Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:19, курсовая работа
Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работе невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.
Введение…………………………………………………………………..............3
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия семьи школы
Понятие семья, ее виды и функции.................................................................5
Значение семьи в воспитании ребёнка..........................................................17
Роль дошкольного учреждения в организации взаимодействия
с семьями воспитанников...............................................................................20
Сущность, содержание, формы и методы взаимодействия
семьи и дошкольного учреждения.......................................................................24
Глава 2. Исследование особенностей взаимодействия дошкольного учреждения и семьи
2.1 Характеристика родителей- участников исследования...............................37
2.2 Изучение уровня взаимодействия дошкольного учреждения и семьи......39
Заключение……………………………………………………….......................45
Список используемой литературы....…..…………………….........................47
Приложение……………………..........................................................................49
Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.
Особое внимание
следует уделить форме
В зоне особого внимания педагогического коллектива дошкольного учреждения должно быть руководство самообразования родителей. Поэтому в библиотеке дошкольного учреждения следует иметь литературу по разным вопросам семейного воспитания, включая и журнальные статьи. К комплектованию библиотечного фонда целесообразно привлечь самих родителей, которые охотно передают в общественное пользование прочитанные книги, журналы. Пропаганда литературы по педагогической тематике входит в обязанности педагогов дошкольного учреждения. Важны разные формы этой работы: традиционные папки-передвижки, обсуждение отдельных книг или публикаций в ходе консультаций, заседаний дискуссионного клуба, информация на групповом стенде, выставки новой литературы с краткой аннотацией, обзор новинок на родительском собрании и т.д. Задача педагогов - пробудить у родителей интерес к педагогической литературе и помочь выбрать в потоке современных изданий надежные в теоретическом отношении источники.
Во многих дошкольных учреждениях работает «телефон доверия», проводятся «День добрых дел», вечера вопросов и ответов.
Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей сложный процесс который можно осуществлять по-разному, используя и сочетая различные формы и методы.
Глава 2. Исследование особенностей взаимодействия дошкольного учреждения и семьи
Для достижения цели: выявление особенностей взаимодействия семьи и ДОУ была разработана программа исследования.
2.1 Характеристика родителей- участников исследования
Для характеристики родителей была проведена анкета «Наша семья».
[Приложение 5]
Результаты исследования представлены в таблице:
Таблица 1
Вопросы анкеты |
Ответы родителей |
|
2 члена-2 семьи 3 члена-12 семей 4 члена-5 семей 5 членов-1 семья |
|
1 ребёнок-12 семей 2 ребёнка-5 семей 3 ребёнка-1 семья |
|
полная-18 семей не полная-2 семьи |
|
среднее образование 23 человека неполное высшее- 2 человека высшее – 15 человек |
Количественные результаты представлены на диаграммах. [Приложение 6]
Таким образом, в данной группе преобладают: семьи, в которых 3 члена, полные семьи; большинство родителей имеют среднее образование.
2.2 Изучение
уровня взаимодействия
Для выявления уровня взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй была разработана программа эксперимента.
Исследование включало в себя 3 последовательно проводимые анкеты
Таблица 2
Название анкеты |
Цель |
«Образование моего ребёнка» |
выявление отношение родителей к образовательному процессу. |
«Детский сад и семья» |
выявление степени информированности родителей относительно, форм взаимодействия ДОУ и семьи. |
«Удовлетворенность родителей работой детского сада» |
выявление степени удовлетворённости родителей работой детского сада. |
Анкета «Образование моего ребёнка» [Приложение 7]
Цель: выявление отношение родителей к образовательному процессу.
