Практика взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:19, курсовая работа

Описание

Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работе невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..............3
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия семьи школы
Понятие семья, ее виды и функции.................................................................5
Значение семьи в воспитании ребёнка..........................................................17
Роль дошкольного учреждения в организации взаимодействия
с семьями воспитанников...............................................................................20
Сущность, содержание, формы и методы взаимодействия
семьи и дошкольного учреждения.......................................................................24
Глава 2. Исследование особенностей взаимодействия дошкольного учреждения и семьи
2.1 Характеристика родителей- участников исследования...............................37
2.2 Изучение уровня взаимодействия дошкольного учреждения и семьи......39
Заключение……………………………………………………….......................45
Список используемой литературы....…..…………………….........................47
Приложение……………………..........................................................................49

Работа состоит из  1 файл

курсовая по практической педагогике.doc

— 393.00 Кб (Скачать документ)

Конференция может  проходить в рамках одного дошкольного  учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

Особое внимание следует уделить форме преподнесения, психолого-педагогической и  иной специализированной формации (например, правовые основы воспитания, современные подходы к сбалансированному питанию детей). Иногда возникает потребность в предварительной подготовке к мероприятию: предложить прочитать статьи, побеседовать, выявить опыт семейного воспитания по вопросам, вынесенным на коллективное или групповое обсуждение. В ходе предварительной работы определяется мера участия родителей в самом мероприятии (выступление с сообщением о своем опыте воспитания, оппонирование, членство секретариате, готовящем информацию о мероприятии, решения по обсуждаемым вопросам). Чем больше родителей будет привлечено к активному участию в обсуждении проблемы, тем результативнее оно пройдет.

В зоне особого  внимания педагогического коллектива дошкольного учреждения должно быть руководство самообразования родителей. Поэтому в библиотеке дошкольного учреждения следует иметь литературу по разным    вопросам семейного воспитания, включая и журнальные статьи. К комплектованию библиотечного фонда целесообразно привлечь самих родителей, которые охотно передают в общественное пользование прочитанные книги, журналы. Пропаганда литературы по педагогической тематике входит в обязанности  педагогов  дошкольного учреждения.   Важны  разные формы этой работы: традиционные папки-передвижки, обсуждение отдельных книг или публикаций в ходе консультаций, заседаний дискуссионного клуба, информация на групповом стенде, выставки новой литературы с краткой аннотацией, обзор новинок на родительском собрании и т.д. Задача педагогов - пробудить у родителей интерес к педагогической литературе и помочь выбрать в потоке современных изданий надежные в теоретическом отношении источники.

Во многих дошкольных учреждениях работает «телефон доверия», проводятся «День добрых дел», вечера вопросов и ответов.

Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей сложный процесс который   можно  осуществлять по-разному, используя  и сочетая различные формы  и методы.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Исследование особенностей взаимодействия дошкольного учреждения и семьи

Для достижения цели: выявление особенностей взаимодействия семьи и ДОУ была разработана программа исследования.

  1. Характеристика родителей- участников исследования;
  2. Выявление уровня взаимодействия детского сада и семьи;
  3. Изучение планирования работы с родителями в дошкольном учреждении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Характеристика родителей- участников исследования 

Для характеристики родителей была проведена анкета «Наша семья».

 [Приложение 5]

Результаты  исследования представлены в таблице:

Таблица 1

Вопросы анкеты

Ответы родителей

  1. Сколько членов в вашей семье?

2 члена-2 семьи 

3 члена-12 семей

4 члена-5 семей

5 членов-1 семья

  1. Количество детей в семье

1 ребёнок-12 семей

2 ребёнка-5 семей

3 ребёнка-1 семья

  1. Состав семьи (полная, не полная,)

полная-18 семей

не полная-2 семьи 

  1. Образование членов вашей семьи

среднее образование 23 человека

неполное высшее- 2 человека

высшее – 15 человек


 

Количественные  результаты представлены на диаграммах. [Приложение 6]

Таким образом, в данной группе преобладают:  семьи, в которых 3 члена, полные семьи; большинство родителей имеют среднее образование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Изучение  уровня взаимодействия дошкольного  учреждения и семьи

Для выявления  уровня взаимодействия дошкольного  учреждения с семьёй была разработана  программа эксперимента.

Исследование включало в себя 3 последовательно проводимые  анкеты

Таблица 2

Название анкеты

Цель

«Образование моего ребёнка»

выявление отношение  родителей к образовательному процессу.

«Детский сад  и семья»

выявление степени информированности родителей относительно, форм взаимодействия ДОУ и семьи.

«Удовлетворенность родителей  работой детского сада»

выявление степени удовлетворённости родителей работой детского сада.


 

Анкета «Образование моего ребёнка» [Приложение 7]

Цель: выявление отношение родителей к образовательному процессу.

