Практика взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:19, курсовая работа

Описание

Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работе невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..............3
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия семьи школы
Понятие семья, ее виды и функции.................................................................5
Значение семьи в воспитании ребёнка..........................................................17
Роль дошкольного учреждения в организации взаимодействия
с семьями воспитанников...............................................................................20
Сущность, содержание, формы и методы взаимодействия
семьи и дошкольного учреждения.......................................................................24
Глава 2. Исследование особенностей взаимодействия дошкольного учреждения и семьи
2.1 Характеристика родителей- участников исследования...............................37
2.2 Изучение уровня взаимодействия дошкольного учреждения и семьи......39
Заключение……………………………………………………….......................45
Список используемой литературы....…..…………………….........................47
Приложение……………………..........................................................................49

Работа состоит из  1 файл

курсовая по практической педагогике.doc

— 393.00 Кб (Скачать документ)

Анкетирование показало, что  большинство родителей уделяют большое количество времени воспитанию и обучению своего ребенка и имеют положительное отношение к учебно-воспитательному процессу; родители достаточно информированы о формах взаимодействия ДОУ и семьи и по мере возможности принимают участие в совместных мероприятиях; большинство родителей удовлетворены работой ДОУ, однако уровень взаимодействия ДОУ с семьёй необходимо повышать.

Таким образом, гипотеза, заявленная в начале исследования подтвердилась действительно  использование  различных форм и методов взаимодействия доу с семьёй является эффективным в воспитании ребёнка дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. – Ростов-на-Дону, 1998. – 448 с.
  2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья - М.: изд. дом "Карапуз", 2001. – 264с.
  3. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров.

Изд. 2-е, перераб. и доп. М.; СПб., 2000.

  1. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. Его Величество Ребенок - какой он есть. – М., 1999. – 429 с.
  2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997. – 134 с.
  3. Воспитатели и родители: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1985.
  4. Воспитатели и родители: Из опыта работы. Сост. Л.В. Загик, В.М. Иванова. – М.: Просвещение, 1985. – 96 с.
  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2000. – 240 с.
  6. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ/ М., 2005.
  7. Детский сад и семья / Н.Ф.Виноградова, Г.Н.Година, Л.В.Загик и др.; Под ред. Т.М.Марковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986. - 207 с.
  8. Детский сад и семья / Под ред. В.К.Котырло, С.А.Ладывир. - Киев, 1984.
  9. Детский сад и семья/ Под ред. Т.А. Марковой. - М., 1986.
  10. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. № 1.
  11. Елисеева Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / Т.П. Елисеева: Под ред. М.М.Ярмолинской.- Мн.: Лексис.2004. -68с. 
  12. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб., 2000. – 224 с.
  13. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  14. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие.

– Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 1997. С. 97-135.

  1. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.-232 с.
  2. Козлова А.В., Дешуилина Р.П. Работа ДОУ с семьей – Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинги. Москва ТЦ Сфера, 2004
  3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов сред. Пед. учеб. заведений. – 4-е изд.: - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  4. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. / А.Г. Рузская. – М., 1997. – 234 с.
  5. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академический проект, 2001. - 416 с.
  6. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т. С. Лобанок. – 2-е изд. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2003.
  7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – 2-е изд., испр-е и доп. – М.:Азь,1994.
  8. Основы социальной работы: Учебник - М.: ИНФРА-М, 2004. - 395 с.
  9. Панько Е. А. Психология личности и деятельности педагога дошкольного образования: Моногр. – Мн.: БГПУ, 2005. _ 231 с.
  10. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов. пед. вузов: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999г – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.
  11. Прохоров Б.Б. Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 476 с. 
  12. Семейное воспитание: Словарь / Под ред. М.И.Кондакова. М.: Педагогика, 1972.
  13. Симоновский А.Э., Метенова Н.М. Работа воспитателя детского сада с семьей. - Ярославль, 1991.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1

Спортивный  праздник для детей и их родителей

«Парк здоровья»

Цель: формирование положительного отношения к занятиям спортом. 

Задачи:

  1. Осуществлять тесную связь между детским садом и семьей по физическому воспитанию детей.
  2. Создавать настроение у детей и родителей, чтобы радостное ощущение сопровождало их на протяжении всего праздника.
  3. Способствовать укреплению здоровья, проявлению двигательных умений и навыков в нестандартных условиях.
  4. Осуществлять взаимосвязь и взаимопонимание между детьми и их родителями в двигательно-игровой деятельности.
  5. Воспитывать чувство взаимопомощи, объединять детей и взрослых общими радостными переживаниями.

