусловливающие
познавательную деятельность человека;2
эмоциональные процессы, благодаря которым
проявляется отношение человека к окружающим
его явлениям и к самому себе;3 волевые
процессы, которыми обусловливается деятельность
человека.Познавательная деятельность
начинается с ощущения, в результате которого
отражаются в головном мозгу отдельные
свойства окружающих явлений и предметов.
Человек ощущает звуки, цвета, запахи и
т. п. благодаря органам чувств: слуха,
зрения, обоняния и т. д.Следующим этапом
познавательной деятельности человека
является восприятие, которое отражает
не только отдельные стороны предметов
и явлений, но и совокупность их различных
качеств, т. е. целостные образы этих предметов.
Например, восприятие дерева складывается
из совокупности ощущений размера, цвета,
формы. Воспринятые образы закрепляются,
сохраняются в мозгу. Такие образы ранее
воспринятых предметов и явлений, называются
представлениями.Представление - мысленный
образ того или иного предмета или явления.
Чем больше у человека жизненный опыт,
тем больше у него представлений. Способность
же человека сохранять следы прошлых восприятий,
ощущений и воспроизводить их в виде представлений,
понятий называется памятью.Высшей формой,
познавательной деятельности человека
является мышление. В результате мышления
создаются понятия, суждения, умозаключения.
мышление - это обобщенное и наиболее
полное и точное отражение действительности.Следующей
стороной единой психической деятельности
являются эмоции, в которых выражается
различное отношение человека к окружающим
его явлениям действительности и к самому
себе. Так, рассматривая, картину, человек
испытывает те или иные чувства, т. е. проявляет
свое отношение к воспринимаемому. Эти
чувства могут выражаться удовольствием,
радостью. Плохо нарисованная картина
может вызвать чувство досады и неудовольствия.
Категория
деятельности в психологии
и педагогикеАктивность
как "субстанция"
деятельности Всеобщей характеристикой
жизни является активность – деятельное
состояние живых существ как условие их
существования в мире. Активное существо
не просто пребывает в движении. Оно содержит
в себе источник своего собственного движения,
и этот источник воспроизводится в ходе
самого движения.Вытеснение. Активность
(как общепсихологическая категория) и
активность личности (понятие частное)
вплоть до самого последнего времени не
освещались ни в общенаучных, ни в философских,
ни в специальных психологических энциклопедиях
и словарях. Ограничение. Возникавшие
в "коллективном бессознательном"
импульсы исследовать активную человеческую
природу находили выходы в области психологии
восприятия, хотя и здесь должны были быть
надежно защищены от возможных упреков
в витализме. Эта линия разработок, чрезвычайно
плодотворная для психологии, способствовала
выживанию в ней категории активности.
Рационализация. Методологически богатая
категория предметной деятельности также
давала убежище для разработки категории
активности – иногда за счет обращения
к таким, казалось бы, самораспадающимся,
внутреннепарадоксальным понятиям, как,
например, уподобительная (!) активность.
Действие этих защитных механизмов (а
их список мог бы быть, безусловно, расширен
за счет таких, как изоляция, отрицание
и т.п.) предотвращало исчезновение, а точнее
– торжественное выдворение из отечественной
психологии целого класса явлений активности.
И таким образом, категория "активность"
продолжала существовать в психологии
подспудно – иногда в виде фигур умолчания,
а иногда в симбиозе с другими категориями.
Деятельность, сознание, отражение, установка,
значимость, отношения и т.п. – все это
категории и понятия, вобравшие в себя
идею активности. Активность как деятельное
состояние субъекта детерминирована внутренне,
со стороны его отношений к миру, и реализуется
вовне, в процессах поведения.
Категории
педагогической деятельности
Категории – это наиболее емкие и общие
понятия о сущности и свойствах науки.
Педагогические категории – основные
педагогические понятия, выражающие научные
обобщения. К основным педагогическим
категориям относятся воспитание,
образование, обучение. Воспитание
занимает уникальное место в развитии
человека. Сегодня в педагогической науке
нет более по-разному определяемого термина.
