Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:17, реферат
Предметом юридической психологии являются различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей.
Интерес представляет изучение системно-структурного подхода к анализу генезиса отклоняющегося поведения таких лиц. Установлено, что более трех четвертей преступлений против личности совершается лицами, связанными с потерпевшим родственными, интимными, приятельскими или другими близкими отношениями, и преступление является конечной фазой конфликта, который возник в результате этих отношений. В данном случае психологические исследования личности преступника и потерпевшего позволяют выявить подлинные мотивы и причины конфликтной ситуации, наметить пути их преодоления и, таким образом, осуществить индивидуальную профилактику.
Для криминальной психологии актуально психологическое исследование "неустойчивых личностей", основными характеристиками которых являются внутренняя и внешняя социальная нестабильность, неадекватная агрессивность, склонность к возбуждению или торможению, маниакальности или депрессии. Для таких личностей характерны: неспособность достаточно глубоко и полно освоить морально-нравственные и культурные традиции, выработать соответствующие социальные навыки поведения той среды, в которую эта личность оказалась внедренной. Неустойчивые личности испытывают высокое социальное напряжение, частые колебания в настроении, безмотивную раздражительность и легко вступают в конфликт с окружающей социальной средой из-за прямолинейного решения своих проблем. У таких лиц не так уж редко происходит перенос локальной конфликтной ситуации с конкретного человека на всю окружающую их социальную среду, что в психологии носит название иррадиации конфликта.
Такого вида
конфликты отличаются тем, что у
данных субъектов накопленное
парные - в них принимают участие чаще всего соседи, знакомые по работе, родственники и супруги (все они, как правило, связаны с неумением той или иной стороны наладить нормальные взаимоотношения, а реализация их в агрессивной форме объясняется низким уровнем правосознания, морали, невоспитанностью, неумением достичь компромисса, психологической несовместимостью и т.п.);
групповые - более характерны для некоторых малочисленных групп молодежи (корни этих конфликтов связаны с отрицательными местными традициями и обычаями, а также слабой воспитательной работой, незаполненным досугом, неудовлетворенностью и низкой правовой культурой части молодежи);
толпы - заражение конфликтной ситуацией в толпе (например, на футбольных матчах) нередко перерастает в групповые хулиганские действия с участием довольно большого числа участников (подобный вид конфликтов характерен для лиц с неустойчивой психикой, низким правосознанием, низким уровнем общей культуры, легко возбудимых, склонных к национализму и шовинизму, находящихся в неорганизованной толпе; неприязненные отношения к окружающим и ситуации, а также хулиганские проявления одного человека для таких лиц могут служить эмоциональным сигналом и примером для подражания, спровоцировать массовые беспорядки).
При изучении личности преступника важно знать также, что толкнуло его на правонарушение и, прежде всего, исследовать причину (мотив) этого. Мотив - побуждающая причина, которая характеризует субъективную сторону преступления. Его установление необходимо для определения состава правонарушений, имеющих сходные признаки (например, хулиганство и причинение телесных повреждений). В ряде случаев выяснение мотива имеет значение для доказывания виновности. Кроме того, мотив преступления может учитываться как отягчающее или смягчающее уголовную ответственность обстоятельство или свидетельствовать об отсутствии в действиях обвиняемого общественной опасности.
Сложность установления мотива преступления иногда приводит к утверждению о безмотивности или немотивированности преступления, что принципиально неверно, так как всякое сознательное поведение побуждается осознанными или неосознанными мотивами, или его подменой мотивировкой события, т.е. ретроспективным словесным объяснением совершенного. Попытки установить мотив преступления только со слов обвиняемого, без учета его основных психологических особенностей, анализа поведения, могут привести к серьезным ошибкам.
Установление психического или эмоционального состояния обвиняемого в момент преступления необходимо для квалификации преступлений, совершенных либо в состоянии патологического аффекта, либо физиологического или кумулятивного аффекта, эмоционального возбуждения или эмоционального напряжения.
Говоря об основаниях освобождения от уголовной ответственности, закон оперирует понятием общественной опасности лица, совершившего преступление. В это понятие включаются прежде всего психологические особенности направленности личности обвиняемого (подсудимого) и наиболее устойчивые черты характера, которые влияют на совершение преступления и способствуют или препятствуют совершению новых общественно опасных действий.
Об изменении (уменьшении или увеличении) общественной опасности лица, совершившего преступное деяние, можно судить по тем изменениям в его психическом состоянии, которые произошли после совершения преступления. В числе смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств закон называет жизненные ситуации, побуждения и признаки действий, для правильной оценки которых требуется учитывать психологические качества обвиняемого.
К числу смягчающих ответственность обстоятельств для обвиняемого закон относит влияние на него оскорблений, угроз, стечение тяжелых личных или семейных обстоятельств, различного рода зависимости (личная, служебная или материальная). Ни одно из этих обстоятельств не может быть установлено только по объективным признакам, без учета субъективных (психологических) особенностей обвиняемого. Влияние оскорблений, угроз и т.д. на обвиняемого зависит не только от их содержания, реальности, направленности, но и от психических качеств того, кому угрожают: твердости характера, смелости, эмоциональной устойчивости, уверенности в своих силах, отношения к запретам и социально охраняемым ценностям. Они могут восприниматься одними как терпимые, другими как непереносимые. Как на смягчающее ответственность обстоятельство закон прямо указывает на психическое состояние (сильное душевное волнение, чистосердечное раскаяние и др.).
