Предмет и методы юридической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:17, реферат

Описание

Предметом юридической психологии являются различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей.

Работа состоит из  1 файл

обзорная_лекция.doc

— 797.50 Кб (Скачать документ)

Предмет и методы юридической психологии.

Предметом юридической  психологии являются различные явления  психики, индивидуально-психологические  особенности личности участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной  деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей.

В современной  психологии приняты следующие методологические принципы:

  • объективное исследование - изучение психики и психических явлений по их объективным показателям, проявляющимся в какой-либо деятельности;
  • детерминизм - психика и психические явления. Определяются образом жизни людей и изменяются в зависимости от влияния внешних условий; этот принцип объясняет причины изучаемых психических феноменов;
  • системность - изучение психики, психических явлений и поведения человека в целом, с учетом индивидуально-психологических особенностей конкретной личности;
  • единство сознания и деятельности - психика, подвергаясь постоянному воздействию окружающей среды, не является чем-то застывшим, а находится в постоянном изменении, как и сознание и последующие действия, которые в то же время находятся в неразрывном единстве. Сознание предопределяет деятельность человека;
  • динамическое развитие - психика может быть правильно понята только в непрерывном развитии - как процесс и результат деятельности.

Главная методологическая проблема психологии - рассмотрение предмета и метода исследования в динамике, поэтапно, непрерывно.

Наблюдение - метод пассивного изучения в естественных условиях психической деятельности человека; наиболее широко применяется в психологии. При помощи наблюдения изучают отдельные психические процессы (память, внимание, эмоции), психические свойства (характер, темперамент, способности) и психические состояния (настроения, эмоции, аффекты), которые внешне выражаются в разнообразной психической деятельности личности (трудовой, учебной, коммерческой, игровой и др.).

 

Эксперимент - метод активного наблюдения, при котором исследователь сам определяет необходимые условия для изучения интересующих его психических процессов у испытуемого, т.е. производится опыт (эксперимент, испытание).

 

Лабораторный эксперимент проводится в специально организованных условиях, часто с применением регистрирующих приборов (электронной установки, полиграфа и т.д.). При этом исследуются восприятие, узнавание, реакция и т.д. Он применяется при необходимости получения точных и надежных показателей протекания психических процессов в строго определенных условиях (при изучении особенностей памяти, мышления, речи и т.д.). Недостаток данного метода состоит в его искусственности, которая может привести к ошибочным выводам.

Естественный эксперимент проводится в обычных жизненных или рабочих условиях. Он сочетает в себе положительные стороны метода наблюдения и лабораторного эксперимента. При этом сохраняется естественность процедуры наблюдения, обеспечивающая точность эксперимента. Подобным методом изучают психические процессы (память, внимание, мышление, речь) или индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, интересы) непосредственно в рабочем кабинете, банке, в квартире, магазине, общественном месте и т.д. Здесь возможны видеосъемки и фотосъемки, которые могут производиться скрыто от испытуемых. Для правильного и успешного проведения естественного эксперимента необходимо соблюдать все требования, предъявляемые к лабораторному эксперименту.

Частные методы - это беседа, анкетный, психоанализ. Применяются главным образом при изучении личности, ее склонностей, возможностей, интересов, характера, а также познавательных процессов (восприятия, представления, воображения и мышления).

Беседа - как метод носит произвольный характер, хотя и преследует определенную цель. Так, диалоговый метод позволяет выявить и оценить интересующее психическое явление и уровень развития психики у испытуемого.

Анкетный метод - это в основном тестовый метод (от англ. - проба, испытание). В психологии сложились определенные требования к тестам:

1)тест должен  быть подлинным показателем изучаемого  явления (не близким или сходным);

2)необходимо  следить не только за результатами  решения теста,но анализировать  и сам процесс этого решения; 

3)неприемлемо  установление с помощью тестов "потолка возможностей" испытуемого,  уровня его возможных успехов  или неудач.

