Ответы по психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 21:51, шпаргалка

Описание

Основные темы и понятия.

Работа состоит из  1 файл

Психология как наука о псих актах.doc

— 312.50 Кб (Скачать документ)

Психоаналитическое  направление личности Основателем психоаналитического направления в изучении личности был Зигмунд Фрейд (1856-1939). Термин "психоанализ" имеет три значения: 1) теория личности; 2) метод терапии личностных расстройств; 3) метод изучения неосознанных мыслей и чувств человека.Для описания психической жизни Фрейд применял топографическую модель личностной организации. Согласно этой модели в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное.Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые человек осознает в настоящее время. Область предсознательного, иногда называемого "доступной памятью", включает в себя опыт, который в данный момент не осознается, но может при небольшом усилии вернуться в сознание. Самая глубокая и значимая область человеческого разума - это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожали сознанию, что были из него вытеснены. С другой стороны, именно неосознаваемые бессознательные переживания определяют повседневное функционирование человека, хотя сам человек этого не осознает.Для описания личности Фрейд предлагает трехуровневую структуру, которая состоит из элементов "Оно", "Я", и "Сверх-Я". В психоанализе принято выделять невротическую и моральную тревогу. Невротическая тревога возникает, когда человек испытывает опасение, что его неприемлемые импульсы из "Оно" станут известными окружающим, в частности, это относится к агрессивным и сексуальным импульсам. Моральная тревога проявляется как переживание чувства вины или стыда при совершении безнравственных, с точки зрения общества, поступков.Для того, чтобы освободиться от тревоги, сохранить эмоциональное благополучие и личностную целостность, в структуре личности выработаны специальные механизмы, которые Фрейд назвал психологической защитой. Психологическая защита - это совокупность неосознанно действующих механизмов, блокирующих выражение социально неприемлемых мыслей, желаний и чувств в сознании человека. Фрейд выделял следующие защитные механизмы:   Вытеснение желаний - непроизвольное удаление неприятных или недозволенных желаний, мыслей, чувств, переживаний. Проекция - это процесс приписывания собственных мыслей и желаний другим людям. Замещение предполагает передачу инстинктивного импульса от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Рационализация позволяет уменьшить тревогу, искажая восприятие реальности. Реактивное образование - это защита от запретных импульсов путем формирования противоположного поведения. Регрессия как защитный механизм предполагает возврат к детским формам поведения. Отрицание. Данная форма защиты предполагает, что субъект отказывается признать, что произошло неприятное событие. Обычно эта форма проявляется у детей и у взрослых с недостаточно высоким интеллектом.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Характеристика  психических процессов Все психические процессы условно могут быть подразделены на три основные группы, хотя все они неразрывно, связаны между собой и представляют различные стороны единой психической.Деятельности человека:1 интеллектуальные процессы, обусловливающие познавательную деятельность человека;2 эмоциональные процессы, благодаря которым проявляется отношение человека к окружающим его явлениям и к самому себе;3 волевые процессы, которыми обусловливается деятельность человека.Познавательная деятельность начинается с ощущения, в результате которого отражаются в головном мозгу отдельные свойства окружающих явлений и предметов. Человек ощущает звуки, цвета, запахи и т. п. благодаря органам чувств: слуха, зрения, обоняния и т. д.Следующим этапом познавательной деятельности человека является восприятие, которое отражает не только отдельные стороны предметов и явлений, но и совокупность их различных качеств, т. е. целостные образы этих предметов. Например, восприятие дерева складывается из совокупности ощущений размера, цвета, формы. Воспринятые образы закрепляются, сохраняются в мозгу. Такие образы ранее воспринятых предметов и явлений, называются представлениями.Представление - мысленный образ того или иного предмета или явления. Чем больше у человека жизненный опыт, тем больше у него представлений. Способность же человека сохранять следы прошлых восприятий, ощущений и воспроизводить их в виде представлений, понятий называется памятью.Высшей формой, познавательной деятельности человека является мышление. В результате мышления создаются понятия, суждения, умозаключения. мышление - это обобщенное и наиболее полное и точное отражение действительности.Следующей стороной единой психической деятельности являются эмоции, в которых выражается различное отношение человека к окружающим его явлениям действительности и к самому себе. Так, рассматривая, картину, человек испытывает те или иные чувства, т. е. проявляет свое отношение к воспринимаемому. Эти чувства могут выражаться удовольствием, радостью. Плохо нарисованная картина может вызвать чувство досады и неудовольствия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Категория деятельности в психологии и педагогикеАктивность как "субстанция" деятельности Всеобщей характеристикой жизни является активность – деятельное состояние живых существ как условие их существования в мире. Активное существо не просто пребывает в движении. Оно содержит в себе источник своего собственного движения, и этот источник воспроизводится в ходе самого движения.Вытеснение. Активность (как общепсихологическая категория) и активность личности (понятие частное) вплоть до самого последнего времени не освещались ни в общенаучных, ни в философских, ни в специальных психологических энциклопедиях и словарях. Ограничение. Возникавшие в "коллективном бессознательном" импульсы исследовать активную человеческую природу находили выходы в области психологии восприятия, хотя и здесь должны были быть надежно защищены от возможных упреков в витализме. Эта линия разработок, чрезвычайно плодотворная для психологии, способствовала выживанию в ней категории активности. Рационализация. Методологически богатая категория предметной деятельности также давала убежище для разработки категории активности – иногда за счет обращения к таким, казалось бы, самораспадающимся, внутреннепарадоксальным понятиям, как, например, уподобительная (!) активность. Действие этих защитных механизмов (а их список мог бы быть, безусловно, расширен за счет таких, как изоляция, отрицание и т.п.) предотвращало исчезновение, а точнее – торжественное выдворение из отечественной психологии целого класса явлений активности. И таким образом, категория "активность" продолжала существовать в психологии подспудно – иногда в виде фигур умолчания, а иногда в симбиозе с другими категориями. Деятельность, сознание, отражение, установка, значимость, отношения и т.п. – все это категории и понятия, вобравшие в себя идею активности. Активность как деятельное состояние субъекта детерминирована внутренне, со стороны его отношений к миру, и реализуется вовне, в процессах поведения.

