Переживание чувства одиночества в подростковом и юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:59, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах состояния одиночества в подростковом и юношеском возрасте.
Для решения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме курсовой работы, рассмотрев понятие и характеристики одиночества, охарактеризовав особенности развития в подростковом и юношеском возрасте.
2. Подобрать диагностические методики для исследования состояния одиночества и провести констатирующий эксперимент.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретический аспект изучения проблемы одиночества в психологии….....6
1.1 Понятие чувства одиночества……………………………………………….6
1.2 Переживание чувства одиночества подростками как закономерное возрастное чувство………………………………………………………………13
2 Изучение чувства одиночества у подростков и юношей…………………………………………..……………………………….17
2.1 Организация и методы экспериментального исследования состояния одиночества у лиц подросткового и юношеского возраста…………………………………………………………………………...17
2.2 Анализ результатов исследования ………………………………………...21
Заключение ……………………………………………………………………....33
Список использованных источников ………………………………………….36

Работа состоит из  1 файл

курсак.docx

— 80.13 Кб (Скачать документ)

Т.В. Драгунова проводила  специальное исследование, направленное на выяснения роли и места одиночества  в подростковом возрасте. Общие вывод  исследования заключается в следующем:

  1. «У изученных нами подростков нет переживания чувства одиночества как постоянного и характерного для них жизнеощущения. Оно возникает эпизодически под влиянием внешних, а не внутренних обстоятельств ». [5, с. 148]
  2. «Вместе с тем это эпизодическое ощущение отлично от того чувства, которое есть у детей более младшего возраста, когда они бывают лишены общества товарищей. Подросток ощущает одиночество как следствие нереализованной потребности быть включенным в коллективную жизнь. То есть одиночество выступает как результат конфликта с коллективом товарищей  (или товарищем), даже при сохранении хороших отношений с семьёй», [5, с. 148]
  3. «Эпизодическое чувство одиночества отнюдь не  доставляет подросткам наслаждения и активно преодолевается ими через включения в жизнь и деятельность коллектива». [5, с. 150]

При этом Т.В. Драгунова выделяла в качестве особенного феномена «стремления  к одиночеству», понимая его как  эпизодически возникающую у подростков потребность побыть одному. «Желанием  побыть одному у наших подростков связанно  с потребностью разобраться  в самом себе, в событиях окружающего  мира, в своем отношении  к этим событиям». [5, с.152]

Одним из главных моментов исследования Т.В. Драгуновой является, на ваш взгляд, понимание потребности  побыть одному как «необходимого  усвоения для формирования мировоззрения, и как свидетельство наличие  этого процесса (формирования мировоззрения) на каком-то определенном его этапе  ». [5, с. 153]

 

 

2 ИЗУЧЕНИЕ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА  У ПОДРПОСТКОВ И ЮНОШЕЙ

2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МОТОДЫ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, СОСТОЯНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

В рамках проведения исследования состояния одиночества и особенностей самооценки в юношеском возрасте  использовались следующие диагностические  методики: «Одиночество» (опросник С.Г. Корчагиной), опросник для определения вида одиночества (С.Г. Корчагиной), методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассел и М. Фергюсон), методика исследования самооценки личности С.А. Будасси.

Исследование проводилось  в декабре 2011 год, на базе МОУ Парнинская СОШ №5,Шарыповского района, Красноярского  края.

Выборку исследования составили 43 учащихся одиннадцатых классов, средний  возраст испытуемых – 15,5 лет.

Опросник С.Г. Корчагиной «Одиночество» позволяет диагностировать глубину переживания одиночества.

Этот опросник обрабатывается  достаточно просто. Ответам испытуемого  приписывается следующие баллы: всегда – 4, часто – 3, иногда – 2, никогда  – 1.

Ключ для измерения  выраженности одиночества такой:

  • 12-16 баллов – человек не переживает сейчас одиночество;
  • 17-27 баллов – неглубокое переживание возможного одиночества;
  • 28-38 баллов – глубокое переживание актуального одиночества;
  • 39-48 баллов – очень глубокое переживание одиночества, погруженность в это состояние.