Результаты исследования представлены в таблице:
Таблица 3
Вопросы анкеты |
Ответы родителей |
|
в целях общего развития-18 человек по семейным обстоятельствам-2 человека |
|
читают педагогическую
и психологическую литературу- не занимаются-8 человек |
|
час-4 человека несколько минут-2 человека более 2-3 часов-6 человек по возможности,
стараются все свободное время- |
|
считают, что занятие в ДОУ достаточно- 4 человека считают, что занятие дома необходимо- 16 человек |
|
имеют возможность, но не считают нужным-2 человека не имеют возможности, но считают нужным -12 человек не имеют возможности, и не считают нужным-6 человек |
|
набрать и распечатать текст на компьютере-8 человек сшить куклам костюм-4 человека нечем не могут помочь-4 человека |
|
создание оптимальных условий для роста и развития ребенка – 8 человек удовлетворение существенных потребностей ребенка – 4 человека обеспечение безопасности – 8 человек обеспечение адаптации к жизни – 14 человек воспитание ребенка – 16 человек подготовка к школе – 20 человек соблюдение дисциплины – 14 человек отношение со сверстниками – 17 человек индивидуальное развитие ребенка – 6 человек |
|
создание оптимальных условий для роста и развития ребенка – 12 человек удовлетворение существенных потребностей ребенка – 20 человек обеспечение безопасности – 14 человек обеспечение адаптации к жизни – 16 человек воспитание ребенка – 14 человек подготовка к школе – 8 человек соблюдение дисциплины – 10 человек отношение со сверстниками – 4 человека индивидуальное развитие ребенка – 18 человек |
Количественные результаты представлены на диаграммах. [Приложение 8]
Таким образом, можно сделать вывод, что большинство родителей уделяют большое количество времени воспитанию и обучению своего ребенка и имеют положительное отношение к учебно-воспитательному процессу.
Анкета «Детский сад и семья» [Приложение 9]
Цель: выявление степени
информированности родителей
Результаты исследования представлены в таблице:
Таблица 4
Вопросы анкеты |
Ответы родителей |
|
родительские собрания-20 человек консультации с воспитателем-15 человек индивидуальные беседы-18 человек консультации с психологом-0 человек праздники- 17 человек |
|
консультации-7 человек индивидуальная помощь семье-5 человек родительские собрания-12 - человек практические семинары-6 человек школа молодой семьи-5 человек другое-3 человека |
|
знания о своем ребенке-16 человек знания о воспитании ребенка в семье-14 человек знания о взаимоотношениях в семье между супругами-2 человека приобретение навыков по практике семейного воспитания-13 человек |
|
всегда-3 человека часто-7 человек как правило-11 человек редко-9 человек |
|
от наличия свободного времени-16 человек от тематики проводимых встреч-9 человек от собственной заинтересованно |
Количественные результаты представлены на диаграммах. [Приложение 10]
Таким образом, можно
сделать вывод, что родители достаточно
информированы о формах взаимодействия
ДОУ и семьи и по мере возможности
принимают участие в совместных
мероприятиях. Причем степень их участия
в жизни ДОУ прямо
Анкета «Удовлетворенность родителей работой детского сада» [Приложение 11]
Цель: выявление степени удовлетворённости родителей работой ДОУ.
Результаты исследования представлены в таблице:
Таблица 5
Вопросы анкеты |
«Да» |
«Нет» |
Не задумывался |
1. Удовлетворены ли
Вы отношением педагога к |
15 |
3 |
2 |
2. Удовлетворены ли Вы отношением к ребенку других детей? |
14 |
4 |
2 |
3.Удовлетворены ли Вы взаимоотношениями педагогов и родителей? |
16 |
3 |
1 |
4. Удовлетворены ли Вы учебными успехами своих детей? |
17 |
2 |
1 |
5. Удовлетворены ли Вы воспитанием детей? |
17 |
2 |
1 |
6. Хотели бы Вы водить детей в другой детский сад? |
17 |
2 |
1 |
Количественные результаты представлены на диаграммах. [Приложение 12]
Таким образом,
можно сделать вывод, что большинство
родителей удовлетворены
Таким образом, по результатам проведённых анкет можно сделать вывод: большинство родителей уделяют большое количество времени воспитанию и обучению своего ребенка и имеют положительное отношение к учебно-воспитательному процессу; родители достаточно информированы о формах взаимодействия ДОУ и семьи и по мере возможности принимают участие в совместных мероприятиях; большинство родителей удовлетворены работой ДОУ, однако уровень взаимодействия ДОУ с семьёй необходимо повышать.
Заключение
Семья это основная ячейка общества, выполняющая репродуктивную, хозяйственную, восстановительную, воспитательную функции и имеющая свои традиции, обычаи и формы воспитания.
семья и семейное воспитание являться важными компонентами в развитии ребёнка.
Решение задач взаимодействия требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлекали родителей в образовательную работу детского сада.
Взаимодействие детского сада с семьей сложный процесс который можно осуществлять по-разному, используя и сочетая различные формы и методы.
Информация о работе Практика взаимодействия семьи и дошкольного учреждения