Причины возникновения управленческих конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:22, курсовая работа

Описание

Управление – это целенаправленное регулирование социальных отношений в соответствии с объективными законами.
Обычно это регулирование представляет собой не единичное воздействие, а комплекс необходимых мер влияния на группу, общество, организацию или его отдельных членов с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, усовершенствования и развития.

Содержание

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНФЛИКТА 2
1.1 Понятие управленческого конфликта. Специфика проявления управленческого конфликта 2
1.2 Типы управленческих конфликтов. Классификация управленческих конфликтов 5
1.3 Конфликты в диаде «руководитель – подчиненный» 6
ГЛАВА 2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ 7
ГЛАВА 3. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ 11
3.1 Предупреждение управленческих конфликтов по вертикали. Способы разрешения управленческих конфликтов 11
2.2 Структурные методы управления управленческим конфликтом 13
2.4 Стратегии преодоления конфликтов 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_менеджмент.doc

— 462.50 Кб (Скачать документ)

   ОГЛАВЛЕНИЕ

 

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО  КОНФЛИКТА

   1.1 Понятие управленческого конфликта. Специфика проявления управленческого конфликта

   Управление  – это целенаправленное регулирование  социальных отношений в соответствии с объективными законами.

   Обычно  это регулирование представляет собой не единичное воздействие, а комплекс необходимых мер влияния на группу, общество, организацию или его отдельных членов с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, усовершенствования и развития.

   Суть  управления, как известно, состоит  в разработке, принятии и реализации управленческого решения — это целеполагающая деятельность, составляющая содержание управленческого процесса. Это взаимодействие с объектом управления: конкретной общностью людей, видом их деятельности.

   Управленческий конфликт - это конфликт (противодействие) между членами управляющей организации, руководителями и исполнителями, образующимися в их составе первичными группами, между различными подразделениями в данной системе управления по поводу целей, методов и средств управленческой и организационной деятельности, а также ее результатов и социальных последствий.  

   Противодействие проявляется в виде нарушения согласованных действий членов группы, т.е. несогласия. Несогласие - это отказ образовавшейся внутри организации первичной группы от предписанных шаблонов, норм поведения, это - неисполнение в той или иной мере своих обязанностей, поскольку оспаривается их легитимность в изменяющейся ситуации.

   Несогласие порождает напряженность в организации. Напряженность выступает в позитивном и негативном плане. Позитивный аспект обнаруживает себя, в частности, в неудовлетворенности состоянием дел в организации, заведенным порядком, стилем руководства, в острой критике методов и результатов деятельности организации в целом или ее отдельных подразделений, выражающих осознание необходимости обновления деятельности организации и одновременно невозможности это сделать при данном ее состоянии. Такая напряженность стимулирует переход к реорганизации целевой группы с учетом новой ситуации. Негативная форма напряженности проявляется в девальвации норм и ценностей, на которых строится данная организация, ее дезинтеграция и формирование дисфункционального, кризисного состояния.

   Управленческие  конфликты – это конфликты, которые возникают в системах социального взаимодействия субъектов и объектов управления, между членами управляющей организации, руководителями и исполнителями, образующимися в их составе первичными группами, между различными подразделениями в данной системе управления по поводу целей, методов и средств управленческой и организационной деятельности, а также ее результатов и социальных последствий 1

   Управленческий конфликт означает столкновение субъектов, связанное так или иначе с противоречивыми позициями, целями, ценностями и представлениями об общественном процессе жизни людей, наций, государства и т.д.

   Управленческие конфликты преимущественно объективного характера, то есть вытекающие из закономерных для данной подсистемы противоречий, и такие, которые порождаются главным образом субъективными причинами, зависящими от личностных характеристик и индивидуального поведения руководителей и исполнителей, властвующих и подвластных.

   Каждый  элемент управленческих отношений обременен противоречием и восходит к отношениям: руководитель-подчиненный, властвующий-подвластный, управляющий-управляемый, исполнитель-исполнитель.

   Основа  внутреннего регулирования отношений  и деятельности — единый административный порядок, иерархия, субординация, принцип единоначалия, рациональность, дисциплина — предполагает постоянное преодоление противоречия между общезначимым для данной организации и частным (групповым, индивидуальным), нормативным и дисфункциональным, рациональным и иррациональным, целенаправленным и стихийным.

   Управленческие  конфликты могут возникать, если они связаны с распределением статусов и власти, если они порождаемы проявлением разнообразных дисфункций в организации и т.д.

