Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:19, курсовая работа
Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работе невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.
Введение…………………………………………………………………..............3
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия семьи школы
Понятие семья, ее виды и функции.................................................................5
Значение семьи в воспитании ребёнка..........................................................17
Роль дошкольного учреждения в организации взаимодействия
с семьями воспитанников...............................................................................20
Сущность, содержание, формы и методы взаимодействия
семьи и дошкольного учреждения.......................................................................24
Глава 2. Исследование особенностей взаимодействия дошкольного учреждения и семьи
2.1 Характеристика родителей- участников исследования...............................37
2.2 Изучение уровня взаимодействия дошкольного учреждения и семьи......39
Заключение……………………………………………………….......................45
Список используемой литературы....…..…………………….........................47
Приложение……………………..........................................................................49
Приложение 3
«Прогулки с детьми осенью»!
Начинать знакомство ребенка с природой лучше в чудесную пору ранней осени.
Гуляя в своем дворе, в ближайшем сквере или парке, вы можете показать детям, что происходит в природе осенью, объяснить эти явления. Во время прогулок важно обратить внимание на труд людей осенью. Люди знают, что после осени наступит холодная зима, и деятельно готовятся к ней: снимают урожай, заготавливают овощи и фрукты, заботятся о растениях и животных.
Все, что видит ребенок, он лучше воспринимает в действии, поэтому постарайтесь привлекать и детей к посильному труду в природе.
Наиболее наглядные изменения происходят осенью в растительном мире.
Обратите внимание детей на деревья, кустарники и травы, на то, что с ними происходит осенью.
Придя в парк,
полюбуйтесь его общим видом.
Подойдя ближе к деревьям, предложите
ребенку рассмотреть его
Обратите внимание на то, что у разных деревьев листья окрашиваются по-разному: от ярко-желтого, оранжевого до темно-красного. Детям нравится собирать опавшие разноцветные листья разной формы. Предложите собрать их для осеннего букета. Рассматривая листья и отбирая самые красивые, спросите, почему они нравятся ребенку, у всех ли деревьев одинаковые листья. Ваши вопросы помогут ребенку лучше всмотреться и заметить разнообразие форм, цвета листьев.
Для того чтобы развить наблюдательность и расширить кругозор ребенка, используйте листья в играх:
«С какого дерева листок?», «Какого цвета этот лист?».
Дома из разноцветных листьев можно сделать коврик, наклеив их на большой лист бумаги.
Незабываемое зрелище – листопад. Обязательно покажите своему ребенку это явление.
Поздней осенью, когда под деревьями будут только сухие листья, предложите детям побегать по сухим листьям, послушать, как они шуршат под ногами.
Но наблюдать можно не только за деревьями и кустарниками. Разноцветные астры, георгины, бархатцы радуют глаз ребенка. Показывайте ребенку цветы, рассматривайте с ним окраску, форму, части цветка. Но не позволяйте обрывать цветы, меть их. Небрежное отношение к растениям перейдет в дурную привычку, которую потом трудно искоренить.
Осенью можно увидеть отлет некоторых птиц: журавли, стрижи, ласточки, скворцы. Расскажите детям, почему птицы улетают и когда они вернутся.
Предложите ребенку посмотреть, какие птицы остались зимовать (воробьи, голуби). Организуйте подкормку птиц в течение осени и зимы, ребенок, подкармливая птиц, привыкнет заботиться о тех, кто слабее его.
Уважаемые родители!
Наблюдайте дожди, туманы, ветры. Собирайте с детьми плоды деревьев: шишки, желуди, орехи, каштаны. Используйте их в поделках. Для подкормки птиц заготавливайте с ребенком семена растений, ягоды калины, рябины.
Читайте детям произведения писателей и поэтов на осеннюю тематику.
Приложение 4
Сценарий родительского собрания по теме: «Растим любознательных»
Цель: раскрыть
значение познавательного интереса
ребенка и отклика взрослых на
него; научить развивать
Форма проведения: круглый стол.
План проведения:
Вступительная часть собрания.
Прослушивание и обсуждение ответов детей.
Решение педагогических ситуаций.
Работа с памяткой «Как отвечать на детские вопросы».
Показ детьми сценки «Почему».
Обсуждение вопроса о подключении родителей к процессу познавательного развития детей данной группы.
Подведение итогов собрания. Принятие решений.
Ход мероприятия
Провести анкетирование родителей (смотри приложение).
Подготовить приглашение на собрание каждой семье (изготовить вместе с детьми в виде индивидуальных открыток).
Оформить с детьми на занятиях памятки «Как отвечать на детские вопросы» (Смотри приложение).
Распечатать памятки для родителей по развитию любознательности.
Подготовить с детьми сценку «Почему».
Написать на листе ватмана обращение к родителям (Смотри приложение).
Опросить детей, записать ответы на вопросы (смотри приложение).
Пока родители собираются, тихо звучат записи песен: «То ли еще будет» и другие; столы расставлены полукругом.
Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что пришли на эту встречу.
Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Я думаю, вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы.
Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька превращается в руке в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.
Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? Для чего? Из чего сделано? Недаром их называют почемучками.
Наша дискуссия – о развитии любознательности у детей. Интересно, одинаковы ли по значению слова «любознательность» и «любопытство»? Мы решили заглянуть в словарь. Что же сказано в «толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова?
«Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый…
Любопытство:
Мелочный интерес ко всяким, даже не существенным подробностям (праздное любопытство).
Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь.
