Переживание чувства одиночества в подростковом и юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:59, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах состояния одиночества в подростковом и юношеском возрасте.
Для решения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме курсовой работы, рассмотрев понятие и характеристики одиночества, охарактеризовав особенности развития в подростковом и юношеском возрасте.
2. Подобрать диагностические методики для исследования состояния одиночества и провести констатирующий эксперимент.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретический аспект изучения проблемы одиночества в психологии….....6
1.1 Понятие чувства одиночества……………………………………………….6
1.2 Переживание чувства одиночества подростками как закономерное возрастное чувство………………………………………………………………13
2 Изучение чувства одиночества у подростков и юношей…………………………………………..……………………………….17
2.1 Организация и методы экспериментального исследования состояния одиночества у лиц подросткового и юношеского возраста…………………………………………………………………………...17
2.2 Анализ результатов исследования ………………………………………...21
Заключение ……………………………………………………………………....33
Список использованных источников ………………………………………….36

Работа состоит из  1 файл

курсак.docx

— 80.13 Кб (Скачать документ)

 

Таким образом, у пяти испытуемых преобладает диффузное одиночество, у трех – отчуждающее, у шести  – диссоциированное. По глубине  одиночества можно сделать следующие  выводы: большую глубину одиночества  испытывает три испытуемых, пять испытуемых – среднюю, и тринадцать – небольшую глубину. Следовательно, о первых пяти испытуемых, испытывающих диффузное одиночество можно сказать: привыкая отождествлять себя с другими людьми, группой, они постепенно теряют свое «Я», которое становится чуждым, непонятным и пугающим. Так как доминирование одной тенденции не означает полную блокировку другой, то механизмы обособления все же проявляют себя, но диапазон их действия крайне узок и определяется размытыми, нечеткими границами собственного «Я». Вследствие того, что данный вид состояния одиночества обусловлен субъективной  потерей собственного «Я»,его растворением в социуме, обезличенностью общения, отчуждением от себя самого. Для данной группы характерна неосознаваемость одиночества.

Отчуждающий вид одиночества, выявленный у трех испытуемых, характеризуется  протяженностью процесса  и состояния во времени, имеет динамику процесса отчуждения: отчужденными объектами в жизни данных испытуемых могут быть те объекты, которое ранее были близки, нужны, симпатичны. Кроме того, здесь подразумевается двусторонний характер действия механизма отчуждения: со стороны субъекта и со стороны объекта, что непременно увеличивает психологическую дистанцию между ними. Чем больше отчужденных объектов в жизни человека, тем вероятнее переживание одиночества. Иными словами,  для данных испытуемых свойственна потеря эмоциональной связи с другими людьми, знакомыми местами, дорогими прежде воспоминаниями, ситуациями и переживаниями, которые становятся чуждыми для индивида, а взаимоотношения с ними – бессмысленными. Постепенно происходит накопление в сознании отчужденных объектов, действие  механизма отчуждения становится все шире, глубже и субъект уже начинает как бы терять связь с окружающим миром. Осознавая физическую реальность объектов, он не допускает возможности психологической близости  с ними, всегда соблюдая им же установленную дистанцию. Это может проявляться  в  высокой тревожности, страхе, агрессивности, недоброжелательности, скепсисе, потерянности.

Следует иметь в виду, что при прогрессирующем отчуждении и собственное «Я» представляется человеку странным и чуждым. Нельзя  сказать, что человек потерял свое «Я», скорее  он потерял принадлежность этого «Я» самому себе. «Я» реально существует, человек знает его особенности и характеристики, но оно переходит в разряд объектов, подлежащих, как и все прочие, отчуждению. Жизнь становится  бессмысленной и пустой. Взаимодействие  с каким-либо новым объектом может заинтересовать лишь с целью «смазывания колес» механизма отчуждения. Когнитивная сфера задействована как инструмент, познающий то, от чего предстоит отстраниться.

 С точки зрения нормативности  оба  этих  вида  могут иметь   ту самую протяженность, континуум  от нормы до пограничности  в зависимости от глубины переживаний  и длительности состояния. Здесь  есть прямая закономерность: чем  дольше наблюдается неравновесие  тенденций, тем глубже состояние   одиночества, которое при диффузном  варианте может быть и неосознаваемым. Определяющим фактором в обоих  случаях выступает отчуждение: в  первом – от других, во втором  – от себя.