Ход праздника:

Ведущий: Здравствуйте, мои друзья! Взрослые и дети!

Очень рады видеть вас, в светлых стенах этих!

Сегодня, в этот летний денек, мы открываем «Парк  здоровья, радости и веселых аттракционов»!

Быстрее, быстрее, быстрее, своих собирайте детей.

Скорее, скорее, скорее – парк принимает гостей!

(Под музыку  в зал входят родители с  детьми двух старших групп.  В руках у них мячи, скакалки, обручи. Выстраиваются парами и  звенья, и начинается перекличка).

1-й ребенок.  Чтобы сильными мы стали, чтобы  ловкими мы были.

Родители. Парк здоровья непременно, нужно всем нам  посетить.

2-й ребенок.  Парк дает нам наслажденье,  парк дает нам вдохновенье.

Родители. Поднимает  настроенье, продлевает нашу жизнь.

3-й ребенок. А здоровье – это сила, а здоровье – это смех.

Родители. Ведь здоровье – это радость, и во всех делах успех.

4-й ребенок  – Вот уж снег последний  тает. Птицы с юга прилетают.

Родители. И  под крышей целый день, поет звонкая  капель!

5-й ребенок.  Ото сна и непогоды оживает вся природа.

Родители. Расцвели в улыбках лица, значит будем ….

Все вместе. Веселиться!

Ведущий. А сейчас вы рассаживайтесь поудобнее, а я  вас познакомлю с дирекцией нашего парка (членами жюри).

(Вбегают два  клоуна.)

1-й клоун.  Приглашаем мы всех вас на гуляние сейчас!

2-й клоун.  Ждет не просто вас гулянье,  а семейное соревнование!

1-й клоун.  Внимание! Внимание! Первое задание.

2-й клоун.  Будем вместе все играть, игру  «Кенгуру» называть.

Игра-эстафета «Кенгуру» (прыжки на мячах-кенгуру).

Игра проводить  по командам. Сначала соревнуются  дети между собой, затем их родители.

Ведущий. А теперь слово дирекции нашего парка.

(Объявляются  результаты первого конкурса).

Ведущий. А сейчас, я приглашаю вас на пруд. Да, действительно, вы не ослышались, в нашем парке есть пруд, и там живут веселые лягушата, которые хотят вас повеселить.

1-й лягушонок.  Мы – лягушки-попрыгушки, неразлучные  подружки.

Животы зеленые, с детства закаленные!

2-й лягушонок.  Мы не хнычем, мы не плачем, дружим, не ругаемся.

Целый день по лужам скачем, спортом занимаемся.

Комплекс ритмической  гимнастики с элементами акробатики «Лягушата».

1-й клоун.  Не пора ли нам размяться,  в ловкости посостязаться?

2-й клоун.  Все участники сюда, начинается  игра.

Игра начинается, «Клоун» называется!

Проводиться игра-эстафета «Клоун».

Родители шагают большими шагами, а ребенок проползает под ногами, как в цирке.

Ведущий. Теперь слово нашему жюри. (Слова жюри) Сегодня  в нашем парке мы будем справлять  новоселье для птиц.

Через море. Через  горы. Стайкой птицы в парк летят.

Мы для них  построим город, птичий город – Птицеград.

Комплекс ритмической  гимнастики «Домик».

В конце занятия  дети из модулей строят скворечники.

1-й клоун.  Эй, кто смелый – подходи! Самый  ловкий – выходи!

2-й клоун.  Поиграть, повеселиться. И на папе прокатиться!

Игра-эстафета «Тачка»

Играют мальчики и их папы. Сначала идут парой: мальчик – «тачка», папа его держит за ноги, мальчик идет на руках, обратно мальчик еде на папе верхом. Ира проводиться двумя командами.

1-й клоун.  Продолжаем мы гулянье игрой на одеванье.

2-й клоун.  Мамы, мамы, кто смелей, выходите  поскорей.

Игра «На  прогулку»

Мамы с завязанными  глазами одевают своих дочек  на прогулку.

Ведущий. В парке  обычно отдыхают дети, а вот в  нашем парке даже взрослые превращаются в детей.

Танец родителей  «Карапузы»

Ведущий. А теперь, слово предоставляется жюри.

Ребенок. Наши папы молодые, наши папы удалые, ловкие и  смелые.

