Переживание чувства одиночества в подростковом и юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:59, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах состояния одиночества в подростковом и юношеском возрасте.
Для решения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме курсовой работы, рассмотрев понятие и характеристики одиночества, охарактеризовав особенности развития в подростковом и юношеском возрасте.
2. Подобрать диагностические методики для исследования состояния одиночества и провести констатирующий эксперимент.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретический аспект изучения проблемы одиночества в психологии….....6
1.1 Понятие чувства одиночества……………………………………………….6
1.2 Переживание чувства одиночества подростками как закономерное возрастное чувство………………………………………………………………13
2 Изучение чувства одиночества у подростков и юношей…………………………………………..……………………………….17
2.1 Организация и методы экспериментального исследования состояния одиночества у лиц подросткового и юношеского возраста…………………………………………………………………………...17
2.2 Анализ результатов исследования ………………………………………...21
Заключение ……………………………………………………………………....33
Список использованных источников ………………………………………….36

Работа состоит из  1 файл

курсак.docx

— 80.13 Кб (Скачать документ)

На переживание состояния  одиночества влияют не столько реальные  отношения, сколько идеальное представление  о том, какими они должны быть. Человек, имеющий сильную потребность в общении, будет чувствовать себя одиноким и в том случае, если его контакты ограничены одним – двумя людьми, а он бы хотел общаться со многими; в то же самое время тот, кто не испытывает такой потребности может вовсе не ощущать своего одиночества даже в условиях полного  отсутствия общения с другими людьми.

Если давать характеристику одинокой личности то можно сказать, что одиночество сопровождается некоторыми типичными симптомами. Обычно одинокие чувствуют себя психологически изолированными от остальных людей, неспособными к нормальному межличностному общению, к установлению с окружающими  интимных межличностных отношений  типа дружбы или любви. Одинокая личность – это депрессивная, или подавленная, личность, испытывающая помимо прочего  дефицит умений и навыков общения.

Одинокий человек чувствует  себя не таким, как все, и считает  себя малопривлекательной личностью. Он утверждает, что его никто не любит и не уважает. Такие особенности  отношения к себе одинокого человека нередко сопровождаются специальными аффектами, среди которых чувство  злости, печали, глубокого несчастья. Одинокий человек избегает социальных контактов, сам изолирует себя от других людей. Ему более чем другим людям, присуще так называемое параноидальное чувство, которое включает повышенную подозрительность, импульсивность, чрезмерную раздражительность, страх, ощущение разбитости и фрустрированности.

Таким людям свойственны  специфические межличностные проблемы.

Они легко раздражаются в присутствии других людей, повышенно агрессивны, склонны к излишней, не всегда оправданной критике окружающих, нередко оказывают психологогическое давление на других людей. Одинокие мало доверяют людям, скрывают свое мнение, нередко лицемерны, недостаточно управляемы в собственных поступках. Одинокие люди не могут по-настоящему веселиться в компаниях, испытывают затруднения, когда им необходимо кому-то позвонить, договориться о чем-то, решить какой-либо личный или деловой вопрос. Такие люди повышенно внушаемы или чрезмерно упрямы в решении межличностных конфликтов.

Ощущение одиночества  способно усиливать или ослабляться  в зависимости от динамических изменений  в индивидуально принятых стандартах интенсивности нормального межличностного общения или широты контактов  с людьми, на которые должен идти человек. Вместе с тем такие стандарты  относительны, они всегда устанавливаются  сопоставлением с прошлым опытом общения. Небольшое уменьшение числа друзей или человеческих контактов у того лиц, которое раньше имело их большое количество, может восприниматься как усиление одиночества, в то время как аналогичные изменения, происходящие в характере межличностных связей у человека, который раньше почти ни с кем не общался и имел ограниченный круг друзей, (то есть их возрастание до того же самого уровня, что и у первого человека), будут, вероятно, восприняты, как уменьшение одиночества, то есть противоположным образом.

Существующие модели одиночества  дидактических целях можно классифицировать на 8 основных групп: психологические, феноменологические, интеракционистические, коллективные, теоритеко-системные, интимные, социологические, экзистенционально – гуманистические.

Остановимся подробнее на некоторых из них. Психодинамическая  модель, а точнее модели, включают в  себя взгляды психоанализа.

З.Фрейд изучал одиночество  в связи  со страхом смерти. По его мнению, люди бояться не только самой смерти, сколько одиночества [26:384].

Ведь смерть – прекращение  существования нашего сознания. Если бы мы боялись именно этого, то нам  было бы страшно спать по ночам. Мы страшимся не потери сознания, а  состояния изоляции, одиночества. Нас  ужасает в смерти возможность  сохранения сознания, но в полном одиночестве.

Единственной возможностью избежать одиночества является общение, наличие которого является взаимным подтверждением нашего существования. Таким самоподтверждения необходимы для нормального функционирования психики, а их отсутствие, т.е. одиночества, порождает глубочайший страх.