 

Опросник для  определения вида одиночества (авт. С.Г. Корчагина)

Направлен на определение  и глубины переживания одиночества, и его вида (диффузное, отчуждающее, диссоциированное).

Обработка производится в  соответствие с ключом, простым суммированием  баллов.

Ключ к опроснику для  вида одиночества С.Г. Корчагиной

Таблица 1

 

Диффузное

«+»

4, 6, 11, 12, 13, 14, 21, 23, 25, 26

«-»

2, 11, 24, 27

Отчуждающее

«+»

1, 2, 5, 16, 22, 24, 27, 29

«-»

11, 13, 14, 23, 25, 26, 30

Диссоциированное

«+»

1, 4, 7, 8, 9, 10, 12, 15, 19, 28

«-»

17, 20, 27, 30

Состояние одиночества

(без определения вида)

«+»

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 15, 16, 29, 22

«-»

13, 14, 30, 24


 

Людей переживающих диффузное  одиночество, отличает подозрительность в межличностных отношениях и  сочетание противоричайщих личностных и поведенческих характеристик: сопротивление и приспособление в конфликтах; наличие всех уровней  эмпатии; возбудимость, тревожность  и эмотивность характера, коммуникативная  направленность. Во многом такое противоречие объясняется идентификацией человека с разными объектами (людьми), обладающими, естественно, разными психологическими особенностями. В состоянии острого  переживания диффузного одиночества  человек стремится к другим людям, надеясь найти в общении с  ними подтверждение собственного бытия, своей значимости. Это не удается, потому что человек не общается в  собственном смысле, не делится своим, не обменивается, а лишь примеривает  на себя личину другого, то есть отождествляется с ним, становясь, как бы живым зеркалом. Такие люди очень остро реагирует на стрессы, выбирая стратегию поиска сочувствия и поддержки. Интуитивно предчувствуя свое истинное, экзистенциальное одиночество, человек испытывает колоссальный страх. Он пытается «убежать»от этого ужаса к людям и выбирает ту стратегию взаимодействия с ними, которая, по его мнению, обеспечивает ему хотя бы временное принятие – идентификацию. Он демонстрирует абсолютное согласие с мнениями, принципами, моралью,  интересами того, с кем коммуницирует. По сути, человек начинает жить психическими ресурсами объекта идентификации, то есть существовать за счет другого. Стремясь к истинному человеческому общению, он действует так, что не оставляет себе не малейшего шанса осуществить данное стремление. Следствием этого, конечно, является жесточайшее переживание одиночества, наполненное страхом, разочарованием и ощущением бессмысленности своего существования. При успешной терапии данного состояния личностные характеристики клиентов меняются в сторону гармонизации и согласованности отчуждающее одиночество проявляется в возбудимости, тревожности, циклотимности характера, низкой эмпатии, противоборстве в конфликтах, выраженной неспособности к сотрудничеству, подозрительности и зависимости в межличностных отношениях.

Следствием преобладания в личности тенденции к обособлению  является отчуждение человека от других людей, норм, и ценностей, принятых в  обществе, мира в целом. При этом наблюдается потеря значимых связей и контактов, интимности, приватности  в общении, способности к единению.

Человек чувствует себя покинутым, потерянным, заброшенным в чуждый и непонятный ему мир. Он не может  уже найти необходимый отклик и понимание. Осознание невозможности  быть выслушанным, понятным, принятым зачастую приводит к убеждению в  собственной ненужности, неинтересности. Когда мысль об этом овладевает сознанием, теряется интерес к жизни вообще. Человек оценивает свое бытие  как оторванное от себя. Его жизнь  протекает, будто во сне, и он неосознанно  отвечает ей тем, что сумел выделить в ней и акцентировать: отверженностью, неприятием, небрежением. Подобное отношение  к жизни делает ее столь невыносимой, что нередко возникают  мысли  о самоубийстве. Обычно мы наблюдаем  у таких людей недоверие, подозрительность, приписывание другим плохих намерений, тоску, депрессию, реже – тревогу. Это  неудивительно, если понять, что человек  находиться в состоянии одиночества  осознанного, не имея возможности с  кем-то поделиться, потому что рядом, по его представлениям, нет никого, способного выслушать и понять. Термин «отчуждающее» предполагает протяженность  процесса, и состояния во времени, с одной стороны, с другой –  двусторонний характер отчуждения, то есть со временем объекты отчуждения становятся его субъектами и сами проявляют это по отношению к  человеку, переживающему такой вид  одиночества.

