Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:59, курсовая работа
Цель исследования: изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах состояния одиночества в подростковом и юношеском возрасте.
Для решения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме курсовой работы, рассмотрев понятие и характеристики одиночества, охарактеризовав особенности развития в подростковом и юношеском возрасте.
2. Подобрать диагностические методики для исследования состояния одиночества и провести констатирующий эксперимент.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретический аспект изучения проблемы одиночества в психологии….....6
1.1 Понятие чувства одиночества……………………………………………….6
1.2 Переживание чувства одиночества подростками как закономерное возрастное чувство………………………………………………………………13
2 Изучение чувства одиночества у подростков и юношей…………………………………………..……………………………….17
2.1 Организация и методы экспериментального исследования состояния одиночества у лиц подросткового и юношеского возраста…………………………………………………………………………...17
2.2 Анализ результатов исследования ………………………………………...21
Заключение ……………………………………………………………………....33
Список использованных источников ………………………………………….36
Т.В. Драгунова проводила специальное исследование, направленное на выяснения роли и места одиночества в подростковом возрасте. Общие вывод исследования заключается в следующем:
При этом Т.В. Драгунова выделяла в качестве особенного феномена «стремления к одиночеству», понимая его как эпизодически возникающую у подростков потребность побыть одному. «Желанием побыть одному у наших подростков связанно с потребностью разобраться в самом себе, в событиях окружающего мира, в своем отношении к этим событиям». [5, с.152]
Одним из главных моментов исследования Т.В. Драгуновой является, на ваш взгляд, понимание потребности побыть одному как «необходимого усвоения для формирования мировоззрения, и как свидетельство наличие этого процесса (формирования мировоззрения) на каком-то определенном его этапе ». [5, с. 153]
2 ИЗУЧЕНИЕ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА У ПОДРПОСТКОВ И ЮНОШЕЙ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МОТОДЫ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, СОСТОЯНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
В рамках проведения исследования
состояния одиночества и
Исследование проводилось в декабре 2011 год, на базе МОУ Парнинская СОШ №5,Шарыповского района, Красноярского края.
Выборку исследования составили 43 учащихся одиннадцатых классов, средний возраст испытуемых – 15,5 лет.
Опросник С.Г. Корчагиной «Одиночество» позволяет диагностировать глубину переживания одиночества.
Этот опросник обрабатывается достаточно просто. Ответам испытуемого приписывается следующие баллы: всегда – 4, часто – 3, иногда – 2, никогда – 1.
Ключ для измерения выраженности одиночества такой:
Опросник для определения вида одиночества (авт. С.Г. Корчагина)
Направлен на определение
и глубины переживания
Обработка производится в соответствие с ключом, простым суммированием баллов.
Ключ к опроснику для вида одиночества С.Г. Корчагиной
Таблица 1
Диффузное |
«+» |
4, 6, 11, 12, 13, 14, 21, 23, 25, 26 |
«-» |
2, 11, 24, 27 | |
Отчуждающее |
«+» |
1, 2, 5, 16, 22, 24, 27, 29 |
«-» |
11, 13, 14, 23, 25, 26, 30 | |
Диссоциированное |
«+» |
1, 4, 7, 8, 9, 10, 12, 15, 19, 28 |
«-» |
17, 20, 27, 30 | |
Состояние одиночества (без определения вида) |
«+» |
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 15, 16, 29, 22 |
«-» |
13, 14, 30, 24 |
Людей переживающих диффузное
одиночество, отличает подозрительность
в межличностных отношениях и
сочетание противоричайщих
Следствием преобладания в личности тенденции к обособлению является отчуждение человека от других людей, норм, и ценностей, принятых в обществе, мира в целом. При этом наблюдается потеря значимых связей и контактов, интимности, приватности в общении, способности к единению.