В детстве на ранних этапах ребёнок испытывает чувство слитности  с окружением («океаническое чувство»).  Это этап формирования  ЭГО, на нём человек не чувствует одиночества. Но как только человек понимает своё истинное сущностное  положение, и в той мере, в которой он его понимает, человек становится «безнадёжно»  одиноким. Он постоянно пытается избавиться от него посредством общения. Если ребёнок с детства окружён только любовью и заботой, то формирование ЭГО не завершается. Результатом этого является нарциссическая личность. Она не способна полноценно общаться, поэтому такие люди очень сильно переживают одиночество.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что Фрейд изучал одиночество не само по себе, а в  контексте изучения страха смерти и  формирования ЭГО. Страх  одиночества  в принципе выполняет положительную  функцию, так как заставляет людей  общаться. По большому счёту, одиночество  сплачивает общество в целом.

Бен Миюскович высказывал подобные идеи. Одиночество – явление, характерное для сознания, но мы одиноки не всегда, если существует альтернатива – общность (дружба, любовь). В то время, когда мы испытываем дружбу или любовь, одиночество не осознаётся, но создаёт возможности дальнейшей дружбы и любви [14:52].

Э.Фромм считал, что одиночество определяется как неспособность людей соотноситься не только с другими людьми, но и с ценностями, идеалами вообще. Человек, достигнув уровня индивидуального самосознания и установив своё уникальное тождество (личностное), неожиданно сталкивается со своим абсолютным одиночеством. Он никогда не сможет полностью принять ценности, идеалы, внутренний мир других людей. Таким образом, возникает проблема: с одной стороны, человек чувствует себя одиноким, а как следствие – тревожным. Поэтому начинается путь обратный (попытки достигнуть общности), но никогда не осуществимый. Все направленные вовне интересы – попытка бегства от неизбежного одиночества. У каждого человека в процессе жизни складывается индивидуальная стратегия бегства, которая запечатлевается в характере [28:269

Это неконструктивные пути бегства от одиночества, так как  они разрушают самосознание, разрушают  личность и её самоидентичность. Более удачными  способами понимания страха, связанного с одиночеством, может быть развитие чувства общности, то есть соединения себя с другими, опять-таки, в дружбе и любви.

По мнению К. Роджерса, общество вынуждает инвалида действовать в соответствии с общественными нормами, идеалами, образцами. Эти влияния чужды «истинному Я» индивида, то есть возникает противоречие между «истинным Я» и «Я в отношении других». Это «Я для других» часто настолько усиливается, что человек утрачивает сохранительные  барьеры своего собственного «Я» [23:480]. Тогда индивид считает, что если он не будет выполнять общественные ожиданания, то ему будет отказано в контакте со стороны других. Уверенность в том, что их «истинное Я» будет отвергнуто другими, делает людей одинокими. Чтобы избежать этого, такие люди стараются понизить что чувство, играя общественные роли. Но этот путь ведет к отчуждению «истинного Я», потере его и к чувству опустошенности.

Таким образом, состояние  одиночества – сложное социально-психологическое  явление, которое может быть описано  с помощью и объективных, и субъективных характеристик. В объективном плане оно представляет собой стабильную ситуацию ограниченности коммуникативных, эмоциональных и духовных связей человека с другими людьми. В субъективном плане оно включает в себя два компонента. Во-первых, имеется когнитивный компонент, связанный с далеко не всегда адекватным определением себя в качестве одинокого или не одинокого человека. Во-вторых, имеется аффективный компонент, связанный с целостным негативным или позитивным отношением к самому явлению одиночества, что вызывает формирование у человека тенденции (стремления) к его избеганию или не избеганию.

Для осуществления цели данной работы, далее следует рассмотреть  психологические особенности юношеского возраста.

 

 

2 Переживание чувства одиночества подростками как закономерное возрастное чувство.

Подростковая субкультура  сегодняшнего дня включает в себя целый спектр асоциальных проявлений, расценивающихся подростками как  норма. Об этом говорят в своих  работах Б.Н. Алмазов, Л.А. Грищенко, А.С. Белкин, В.Т. Кондрашенко, А.Е. Личко. Подобная тенденция указывает на изменение общего мировоззрения  в среде подростков, изменение  системы норм и ценностей и, как  следствие, изменение поведенческих  реакций. Фактическим результатом  этого является динамика индивидуальных ощущений подростка в сторону  неустойчивости и негатива. Одним  из наиболее острых переживаний становится ощущение одиночества.

В социальной педагогике имеется  описание многих состояний, близких  одиночеству, это, в частности, уединение (А.В. Мудрик), социальная отчужденность (О.Б. Долгинова). Однако эти состояния  не рассматриваются во взаимосвязи, а также в динамике. Между тем  анализ подросткового одиночества  позволяет выстроить четкий ряд  развития многих сходных состояний, что является базой прогнозирования  их социально-педагогических последствий. Детальный анализ многих психолого-педагогических и социально-педагогических проблем  позволяет выявить одиночество  в качестве базового состояния, на основе которого формируются конфликты, комплексы, напряжение, нарушения коммуникативной  сферы.

