Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:59, курсовая работа
Цель исследования: изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах состояния одиночества в подростковом и юношеском возрасте.
Для решения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме курсовой работы, рассмотрев понятие и характеристики одиночества, охарактеризовав особенности развития в подростковом и юношеском возрасте.
2. Подобрать диагностические методики для исследования состояния одиночества и провести констатирующий эксперимент.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретический аспект изучения проблемы одиночества в психологии….....6
1.1 Понятие чувства одиночества……………………………………………….6
1.2 Переживание чувства одиночества подростками как закономерное возрастное чувство………………………………………………………………13
2 Изучение чувства одиночества у подростков и юношей…………………………………………..……………………………….17
2.1 Организация и методы экспериментального исследования состояния одиночества у лиц подросткового и юношеского возраста…………………………………………………………………………...17
2.2 Анализ результатов исследования ………………………………………...21
Заключение ……………………………………………………………………....33
Список использованных источников ………………………………………….36
Итак, у семи испытуемых преобладает
диффузное одиночество, у четырех
- отчуждающее, и также у четырех
– диссоциированное. По глубине
одиночества можно сделать
Следовательно, о первых семи испытуемых, испытывающих диффузное одиночество можно сказать: привыкая отождествлять себя с другими людьми, группой, они постепенно теряют свое «Я», которое становиться чуждым, непонятным и пугающим. Так как доминирование одной тенденции не означает полную блокировку другой, то механизмы обособления все же проявляются размытыми, нечеткими границам собственного «Я». Вследствие того, что данный вид состояния одиночества обусловлен субъективной потерей собственного «Я», его растворением в социуме, обезличенностью общения, отчуждением от себя самого. Для данной группы характерна неосознаваемость одиночества.
Отчуждающий вид одиночества, выявленный у четырех испытуемых, характеризуется протяженностью процесса и состояния во времени, имеет динамику процесса отчуждения: отчужденными объектами в жизни данных испытуемых могут быть те объекты, которые ранее были близки, нужны, симпатичны. Кроме того, здесь подразумевается двусторонний характер действия механизма отчуждения: со стороны объекта, что непременно увеличивает психологическую дистанцию между ними. Чем больше отчужденных объектов в жизни человека, тем вероятнее переживание одиночества. Иными словами для данных испытуемых свойственна потеря эмоциональной связи с другими людьми, знакомыми местами, дорогими прежде воспоминаниями, ситуациями и переживаниями, которые становятся чуждыми для индивида, а взаимоотношения с ними – бессмысленными. Постепенно происходит накопление в сознании отчужденных объектов, действие механизма отчуждения становится все шире, глубже, и субъект уже начинает как бы терять связь с окружающим миром. Осознавая физическую реальность объектов, он не допускает возможности психологической близости с ними, всегда соблюдая им же установленную дистанцию. Это может проявляться в высокой тревожности, страхе, агрессивности, недоброжелательности, скепсисе, потерянности.
Следует
иметь в виду, что
при прогрессирующем
С точки зрения нормативности
оба этих вида могут
иметь ту самую протяженность,
континуум от нормы до
пограничности в зависимости
Диссоциированный вид одиночества,
выявленный других у четырех
испытуемых, свойственен людям
с экспрессивной психикой.
Их эмоции проявляются ярко,
порой бурно, а способность
к саморегуляции значительно
Так же для данной группы
испытуемых, переживающих диссоциированное
одиночество, характерна
Процентное соотношение видов одиночества в данной выборке испытуемых: диффузное – 35,3 % , отчуждающее – 24,8 %, диссоциированное – 39,9 %.
Результаты диагностики уровня субъективного ощущения одиночества учащихся 11 «а» класса представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты диагностики 11 «а»по опроснику для определения уровня субъективного ощущения одиночества (авт. Д. Рассел и М. Фергюсон)
Имя Ф. |
Баллы |
Интерпретация |
Павел Т. |
10 |
Низкий уровень одиночества |
Валентина О. |
12 |
Низкий уровень одиночества |
Александра К. |
14 |
Низкий уровень одиночества |
Артем К. |
0 |
Низкий уровень одиночества |
Влада Б. |
15 |
Низкий уровень одиночества |
Наталья Р. |
16 |
Низкий уровень одиночества |
Валерия И. |
6 |
Низкий уровень одиночества |
Анна Б. |
14 |
Низкий уровень одиночества |
Александр К. |
0 |
Низкий уровень одиночества |
Иван Р. |
0 |
Низкий уровень одиночества |
Наталья И. |
25 |
Средний уровень одиночества |
Ася М. |
20 |
Низкий уровень одиночества |
Дмитрий Т. |
6 |
Низкий уровень одиночества |
Константин И. |
7 |
Низкий уровень одиночества |
Нина Р. |
14 |
Низкий уровень одиночества |
Алина Н. |
13 |
Низкий уровень одиночества |
Юрий К. |
20 |
Низкий уровень одиночества |
Александр П. |
3 |
Низкий уровень одиночества |
Егор Д. |
15 |
Низкий уровень одиночества |
Ольга Е. |
8 |
Низкий уровень одиночества |
Ксения В. |
17 |
Низкий уровень одиночества |
Нина Ш. |
15 |
Низкий уровень одиночества |
Татьяна И. |
12 |
Низкий уровень одиночества |
Анна В. |
9 |
Низкий уровень одиночества |
Следовательно, в данной группе только у одного испытуемого (Наталья И.) – средний уровень одиночества, у остальных испытуемых – низкий. Это значит, что большинство испытуемых не считают себя сколько – нибудь одиноким, - результаты диагностики показывают нижнюю, минимальную границу (менее 20 баллов). Средний уровень субъективного одиночества – человек считает, что ему не хватает общения, близких друзей, понимания, откровенности в общении, помощи, близости и общности интересов и идей. Иногда, чувствует себя отверженным.