Человек чувствует себя покинутым, потерянным, заброшенным в чуждый и непонятный ему мир. Он не может уже найти необходимый отклик и понимание. Осознание невозможности быть выслушанным, понятным, принятым зачастую приводит к убеждению в собственной ненужности, неинтересности. Когда мысль об этом овладевает сознанием, теряется интерес к жизни вообще. Человек оценивает свое бытие как оторванное от себя. Его жизнь протекает, будто во сне, и он неосознанно отвечает ей тем, что сумел выделить в ней и акцентировать: отверженностью, неприятием, небрежением. Подобное отношение к жизни делает ее столь невыносимой, что нередко возникают мысли о самоубийстве. Обычно мы наблюдаем у таких людей недоверие, подозрительность, приписывание другим плохих намерений, тоску, депрессию, реже – тревогу. Это неудивительно, если понять, что человек находиться в состоянии одиночества осознанного, не имея возможности с кем-то поделиться, потому что рядом, по его представлениям, нет никого, способного выслушать и понять. Термин «отчуждающее» предполагает протяженность процесса, и состояния во времени, с одной стороны, с другой – двусторонний характер отчуждения, то есть со временем объекты отчуждения становятся его субъектами и сами проявляют это по отношению к человеку, переживающему такой вид одиночества.
Следующий вид одиночества – диссоциированное – представляет собой наиболее сложное состояние, как по переживаниям, так и по происхождению и проявлениям. Генезис его определяется ярко выраженными процессами идентификации и отчуждения и резкой их сменой по отношению даже к одним и тем же людям. Сначала человек отождествляет себя с другим, принимая его образ жизни и следуя ему, безгранично доверяет «как самому себе». Именно это « как самому себе» составляет основу для понимания психологического генезиса данного состояния. После полной идентификации следует резкое отчуждение от того же объекта, что отражает истинное отношение человека к самому себе. Одни стороны своей личности принимаются человеком, другие – категорически отвергаются. Как только проекция этих отверженных качеств находит свое отражение в объекте идентификации, последний сразу же отвергается весь целиком, то есть происходит резкое и безоговорочное отчуждение. Чувство одиночества при этом острое, четкое, осознаваемое, болезненное. Диссоциированное одиночество выражается в тревожности и демонстративности характера, противоборстве в конфликтах, личной направленности, сочетании высокой и низкой эмпатии (при отсутствии среднего уровня), эгоистичности и подчиняемости в межличностных отношениях, что, безусловно, является противоположными тенденциями.
Субъективно позитивный вид
одиночества – управляемое
Методика диагностики уровня субъективного ощущения Д.Рассела
И М. Фергюсона позволяет определить, насколько сам человек считает себя одиноким .
По результатам обследования, подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на три, «иногда» - на два, «редко» - на один и «никогда» - на 0 . Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества - 60 баллов.
Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов – средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов низкий уровень одиночества.
Таким образом, вышеуказанные методики были проведены в рамках исследования по теме курсовой работы, рассмотрим их результаты.