Ведущий: Как вы думаете, любознательны ли наши дети? (высказывания родителей.) Послушайте, пожалуйста, ответы детей.
Вы услышали ответы детей, а теперь хотелось бы узнать ваше мнение.
Задает ли ваш ребенок вопросы? О чем? Как часто?
Всегда ли вы отвечаете на вопросы и, как вы считаете, всегда ли надо отвечать?
Всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом?
К кому из взрослых ребенок чаще всего обращается с вопросами? Почему?
Ведущий: Представьте такую ситуацию. Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает :»Мама, почему пошел дождь?» - и слышит ответ: «Ты плачешь и небо плачет».
Вопросы:
1. Согласны ли вы с ответом матери? Постарайтесь себя поставить на место пятилетнего ребенка.
2. Как, по вашему, отвечать
на детские «почему», чтобы интерес,
заключенный в вопросе, не
3. Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка?
4. Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?
5. Василий Александрович
Сухомлинский советовал нам,
Папа с шестилетней дочкой рассматривает иллюстрированную книгу о зоопарке. У девочки возникает вопрос: «Почему у льва такая желтая шкура?»
Обсуждение возможных вариантов ответов.
Находясь на прогулке в лесу пятилетний Саша увидел красивую бабочку. Мама не знает как она называется.
Обсуждение.
Пятилетний Вова заинтересовался, как из цветов земляники получаются ягоды.
Обсуждение.
Ведущий:
У вас на столах лежат памятки «Как отвечать на детские вопросы». Эти памятки оформили наши дети и очень хотели, чтобы вы с ними познакомились.
Как вы считаете, заслуживают ли внимания эти советы? Или вы не согласны с ними?
Многие из советов, конечно же проверены вами на практике, и все же, какой из них вы считаете самым важным в воспитании любознательности ребенка, почему? (обсуждение)
Очень эффективно развивается наблюдательность с помощью загадок.
Вы загадали загадку:
Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже.
Тем дождик ближе.
Ребенок ответил: «туча».
Будете ли вы удовлетворены ответом?
Какие вопросы ему зададите?
Уважаемые родители, вы, надеюсь, поддержите предложение о создании в каждой семье альбомов с загадками. Очень важно, чтобы в составлении загадок в рисунках, аппликациях по темам загадок принимали участие ваши дети.
- Как вы считаете, нужно ли стремиться к тому, чтобы ребенку дать как можно больше сведений и не по возрасту глубоких знаний? (обсуждение).
Однажды одна мама с гордостью рассказывала, что ее пятилетняя дочь сама читает и интересуется книгами, предназначенными для школьников, умеет считать до ста. Мама всегда добавляет при этом, что ее ребенок развит не по годам
- Какого вы мнения? (обсуждение).
Ну а сейчас дети покажут нам свою сценку.
Ведущий:
Все мы не хотим, чтобы такая ситуация сложилась в наших семьях, произошла с нашими детьми. Что же сегодня мы можем сделать для наших детей не только в семьях, но и в группе.
Мы с ребятами обращаемся к вам с идеей, чтобы каждый родитель принял участие в процессе познавательного развития детей нашей группы.
Обсуждение вопроса помощи группе в плане познавательного развития.
Ведущий:
Пожалуйста, подумайте:
Что можно сделать для наших детей?
Кто из членов ваших семей
может принять участие в
А теперь, если вы подумали, то отметьте, пожалуйста, на плакате то, что вы выбрали, напишите время встречи и фамилию.
Анкета для родителей «Познавательные интересы»
Задает ли ваш ребенок вопросы? Как часто? Какого содержания?
Чем интересуется ваш ребенок больше всего?
Стремится ли ваш ребенок пополнить свои знания используя различные средства информации?
Рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах?
К кому из членов семьи ребенок чаще обращается с вопросами?
Широк или узок круг интересов ребенка? Постоянны или изменчивы его интересы?
Что делается в семье для развития интересов ребенка?
Какие вопросы ребенка ставят вас в тупик?
Всегда ли ребенок удовлетворен тем, как вы отвечаете на его вопросы?
Памятка для родителей по развитию любознательности
Внимательно относитесь к детским вопросам, не отмахивайтесь от них.
Не раздражайтесь из-за них на ребенка.
Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.
Научите ребенка играть в шахматы или шашки.
Проводите в семье различные конкурсы.
Организовывайте совместные походы в театры, в музеи, на выставки.
Проводите постоянные прогулки на природу.
Мастерите с детьми поделки из природного материала.
Поощряйте экспериментирование детей.
Читайте детям природоведческую литературу.
Любите своего ребенка!
Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы»
Относитесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка.
Давайте краткие и доступные пониманию ребенка ответы.
Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям.
Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка.
В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью.
Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.
Если ответ на вопрос недоступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь много нового и сам сможешь ответить на свой вопрос».
Вопросы для детей
Любите ли вы загадки? Кто загадывает их вам дома?
Чем вы любите заниматься больше всего? Почему?
Принимают ли участие взрослые в ваших играх?
Если бы вы были взрослыми, как бы вы помогали своим детям в занятиях и играх?
Приложение 5
Анкета «Наша семья»
Приложение 6
Диаграмма 1 |
Диаграмма 2 |
Диаграмма 3 |
Диаграмма 4 |
Приложение 7
Анкета «Образование моего ребёнка»
Цель: выявление отношение родителей к образовательному процессу.
Информация о работе Практика взаимодействия семьи и дошкольного учреждения