Психоанализ - основной метод изучения подсознания личности. Впервые он был предложен и применен выдающимся психиатром и психологом 3. Фрейдом (1856 - 1939). Последний в качестве двигательной силы психической деятельности рассматривал инстинкты, а развитие личности им определялось, главным образом, инстинктами половым и самосохранения. 3. Фрейд утверждал, что сознание человека не детерминировано условиями внешнего мира, а определяется импульсами, постоянно идущими из бессознательного. Приоритетным в изучении личности им признавались генетические и наследственные факторы. Автор метода изучения личности начинал с собирания у испытуемого подробного анамнеза о прошлых (детских) и настоящих (сексуальных) переживаниях и отношениях путем доверительных с ним бесед и заключалось в сопоставлении объективной и субъективной психиатрической и психологической диагностики. Успех этого метода во многом зависел от личной способности исследователя расположить к себе испытуемого. Он требовал определенной подготовки и должен был протекать в виде откровенного диалога. При этом речь идет не только об истории жизни испытуемого, но и его оценках тех или иных событий (главным образом, сексуальных), которые, по мнению автора, и послужили основой невротических и психотических (неосознаваемых) расстройств.

В настоящее  время установлено, что метод  психоанализа (как беседа и анкетный метод) дает положительный результат  только в случае, когда:

а)обеспечивается всесторонний охват проблемы исследования;

б)вопросы заранее  продуманны, кратки и понятны испытуемому,если они не наводят и не подталкивают к определенным ответам;

в)между исследователем и испытуемым устанавливаются доверительные  взаимоотношения, построенные на искреннем  уважении,располагающем к правдивым  ответам на вопросы;

г)результаты фиксируются, а затем анализируются и обобщаются.

 

Психологические особенности личности преступника.

Преступник - человек, виновный в совершении общественно опасных действий, которые запрещены законом, и признанный в этом судом. Он подлежит уголовному наказанию. Это личность в своем поступке и действиях выражает социальную сущность, сложный комплекс характеризующих ее свойств, связей, отношений, нравственный и духовный мир, психологические особенности, повлиявшие на совершение преступления.

Понятие личности преступника включает в себя:

  • комплекс социально-демографических элементов (пол, возраст, семейное положение, профессия, род занятий, социальное и материальное положение, наличие судимости);
  • комплекс социально-ролевых (функциональных) элементов;
  • комплекс социально-психологических элементов, и прежде всего психологическую структуру личности.

Личность преступника - личность человека, совершившего общественно опасное действие, запрещенное законом под угрозой привлечения к уголовной ответственности. Это вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления определенного, указанного в Уголовном кодексе, возраста, т.е. практически психически здоровый человек, осужденный судом к наказанию в соответствии с приговором, вступившим в законную силу.

В то же время, своевременное  глубокое и полное изучение следователем, судьей и адвокатом психологических особенностей личности обвиняемого (подсудимого) способствует решению следующих актуальных задач:

а)правильной квалификации преступления; сюда, прежде всего,входит констатация психического состояния во время совершения преступления (например, хронического или временного психического расстройства, физиологического или кумулятивного аффекта и др.);

б)установления роли, которую обвиняемый играл (занимал) в преступной группе, и т.д.;

в)выбор тактических приемов при производстве судебно-следственных действий (особенно допроса); довольно часто этот выбор обусловлен знанием психологии личности подследственного и подсудимого;

г)выявление мотивов (побуждающих причин) преступления; здесь необходимо, чтобы следователь, судья и адвокат глубоко и всесторонне изучили психологические возможности личности подследственного и подсудимого;

д)оптимальной адаптации к условиям изоляции от общества (будущей ресоциализации в обществе); такое воздействие должно начинаться на первом допросе, опираться на знание следователем, судьей и адвокатом индивидуальных характерологических особенностей и психологической динамики личности подследственного (обвиняемого).

Необходимо  знать, что психологическое изучение личности правонарушителя (обвиняемого) включает в себя исследование его: внутреннего мира, потребностей, ценностных ориентаций, побуждений, лежащих в основе поступков (мотивов поведения), общей структуры и отдельных черт характера, эмоционально-волевой сферы, способностей, интеллекта, индивидуальных особенностей психической деятельности (восприятия, мышления, памяти и других познавательных процессов).

Определяемые  с процессуальной точки зрения границы изучения психологии правонарушителя иногда бывают узки для решения тактических вопросов. Следователь (судья, адвокат) должен знать об обвиняемом намного больше того, что может иметь доказательственное значение и что обычно отражается в следственном производстве.

