Практические аспекты «Таргет-костинга»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:53, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть процесс зарождения «таргет-костинга», последствия его применения, взаимодействие с маркетингом и показать пример использования данного метода.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать причины появления «таргет-костинга».
2.Рассмотреть механизм взаимодействия с маркетингом.
3.Показать действия в условиях конкуренции на примере использования «таргет-костинга».

Работа состоит из  1 файл

таргет-костинг.docx

— 118.06 Кб (Скачать документ)

Введение 

 Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что проблема управления затратами в современных условиях важна для большинства российских компаний. Высокая себестоимость продукции снижает ее конкурентоспособность и заставляет работников искать причины и резервы снижения затрат. На предприятии отсутствует эффективный механизм планирования, контроля, анализа затрат. Недостаточность качественной и реальной информации о себестоимости отдельных видов продукции и их позиции на рынке по сравнению с продуктами других предприятий снижает эффективность управления. Управление затратами является действенным инструментом повышения эффективности деятельности предприятия и ее структурных подразделений и возможно только на основе комплексного и системного подхода к решению проблемы, т.е. на основе единой системы управления затратами.

  В данной работе управление затратами рассматривается по системе учета «таргет-костинг». «Таргет-костинг» позволяет предприятию минимизировать возможный ущерб при выводе на рынок нового товара: цена изделия изначально определяется предпочтениями потребителей, а не его себестоимостью.

 В  курсовой работе рассматриваются вопросы истории появления понятия «таргет-костинг», преимущества этой системы, взаимодействие «таргет-костинга» с маркетингом, действия в условиях конкуренции, а так же неразрывная связь с системой учета «кайзен-кистинг». Также рассмотрены практические ситуации применения системы «таргет-костинг».  
Объект исследования – система «таргет-костинг».

 Цель работы – рассмотреть процесс зарождения «таргет-костинга», последствия его применения, взаимодействие с маркетингом и показать пример использования данного метода. 
 

 Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 
1.Исследовать причины появления «таргет-костинга». 
2.Рассмотреть механизм взаимодействия с маркетингом.  
3.Показать действия в условиях конкуренции на примере использования «таргет-костинга».

 
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит  из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы. В названии глав отображается их содержание.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1: Управленческий учет в системе «Таргет-костинг»

1.1.Сущность  и понятие «Таргет-костинга» 

  Современный «Таргет-костинг» (японское название — genka kikaku) зародился в Японии в 1960-х годах. Впервые данный метод внедрила в практику корпорация Toyota в 1965 году, хотя некоторые, более примитивные его формы еще в 1947 году использовала компания General Electric. На этом предприятии издавна использовалась система управления целевыми издержками (target cost management), однако по сути она представляла собой чересчур упрощенную версию современной концепции.

  Хотя элементы «Таргет-костинга» были известны достаточно давно, но как системная концепция целевого управления затратами genka kikaku был применен именно в Японии. Лишь в конце 1980-х годов промышленные корпорации США начали внедрять этот подход, взяв за образец японскую модель как наиболее эффективную и продвинутую. В настоящее время она применяется предприятиями различных отраслей промышленности на этапе проектирования изделия, планирования его себестоимости и производства. 
Впервые термин «Таргет-костинг» (target costing), используемый сейчас, употребил в 1988 году Тоширо Хиромото в статье «Скрытый клинок: японский управленческий учет», где автор сравнивал системы производственного учета Японии и США.

  Несмотря на продолжающиеся до сих пор споры о сущности «Таргет-костинга», существует признанное его определение в виде концепции управления, поддерживающей стратегию снижения затрат и реализующую функции планирования производства новых продуктов, превентивного контроля издержек и калькулирования целевой себестоимости в соответствии с рыночными реалиями. 
 

   
Использование «Таргет-костинга»

 
  Наибольшее распространение target costing получил на предприятиях, работающих на международных рынках в условиях жесткой конкуренции, и прежде всего в инновационных отраслях: автомобилестроении, производстве электроники, т. е. там, где японские предприятия ведут агрессивную маркетинговую политику, вытесняя конкурентов даже с их национальных рынков. На сегодняшний день в Японии более 80% крупных компаний (Toyota, Daihatsu, Nissan, Matsushita, NEC, Sony, Cannon, Olympus, Nippon) активно работают по системе таргет-костинг. В США и Европе число таких предприятий не столь велико, однако и там таргет-костинг быстро находит приверженцев: Daimler/Chrysler, Procter & Gamble, Caterpillar, ITT Automotive.

  Исследования, проведенные в Германии в 2000 году [5], показали, что таргет-костинг периодически использовался на 66% опрошенных предприятий, а регулярно применялся на 45% предприятий. 

Таблица 1 

Доля  опрошенных немецких предприятий, внедривших систему таргет-костинга, % от числа опрошенных

Производство Как инструмент менеджмента Как инструмент для инженеров Всего (внедрено) Не используют
Электротехнических  изделий 48 22 70 30
Транспортных  средств 64 19 83 17
Измерительного  инструмента 36 14 50 50
Машин и механизмов 33 26 59 41
Металлопродукции 29 7 36 64
Всего 45 21 66 34
 
 

Кроме сферы производства инновационных  продуктов таргет-костинг все  чаще находит свое применение на предприятиях сферы обслуживания, а также в  неприбыльных организациях (например, в медицинских клиниках). 

