Предмет и задачи психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 10:42, лекция

Описание

1. Предмет и задачи психологии. Становление психологии как самостоятельной науки.
2. Основные понятия психологии.
3. Характеристика и значение методов исследования в современной психологии.
4. Отрасли психологии и их характеристика.

Работа состоит из  1 файл

Лекции Психоология.doc

— 1.11 Мб (Скачать документ)


4

 

ЛЕКЦИЯ №1 Тема: Предмет и задачи психологии (2часа).

План:

1.         Предмет и задачи психологии. Становление психологии как самостоятельной науки.

2.         Основные понятия психологии.

3.         Характеристика и значение методов исследования в современной психологии.

4.         Отрасли психологии и их характеристика.

Темы рефератов.

1.         Область изучаемых явлений и  предназначение психологии.

2.         Связь современной педагогической практики с проблемами и вопросами, разрабатываемыми в различных отраслях психологии.

Литература.

1.         Немов Р.С. Психология М.,2001,2004.

2.         Введение в психологию/ Под общ. ред. А.В. Петровского.- М.,2001

3.         Общая психология /Сост. Е.И. Рогов.- М., 2001,2002

4.         Петровский А.В. Введение в психологию.- М, 2001

5.         Психология и педагогика/ В.М. Николаенко.- М, 2002

6.         Психология и педагогика/ А.А. Радугин.- М., 2003

7.         Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших заведений.- М.,  2001, 2003

8. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология (Текст): Учеб пособие для студентов всех спец. Пед. Вузов/ М.В. Гамезо.- М.: Педагогическое общество России, 2004.- 512с.

1.      Психология (учение о душе)- это наука, изучающая мир субъективных душевных явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.

Психология изучает преимущественно ориентировачную функцию душевных психических явлений, т.е. участие их в анализе проблемной, необычной ситуации, построения внутреннего плана последующего действия, контроля за его ходом. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. «анима» - дух, душа) – учение согласно которому у всего, что существует на свете, есть душа, которая управляет всеми живыми и неживыми предметами.

Согласно Платону(427-347гг. до н.э.) душа у человека существует прежде, чем она выступает в соединение с телом.

Вершиной античной психологии являлось учение о душе Аристотеля(384-322гг до н.э.). Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций.

Для Средневековья характерно усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку, душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия, таинства души доступны лишь в религиозном мистическом опыте. В средние века накапливается конкретный материал об анатомо- физиологических особенностях человеческого организма как одной из основ психики. Особенно следует отметить деятельность арабских мыслителей 9-12 вв Авиценны и Аверроэса. Немецкие схоласты Р. Гоклениус и О. Кассман впервые ввели термин «Психология» (1590г.)

С 17в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефолософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы.  Р. Декарт(1596-1650гг.) приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: «тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим». Он явился основателем интроспективной психологии, истолковав сознание как непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем, когда он мыслит.

Попытку соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял гол. Фил. Спиноза(1632-1677гг). Нет особог духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции материи.

Нем. Ученый Г. Лейбниц(1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике, пытался объяснить связь между психическим и физическим в человеке не как взаимодействие, а как соответствие в виде созданной благодаря божественной мудрости «предусмотренной гармонии».

С.Л.Рубинштейн в книге «Основы общей психологии». «Специфический круг явлений, который изучает психология, выделяются отчетливо и ясно – это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, намерения, желания и т.п. – т.е. все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано…»

Рогов Е.И. определил психологию как науку, изучающую факты, закономерности и механизмы психики.

Вся существующая реальность выступает объектом и предметом изучения в различных системах научного знания. Психология так же является областью научного познания. Психологические науки изучают те же объекты реального мира, которые выступают носителем психического или являются потенциальным носителем психического. Предметом изучения психологии является психика, психическое во всех формах и разновидностях его существования; закономерности возникновения; формирование и проявление психики, её отдельных феноменов.

Слово психология: псеохс + логос = наука о душе (Аристотель).

Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики (вообще) и сознания человека (как конкретно исторической личности в особенности). - А.В.Петровский.                                

Психика - (в самом общем виде) это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, установки, отношения, переживания, цели, знания, умения, навыки поведения и деятельности и т.д.

Психика человека проявляется в его эмоциональных состояниях, поведении, деятельности, реакциях (например: учащение сердцебиения, покраснение лица…). Человек может скрывать свои действительные мысли и чувства, отношения и переживания и т.д.

Задача специалиста состоит в том, чтобы опираясь на психологические знания и методы психологии – распознать реальное содержание и состояние психики человека.

Задачи психологии.

В настоящее время наблюдается бурный рост психологических исследований и развития современной психологии и её отраслей. Это обусловлено многообразием теоретических и практических задач, которые ставит современность перед наукой.

1.         Определить общие закономерности развития психики в онтогенезе.

2.         Развить проблему деятельности и личности с учетом развития на каждом возрастном этапе.

3.         Выяснить психологические механизмы усвоения личностью общественного опыта, систематизированного в основах наук.

4.         Выявить психологические основы формирования личности в процессе обучения и воспитания.