Следующий вид одиночества  – диссоциированное – представляет собой наиболее сложное состояние, как по переживаниям, так и по происхождению и проявлениям. Генезис  его определяется ярко выраженными  процессами идентификации и отчуждения и резкой их сменой по отношению  даже к одним и тем же людям. Сначала человек отождествляет  себя  с другим, принимая его образ  жизни и следуя ему, безгранично  доверяет «как самому себе». Именно это  « как самому себе» составляет основу для понимания психологического генезиса данного состояния. После  полной идентификации следует резкое отчуждение от того же объекта, что  отражает истинное отношение человека к самому себе. Одни стороны своей  личности принимаются человеком, другие – категорически отвергаются. Как  только проекция этих отверженных качеств находит свое отражение в объекте идентификации, последний сразу же отвергается весь целиком, то есть происходит резкое и безоговорочное отчуждение. Чувство одиночества при этом острое, четкое, осознаваемое, болезненное. Диссоциированное одиночество выражается в тревожности и демонстративности характера, противоборстве в конфликтах, личной направленности, сочетании высокой и низкой эмпатии (при отсутствии среднего уровня), эгоистичности и подчиняемости в межличностных отношениях, что, безусловно, является противоположными тенденциями.

Субъективно позитивный вид  одиночества – управляемое одиночество, или уединенность, представляет собой  вариант переживания психологической  отдельности, собственной индивидуальности, который личностно обусловлен оптимальным  соотношением результатов процессов  идентификации и обособления. Это  динамическое равновесие можно рассматривать  как одно из проявлений психологической  устойчивости личности относительно воздействий  социума.

Методика  диагностики   уровня  субъективного  ощущения  Д.Рассела

 И  М. Фергюсона   позволяет  определить,  насколько   сам  человек  считает   себя одиноким .

По  результатам  обследования,  подсчитывается  количество  каждого  из  вариантов  ответов. Сумма  ответов   «часто»  умножается  на  три, «иногда» - на  два, «редко» -  на   один  и «никогда» -  на  0 . Полученные  результаты  складываются.  Максимально возможный показатель  одиночества -  60  баллов.

Высокую  степень  одиночества  показывают  от  40  до  60   баллов – средний  уровень  одиночества,  от  0  до  20  баллов   низкий  уровень  одиночества.

Таким  образом, вышеуказанные   методики   были  проведены  в  рамках  исследования  по  теме  курсовой  работы,  рассмотрим  их  результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ результатов исследования

 

 Результаты   диагностики   учащихся  11 «а»  класса, полученные  по опроснику С.Г. Корчагиной  «Одиночество», представлены  в таблице 2.

 

Таблица 2

Результаты диагностики  учащихся 11 «а» класса

По опроснику  С.Г. Корчагиной «Одиночество»

 

Имя Ф.

Баллы

Интерпретация

Павел Т.

20

Неглубокое переживание  возможного одиночества

Валя О.

28

Глубокое переживание  актуального одиночества

Саша К.

29

Глубокое переживание  актуального одиночества

Артем К.

23

Неглубокое переживание  возможного одиночества

Влада Б.

27

Неглубокое переживание  возможного одиночества

Наташа Р.

25

Неглубокое переживание  возможного одиночества

Леера Р.

31

Глубокое переживание  актуального одиночества

Анна Б.

23

Неглубокое переживание  возможного одиночества

Леша К.

