Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:17, реферат
Предметом юридической психологии являются различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей.
Цели наказания осужденных осуществляются различными мерами, главную роль среди которых играет уголовно-исполнительное право, тесно связанное с педагогикой, криминологией, уголовно-исполнительной психологией, психологией труда и социальной психологией.
Карательные меры достигаются реализацией требований режима и срока действия наказания и осуществляются изоляцией и принудительной регламентацией личностных проявлений осужденных, их жизни, быта и труда.
Исправительные меры выполняются путем применения к осужденным специальных методов и приемов исправления и перевоспитания, путем постепенной в динамике ресоциализации личности каждого из них.
Превентивные меры имеют другие психологические основы в виде общего и специального предупреждения. Причем:
общее предупреждение - состоит в угрозе причинения физических и моральных страданий, обращенных к неопределенно широкому кругу лиц, склонных к антиобщественному поведению (оно, как цель наказания, выходит за пределы его исполнения в отношении какого-либо конкретного осужденного);
специальное предупреждение - представляет собой целенаправленное предупреждение в отношении отдельных лиц, уже совершивших преступление, и достигается путем создания в процессе исполнения наказания таких условий и такого "психологического климата", которые, как предполагается, должны исключить или в значительной мере затруднить совершение этими лицами новых преступлений (хотя действенно уже само изъятие из той среды, в которой могло бы совершиться преступление или представлялась возможность его совершения).
Роль психологов
в осуществлении
Психологически понятно, что, попадая в исправительные учреждения, каждый осужденный планирует для себя: "только бы дождаться окончания срока наказания". Но перед сотрудниками ИУ стоит гораздо более сложная проблема - их перевоспитание. Это связано прежде всего с тем, что среди контингента ИУ довольно большой удельный вес (до 60% - А.З. Агаларзаде, С.Н. Шишков, 1996) лиц, у которых диагностированы нервно-психические заболевания. Для их перевоспитания и ресоциализации наряду с обычными мерами необходима разработка индивидуальных медико-психологических методов воздействия.
Таким образом,
знание юристами цели, задач и предмета
уголовно-исполнительной психологии и
понимание необходимости
психологическими мерами - основа адаптации осужденных к коллективу, их исправления, перевоспитания и ресоциализации в обществе. Психологи всегда учитывают пластичность психики лиц, отбывающих наказание в подразделениях УИС, возможность изменяться под воздействием позитивной микросреды, которая должна быть создана в исполнительных учреждениях.
Законодатель
установил, что в воспитании и
перевоспитании осужденных действует
ряд основных (режим, труд, воспитание,
коллектив) и факультативных (семья,
учеба в ПТУ и школе
Психология беспомощности.
Приобретенная беспомощность проявляется и в поведении людей. Так, люди в состоянии подавленности или депрессии становятся пассивными, так как считают, что все их усилия будут неэффективными. И у беспомощных собак, и у подавленных людей парализована воля, они ведут себя апатично, с пассивным смирением.
Здесь кроется разгадка, каким образом общественные институты — независимо от их целей, тут можно вспомнить и больницы и концлагеря — могут обезличивать людей. «Хорошие пациенты» в больницах не вызывают персонал, не задают вопросов, не пытаются контролировать происходящее (Taylor, 1979). Такая пассивность может быть хороша для эффективной работы больницы, но не для людей. Ощущение того, что вы можете что-то сделать, что вы держите под контролем свою жизнь, положительно влияет на здоровье и сопротивляемость болезням. Потеря контроля над тем, что вы делаете сами и что делают с вами другие, может привести к стрессу (Pomerleau & Rodin, 1986). Некоторые болезни напрямую ассоциируются с чувством беспомощности и ограничением выбора. Отсюда быстрое угасание и смерть в концентрационных лагерях и хосписах. Пациенты больниц, обретающие веру в возможность контролировать стресс, требуют меньше болеутоляющих и успокоительных средств, медперсонал отмечает их меньшую тревожность (Langer & others, 1975).
Эллен Лангер и Джудит Родин (Ellen Langer and Judith Rodin) продемонстрировали важность личностного контроля, сравнив два варианта отношения персонала к обитателям престижного дома престарелых в Коннектикуте. В общении с одной группой исполненные добрых намерений работники подчеркивали: «Мы в ответе за то, чтобы вы могли гордиться этим домом и быть счастливы в нем». Они обеспечивали своим пассивным пациентам нормальный доброжелательный, сочувственный уход. Три недели спустя состояние большинства из этой группы было оценено ими самими, наблюдателями и сиделками как ухудшившееся. Другой вариант отношения, предложенный Лангер и Родин, вводил личный контроль. Здесь делался акцент на предоставление пожилым людям выбора и возможностей влиять на политику дома престарелых, а также на их личную ответственность за то, чтобы сделать их жизнь такой, какой они хотят ее видеть. Эти пациенты могли принимать некоторые самостоятельные решения и выполняли определенные обязанности. За последующие три недели 93 % из этой группы стали более активными, бодрыми и довольными жизнью.