   Выделяют  основные формы проявления конфликтов в сфере управления:

  • Дезорганизация. Состояние дезорганизации проявляется в различных формах борьбы между субъектами управления, отстаивающими устаревшие формы управленческих отношений и теми, кто выступает за изменения. Такая борьба может перейти в конфликт, который может протекать в форме несогласия, напряженности и конфронтации.
  • Несогласие – это отказ определенных субъектов или объектов управления от предписанных шаблонов и норм поведения. Это неисполнение в той или иной мере своих обязанностей, легитимность которых в изменившихся условиях подвергается сомнению.

   Несогласие  как форма управленческого конфликта  характеризуется сознательным нарушением согласованных действий, связанных  с выполнением функций управления.

  • Напряженность – более острая форма управленческого конфликта, затрагивающая устои существующей системы управления.

   Напряженность, как форма управленческого конфликта  характеризуется резким ростом сознательных нарушений в управленческих действиях  со стороны различных субъектов  управления.

  • Конфронтация – это самая острая форма управленческого конфликта, ведущая к расколу и ликвидации существующей системы управления.

   Конфронтация  характеризуется жесткой конкуренцией на почве карьерных устремлений  определенных субъектов управления и применением крайних средств и методов противоборства: организации групповых протестов, травли «инакомыслящих», подсиживаний, увольнения соперников.

    1. Типология управленческих конфликтов

   В основе типологии управленского конфликта лежит существенный признак конфликт, из которого выделяется ряд типов конфликтов.

По степени остроты противоречий, которые возникают, конфликты могут быть подразделены на следующие типы: недовольство, разногласие, противоречие, размолвка, раздор, перебранка, стычка, ссора, скандал, вражда, война.

По проблемно-деятельностному признаку можно выделить, например, следующие типы конфликтов: управленческие, педагогические, производственные, экономические, политические, творческие и другие.

По степени вовлеченности людей  в конфликт могут быть выделены следующие типы: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, межколлективные, межпартийные, межгосударственные конфликты:

   - Внутриличностный конфликт. Внутриличностный конфликт – это конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов).

   Внутриличностный  конфликт может возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями  или ценностями. Внутриличностный конфликт может являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку.

   Исследования  показывают, что такой внутриличностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой  уверенностью в себе и организации, а также со стрессом.

   - Межличностные конфликты. Они охватывают практически все сферы человеческих отношений. Даже в межгосударственных конфликтах происходят столкновения между лидерами или представителями государств.

   Межличностные конфликты имеют свои отличительные особенности, которые сводятся к следующему.

   1. В межличностных конфликтах противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.

   2. В межличностных конфликтах проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных.

   3. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным «полигоном» проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей.

   4. Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.

   5. Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями.

    Чаще  всего, это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю.

    Межличностный конфликт может проявляться и  как столкновение личностей. Люди с  различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом.

    - Конфликт между личностью - руководителем и группой. Если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт.

   Между руководящей личностью и группой может возникнуть конфликт, если личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Даже если этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать к сердцу интересы компании, его или ее все равно можно рассматривать, как источник конфликта, потому что он или она идет против мнения группы.

   Аналогичный конфликт может возникнуть на почве  должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры организации.

   Руководитель  может быть вынужден предпринимать  дисциплинарные меры, которые могут  оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тогда группа может  нанести ответный удар — изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда.

    - Межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества групп формальных, так и неформальных. Неформальные организации, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности.

   Примером межгруппового конфликта может служить непрекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией.

   Примером межгруппового конфликта служат разногласия между линейным и штабным персоналом. Штабной персонал обычно более молодой и образованный, чем линейный, и при общении любит пользоваться техническим жаргоном. Эти отличия приводят к столкновению между людьми и затруднениям в общении.

   Линейные  руководители могут отвергать рекомендации штабных специалистов и выражать недовольство по поводу своей зависимости от них во всем связано с информацией.

   В экстремальных ситуациях линейные руководители могут намеренно выбрать  такой способ выполнения предложения  специалистов, что вся затея окончится  провалом.

   Штабной персонал, в свою очередь, может возмущаться, что его представителям не дают возможности  провести в жизнь свои решения, и  стараться сохранить информационную зависимость от них линейного  персонала.

    1. Конфликт  в диаде «руководитель – подчиненный»

   Проблема  взаимоотношений руководителей  и подчиненных актуальна для  науки и практики. В центре внимания находятся вопросы эффективности  управления, стиля руководства, авторитета руководителя, оптимизации социально-психологического климата в коллективе. Все они зависят от оптимизации отношений в звене «руководитель — подчиненный», то есть от конфликтов «по вертикали».

   ГЛАВА 2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В ДИАДЕ «РУКОВОДИТЕЛЬ – ПОДЧИНЕННЫЙ»

Информация о работе Причины возникновения управленческих конфликтов