Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:56, контрольная работа
Деловое общение - это процесс, при котором происходит обмен деловой информацией и опытом работы, предполагающим достижение определенного результата в совместной работе, решение конкретной задачи или реализацию определенной поставленной цели.
1. Назовите и охарактеризуйте основные проблемы дисциплины «Деловое общение». …………………………………………………….3
2. Дайте характеристику основным категориям дисциплины «Деловое общение»…………………………………………………………………8
3. Какое из перечисленных определений предмета дисциплины «Деловое общение» является верным. Ответ обоснуйте…………….16
а) закономерности общения, определяющим содержанием которого выступает совместная деятельность людей, их общее дело, а партнер выступает как личность, значимая для других партнеров;
б) закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психология самих этих групп;
в) развитие высших психических функций, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах.
Список литературы
Кафедра
Философии и социологии
Тема
1. Предмет, основные
категории и задачи
психологии делового
общения.
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА ВАРИАНТ №1
Москва
2009
Задание.
1. Назовите и охарактеризуйте основные проблемы дисциплины «Деловое общение». …………………………………………………….3
2.
Дайте характеристику основным
категориям дисциплины «
3. Какое из перечисленных определений предмета дисциплины «Деловое общение» является верным. Ответ обоснуйте…………….16
а) закономерности общения, определяющим содержанием которого выступает совместная деятельность людей, их общее дело, а партнер выступает как личность, значимая для других партнеров;
б) закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психология самих этих групп;
в) развитие высших психических функций, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах.
Список
литературы……………………………………………..
1.Назовите и охарактеризуйте основные проблемы дисциплины «Деловое общение».
Деловое общение - это процесс, при котором происходит обмен деловой информацией и опытом работы, предполагающим достижение определенного результата в совместной работе, решение конкретной задачи или реализацию определенной поставленной цели. Спецификой этого процесса является момент регламента, то есть подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, принятыми на данной территории, профессиональными этическими принципами, принятыми в данном профессиональном круге лиц.
Деловое общение в наши дни проникает
во все сферы общественной жизни общества.
В коммерческие, деловые сферы
жизни вступают предприятия всех
Вопросы подготовки и обучения деловому общению затрагивают различные дисциплины: этику, психологию, психотерапию, теорию управления и др.
Сам термин «психология» ввёл немецкий философ Христиан Вольф. Однако только в 19 веке были более тщательно разработаны научные методы изучения человеческой психики:
Взаимосвязь дисциплины «Деловое общение» и «Психология» заключается в том, что в деловом общении используются те же методы исследования, что и в психологии.
Идейной основой делового общения является современная психологическая наука. Эта наука в качестве своей базы имеет достаточно чётко разработанный категориальный аппарат (совокупность психологических понятий). Этот аппарат является результатом длительного процесса исторического развития. Он возникал, формировался, уточнялся на всех этапах развития психологии.
Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражаются наши представления о добре и зле.
Этика – учение о морали и нравственности. Слово этика впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая дает ответ на вопрос, как мы должны поступать, что бы совершать правильные действия.
Этика
является важнейшей частью (аспектом)
философии. Органичное и неотъемлемое
место этики в системе
Этика с момента своего возникновения находится во взаимодействии с общением. Моральные чувства, представления о должном поведении возникают у человека благодаря совместной жизни с другими людьми, «благодаря общению мыслями и идеями, ибо в этом значении употребляется слово «общение»по отношению к людям...».
Этика должна гуманизировать, облагораживать общение между людьми.
Взаимодействие общения и этики многогранно. Оно охватывает структурные, функциональные и другие стороны этики как науки о морали, а также общения — как сложного процесса установления и развития контактов между людьми.
Анализ взаимодействия этики и общения предполагает прежде выяснение содержания морали, изучаемой этикой как наукой.
Мораль – это система этических ценностей, важнейший способ нормативной регуляции общественный отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественно жизни. Нормы морали получат свое идейное выражение в общих представлениях, принципах о том как нужно себя вести.
Объект этического знания имеет двоякое значение. Во-первых, это та общественная реальность, которая подвергается наблюдению и изучению для формулирования положений самой теоретической этики. Например, объектом этического знания являются реально существующие нравы, поведение людей. Во-вторых, в качестве объекта воздействия этического знания выступает сам человек, его нравственное просвещение, развитие у него положительных нравственных качеств.
