Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:17, реферат
Предметом юридической психологии являются различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей.
Необходимо знать, что пенитенциарная психология активно помогает личному составу следственного изолятора и следователю в осуществлении воспитательной работы с обвиняемыми еще на стадии следственного процесса. Далее она продолжается с подсудимыми совместно с судьей во время уголовного судопроизводства.
Затем ее продолжают
воспитатели при исполнении приговора
с осужденными в исполнительных
учреждениях уголовно-
При условно-досрочном освобождении осужденных воспитательная функция опять переходит к судье и соответствующим органам юстиции и внутренних дел, а вместе с ней и обязанность контроля за жизнесуществованием лица, которое до этого перевоспитывалось в исправительном учреждении, оказания помощи ему в реабилитации в новых жизненных условиях и т.д.
Таким образом, наиболее действенными психологическими мерами, применяемыми судьей в воспитании подсудимого, остаются представление о неотвратимости наказания при совершении преступления, убеждение в возможности не совершать правонарушения при повторных (аналогичных) ситуациях, выработка уверенности в своем возвращении в общество и семью ее полноправным членом.
Психология допроса малолетних свидетелей и потерпевших.
1. В отечественной психологической науке на основе обобщения громадного педагогического опыта определился следующий подход к возрастной периодизации, в том числе и тех, кто еще не достиг совершеннолетия:
младенческий возраст (от рождения до одного года);
раннее детство (от года до трех лет);
дошкольный возраст (от трех до шести—семи лет);
младший школьный возраст (от шести—семи до 11 —12 лет);
подростковый возраст (от 11 —12 до 14—15 лет);
ранний юношеский возраст (от 14—15 до 17—18 лет)
Переход от одного
возрастного периода к следующе
Каждому возрастному периоду развития подростка присущи разный круг общения, различные виды ведущих потребностей, отношений с окружающими его людьми, игровой деятельности, увлечений, ценностные ориентации, меняющиеся уровни социального интеллекта и развития, направленности личности. Все эти факторы существенно влияют на его сознание, поведение, отношение к происходящему, в том числе и к самой процедуре допроса, что, безусловно, необходимо учитывать независимо от того, в какой бы процессуальной роли не выступал несовершеннолетний. Необходимо иметь в виду, кем бы он не проходил по делу: свидетелем, потерпевшим или обвиняемым, его поведение во время допроса во многом будет определяться прежде всего возрастными, интеллектуальными, психическими особенностями его личности.
2. Рассмотрим
подробнее, как эти
Известно, что дети уже в раннем возрасте (до трех лет) способны к восприятию людей, их действий, воспринимают различные объекты, особенно отличающиеся своей яркостью и необычностью. На собственном опыте они начинают понимать, что значит толкнуть, ударить, драться, и поэтому уже в пятилетнем возрасте ребенок в состоянии выделить наиболее характерные для конфликтной ситуации действия ее участников.
Однако выделение этих действий происходит у детей не по их объективной значимости, а по каким-то отдельным, скорее случайным признакам.
Описывая предметы, происходящие явления, ребенок часто прибегает к сравнениям. Однако эти сравнения бывают весьма не точны и относительны. Это подтверждается тем, что, воспроизводя детали какого-то события, дети дошкольного и младшего школьного возраста обычно прибегают к довольно неопределенным понятиям (большой — маленький, старый — молодой, далеко — близко и т.п.).
Несмотря на уже достаточно большой словарный запас у детей до-школьного возраста, многие из усвоенных ими слов составляют пассивный словарь, поскольку ребенок ими не пользуется, хотя и понимает их.
Причем, обращают внимание М.М. Коченов и Н.Р. Осипова, некоторые слова употребляются детьми не в их точном значении, а в соответствии с влияющими на них семейными традициями. И это нельзя игнорировать, допрашивая ребенка.
Умение строить
самостоятельный рассказ
На протяжении
последних десятилетий
Кроме того, следует
также помнить, что дети по сравнению
со взрослыми более внушаемы. В
контексте рассматриваемых
У детей подростковой группы (от 11 до 14—15 лет) значительно расширяются познавательные интересы, растет самосознание, стремление к самостоятельности, самоутверждению, обостряются отдельные черты характера (излишняя самоуверенность, самолюбие, повышенная ранимость, эмоциональная неустойчивость и др.).