Высоких показателей, означающих,
что человек глубоко погружен
в тяжелое состояние
Процентное соотношение уровней субъективного ощущения одиночества в данной выборке испытуемых представлено: низкий-84,4%, средний-15,6%, высокий-0%.
Результаты диагностики учащихся 11 «В» класса, полученные по опроснику С.Г. Корчагиной «Одиночество» представлены в таблице 5.
Таблица 5
Результаты диагностики учащихся 11 «в» класса по опроснику С.Г. Корчагиной «Одиночество»
Имя Ф. |
Баллы |
Интерпретация |
Илья Б. |
26 |
Неглубокое переживание возможного одиночества |
Владислав М. |
21 |
Неглубокое переживание возможного одиночества |
Самир Ш. |
24 |
Неглубокое переживание возможного одиночества |
Леонид Т. |
24 |
Неглубокое переживание возможного одиночества |
Евгений С. |
25 |
Неглубокое переживание возможного одиночества |
Павел Ш. |
24 |
Неглубокое переживание возможного одиночества |
Михаил Н. |
23 |
Неглубокое переживание возможного одиночества |
Олег П. |
17 |
Неглубокое переживание возможного одиночества |
Илья Ш. |
18 |
Неглубокое переживание возможного одиночества |
Никита Б. |
18 |
Неглубокое переживание возможного одиночества |
Александр П. |
25 |
Неглубокое переживание возможного одиночества |
Кристина Ш. |
31 |
Глубокое переживание чувства одиночества |
Екатерина Н. |
27 |
Неглубокое переживание возможного одиночества |
Алена В. |
34 |
Глубокое переживание чувства одиночества |
Константин К. |
27 |
Неглубокое переживание возможного одиночества |
Итак, у двух испытуемых выявлено глубокое переживание актуального одиночества, у остальных семнадцати – неглубокое переживание возможного одиночества. Не было выявлено ни одного случая с отсутствием переживания в данный момент одиночества.
Это значит, что два испытуемых,
у которых выявлено глубокое переживание
актуального одиночества: по-настоящему,
в данный период жизни испытывают
хроническое состояние
У большинства испытуемых
(17 из 19 человек) выявлено неглубокое переживание
возможного одиночества, - это недостаток
время от времени истинного
Стоит отметить, не было выявлено испытуемых, не испытывающих чувства одиночества. Очень глубокого переживания одиночества, означающего уход в себя, погруженность в это состояние так же выявлено не было.
Процентное соотношение
уровней переживания
Результаты диагностического обследования учащихся 11 «в» класса по опроснику для определения вида одиночества (авт. С.Г. Корчагинина) представлены в таблице 6
Таблица 6
Результаты диагностики учащихся 11 «в» класса по опроснику для определения вида одиночества (авт. С.Г. Корчагина)
Имя Ф. |
Диффузное одиночество |
Отчуждающее одиночество |
Диссоциированное одиночество |
Состояние одиночество |
Ксюша Г. |
7 |
6 |
9 |
6 |
Света Р. |
9 |
2 |
4 |
3 |
Геннадий Д. |
7 |
8 |
8 |
14 |
Алексей Ф. |
4 |
6 |
3 |
4 |
Илья Б. |
6 |
4 |
8 |
7 |
Владислав М. |
6 |
4 |
7 |
5 |
Самир Ш. |
4 |
7 |
4 |
4 |
Леонид Т. |
7 |
8 |
8 |
8 |
Евгений С. |
5 |
7 |
7 |
6 |
Павел Ш. |
6 |
8 |
6 |
8 |
Михаил Н. |
8 |
5 |
7 |
4 |
Олег П. |
7 |
3 |
6 |
3 |
Илья Ш. |
4 |
5 |
4 |
3 |
Никита Б. |
8 |
3 |
7 |
7 |
Александр П. |
7 |
3 |
4 |
4 |
Кристина Ш. |
6 |
7 |
10 |
9 |
Екатерина Н. |
6 |
6 |
9 |
8 |
Алена В. |
7 |
5 |
8 |
9 |
Константин К. |
6 |
4 |
4 |
5 |
Информация о работе Переживание чувства одиночества в подростковом и юношеском возрасте