Диссоциированный вид  одиночества, выявленный у шести  испытуемых, свойственен людям с  экспрессивной психикой. Их эмоции проявляются ярко, порой бурно, а  способность к саморегуляции  значительно снижена. Легко догадаться, как непросто таким людям общаться, тем более дружить и любить. Пословица «От любви до ненависти  один шаг»имеет к ним прямое отношение. Одной из определяющих характеристик данного вида одиночества является то , что в таком состоянии появляется как бы призрак диссоциации: человек внутренне почти разделен, но не на отдельные личности, как в случае с психическими расстройствами, а на «хорошего себя» и «плохого себя». При этом «хороший Я» осознается и награждается «незаслуженными медалями», то есть наделяется самыми прекрасными чертами, которых в действительно либо нет совсем, либо присутствуют их зерна, но даже не ростки. Поэтому образ «Я хорошего» всегда искажен, неадекватен. У всех в разной степени, но искажен обязательно. Здесь можно было бы предположить завышенную самооценку, но это не так. Самооценка скачет точно так же, как и «маятник» испытуемого,- от неадекватно завышенной, до неадекватно заниженной.

Поэтому субъект диссоциированного  одиночества, глядя в другого  как в зеркало, потенциально может  увидеть две картинки: прекрасную и ужасную. Если прекрасное отражение  себя действует на человека в целом  благотворно, то ужасное, уродливое, конечно  же, отталкивает. Нетрудно понять, что, когда такой человек видит  в другом свой приукрашенный (самим  же!) образ, он охотно и полно идентифицируется с этим другим, находя и в нем  «в знак благодарности» хорошие качества. Но когда вдруг на фоне, конечно  же, выдуманного, не истинного благополучия он обнаруживает в зеркале негативный облик самого себя, происходит резкое и безоговорочное отчуждение, которое  сопровождается еще и чувством. Так  же для данной группы испытуемых, переживающих диссоциированное одиночество, характерна зависимость. Эта зависимость порой  приобретает довольно-таки странные черты. Такие люди зависимы, с одной  стороны, от того, в кого «смотрятся», с другой – от своего состояния, от отношения к себе, вернее, от его  отсутствия. Да, действительно, отношение  к себе в данном случае можно считать  отсутствующим, так как свое «Я»  расколото, не опознано и очень искажено в представлениях.

Кроме того, таким людям  очень нелегко признать в себе хотя бы какие-то реально существующие негативные черты. Они готовы обвинить чуть ли не весь мир в непонимании, небрежении ими, но только не себя в  отсутствии необходимого мужества признать свое несовершенство и нежелании  не только работать с собой, но и  познавать себя.

Процентное соотношение  видов одиночества в данной выборке  испытуемых представлено: диффузное  – 41,8%, отчуждающее – 29,1%, диссоциированное – 29,1%.

Результаты диагностики  уровня субъективного ощущения одиночества  учащихся 11 «в» класса по методике Д. Рассела и М. Фергюсона представлены в таблице 7

Таблица 7

Результаты диагностики  учащихся 11 «в» класса

по опроснику  для определения уровня субъективного  ощущения одиночества (авт. Д. Рассел и  М. Фергюсон)

Имя Ф.

Баллы

Интерпретация

Ксюша Г.

9

Низкий уровень одиночества

Света Р.

14

Низкий уровень одиночества

Геннадий Д.

30

Средний уровень одиночества

Алексей Ф.

2

Низкий уровень одиночества

Илья Б.

5

Низкий уровень одиночества

Владислав М.

9

Низкий уровень одиночества

 Самир Ш.

22

Средний уровень одиночества

Леонид Т.

11

Низкий уровень одиночества

Евгений С.

13

Низкий уровень одиночества

Павел Ш.

9

Низкий уровень одиночества

Михаил Н.

16

Низкий уровень одиночества

Олег П.

10

Низкий уровень одиночества

Илья Ш.

1

Низкий уровень одиночества

Никита Б.

12

Низкий уровень одиночества

Александр П.

2

Низкий уровень одиночества

Кристина Ш.

14

Низкий уровень одиночества

Екатерина Н.

15

Низкий уровень одиночества

Алена В.

22

Средний уровень одиночества

Константин К.

9

Низкий уровень одиночества


 

Следовательно, в данной группе у трех испытуемых – средний  уровень одиночества, у остальных  испытуемых  -  низкий. Это значит, что большинство  испытуемых не считают  себя сколько- нибудь одиноким,- результаты диагностики показывают нижнюю, минимальную  границу (менее 20 баллов). Средний уровень  субъективного одиночества –  человек считает, что ему не хватает  общения, близких друзей, откровенности  в общении, помощи, близости и общности интересов и идей. Иногда, чувствует  себя отверженным.

Высоких показателей, означающих, что человек глубоко погружен в тяжелое состояние одиночества, выявлено не было.