По достижении 14-летнего возраста считается, что для молодого человека становится очевидной общественная опасность таких преступлений, как убийство, умышленное причинение тяжкого, средней тяжести вреда здоровью, насильственные действия сексуального характера, разбой и некоторые другие (ч. 2 ст. 20 УК РФ). Поэтому с этого возраста несовершеннолетний, совершивший преступления, перечисленные в ч. 2 ст. 20 УК РФ, подлежит привлечению к уголовной ответственности за них.
К 16 годам у молодого человека в целом формируется правосознание, в основном (хотя на этом периоде, безусловно, точку ставить ни в коем случае нельзя) завершается процесс социализации личности. Вот почему с этого возраста, согласно действующему законодательству, установлена уголовная ответственность (ч. 1 ст. 20 УК РФ). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет имеют широкие права самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителей совершать целый ряд гражданско-правовых сделок, несут имущественную ответственность в специально предусмотренных случаях (п. 2, 3 ст. 26 ГК РФ).
В этой связи совершенно справедливо признается, что допросы лиц, достигших 16—17-летнего возраста, целесообразно проводить «в основном с применением тех же тактических приемов, которые рекомендуются при допросе взрослых»
3. Общие правила
допроса несовершеннолетнего
Прежде всего вызов на допрос свидетеля, не достигшего 16 лет, производится, как правило, через его родителей или иных законных представителей. Для участия в допросе свидетелей в возрасте до 14 лет, а по усмотрению следователя при допросе свидетелей и от 14 до 16 лет, вызывается педагог. Участие последнего возможно и при допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не достигшего 16 лет, а также при допросе обвиняемого старшего 16 лет, если он признан умственно отсталым. В случае необходимости вызываются также и законные представители несовершеннолетнего или его близкие родственники.
Свидетели, не достигшие 16 лет, не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.
Допрос несовершеннолетнего свидетеля в суде, когда этого требуют интересы установления истины, может быть по определению (постановлению) суда проведен и в отсутствие подсудимого. Свидетель, не достигший 16 лет, должен быть удален из зала заседания по окончании его допроса, кроме случаев, когда суд признает необходимым дальнейшее присутствие этого свидетеля.
Аналогичный порядок, направленный на то, чтобы как можно меньше нанести вреда психике несовершеннолетнего подсудимого, предусмотрен и во время исследования в суде обстоятельств, могущих отрицательно повлиять на него.
С соблюдением тех же правил проводится допрос несовершеннолетних свидетелей и при судебном рассмотрении гражданских дел.
4. При подготовке
к допросу несовершеннолетнего
свидетеля, если позволяют
не был ли
замечен подросток в
5. Место предстоящего допроса выбирается таким образом, чтобы оно не вызывало у ребенка дополнительного волнения, излишнего психического напряжения и было привычным для него. Чтобы несовершеннолетний свидетель мог лучше освоиться с новой для него обстановкой, быстрее привыкнуть к незнакомым людям, разговор следует начинать с сопровождающим его лицом, с педагогом, постепенно вовлекая в него и ребенка, как бы уточняя то, что говорится о нем (М.М. Коченов, Н.Р. Осипова). Вести себя следует естественно, доброжелательно. Чтобы проверить, насколько ребенок освоился с обстановкой, можно спросить его о том, понятно ли ему где он находится, зачем его сюда привели, что интересует следователя.
Очень важно на начальной стадии допроса сформировать у допрашиваемого интерес к предстоящему разговору, мотивацию дачи показаний. При этом можно пояснить ребенку, что от него ждут помощи, что она крайне необходима. Однако вести себя в подобной ситуации следует достаточно гибко и осторожно, чтобы не акцентировать его внимание на чем-то конкретном, что интересует следствие. Тем более не прибегая к постановке наводящих вопросов, которые играют особенно негативную роль при допросе несовершеннолетнего свидетеля, оставляя тому возможность отвечать либо «да», либо «нет». Поэтому совершенно недопустимы такие речевые обороты в диалоге с подростком. Например:
— Это ты должен помнить...
— Надо вспомнить...
— Ты не мог забыть о том, что...
В подобных ситуациях допрашиваемый, особенно малолетний свидетель, может - прибегнуть к вымыслу, чтобы заслужить одобрение взрослых, участвующих в допросе. Психологи, исследовавшие данную проблему, отмечают, что у детей, в особенности дошкольного возраста, относительно слабо выражена способность к распределению внимания. В каждый отдельный момент ребенок может заниматься только каким-то одним делом. Поэтому