Практика взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:19, курсовая работа

Описание

Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работе невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..............3
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия семьи школы
Понятие семья, ее виды и функции.................................................................5
Значение семьи в воспитании ребёнка..........................................................17
Роль дошкольного учреждения в организации взаимодействия
с семьями воспитанников...............................................................................20
Сущность, содержание, формы и методы взаимодействия
семьи и дошкольного учреждения.......................................................................24
Глава 2. Исследование особенностей взаимодействия дошкольного учреждения и семьи
2.1 Характеристика родителей- участников исследования...............................37
2.2 Изучение уровня взаимодействия дошкольного учреждения и семьи......39
Заключение……………………………………………………….......................45
Список используемой литературы....…..…………………….........................47
Приложение……………………..........................................................................49

Работа состоит из  1 файл

курсовая по практической педагогике.doc

— 393.00 Кб (Скачать документ)

Курсовая работа по практической педагогике

 

ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ 

И ДОШКОЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ

Содержание

Введение…………………………………………………………………..............3

Глава 1. Теоретические основы взаимодействия семьи школы

    1. Понятие семья, ее виды и функции.................................................................5
  • Значение семьи в воспитании ребёнка..........................................................17
  • Роль дошкольного учреждения в организации взаимодействия
  •       с семьями воспитанников...............................................................................20

      1. Сущность, содержание, формы и методы взаимодействия

    семьи и дошкольного  учреждения.......................................................................24

    Глава 2. Исследование особенностей взаимодействия дошкольного учреждения и семьи

    2.1 Характеристика родителей-  участников исследования...............................37

    2.2 Изучение  уровня взаимодействия дошкольного  учреждения и семьи......39

    Заключение……………………………………………………….......................45

    Список  используемой литературы....…..…………………….........................47

    Приложение……………………..........................................................................49


     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение


    Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работе невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь. 

    В соответствии с Законом «Об образовании», где  записано, что родители являются первыми  педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного  и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей.

    В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи  лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

    Актуальность  данной темы в том, что современная семья отличается своей нестабильностью, развиваются процессы кризисных явлений в семье, увеличивается число конфликтных семей, где разногласия родителей между собой отражаются на воспитании детей. Увеличивается разница между прожиточным минимумом богатых и бедных, часть населения оказалась на грани нищенства, чаще всего это многодетные семьи.

    На основе актуальности данной темы была сформулирована проблема:

    Каковы особенности взаимодействия семьи и доу

    Выделение проблемы позволило определить объект и предмет исследования.

    Объект исследования: процесс взаимодействия семьи и доу

    Предмет исследования: виды и формы взаимодействия семьи и доу.

    Исходя из объекта  и предмета исследования, была сформулирована цель исследования: выявление особенностей взаимодействия семьи и ДОУ.

    Достижению  цели способствовало решение следующих  задач:

    1. изучить методическую, педагогическую и психологическую литературу по данной теме;
    2. изучить роль семьи в воспитании ребенка.
    3. охарактеризовать роль дошкольного учреждения в организации взаимодействия с семьями воспитанников.
    4. раскрыть формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.
    5. выявить уровень взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.

    В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о  том, что использование  различных форм и методов взаимодействия доу с семьёй является эффективным в воспитании ребёнка дошкольного возраста.

    Основными методами исследования стали: теоретический  анализ и синтез, анкетирование, обработка данных.

    Методологическую  основу работы составили теоретические положения исследований: Т.С. Зубковой, Н.В. Тимошиной, М.А. Галагузовой,

    Р.В. Овчаровой.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Глава 1. Теоретические основы взаимодействия семьи школы

    1.1 Понятие  семья, ее виды и функции

    Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя. 

    Семья - основная ячейка общества, совокупность людей, связанных между собой узами родства или брака и ведущих в быту одно хозяйство.

    Семью можно  рассматривать с разных позиций, но главным простым определяющим для нас является то, что сама семья выделилась как историческая определенная малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью (А.Г. Харчев). Как малая социальная группа семья: реализует естественные (витальные), потребности своих членов; создает условия для непосредственных контактов;

    не имеет  жестко структурированной системы  взаимоотношений на вертикали; социализирует  своих субъектов чувством родства, любви, привязанности и ответственности  друг за друга, накопленным социальным опытом. И она, по-видимому, всегда будет  важнейшей первичной социальной средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, которую не смогут заменить общественные воспитательные институты в способности давать ребенку ощущение психологической защищенности, "эмоционального тыла", поддержки, безусловного, безоценочного принятия. Семья также отвечает за социальное воспроизводство населения и за воссоздание определенного образа его жизни. Будучи особой самостоятельной частью, она в то же время тесно взаимодействует с определенной социальной средой и от нее зависит. В семье находят отражения все основные достижения, трудности и противоречия общественной жизни, но вместе с тем сама семья влияет на жизнь общества.

    Семья – специфический  социальный институт, в котором переплетаются  интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества, необходимые для жизни каждого человека.

    Каждая семья  уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу.

    Наиболее архаичным  типом является патриархальная (традиционная) семья. Это большая по численности  семья, где в одном «гнезде» проживают  разные поколения родственников  и свойственников. В семье много  детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. Эмансипация женщин и все ей сопутствующие социально-экономические перемены подорвали основы авторитарности, которые царили в патриархальной семье. Семьи с чертами патриархальности сохранились в сельской местности, в малых городах.