Результаты  исследования представлены в таблице:

Таблица 3

Вопросы анкеты

Ответы родителей

  1. Причины, по которым отдали ребенка в детский сад

в целях общего развития-18 человек

по семейным обстоятельствам-2 человека

  1. Занятия по самообразованию в области воспитания и развития детей

читают педагогическую и психологическую литературу-12 человек

не занимаются-8 человек

  1. Время, посвященное общению с ребенком в день

час-4 человека

несколько минут-2 человека

более 2-3 часов-6 человек

по возможности, стараются все свободное время-8 человек

  1. Необходимость дополнительных занятий дома

считают, что  занятие в ДОУ достаточно-

4 человека

считают, что  занятие дома необходимо-

16 человек

  1. Возможность посещать ДОУ в рабочее время

имеют возможность, но не считают нужным-2 человека

не имеют  возможности, но считают нужным -12 человек

не имеют  возможности, и не считают нужным-6 человек

  1. Помощь ДОУ

набрать и распечатать  текст на компьютере-8 человек

сшить куклам костюм-4 человека

нечем не могут  помочь-4 человека

  1. К функциям ДОУ отнесли следующее

создание оптимальных  условий для роста и развития ребенка – 8 человек

удовлетворение  существенных потребностей ребенка  – 4 человека

обеспечение безопасности – 8 человек

обеспечение адаптации к жизни – 14 человек

воспитание  ребенка – 16 человек

подготовка  к школе – 20 человек

соблюдение  дисциплины – 14 человек

отношение со сверстниками – 17 человек

индивидуальное  развитие ребенка – 6 человек

  1. К функциям семьи отнесли следующее

создание оптимальных условий для роста и развития ребенка – 12 человек

удовлетворение  существенных потребностей ребенка – 20 человек

обеспечение безопасности – 14 человек

обеспечение адаптации к жизни – 16 человек

воспитание  ребенка – 14 человек

подготовка  к школе – 8 человек

соблюдение  дисциплины – 10 человек

отношение со сверстниками – 4 человека

индивидуальное  развитие ребенка – 18 человек


Количественные  результаты представлены на диаграммах. [Приложение 8]

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство  родителей уделяют большое количество времени воспитанию и обучению своего ребенка и имеют положительное отношение к учебно-воспитательному процессу.

Анкета «Детский сад и семья» [Приложение 9]

Цель: выявление степени  информированности родителей относительно, форм взаимодействия ДОУ и семьи.

Результаты  исследования представлены в таблице:

Таблица 4

Вопросы анкеты

Ответы родителей

  1. С какими  формами работы ДОУ с семьей вы знакомы?

родительские собрания-20 человек

консультации с воспитателем-15 человек

индивидуальные беседы-18 человек

консультации с психологом-0 человек

праздники- 17 человек

  1. Интересные, полезные формы совместной работы ДОУ и семьи?

консультации-7 человек

индивидуальная помощь семье-5 человек

родительские собрания-12 - человек

практические семинары-6 человек

школа молодой семьи-5 человек

другое-3 человека

  1. Что из перечисленного Вы получили в результате взаимодействия с ДОУ, а что хотели бы получить?

знания о своем ребенке-16 человек

знания о воспитании ребенка в семье-14 человек

знания о взаимоотношениях в семье между супругами-2 человека

приобретение навыков  по практике семейного воспитания-13 человек

  1. Как часто вы участвуете в совместных с ДОУ мероприятиях?

всегда-3 человека

часто-7 человек

как правило-11 человек

редко-9 человек

  1. От чего, по вашему мнению, зависит сотрудничество родителей с ДОУ

от наличия свободного времени-16 человек

от тематики проводимых встреч-9 человек

от собственной заинтересованности или затруднений-11 человек


Количественные  результаты представлены на диаграммах. [Приложение 10]

Таким образом, можно  сделать вывод, что родители достаточно информированы о формах взаимодействия ДОУ и семьи и по мере возможности  принимают участие в совместных мероприятиях. Причем степень их участия  в жизни ДОУ прямо пропорциональна  степени их информированности и заинтересованности. В большинстве случаев родители удовлетворены характером знаний и умений, получаемых посредством ДОУ по практике семейного воспитания.

Анкета «Удовлетворенность родителей работой детского сада» [Приложение 11]

Цель: выявление степени удовлетворённости родителей работой ДОУ.

Результаты  исследования представлены в таблице:

Таблица 5

Вопросы анкеты

«Да»

«Нет»

Не задумывался

1. Удовлетворены ли  Вы отношением педагога к ребенку?

15

3

2

2. Удовлетворены ли  Вы отношением к ребенку других детей?

14

4

2

3.Удовлетворены ли Вы взаимоотношениями педагогов и родителей?

16

3

1

4. Удовлетворены ли  Вы учебными успехами своих  детей?

17

2

1

5. Удовлетворены ли  Вы воспитанием детей?

17

2

1

6. Хотели бы Вы водить детей в другой детский сад?

17

2

1


Количественные  результаты представлены на диаграммах. [Приложение 12]

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство  родителей удовлетворены работой  ДОУ.

Таким образом, по результатам проведённых анкет  можно  сделать вывод:  большинство родителей уделяют большое количество времени воспитанию и обучению своего ребенка и имеют положительное отношение к учебно-воспитательному процессу; родители достаточно информированы о формах взаимодействия ДОУ и семьи и по мере возможности принимают участие в совместных мероприятиях; большинство родителей удовлетворены работой ДОУ, однако уровень взаимодействия ДОУ с семьёй необходимо повышать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Семья это основная ячейка общества, выполняющая репродуктивную, хозяйственную, восстановительную, воспитательную функции и имеющая свои традиции, обычаи и формы воспитания.

семья и семейное воспитание являться важными компонентами в развитии ребёнка.

Решение задач взаимодействия требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлекали родителей в образовательную работу детского сада.

Взаимодействие детского сада с семьей сложный процесс который   можно осуществлять по-разному, используя и сочетая различные формы и методы.

Информация о работе Практика взаимодействия семьи и дошкольного учреждения