К числу отягчающих ответственность обстоятельств для обвиняемого закон относит его особую жестокость и издевательства, проявившиеся при совершении преступления, корыстные и низменные побуждения. Это диктует необходимость исследования такой важной стороны психологии человека, как содержание побуждений и целей поступков. Закон не раскрывает и не ограничивает содержание понятия "низменные побуждения", подразумевая, очевидно, что к этой категории могут быть отнесены любые побуждения, противоречащие морали (например, зависть, месть, злопамятность и пр.). Перед следователем (судьей) стоит задача не только установить содержание побуждения, но и дать ему морально-этическую оценку.
Психологические
предпосылки преступного
При изучении психологии преступления, прежде всего, активно исследуются социальные и биологические предпосылки формирования психики (Н.ГТ. Дубинин с соавт., 1989; Ковалев О.Г. с соавт., 1997), играющие отрицательную роль в поведении человека. В настоящее время установлено, что недостатки процесса социализации не могут быть понятны вне ее психофизиологической (биологической) основы и без анализа эмоционально-волевой стороны личности преступника.
Преступный умысел возникает у людей в процессе восприятия и мышления. На его формирование оказывают воздействие понятия и представления, не соответствующие общественному правосознанию. Это удается выяснить лишь рассмотрев комплекс потребностей такой личности, ее интересы, мотивы действия, роль внутри преступной группы (внутри микроколлектива). На образование противоправного умысла преступника влияют типизация людей (по превалированию первой и второй сигнальных систем по И.П. Павлову), темперамент, характер, потребности, ценностные ориентации, состояние психики и основных ее качественных составляющих (восприятия, мышления, памяти, эмоций, критики, воли, интеллекта и др.).
Исследователи, занимающиеся данной проблемой, отмечают, что опосредствованное влияние социального фактора на особенности биологической подструктуры людей очевидно, хотя пол, тип и состояние нервной системы, задатки и даже патологию человек получает при рождении. И это заметно затрудняет социальную адаптацию таких лиц.
Г.А. Аванесов (1980, 1984) и другие авторы выделяют следующие положения, нередко играющие негативную роль в поведении человека:
Все указанные выше предпосылки изменяют в той или иной степени личность и ее поведение. Зачастую они приводят к различным психическим нарушениям, психологическим расстройствам, психосоматическим заболеваниям и служат дополнительным криминогенным фактором.
Важное криминологическое значение для любого человека имеет противоречивость и искаженность усвоенной ролевой информации, что в ряде случаев связано с противоречиями в самом содержании социальной роли, двузначности, встроенной в подтекст данной роли ("двойной стандарт"). Исход внутриролевого конфликта зависит как от психологических особенностей личности или группы, так и от ряда других факторов:
а)размера социальных, правовых, моральных санкций, ожидаемых в связи с. тем или иным вариантом поведения (как позитивных, так и негативных);
б)ожидаемой степени их реальности, близости, неотвратимости;
в)удовлетворения индивида своей социальной ролью в целом и ее составными элементами.
Из этого вытекает, что объектами криминальной психологии являются преступники и преступные группы, а ее предметом - психологические особенности личности преступников, организованных и неорганизованных их групп.
Но главным все-таки остается личность преступника. Как известно, преступления совершаются не из-за роковой предрасположенности индивида к преступному поведению и даже не из-за того, что он не воспринимает или не понимает смысла право-послушного стиля жизни. Преступления (в подавляющем большинстве случаев) - результат того, что у конкретного человека стала преобладать негативная система смысловых образований, которая обусловила его извращенное отношение к положительной стороне социальной действительности.
Оценивая личность человека совершившего преступление, необходимо выявить его доминирующие побуждения и обобщенные способы жизнесуществования, а также психологические особенности. При этом человеческое поведение организуется определенными исходными ценностными позициями данной личности, которые, в свою очередь, определяются его самосознанием и самосанкционированием избираемых целей и способов поведения. Тем более, что любой человек психологически ведет себя в соответствии с тем смыслом, который он придает результатам своего поведения. Недаром ведь о человеке судят по его поступкам, в которых без сомнения проявляется его смысловое отношение к действительности. В ряде случаев индивид даже может не осознавать у себя ту или иную систему личностных смыслов, так как часть из них идет у него на подсознательном уровне. Но сознательное действие, определяемое им как полезное и необходимое, имеет для него личностную ценность.
Следует указать и на то, что в поведении преступников имеется общий дефект, состоящий в неадекватной, но положительной оценке им лично каждого предполагаемого или совершенного преступного деяния. Понимая все-таки антисоциальную сущность такого поступка, преступники обычно выдвигают для себя и других систему самооправдательных мотивов и стараются нейтрализовать те социальные ценности, которые препятствуют достижению преступных целей. Так они пытаются снять с себя ответственность за преступное деяние, нередко прибегая к оправданию себя, они винят как внутренние причины (что-то нашло, был пьян и др.), так и внешние (оскорбляли, дразнили, не хотели делиться, подчиниться и др.), поведение других людей или случайное совпадение обстоятельств. Зачастую подлинные исходные мотивы своего поведения они трансформируют, видоизменяют, маскируют, обобщают ложь с правдой, расставляя акценты в выгодном для себя свете.
Следует признать, что регуляционные механизмы человеческого поведения, в том числе и преступников, проявляются интегративно как личная мера реакции на различные проявления действительности, в основе которой лежат характерологические качества, определяющие стереотипию поведения человека.