Социальное одиночество является результатом состояния недостаточной социальной организованности, адаптации, а также следствием разрыва значимых социальных связей, отношений. Психологи выделяют два вида социального одиночества: дезадаптивный, или конфликтный, и одиночество «потери» (смерть близкого человека, развод родителей и т.п.).

Психологическое одиночество – комплекс внутриличностных переживаний, связанный с «непохожестью», «инакостью», непризнанием, обидой, а также следствие раскола образа Я.

Характеризуя одиночество  как психологическое состояние, следует сказать о том, что  оно связано, прежде всего, с осознанием и переживанием человеком своей  обособленности и отдалённости от других людей. Болезненным переживание  одиночества становится в том  случае, если человек начинает воспринимать свою отдалённость от других как отсутствие связей с людьми и миром, недостаток общения, внимания, любви, человеческого  тепла. Подростки, переживающие такое одиночество, чувствуют себя оторванными от окружающих, испытывая при этом грусть, печаль, обиду, а иногда и страх. Как правило, они не удовлетворены своим общением со сверстниками, считают, что у них мало друзей или нет верного друга, любимого человека, который смог бы их понять и, при необходимости, помочь. По ряду разных причин такие подростки не всегда сами активно ищут друзей или стремятся к общению, но, остро нуждаясь в нём, бывают вовлечены в негативные или даже асоциальные группы. Часто они, наоборот, всячески избегают его, что так же может завести в опасный тупик.

Большинство авторов подчёркивают двойственность характера переживания  одиночества и его влияния  на подростка: с одной стороны, оно  обогащает внутренний мир, позволяя почувствовать уникальность своего существования, с другой – может  привести к поведенческим отклонениям, депрессии или даже к суициду.

Стремление быть в группе, быть «как все» в подростковом возрасте очень велико. Когда молодому человеку предлагают курить, его решение основывается на различных факторах. Один из важнейших факторов – страх остаться в одиночестве, так как подавляющее большинство подростковых компаний являются курящими. Сиюминутная выгода имеет значительно больший вес, чем долговременная. На решение также влияет прежний опыт молодого человека, полученный в подобных ситуациях. Хорошо, если молодой человек сам осознает все факторы начала курения (как сиюминутные, так и отдаленные). Тогда он сможет найти альтернативные действия и понять собственные причины принятия решений.

К сожалению, часто решения  подростка не принадлежат ему, но он этого не осознает.

Ощущение одиночества  в подростковом возрасте очень тягостно; часто оно подталкивает детей  к рискованным поступкам, а иногда и к героину. Между прочим, давно замечено, что на иглу легче "подсаживаются" дети из обеспеченных, так называемых благополучных, семей, в которых сын или дочь не испытывают нужды в карманных деньгах, зато обделены душевной заботой взрослых.

До подросткового возраста отличие  ребенка от других привлекает его внимание только в исключительных, конфликтных ситуациях. Его «Я»  практически сводиться к сумме его идентификаций с разными значимыми людьми. У подростка все иначе. Ориентация одновременно на нескольких «значимых других» делает его психологическую ситуацию неопределенной, внутренне конфликтной. Бессознательное желание избавиться от прежних детских идентификаций активизирует его рефлексию и чувство своей особенности, не похожести на других. Сознание своей особенности, непохожести вызывает чувство одиночества или страх одиночества, характерные для подростка. Чувство одиночества-нормальное явления, следствия рождения внутренней жизни. «Но оно может быть драматичным». [8, с 85-89]

В связи с одной из главных  тенденций подросткового возраста – переориентации направленности с родителей (и вообще старших) на сверстников, возникает основное противоречие в сфере общения подростка: одновременная потребность в обособлении и потребность «в принадлежности» («и стремление к общению, и избирательность общения», как отмечал Л.С. Выготский). Хотя обособление чаще проявляется в эмансипации от взрослых, оно действует и в отношении со сверстниками. При этом меняется представления о содержании таких понятий, как «уединение» и «одиночество». Дети, во-первых, трактуют их как равнозначные, а во-вторых, связывают с неким «физическим» состоянием («нет никого вокруг»), подростки же не только разделяют значения этих слов, но и наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая как отрицательную, так и положительные стороны».[9,  с. 129]

Поскольку, как отмечено выше, одиночество может быть и  драматичным (понимаемое как «тоска»), субъективное ощущения духовной и душевной изоляции, непонятности, чувство неудовлетворенной потребности в общении и человеческой близости» [9, с.130], то одиночество порождает у подростков «неутомимую жажду общения и группирования со сверстниками» («потребность в принадлежности»), [9, с. 130].

Похожую трактовку одиночества  можно найти и в работах  Т.В. Драгуновой.

Подростковый возраст  характерен «возникновением интроспекции, и ведущей  к самоуглублению, самоанализу; проявлением особого интереса к  своим переживаниям; не удовлетворенностью внешним миром, уходом в себя, что  выражается в замкнутости подростка, его стремления к одиночеству, склонности предаваться мачтам, противопоставлении себя окружающим, несущим с собой  конфликты». [5, с.122]

Информация о работе Переживание чувства одиночества в подростковом и юношеском возрасте