1-й клоун.  После мамы первые!

2-й клоун.  Посмотреть хотелось нам бы, на  что способны наши папы?

1-й клоун.  Эй, мужчины, кто готов? Начинаем бой петухов!

Игра «Бой петухов»

С гимнастической скамейки сбрасывают друг-друга подушками. Сначала родители-папы, затем мальчики по желанию.

1-й клоун.  В силе и ловкости – все  это знают – мамы папам не  уступают.

2-й клоун.  Сейчас покажем вам мы, на что способны мамы.

(Мамы показывают  «березку», «мостик», «корзиночку». Потом эти же упражнения выполняют  девочки.)

Ведущий. Здорово  играли, дружно. Отдохнуть теперь нам  нужно.

(Слово дирекции  парка. Подведение итогов, раздача  призов.)

Общий танец родителей и детей «Сюрприз»

Ведущий и клоуны. Спасибо, что парк вы наш посетили,

Немножко здоровья мы вам подарили!

Ведь это  прекрасно – жить в радости, счастье!

Давайте дружить  с физкультурой почаще!

 

Объявление-приглашение  на субботник

по благоустройству территории детского сада:

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Приглашаем  на субботник:

Дорог каждый нам  работник!

Инвентарь мы закупили,

Всех вокруг оповестили.

Есть лопаты, грабли, краска –

Сделаем из сада сказку!

Если дружно все возьмемся,

Очень быстро приберемся.

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Беседа с родителями на тему «Ваш ребенок»

1.Считаете ли вы своего ребенка  очень подвижным или нет? Был  ли он таким в раннем возрасте?

2. Легко ли ребенок в раннем  возрасте входил в режим?

3. Как засыпал ваш ребенок в раннем возрасте (быстро или медленно)

4.Быстро или нет ребенок осваивает  правила поведения и охотно  ли подчиняется им?

5. В каком настроении обычно  находится ваш ребенок?

6. Постарайтесь вспомнить особенности  игр ребенка в раннем возрасте. Играл ли он долго в какие-либо игры? Удавалось ли вам быстро переключить его на режим? Какими приемами при этом вы пользовались? Легко ли это вам удавалось?

7. Отвлекается ли ребенок, если  он выполняет какое- либо поручение?  Что его может отвлечь?

8. Какие черты характера ребенка вам не нравятся? Что бы вам хотелось изменить в нем? Как вы думаете, почему возникли эти черты?

Групповая беседа

Цель: добиться понимания родителей  о значении сотрудничества с ДОУ  в воспитании их детей.

Семье принадлежит основная общественная функция - воспитание детей. Для маленьких детей семья - главная и почти единственная школа воспитания. Если они посещают детский сад, то воспитание осуществляется в единстве с семьей специалистами- педагогами на основе научно разработанной программы, в благоприятных для жизни ребят условиях.

Цель воспитания у семьи и  детского сада едина: формирование с  раннего возраста разносторонне  развитой личности, учитывая при этом психофизиологические особенности  развития организма ребенка.

В дружных семьях дети в ответ на любовь родителей и других близких платят им ответной любовью, большой привязанностью. Совместная жизнь, общие дела и заботы скрепляют взаимную любовь. Взаимодействие взрослых и детей многообразно. Оно осуществляется и дома и за пределами его. Чем содержательнее общение, тем более ценно оно для воспитания. Общение приносит радость и детям и родителям. Поэтому так велико воздействие семьи на формирующуюся личность малыша.

Известно, как важен для ребенка  положительный пример близких ему  людей: отца и матери, бабушки, дедушки, старшего брата или сестры. Дети очень впечатлительны и склонны к подражанию. Поведение взрослых в семье, их отношение к работе, явлениям окружающей общественной жизни становятся образцом для подражания.

Но одного примера хорошего примера недостаточно для воспитания. Родителям как главным воспитателям своих детей следует хорошо организовывать их жизнь в семье: режим, соответствующий возрасту ребенка, игру и посильный труд, разнообразные занятия.

Почаще беседуйте с воспитателями  детского сада. Интересуйтесь тем, каковы ваши дети в обществе сверстников, как занимаются, о чем говорят, хотят ли идти в школу; рассказывайте воспитателю о своих наблюдениях за ребенком. Не пропускайте педагогических занятий, которые проводятся педагогами для отцов, матерей, других членов семьи.

 

 

 

 

 

Информация о работе Практика взаимодействия семьи и дошкольного учреждения