Процентное соотношение  уровней субъективного ощущения одиночества в данной выборке  испытуемых представлено: не испытывают сейчас одиночества – 4,2%, неглубокое переживание возможного одиночества  – 75% , глубокое переживание актуального  одиночества – 20,8%.

Таким образом, подводя итоги  исследования, и обобщая его результаты в обеих группах, можно сделать  следующие выводы. У 90,1% испытуемых определен низкий уровень субъективного  ощущения одиночества, что означает, что они не считают себя одинокими. Средний уровень субъективного  ощущения одиночества показали 9,9% испытуемых, следовательно, их время от времени  посещает  чувство одиночества. Это  выражается в том, что иногда им не хватает общения, что в некоторых ситуациях им не к кому обратиться, их окружает мало людей, с которыми можно разделить интересы, не хватает общности ценностей в среде круга общения.

Виды состояния одиночества: диффузное одиночество -  38,6%, отчуждающее  одиночество – 26,9%, диссоциированное одиночество – 34,5%. Итак, большинство  испытуемых не считают себя одинокими, однако результаты другой методики показали, что у 16,2% испытуемых – глубокое переживание актуального одиночества. Это значит, что для данной группы свойственно наличие объективных  причин испытывать переживание одиночества. Но некоторые из испытуемых, - это  около 6%, - не осознают себя одинокими, хотя и отмечают невысокое качество социальных контактов. Так же было выявлено, что у 81,7% испытуемых – неглубокое переживание возможного одиночества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проанализировав  литературу по теме курсовой работы, можно  заключить, что состояние одиночества -  сложное  социально – психологическое  явление, которое может быть описано  с помощью и объективных, и  субъективных характеристик. В объективном  плане оно представляет собой  стабильную ситуацию ограниченности коммуникативных, эмоциональных и духовных связей человека с другими людьми. В субъективном плане оно включает в себя два  компонента. Во- первых, имеется когнитивный компонент, связанный с далеко не всегда адекватным определением себя в качестве одинокого или не одинокого человека. Во – вторых, имеется аффективный компонент, связанный с целостным негативным или позитивным отношением к самому явлению одиночества, что вызывает формирование у человека тенденции (стремления) к его избеганию или не избеганию.

 Одним из факторов, способствующих одиночеству, является  нежелание человека оказаться  в такой ситуации межличностного  общения, при которой он подвергается  риску получить отказ в установлении  нужных для него взаимоотношений,  почувствовать смущение и разочарование.  Враждебность и пассивность, как  возможные причины и одновременно  следствия одиночества, часто   сопровождают его. Из-за боязни  отрицательных  результатов проявления  инициативы в установлении межличностных  контактов человеку становится  все труднее преодолевать одиночество,  и страх, порожденный прежним  неудачным опытом, способствует  созданию обстановки, которая еще  более усиливает чувство одиночества.

 Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, представители юношеского возраста, открывают целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки, ощущение собственного тела. Но вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества, ощущение внутренней пустоты, которую чем- то необходимо заполнить.

От того, как  закладываются  на данном возрастном этапе основы социальной ориентации, зависит становление  социальных установок личности, вероятность  возникновения и глубина переживания  одиночества.

 Подводя итоги исследования, и  обобщая его результаты в обеих группах, можно сделать следующие выводы: у 90,1% испытуемых низкий уровень субъективного ощущения одиночества, что означает, что они не считают себя одинокими. Средний уровень субъективного ощущения одиночества показали 9,9%  испытуемых, - следовательно, их время от времени посещает чувство одиночества. Это выражается в том, что иногда  им не хватает общения, что в некоторых ситуациях им не к кому обратиться, их  окружает мало людей, с которыми можно разделить интересы, не хватает общности ценностей в среде круга общения.

 Итак, большинство испытуемых  не считают себя одинокими,  однако результаты другой  методики  показали, что у 16,2% испытуемых  – глубокое переживание актуального  одиночества. Это значит, что для  данной группы  свойственно наличие  объективных причин испытывать  переживание одиночества. Но некоторые  из испытуемых,- это около 6%, - не  осознают себя одинокими, хотя  и отмечают невысокое качество  социальных контактов. Так же  у 81,7% испытуемых – неглубокое  переживание возможного одиночества,- преходящее время от времени,  нестойкое чувство одиночества.

 Выявленные виды состояния  одиночества: диффузное одиночество  – 38,6%, отчуждающее одиночество  – 26,9%, диссоциированное одиночество  – 34,5%.

Информация о работе Переживание чувства одиночества в подростковом и юношеском возрасте