Взаимосвязь этики и делового общения заключается в том, этика, как и деловое общение, изучает свойства личности человека, его поступки, только в с точки зрения морали.
Этику делового общения можно определить, как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.
В социально – философском плане этика делового общения определяется общественно – экономическим строем общества, структурой его социальной организации и господствующих типов общественного сознания. В традиционном обществе, основанном на общности социальной жизни, коллективным представлением, мифологическом сознание и межличностных отношениях, основным механизмом делового общения является ритуал, традиция и обычай. Им соответствуют нормы, ценности и стандарты этики делового общения.
Характеристика делового общения, когда на первый план выдвигается экономический интерес, материальный результат, прибыль как концентрированный критерий человеческой деятельности и общения становится доминирующей и все охватывающей с развитием капитализма. Стандартным критерием справедливости или несправедливости, становиться умение успешно вести дело, деловой прагматизм. Этика бизнеса, этика деловых отношений окончательно выдвигается на первый план и оставляет за собой все общечеловеческие ценности. Человек с «рыночным характером» (по определению Эрика Фромма) постоянно находиться в состоянии противоречия, характеризуется раздвоенным сознанием. С одной стороны, вступая в деловое общение, он вынужден руководствоваться нормами морали, выработанными рынком, за год, а максимизации прибыли любыми средствами. С другой стороны в качестве личности живущей в конкретной социальной среде, он несет ответственность перед ней и не может не учитывать обще человеческие нормы, морали и порядочности. Так возникает реальное противоречие нравственного сознания личности, изначально присущее ей в условиях развитых рыночных отношений.
Вебер, который предвидел, что по мере того, как ценности протестантской этики начали преобразовывать мир «внешние мирские блага все сильнее подчиняли себе людей и завоевали, наконец, такую власть, которой не знала вся предшествующая история человечества».
«В настоящее время, - заключает
он, - стремление к наживе, лишенного
своего религиозноэтического
В работах Карена Хорни, Эрика Фромма убедительно показано, что современный развитой капитализм каждом шагу порождает человека с рыночным характером, главная цель которого в деловом общении состоит в том, чтобы подороже себя продать. Все высокие нравственные ценности и принципы сразу уже забываются, как только речь заходит о прибыли. При этом в деловом общении утрачивается не только мораль, но и самоидентификация личности.
Примером неэтического поведения, ставшим почти классическим, является действие фирмы «Форд Мотор», которая возражала против изъятия модели «Пинто» из производства или перепроектирования ее топливной системы с целью ликвидации возможных опасностей, связанных с бензобаком.
Дело состояло в том, что в 1978 г. Три женщины сгорели заживо, когда «Пинто», в которой они находились, получил удар и бак с бензином взорвался. Между тем компании «Форд» было известно о технических недостатках бензобака и даже то, как избавиться от этого дефекта. Но, как показала расчеты, выплата компенсаций, если произойдут несчастные случаи, обойдется компании дешевле по сравнению с затратами на то, чтобы сделать надежным бензобак. И компания переступила нормы морали.
Этика делового общения охватывает широкий круг вопросов, относящихся к целям и средствам ведения бизнеса. В этой связи следует отметить, что представители делового прагматизма подчас используют негодные средства для достижения своих целей, такие, как взятки, подкуп и т.д. Но помимо этого и сами цели делового общения могут носить неэтический характер. При этом общение может рассматриваться неэтичным не потому, что оно противозаконно, а вследствие несовместимости целей делового общения моральных ценностям.
Соблюдение этических норм в деловом общении признается важным не только с точки зрения ответственности бизнесменов перед обществом и самими собой, но и необходимым эффективности производства. В этом случае этика рассматривается не только как необходимый нравственный императив поведения, но и как средство (инструмент), помогающее увеличить рентабельность, способствующее укреплению деловых связей и улучшению делового общения.
2.Дайте характеристику основным категориям дисциплины «Деловое общение».
2.1. Виды делового общения.
Деловое общение условно делится на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда во время общения существует некая пространственно-временная дистанция, то есть письма, телефонные разговоры, деловые записки и т.д.).
Прямое
общение обладает большей результативностью,
силой эмоционального воздействия и внушения,
косвенное же не обладает таким сильным
результатом, в нем непосредственно действует
некие социально-психологические механизмы.
В целом деловое общение
Информация о работе Предмет, основные категории и задачи психологии делового общения