5.         Изучить взаимоотношения, возникающие в различных группах и коллективах, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

6.         Сформировать поведенческие методики, определяющие возможность изучения психических процессов, свойств и состояний.

Это обобщенные задачи, которые подразделяются на мелкие задачи.

 

 

Принципы психологии – это исходные положения, определяющие понимание сути и истоков психики людей, особенности её формирования, развития, механизмы функционирования и формы проявления, способы подхода к её изучению и изменению.

Опираясь на философские, естественнонаучные и другие научные основы, отечественная психология сформулировала следующие основные ведущие методологические принципы, определяющие её позиции в понимании психики и подходы к её изучению и формированию.

Принцип отражения, раскрывает понимание сущности психического и его основных функций, уровней в развитии психики человека. По мнению А.Н.Леонтьева, в психике нет ни грана того, чтобы не было бы отражением. Своеобразие психики человека как особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами, среди которых ведущую роль играют следующие: особенности самой объективной реальности, которая воспринимается с помощью органов чувств (первую сигнальную систему) и с помощью языка, речи (вторую сигнальную систему); состояние головного мозга; физического и психического здоровья человека; содержание и состояние его психики.

Принцип детерминизма – это причинная обусловленность: психика определяется образом жизни и изменяется с изменением этого образа (например, ребенок трех лет).

Психика человека обладает способностью изменять (окружающая действительность       через деятельность      и человека меняется) изменять, развивать себя.

С.Л.Рубинштейн отмечал, что «психические явления выступают в жизни человека не только как обусловленные, но вместе с тем и как обуславливающие; определяемые условиями жизни человека, психические явления обуславливают его поведение, его деятельность.

Принцип развития психики, сознания человека в деятельности и во взаимодействии с миром, с другими людьми в процессе взаимодействия его с социальной и природной средой.

Принцип единства сознания и деятельности – то есть сознание и деятельность не противоположны, а образуют единство. Сознание проявляется через внутренний план деятельности, оно образует программу деятельности. А деятельность – внешняя форма реализации этой программы.

2. Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мыш­ление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состоя­ниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способ­ности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает че­ловеческое общение и поведение, их зависимость от психиче­ских явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Человек не просто проникает в мир с помощью своих позна­вательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, ду­ховных и иных потребностей, совершает определенные поступ­ки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь психические процессы, состояния и свойст­ва человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависи­мости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью че­ловека.

Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объ­яснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой — в его индивидуальном опыте, с третьей — в законах, на основе которых строится и по которым функционирует об­щество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, Методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у дан-

ного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в кото­рых непосредственно участвует.

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явле­ний, изучаемых психологией, входят и отношения между людь­ми в различных человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах.

Подводя итог сказанному, представим в виде схемы основ­ные типы явлений,которые изучает современная психология (рис. 1, табл. 1), обозначены основные понятия, через которые определяются явления, изучаемые в психологии. С помощью этих понятий формулируются названия двенадцати классов яв­лений, изучаемых в психологии. Они перечислены в левой части табл. 1. В правой ее части приведены примеры конкретных понятий, характеризующих соответствующие явления.

                                   СОСТОЯНИЯ

ПРОЦЕССЫ

СВОЙСТВА

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ

ГРУППОВЫЕ

ВНУТРЕН (ПСИХИЧЕСКИЕ)

                               ВНЕШНИЕ                          

                         (ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ)

Отметим, что многие из явлений, изучаемых в психологии, можно отнести как индивидуальными, так и групповыми, выступать в виде процессов и состояний. По этой причине в правой части ицы некоторые из перечисленных феноменов повторяются.

 

Примеры общих понятий и частных явлений, изучаемых в современной психологии

Понятия, характеризующие эти явления

Процессы: индивидуаль­ные, внутренние (психиче­ские)

Воображение, воспоминание, восприятие, забывание, запоминание, идеомоторика, ин-сайт, интроспекция, мотивация, мышле­ние, научение, обобщение, ощущение, па­мять, персонализация, повторение, пред­ставление, привыкание, принятие решений, рефлексия, речь, самоактуализация, само­внушение, самонаблюдение, самоконт­роль, самоопределение, творчество, узна­вание, умозаключение, усвоение.

Состояния: индивидуаль­ные, внутренние (психиче­ские)

Адаптация, аффект, влечение, внимание, возбуждение, галлюцинация, гипноз, депер­сонализация, диспозиция, желание, интерес, любовь, меланхолия, мотивация, намерение, напряженность, настроение, образ, отчуж­дение, переживание, понимание, потреб­ность, рассеянность, самоактуализация, са­мообладание, склонность, страсть, стрем­ление, стресс, стыд, темперамент, тревож­ность, убежденность, уровень притязаний, усталость, установка, утомление, фрустра­ция, чувство, эйфория, эмоция.

Свойства индивидуальные, ннутренние (психические)

Иллюзии, константность, воля, задатки, индивидуальность, комплекс неполноценно­сти, личность, одаренность, предрассудок, работоспособность, решительность, ригид­ность, совесть, упрямство, флегматич­ность, характер, эгоцентризм.

Информация о работе Предмет и задачи психологии