Категории педагогической деятельности  Категории – это наиболее емкие и общие понятия о сущности и свойствах науки. Педагогические категории – основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, образование, обучение. Воспитание занимает уникальное место в развитии человека. Сегодня в педагогической науке нет более по-разному определяемого термина. В широком социальном значении:  
– это процесс передачи общественно-исторического опыта новому поколению с целью подготовки к жизни (образование, обучение, развитие); В узком социальном значении:  
– это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни (семейное, религиозное, школьное воспитание). В широком педагогическом значении:  
– специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс (физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, патриотическое воспитание); В узком (локальном) педагогическом значении: – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (воспитание определенных черт характера, познавательной, творческой активности и т.д.).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

поведенческий подход В основе поведенческого подхода к личности лежат исследования русского физиолога И.П.Павлова и американского зоопсихолога Д.Уотсона, в основе когнитивного – идеи швейцарского психолога Ж.Пиаже. Современными представителями этого подхода являются Б.Ф.Скиннер, А.Бандура, Дж.Роттер, Дж.Келли и др.Представители данного подхода не считают нужным задумываться по поводу психических структур и процессов, скрытых в бессознательном. Они рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а, отнюдь, не внутренние психические явления, формируют личность.Скиннер, в частности, утверждал, что поведение почти всецело обусловлено подкреплениями из окружающей среды. По его мнению, для того, чтобы объяснить поведение (и, таким образом, понять личность), необходимо проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимым последствием этого действия. Работы Скиннера послужили фундаментом для науки о поведении.Развитием идей Скиннера можно считать концепции личности А.Бандуры и Дж.Роттера. Бандура полагает, что психологическое функционирование следует понимать, как непрерывное взаимодействие между факторами поведенческими, когнитивными и средовыми. Это означает, что поведение, личностные аспекты и социальные воздействия – это взаимозависимые детерминанты, т.е. на поведение влияет окружение, но люди также играют активную роль в создании социальной окружающей среды и других обстоятельств, которые возникают в их повседневном взаимодействии.В отличие от Скиннера, который почти всегда рассматривал научение посредством прямого опыта, Бандура делает акцент на роли научения через наблюдение. Бандура убежден в том, что поведение человека, в основном, формируется через наблюдение реальных жизненных примеров.Дж.Роттер, как и А.Бандура полагает, что люди – активные участники событий, влияющих на их жизнь. Кроме того, Роттер считает, что поведение, в основном, определяется нашей уникальной способностью думать и предвидеть. Роттер утверждает, что поведение человека целенаправленно, т.е. люди стремятся к достижению определенных целей. И поведение, в конечном счете, определяется ожиданием, что данное действие приведет к новому поощрению.