    В городских  семьях большего размаха достиг процесс  нуклеаризации и сегментации  семьи, характерный для большинства  народов индустриальных стран. Нуклеарные семьи (преобладающий тип семьи) состоят преимущественно из двух поколений (двухпоколенные) - из супругов и детей - до вступления в брак последних. Наконец, в нашей стране распространены семьи, состоящие из трех поколений (трехпоколенные), включающие родителей (или одного из них) с детьми и бабушек и дедушек (или одного из них) последних. Такие семьи часто носят вынужденный характер: молодая семья хочет отделиться от родительской, но не может это сделать из-за отсутствия собственного жилья.

    В нуклеарных семьях (родители и несемейные дети), т.е. молодых  семьях, обычно наблюдается тесное содружество супругов в быту. Оно выражается в уважительном отношении друг к другу, во взаимопомощи, в открытом проявлении заботы друг о друге в отличие от патриархальных семей, в которых по обычаю принято вуалировать подобные отношения. Но распространение нуклеарных семей чревато ослаблением эмоциональных связей между молодыми супругами и их родителями, в результате снижается возможность оказания взаимопомощи, затруднена передача опыта, в том числе и опыта воспитания, от старшего поколения к младшему.

    В последние  десятилетия растет число малых  семей, состоящих из двух человек: неполных, материнских, «пустых гнезд» (супруги, дети которых «вылетели из гнезда»). Печальная примета нынешнего  времени - рост неполных семей, возникших  в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает ребенка (детей). Такая же структура материнской (внебрачной) семьи, которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. О количественной представительности такой семьи свидетельствует отечественная статистика «внебрачной» рождаемости: каждый шестой ребенок появляется у незамужней мамы. Часто ей всего 15-16 лет, когда она не в состоянии ни содержать ребенка, ни воспитывать его. В последние годы материнские семьи стали создавать зрелые женщины (возраст около 40 лет и выше), сознательно сделавшие выбор «родить для себя». Ежегодно более полумиллиона детей в возрасте до 18 лет остаются без одного родителя в результате развода. На сегодня в России каждый третий ребенок воспитывается в неполной или материнской семье.

    Существует  так называемый гражданский брак. Иногда его называют фактическим, в  просторечии именуют сожительством. Психологи имеют свой термин - промежуточная  семья, подчеркивая, что в любой момент она может принять какую-то окончательную форму: развалится или будет закреплена документально (часто это делается «под давлением» беременности). В такой семье трудно строить долгосрочные планы. Мужчина и женщина, годами проживая под одной крышей, остаются при этом «он» и «она», тогда как супружеское «мы» обладает совсем иным качеством ощущения самих себя и жизни вообще.

    Фактические браки  приобретают всевозрастающую популярность в западном мире - Швеции, Англии, Франции, Нидерландах, США, Канаде. Не осталась в стороне и Россия, где около 7% супругов живут в незарегистрированном браке. Что же лежит в основе такого партнерства двух «независимостей»? Оказывается, вовсе не соображения типа «мы еще молоды для брака, надо материально встать на ноги, а тогда уж...» Но данным социологических исследований, в фактическом браке чаще живут те пары, которые уже достигли или, по крайней мере, уверенно подходят к приличному достатку. Скорее всего, решение «просто пожить вместе» рождается в силу желания оградить себя от ответственности, подстраховаться удобной подножкой, с которой можно при случае соскочить.

    Под функциями  семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных  его членов, выражающие социальную роль

     и сущность семьи.

    На функции  семьи влияют такие факторы, как  требования общества, семейное право  и нормы морали, реальная помощь государства семье. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи  не остаются неизменными: появляются новые  функции, отмирают или наполняются иным содержание ранее возникшие.

    В настоящее  время нет общепринятой классификации  функций семьи. Исследователи единодушны в определении таких функций, как продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (организация  досуга, рекреативная), воспитательная. Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении другой.

    Функция продолжения  рода (репродуктивная) - это биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода. Единственным и незаменимым производителем самого человека является семья. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, заботиться о них, воспитывать. В настоящее время главной социальной функцией семьи становится обеспечение потребности мужчины и женщины в супружестве, отцовстве и материнстве. Этот социальный процесс обеспечивает воспроизводство новых поколений людей, продолжение человеческого рода.

    Слова «семья»  и «родительство» стоят обычно рядом, поскольку рождение новой жизни - важнейший смысл супружества. Такова традиция, идущая из глубины веков: раз есть семья, значит, должны быть дети; раз есть дети, значит, при них  должны быть родители.

    Репродуктивная  функция семьи в настоящее  время привлекает пристальное внимание специалистов многих областей знаний: педагогов, демографов, психологов, юристов, социологов, экономистов, медиков и  т.д. Дело заключается в том, что  для поступательного развития человечества важно и количественное, и качественное воспроизводство населения. От семьи непосредственно зависит, возрастет ли численность живущих на Земле людей и каков будет ее качественный вклад в население, что принесут ее дети окружающему миру.

    Проблема, которая  волнует современное человечество, - это резкое падение рождаемости  во всех развитых странах и очень  быстрый прирост населения в  развивающихся странах.

    Каждая семья  вправе самостоятельно планировать  деторождение: сколько и когда, с какими интервалами появятся у нее дети. Но необходимо учитывать, что и их количество, а также качество здоровья значительно влияют на выполнение семьей ее воспитательной функции.

    Хозяйственная функция обеспечивает многообразные  хозяйственные потребности собственной семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупка продуктов и приготовление пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи; уборка и ремонт жилища; содержание в порядке одежды, обуви и других предметов обихода и т.п. Для многих семей в понятие «домашняя деятельность» входит труд на участке, в личном хозяйстве, дающий возможность производить продукты овощеводства, садоводства, животноводства и др. В настоящее время содержание хозяйственной функции обогатилось новыми формами, такими, как арендный подряд, кооператив, индивидуальная трудовая деятельность.

    Информация о работе Практика взаимодействия семьи и дошкольного учреждения