16

Человек не переживает сейчас одиночества

Иван Р.

20

Неглубокое переживание  возможного одиночества

Наталья И.

23

Неглубокое переживание  возможного одиночества

Ася М.

31

Глубокое переживание  актуального одиночества

Дима Т.

23

Неглубокое переживание  возможного одиночества

Костя И.

23

Глубокое переживание  актуального одиночества

Нина Р.

24

Неглубокое переживание  возможного одиночества

Алина Н.

27

Неглубокое переживание  возможного одиночества

Юрий К.

30

Глубокое переживание  актуального одиночества

Саша П.

20

Неглубокое переживание  возможного одиночества

Егор Д.

27

Неглубокое переживание  возможного одиночества

Ольга Е.

26

Неглубокое переживание  возможного одиночества

Павел Т.

25

Неглубокое переживание  возможного одиночества

Валя О.

26

Неглубокое переживание  возможного одиночества

Саша К.

26

Неглубокое переживание  возможного одиночества

Артем К.

25

Неглубокое переживание  возможного одиночества


 

У пяти испытуемых (Юрий К., Ася М., Валерия И., Александра К., Валентина О.) наблюдается глубокое переживание актуального одиночества, один (Александр К.) – не переживает сейчас одиночество, остальные испытуемые испытывают неглубокое переживание возможного одиночества. Это значит, что пять испытуемых, у которых выявлено глубокое переживание актуального одиночества: по-настоящему, в данный период жизни испытывают хроническое состояние одиночества; отсутствует понимание в межличностных отношениях, присутствует состояние покинутости, невозможность откровенного, тесного общения, имеет место быть давящая зависимость от других людей, переживание собственных неудач, а так же трудности в умении радоваться победам и удачам других. При решении трудных жизненных задач данные испытуемые рассчитывают только на свои силы.

У большинства испытуемых выявлено неглубокое переживание возможного одиночества, - это недостаток время  от времени истинного человеческого  общения, недостаток понимания со стороны  друзей и близких. Это преходящее чувство одиночества – на какое-то время человек может почувствовать  себя действительно одиноким, но стоит  ему, например, встретиться с друзьями или посетить общественное место  с развлекательной целью, - и то чувства одиночества не остается и следа.

Стоит отметить, что лишь один из 24 испытуемых не испытывает чувства  одиночества. Очень глубокого переживания  одиночества, означающего уход в  себя, погруженность в это состояние  выявлено не было. Процентное соотношение  уровней переживания одиночества  в выборке испытуемых 0 – не испытывают сейчас одиночества, 88,4 – неглубокое переживание возможного одиночества, 11,6 – глубокое переживание актуального  одиночества.

Опросник для вида одиночества (С.Г. Корчагиной) при проведении позволил выявить, представленные в таблице 3 результаты.

Таблица 3

Результаты диагностики  учащихся 11 «а»

По опроснику  для определения вида одиночества (авт. С. Г. Корчагина)

Имя Ф.

Диффузное одиночество

Отчуждающее одиночество

Диссоциированное одиночество

Состояние одиночества

Павел Т.

6

8

6

8

Валя О.

7

5

6

5

Саша К.

6

6

8

5

Артем К.

4

6

5

3

Влада Б.

7

8

9

7

Наташа Р.

6

6

7

5

Леера Р.

8

2

4

3

Анна Б.

2

10

7

7

Леша К.

5

13

6

7

Иван Р.

7

3

4

3

Наталья И.

8

4

7

7

Ася М.

8

6

8

6

Дима Т.

7

3

6

2

Костя И.

6

5

5

3

Нина Р.

8

5

6

4

Алина Н.

7

7

10

6

Юрий К.

7

8

6

10

Саша П.

6

4

4

2

Егор Д.

3

7

7

8

Ольга Е.

6

5

4

4

Павел Т.

7

5

8

9

Валя О.

7

4

8

8

Саша К.

2

9

5

5

Артем К.

7

5

5

5

Информация о работе Переживание чувства одиночества в подростковом и юношеском возрасте