2.2 Анализ результатов исследования
Результаты диагностики учащихся 11 «а» класса, полученные по опроснику С.Г. Корчагиной «Одиночество», представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты диагностики учащихся 11 «а» класса
По опроснику С.Г. Корчагиной «Одиночество»
Имя Ф. |
Баллы |
Интерпретация |
Павел Т. |
20 |
Неглубокое переживание возможного одиночества |
Валя О. |
28 |
Глубокое переживание актуального одиночества |
Саша К. |
29 |
Глубокое переживание актуального одиночества |
Артем К. |
23 |
Неглубокое переживание возможного одиночества |
Влада Б. |
27 |
Неглубокое переживание возможного одиночества |
Наташа Р. |
25 |
Неглубокое переживание возможного одиночества |
Леера Р. |
31 |
Глубокое переживание актуального одиночества |
Анна Б. |
23 |
Неглубокое переживание возможного одиночества |
Леша К. |
16 |
Человек не переживает сейчас одиночества |
Иван Р. |
20 |
Неглубокое переживание возможного одиночества |
Наталья И. |
23 |
Неглубокое переживание возможного одиночества |
Ася М. |
31 |
Глубокое переживание актуального одиночества |
Дима Т. |
23 |
Неглубокое переживание возможного одиночества |
Костя И. |
23 |
Глубокое переживание актуального одиночества |
Нина Р. |
24 |
Неглубокое переживание возможного одиночества |
Алина Н. |
27 |
Неглубокое переживание возможного одиночества |
Юрий К. |
30 |
Глубокое переживание актуального одиночества |
Саша П. |
20 |
Неглубокое переживание возможного одиночества |
Егор Д. |
27 |
Неглубокое переживание возможного одиночества |
Ольга Е. |
26 |
Неглубокое переживание возможного одиночества |
Павел Т. |
25 |
Неглубокое переживание возможного одиночества |
Валя О. |
26 |
Неглубокое переживание возможного одиночества |
Саша К. |
26 |
Неглубокое переживание возможного одиночества |
Артем К. |
25 |
Неглубокое переживание возможного одиночества |
У пяти испытуемых (Юрий К., Ася М., Валерия И., Александра К., Валентина О.) наблюдается глубокое переживание актуального одиночества, один (Александр К.) – не переживает сейчас одиночество, остальные испытуемые испытывают неглубокое переживание возможного одиночества. Это значит, что пять испытуемых, у которых выявлено глубокое переживание актуального одиночества: по-настоящему, в данный период жизни испытывают хроническое состояние одиночества; отсутствует понимание в межличностных отношениях, присутствует состояние покинутости, невозможность откровенного, тесного общения, имеет место быть давящая зависимость от других людей, переживание собственных неудач, а так же трудности в умении радоваться победам и удачам других. При решении трудных жизненных задач данные испытуемые рассчитывают только на свои силы.
У большинства испытуемых
выявлено неглубокое переживание возможного
одиночества, - это недостаток время
от времени истинного
Стоит отметить, что лишь
один из 24 испытуемых не испытывает чувства
одиночества. Очень глубокого переживания
одиночества, означающего уход в
себя, погруженность в это состояние
выявлено не было. Процентное соотношение
уровней переживания
Опросник для вида одиночества (С.Г. Корчагиной) при проведении позволил выявить, представленные в таблице 3 результаты.
Таблица 3
Результаты диагностики учащихся 11 «а»
По опроснику для определения вида одиночества (авт. С. Г. Корчагина)
Имя Ф. |
Диффузное одиночество |
Отчуждающее одиночество |
Диссоциированное одиночество |
Состояние одиночества |
Павел Т. |
6 |
8 |
6 |
8 |
Валя О. |
7 |
5 |
6 |
5 |
Саша К. |
6 |
6 |
8 |
5 |
Артем К. |
4 |
6 |
5 |
3 |
Влада Б. |
7 |
8 |
9 |
7 |
Наташа Р. |
6 |
6 |
7 |
5 |
Леера Р. |
8 |
2 |
4 |
3 |
Анна Б. |
2 |
10 |
7 |
7 |
Леша К. |
5 |
13 |
6 |
7 |
Иван Р. |
7 |
3 |
4 |
3 |
Наталья И. |
8 |
4 |
7 |
7 |
Ася М. |
8 |
6 |
8 |
6 |
Дима Т. |
7 |
3 |
6 |
2 |
Костя И. |
6 |
5 |
5 |
3 |
Нина Р. |
8 |
5 |
6 |
4 |
Алина Н. |
7 |
7 |
10 |
6 |
Юрий К. |
7 |
8 |
6 |
10 |
Саша П. |
6 |
4 |
4 |
2 |
Егор Д. |
3 |
7 |
7 |
8 |
Ольга Е. |
6 |
5 |
4 |
4 |
Павел Т. |
7 |
5 |
8 |
9 |
Валя О. |
7 |
4 |
8 |
8 |
Саша К. |
2 |
9 |
5 |
5 |
Артем К. |
7 |
5 |
5 |
5 |
Информация о работе Переживание чувства одиночества в подростковом и юношеском возрасте