Следует учитывать и то, что некоторые данные, не имеющие процессуального значения, тоже очень важны в тактическом отношении. Эти непроцессуальные средства должны служить решению процессуальных задач. Так, мягкосердечие и отзывчивость обвиняемого безразличны с правовой точки зрения, но знание этих психологических особенностей необходимо для построения правильной тактики допроса, направленной на получение правдивых показаний. То же касается и изучения личности в криминологическом плане. Наблюдения за обвиняемым, изучение его быта, условий жизни и окружения, как правило, выходят за процессуальные рамки как по объему собираемых сведений, так и по средствам, с помощью которых эти сведения устанавливаются.

К числу уголовно-правовых задач, для решения которых особенно необходимы психологические данные о преступной деятельности правонарушителя, относятся:

1)установление  психического состояния в период  совершения деяния, т.е. определение  вменяемости, а это значит, способности  быть виновным;

2)вид преступных  действий (умысел или неосторожность);

3)мотивы преступления (побуждающие причины);

4)эмоциональное  состояние обвиняемого в момент  совершения преступления;

5)обстоятельства, влияющие на степень и характер  ответственности. 

Вопрос о вменяемости решается с помощью судебно-психиатрической экспертизы. Прямым основанием для ее назначения служит сомнение следователя (судьи) в психическом благополучии обвиняемого во время инкриминируемого деяния или неблагоприятный психиатрический анамнез. Следователю с самого начала расследования уголовного дела необходимо обращать внимание на наличие странностей в поведении, действиях и высказываниях обвиняемого.

Основаниями для сомнения в психическом благополучии обвиняемого может служить информация о том, что его родители или близкие родственники страдали (страдают) психическими заболеваниями; сам он с детства отставал в развитии от сверстников, неудовлетворительно усваивал учебную программу, плохо адаптировался к школьному режиму, не мог овладеть специальностью; имеет склонность к бродяжничеству и воровству, аномален в сексуальном поведении и др. Признаками психического заболевания у него могут быть такие интеллектуальные особенности, как несоответствие запаса знаний возрасту, полученному образованию, низкий уровень обобщения, замедленное и поверхностное мышление, вязкость и обстоятельность в изложении или наоборот, словоблудие, трудности адаптации в семье и коллективе, непонимание относительно простых ситуаций, выражений и др.

Способствуют  формированию представления о степени  психической полноценности субъекта в момент правонарушения также анализ характера и способа совершения преступления, целей, которые преследовал обвиняемый, информация о его поведении до и после совершения деяния, контактах с окружающими и образе жизни.

Вид преступного действия (умысел или неосторожность) определяется путем выявления психического отношения обвиняемого к деянию в момент его совершения и их мотивов.

Мотивы поведения могут быть вызваны такими общественными понятиями, как корысть, хулиганские побуждения, низменные побуждения, ревность, месть, неприязненные отношения и др. Некоторые из этих понятий могут включать в себя самые различные побуждающие причины. Например, корыстные действия с психологической точки зрения могут быть мотивированы стремлением к обогащению, потребностью в самоутверждении, завистью, желанием вести праздный образ жизни, страстью к развлечениям или азартным играм, потребностью в сиюминутном удовлетворении труднопреодолимых влечений (к алкоголю или наркотикам).

Психологические особенности обвиняемого могут быть по-разному связаны с инкриминируемым ему правонарушением. Одни из них могут сыграть ведущую роль в выборе преступного способа удовлетворения потребностей или разрешения конфликта (например, эгоистическая или корыстная направленность личности, нежелание трудиться, неуважение к человеческой жизни, человеческому достоинству и морали, сексуальная распущенность и пр.). Другие психологические особенности чаще только способствуют совершению преступления при наличии внешне неблагоприятной ситуации (например, слабоволие, подчиняемость, внушаемость, легкомыслие, низкий уровень интеллектуального развития, болезненное самолюбие, эмоциональная возбудимость, недоброжелательное отношение к людям, трусость, прямолинейность, правдоискательство, критиканство, агрессивность и пр.). Наконец, многие психологические особенности обвиняемого остаются нейтральными по отношению к факту преступления (например, увлечения, интересы, трудолюбие человека, совершившего преступление в состоянии аффекта), но важны для понимания степени общественной опасности обвиняемого и перспектив его исправления и перевоспитания.

Информация о работе Предмет и методы юридической психологии