Основные  стратегии поведения  в конфликте Стратегия поведения в конфликте - это ориентация человека (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. Соперничество - наиболее часто применяемая стратегия. Оппоненты пытаются добиваться своих целей таким образом в более чем 90% конфликтов. Да это и понятно. Собственно, конфликт и состоит в противоборстве, подавлении соперника. Поэтому лицо или группа идут на конфликт, поскольку другими способами договориться с оппонентом не удается. Выделяют три основные стратегии, которые используются в управлении конфликтом: - стратегия «выиграть-проиграть» (насилие или твердый подход). Она характеризуется желанием одной стороны подавить другую. В случае использования этого варианта поведения один участник конфликта становится победителем, а другой проигрывает. Такая стратегия редко имеет длительный эффект, потому что побежден, скорее всего, спрячет свой образ и не поддержит принятое решение. В результате через некоторое время конфликт может разгореться снова. В отдельных случаях, когда лицо, наделенное властью, должно навести порядок ради всеобщего благополучия, использование этой стратегии является целесообразным; - стратегия «проиграть-проиграть». Сторона-конфликтер идет на проигрыш сознательно, но вместе с тем заставляет и другую сторону потерпеть поражение. Проигрыш может быть и частичным. В этом случае стороны действуют в соответствии с поговорки: «Половина лучше, чем ничего»; - стратегия «выиграть-выиграть». Сторона-конфликтёр стремится к такому выходу из конфликта, чтобы удовлетворить каждого из участников. Австралийские специалисты в области конфликтологии Х. Корнелиус и Ш. Фэйр детально разработали технологию разрешения конфликтов с помощью стратегии «выиграть - выиграть» и определили четыре этапа ее использования. На первом этапе следует установить, какая потребность стоит за желаниями другой стороны, на втором - определить, компенсируются различия в каком-либо аспекте, на третьем нужно разработать новые варианты решений, наиболее устраивающие обе стороны, и на последнем этапе при условии сотрудничества сторон вместе решить проблемы конфликта. Использование стратегии «выиграть-выиграть» возможно только в том случае, если участники признают ценности друг друга как свои собственные, уважительно относятся друг к другу, если они видят в первую очередь проблему, а не личные недостатки оппонентов.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Позитивное  влияние группы на человека 
Положительное влияние группы на формирование и развитие личности состоит в следующем (далее эти положения раскрываются подробнее):1.  В группе индивид встречается с людьми, которые являются для него основным источником духовной культуры. 
2.  Отношения между людьми, складывающиеся в группах, несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в систему групповых взаимоотношений. 
3.  Группа является таким местом, где индивид отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки. 
4. От участников группы индивид получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков. 
5.  Группа снабжает индивида системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития. 
Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям. Почти у каждого человека есть чему научиться у других людей, и практически в каждой группе он встречает таких людей. 
Если бы человеческий ребенок родился и вырос не в обществе, среди других людей, а в изоляции от них, он никогда психологически и поведенчески не превратился бы в человека.  
На психологию индивида группа влияет через систему складывающихся в ней отношений, в частности — через отношения данного индивида с остальными участниками группы. Мы уже знаем о том, что при разных отношениях индивиды проявляют себя с различной, положительной или отрицательной, стороны, поэтому для обеспечения преимущественно положительного влияния группы на личность важно добиться того, чтобы межличностные отношения в ней были благоприятными. 
Нигде, кроме группы, человек не в состоянии усвоить речь и научиться пользоваться ею.
 

Позитивные1. разрядка напряженности между конфликтующими   сторонами. 2.получение новой информации об   оппоненте. 3.сплочение коллектива организации   при противоборстве с внешним врагом 4. стимулирование к изменениям и   развитию 5. снятие синдрома покорности у   подчиненных 6. диагностика возможностей   оппонентов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Ответы по психологии