Принципы  и процессы работы «Таргет-костинга»

Система целевого управления затратами «Таргет-костинг» основывается на очень простой идее: если для успешного бизнеса изделие нужно продавать по цене, не превышающей рыночную, то определение себестоимости будущей продукции начинается именно с установления цены на нее. Традиционный метод ценообразования просто вывернут наизнанку. Сначала определяется рыночная цена на данный вид продукции, затем устанавливается желаемый размер прибыли, а потом рассчитывается максимально допустимый размер себестоимости.

Традиционная формула ценообразования:

Себестоимость + Прибыль = Цена

Допустимый размер себестоимости по методу таргет-костинга определяется следующим образом:

Цена  – Прибыль = Себестоимость.  

 Рыночная цена в данном методе называется целевой ценой (target price), желательная разница между себестоимостью и продажной ценой называется целевой прибылью (target profit), а себестоимость, по которой изделие должно быть изготовлено, называется целевой себестоимостью (target cost). 
Процесс установления целевой цены продукта предусматривает использование трехуровневого анализа «качество продукта — набор функциональных характеристик продукта — цена продукта», где цена предполагается или задается как рынком в целом, так и непосредственными потребителями. Эта цена определяется с помощью маркетинговых исследований, фактически являясь ожидаемой рыночной ценой продукции. Целевая прибыль представляет величину прибыли, необходимую предприятию для развития и удовлетворения запросов собственников. 
Понятие «целевая себестоимость» отличается от понятия «плановая себестоимость», применяемого в отечественной хозяйственной практике. Отличие главным образом в том, что плановая себестоимость рассчитывается на основании норм и нормативов, существующих на конкретном предприятии. Нормативы, в свою очередь, ориентированы на существующие технологии производства и традиционные характеристики выпускаемой продукции. В соответствие с этим плановая себестоимость будет представлять собой не что иное, как средние (в некоторых случаях наилучшие) значения затрат предшествующих периодов, и полностью привязана к внутренним способностям инжиниринга и производства. Целевая себестоимость — это значение себестоимости, максимально допустимое (приемлемое) рыночными условиями. 
Для точного позиционирования продукции на рынке необходимо получить подробную информацию о желаниях и требованиях покупателей к данному продукту, а также установить цены, по которым будет осуществляться возможная их реализация. Внимание сосредоточивается на вопросе: «Какие качества считает наиболее важными покупатель?»

Полученные  данные подвергаются многостороннему  анализу с позиции сокращения себестоимости и усовершенствования процесса производства. Так, выделяются признаки продукта, требующие усовершенствования, решается вопрос о возможном сокращении числа деталей в конструкции (естественно, без ущерба качеству). 

Таким образом, принципами системы «Таргет-костинг» являются следующие: 
первостепенная и постоянная ориентация на требования рынка и клиентов;

• калькуляция целевых затрат для новых продуктов, а также их составных частей, позволяющих достичь желаемой, заранее заданной прибыли при существующих рыночных условиях;

учет влияния на себестоимость продукции пожеланий потребителей по качеству и срокам изготовления продукции;

• использование концепции жизненного цикла продукта. 

Процесс управления затратами с помощью «Таргет-костинга»:

  Рис 1. Процесс таргет-костинга 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Сущность и понятие  «Кайзен-костинга» и его взаимосвязь с «Таргет-костингом» 

 «Кайзен-костинг» является системой управленческого учета, олицетворяющей японский подход к управлению и планированию. «Кайзен-костинг», «Таргет-костинг» и система поддержки достигнутой себестоимости являются основными составляющими японской системы управления затратами.

«Кайзен-костинг» используется в японской модели управленческого учета параллельно с «Таргет-костингом». Обе системы имею одинаковую цель - достижение целевой себестоимости: «Таргет-костинг» - на этапе проектирования нового изделия, «Кайзен-костинг» - на этапе производства изделий.

 Наиболее часто «Кайзен-костинг» применяется в зрелых отраслях, производящих продукцию с достаточно длительным жизненным циклом. Общий принцип для использования кайзен-философии: жизненный цикл производства должен быть длиннее жизненного цикла продукта. Планирование в системе «Кайзен-костинга» основано на фактически осуществляемых производственных процессах, очевидное достоинство системы – в обеспечении оперативной обратной связи с исполнителями.

«Кайзен»  - это японский термин для обозначения процесса непрерывного усовершенствования: «последовательное и бесконечное совершенствование, делающее «маленькую вещь» лучше, установление – и достижение – все повышающихся стандартов». «Кайзен» в широком смысле обозначает своеобразную философию управления, основанную на определенном способе взаимодействия персонала.

«Кайзен-костинг» позволяет снизить издержки по производству существующих продуктов путем поиска способов увеличить эффективность производственного процесса. Такая концепция сочетания систем «Кайзен- костинга» и «Таргет-костинга» появилась в средине 1990-х годов и была обоснована Ясухиро Монденом.

Информация о работе Практические аспекты «Таргет-костинга»