В широком социальном
значении:
– это процесс передачи общественно-исторического
опыта новому поколению с целью подготовки
к жизни (образование, обучение, развитие);
В узком социальном
значении:
– это направленное воздействие на человека
со стороны общественных институтов с
целью формирования у него определенных
знаний, взглядов и убеждений, нравственных
ценностей, политической ориентации, подготовки
к жизни (семейное, религиозное, школьное
воспитание). В широком
педагогическом значении:
– специально организованное, целенаправленное
и управляемое воздействие коллектива,
воспитателей на воспитуемого с целью
формирования у него заданных качеств,
осуществляемое в учебно-воспитательных
учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный
процесс (физическое, нравственное, трудовое,
эстетическое, патриотическое воспитание);
В узком (локальном)
педагогическом значении: – это процесс
и результат воспитательной работы, направленной
на решение конкретных воспитательных
задач (воспитание определенных черт характера,
познавательной, творческой активности
и т.д.).
поведенческий
подход В основе
поведенческого подхода к личности лежат
исследования русского физиолога И.П.Павлова
и американского зоопсихолога Д.Уотсона,
в основе когнитивного – идеи швейцарского
психолога Ж.Пиаже. Современными
представителями этого подхода являются
Б.Ф.Скиннер, А.Бандура, Дж.Роттер, Дж.Келли
и др.Представители данного подхода не
считают нужным задумываться по поводу
психических структур и процессов, скрытых
в бессознательном. Они рассматривают
внешнее окружение как ключевой фактор
человеческого поведения. Именно окружение,
а, отнюдь, не внутренние психические явления,
формируют личность.Скиннер, в частности,
утверждал, что поведение почти всецело
обусловлено подкреплениями из окружающей
среды. По его мнению, для того, чтобы объяснить
поведение (и, таким образом, понять личность),
необходимо проанализировать функциональные
отношения между видимым действием и видимым
последствием этого действия. Работы Скиннера
послужили фундаментом для науки о поведении.Развитием
идей Скиннера можно считать концепции
личности А.Бандуры и Дж.Роттера.
Бандура полагает, что психологическое
функционирование следует понимать, как
непрерывное взаимодействие между факторами
поведенческими, когнитивными и средовыми.
Это означает, что поведение, личностные
аспекты и социальные воздействия – это
взаимозависимые детерминанты, т.е. на
поведение влияет окружение, но люди также
играют активную роль в создании социальной
окружающей среды и других обстоятельств,
которые возникают в их повседневном взаимодействии.В
отличие от Скиннера, который почти всегда
рассматривал научение посредством прямого
опыта, Бандура делает акцент на роли научения
через наблюдение. Бандура убежден в том,
что поведение человека, в основном, формируется
через наблюдение реальных жизненных
примеров.Дж.Роттер, как и А.Бандура полагает,
что люди – активные участники событий,
влияющих на их жизнь. Кроме того, Роттер
считает, что поведение, в основном, определяется
нашей уникальной способностью думать
и предвидеть. Роттер утверждает, что поведение
человека целенаправленно, т.е. люди стремятся
к достижению определенных целей. И поведение,
в конечном счете, определяется ожиданием,
что данное действие приведет к новому
поощрению.
Основные
стратегии поведения
в конфликте Стратегия поведения в конфликте
- это ориентация человека (группы) по отношению
к конфликту, установка на определенные
формы поведения в ситуации конфликта.
Соперничество - наиболее часто применяемая
стратегия. Оппоненты пытаются добиваться
своих целей таким образом в более чем
90% конфликтов. Да это и понятно. Собственно,
конфликт и состоит в противоборстве,
подавлении соперника. Поэтому лицо или
группа идут на конфликт, поскольку другими
способами договориться с оппонентом
не удается. Выделяют три основные стратегии,
которые используются в управлении конфликтом:
- стратегия «выиграть-проиграть» (насилие
или твердый подход). Она характеризуется
желанием одной стороны подавить другую.