Переживания пожилых людей из первой группы, должно быть, сходны с теми, что пришлось испытать 87-летнему психологу Джеймсу Маккею (James MacKay, 1980:
« Прошлым летом я на какое-то время перестал быть личностью. У моей жены был артрит коленного сустава, из-за чего она не могла передвигаться без специального приспособления, а я как раз в этот момент сломал ногу. Мы переехали в дом по уходу за престарелыми. Там был уход, но не было дома. Все решали врач и старшая сестра; мы же были всего-навсего одушевленными предметами. Слава богу, это продолжалось всего лишь две недели... Директор дома престарелых был компетентным руководителем, сочувствующим своим подопечным. Я считал, что это лучший дом по уходу за престарелыми в городе. Но мы не были личностями с того момента, как вошли туда, и до тех пор, пока не уехали. »
Исследования подтверждают, что
системы управления или руководства
людьми, стимулирующие самоэффективност
- Заключенные, у которых есть
какая-то возможность
- Обитатели домов престарелых
и тому подобных учреждений
могут прожить дольше и, без
сомнения, чувствуют себя более
счастливыми, когда им
Основные понятия виктимологии как науки о жертве преступления.
Виктимология: предмет, история, перспективы. Понятие и предмет виктимологии
Виктимология в буквальном смысле означает “учение о жертве” (от лат. viktima — жертва и греч. logos — учение). Эта наука возникла как реализация идеи изучения жертв преступлений и изначально развивалась как направление в криминологии. Однако со временем представления о ней претерпели изменения, определились различные позиции относительно предмета виктимологии и ее научного статуса. Эти позиции сводятся к следующему:
Развитие этих подходов на протяжении более полувека свидетельствует, что, будучи единодушными в признании основной функцией виктимологии изучение жертвы и разработку мер ее безопасности, ученые расходятся в определении ее предмета, а следовательно и сфер ее практического применения. Вопрос о том, какие жертвы должна изучать виктимология, — принципиальный. “Назначить” жертву в качестве предмета науки нельзя. Можно, конечно, волевым путем отнести к предмету виктимологии те или иные категории жертв, произвольно объединив их, но эффективность научного изучения сведется на нет, если эти жертвы не обладают сходными (аккумулированными в их личности) качествами, так или иначе определяющими их способность стать жертвами, характер уязвимости и причиняемого вреда. Требование определенной типологичности относится и к ситуациям причинения вреда. Включение в предмет виктимологии всех категорий пострадавших лиц (не только физических), ставших жертвами самых различных обстоятельств, делает виктимологию комплексной социолого-технической наукой, не ограниченной криминальной сферой причинения вреда. Но жертвы преступлений и, например, экологических бедствий совершенно различны, а виктимоопасные ситуации не имеют ничего общего. Следовательно, признавая за виктимологией право на изучение любых жертв, надо прогнозировать ее становление и развитие в этом качестве, не забывая о внутренней противоречивости ее предмета. Виктимология в таком понимании в отечественной специальной литературе иногда обозначается как виктимология в широком смысле в отличие от криминальной виктимологии (криминологии в узком смысле), представляемой как ее составная часть. Сегодня в отечественной науке всеобъемлющей по предмету виктимологии нет, но возражать против такого статуса виктимологии, естественно, не следует, тем более странно выглядел бы отказ от ее разработки в этом направлении только потому, что сегодня, как общая теория, она сведена к теории жертвы преступления.
Для виктимологии перспектива развития в самостоятельную науку, синтезирующую знания о жертвах любого происхождения, не исключена. По мере накопления фактологического материала и результатов его теоретического осмысления она может сформироваться в этом качестве, если станет комплексной, включающей как минимум:
криминальную виктимологию (правда, криминология вряд ли легко расстанется с важным элементом своего предмета);
травмальную виктимологию
(изучающую жертв
виктимологию быта и досуга (широкий спектр проблем безопасности при использовании бытовой техники, безопасности на воде, транспортной безопасности, зависящей и от потенциальных жертв, и др.); психиатрическую виктимологию (проблемы жертв с отклонениями в психике) ;
виктимологию катастроф, экологических и стихийных бедствий;
виктимологию технической безопасности (изучающую последствия виктимного поведения, связанного с нарушением правил безопасности труда, пожарной безопасности и др.);
программы и меры обеспечения безопасности жертв, организацию системы виктимологической профилактики.
Эти направления
виктимологических исследований жестко
не разделены, так как, например, жертвы
травмы (объекты травмальной
Перечень возможных компонентов виктимологии, естественно, нельзя считать завершенным. Как в дальнейшем будет развиваться виктимология, окажется ли она востребованной “по максимуму”, сейчас определить невозможно. С этим и не следует спешить. На современном уровне виктимологических исследований ее некриминальные направления лишь обозначились, и от того, насколько глубокими и результативными будут соответствующие исследования, зависит, в конечном счете, ее статус в системе наук. Пока что в России сторонники виктимологии в широком смысле ограничиваются ее провозглашением, признавая, что сегодня это в большей мере только научная позиция.
Представители двух других позиций, независимо от того, рассматривают ли они виктимологию как междисциплинарную отрасль научного знания или направление в криминологии, определяют ее как науку, предмет которой (в самом общем приближении) ограничен только жертвами преступлений и всем, что с ними связано.
По существу, и в том и в другом варианте — это криминальная (криминологическая) виктимология, которая в отличие от виктимологии в широком смысле не только реально существует, но и активно развивается в системе наук (научных направлений, дисциплин) криминального характера. Такова логика приращения научного знания: сама идея виктимологии, ее концептуальная основа имели источники, изначально сформировавшиеся на криминальной фактологии.
Нам еще предстоит
разобраться в том, что представляет
собой наука о жертвах