В случае использования этого варианта
поведения один участник конфликта становится
победителем, а другой проигрывает. Такая
стратегия редко имеет длительный эффект,
потому что побежден, скорее всего, спрячет
свой образ и не поддержит принятое решение.
В результате через некоторое время конфликт
может разгореться снова. В отдельных
случаях, когда лицо, наделенное властью,
должно навести порядок ради всеобщего
благополучия, использование этой стратегии
является целесообразным; - стратегия
«проиграть-проиграть». Сторона-конфликтер
идет на проигрыш сознательно, но вместе
с тем заставляет и другую сторону потерпеть
поражение. Проигрыш может быть и частичным.
В этом случае стороны действуют в соответствии
с поговорки: «Половина лучше, чем ничего»;
- стратегия «выиграть-выиграть». Сторона-конфликтёр
стремится к такому выходу из конфликта,
чтобы удовлетворить каждого из участников.
Австралийские специалисты в области
конфликтологии Х. Корнелиус и Ш. Фэйр
детально разработали технологию разрешения
конфликтов с помощью стратегии «выиграть
- выиграть» и определили четыре этапа
ее использования. На первом этапе следует
установить, какая потребность стоит за
желаниями другой стороны, на втором -
определить, компенсируются различия
в каком-либо аспекте, на третьем нужно
разработать новые варианты решений, наиболее
устраивающие обе стороны, и на последнем
этапе при условии сотрудничества сторон
вместе решить проблемы конфликта. Использование
стратегии «выиграть-выиграть» возможно
только в том случае, если участники признают
ценности друг друга как свои собственные,
уважительно относятся друг к другу, если
они видят в первую очередь проблему, а
не личные недостатки оппонентов.
Позитивное
влияние группы на
человека
Положительное влияние группы на формирование
и развитие личности состоит в следующем
(далее эти положения раскрываются подробнее):1.
В группе индивид встречается с людьми,
которые являются для него основным источником
духовной культуры.
2. Отношения между людьми, складывающиеся
в группах, несут в себе позитивные социальные
нормы и ценностные ориентации, которые
усваиваются личностью, включенной в систему
групповых взаимоотношений.
3. Группа является таким местом, где индивид
отрабатывает свои коммуникативные умения
и навыки.
4. От участников группы индивид получает
информацию, позволяющую ему правильно
воспринимать и оценивать себя, сохранять
и укреплять все положительное в своей
личности, избавляться от отрицательного
и недостатков.
5. Группа снабжает индивида системой положительных
эмоциональных подкреплений, необходимых
для его развития.
Лишь постоянное общение индивида с более
развитыми, чем он сам, личностями, обладающими
ценными знаниями, умениями и навыками,
обеспечивает ему возможность приобщения
к соответствующим духовным ценностям.
Почти у каждого человека есть чему научиться
у других людей, и практически в каждой
группе он встречает таких людей.
Если бы человеческий ребенок родился
и вырос не в обществе, среди других людей,
а в изоляции от них, он никогда психологически
и поведенчески не превратился бы в человека.
На психологию индивида группа влияет
через систему складывающихся в ней отношений,
в частности — через отношения данного
индивида с остальными участниками группы.
Мы уже знаем о том, что при разных отношениях
индивиды проявляют себя с различной,
положительной или отрицательной, стороны,
поэтому для обеспечения преимущественно
положительного влияния группы на личность
важно добиться того, чтобы межличностные
отношения в ней были благоприятными.
Нигде, кроме группы, человек не в состоянии
усвоить речь и научиться пользоваться
ею.
Позитивные1.
разрядка напряженности между конфликтующими
сторонами. 2.получение новой информации
об оппоненте. 3.сплочение коллектива
организации при противоборстве с
внешним врагом 4. стимулирование к изменениям
и развитию 5. снятие синдрома покорности
у подчиненных 6. диагностика возможностей
оппонентов