Приемы психолого-педагогического взаимодействия учителя с младшим школьником в конфликтных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 14:55, реферат

Описание

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода, которые существуют всюду – в семье, на работе, в школе.
Особую значимость приобретают конфликты, происходящие в школьной жизни, так как именно на время обучения в школе приходится этап наиболее интенсивного развития человека. Конфликты у школьников заметно отличаются от конфликтов у взрослых людей. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты, и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышают культуру общения и делают жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.

Содержание

Введение
Глава 1. Конфликт как психолого-педагогическая проблема в деятельности учителя
1.1 Психолого-педагогический аспект проблемы конфликтов в рамках начальной школы
1.2 Общение как основа социального взаимодействия между людьми
1.3 Конфликт как результат неэффективного общения
1.4 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста в процессе общения и конфликта
1.5 Выводы по главе 1
Глава 2. Организация практической работы по применению приемов психолого-педагогического взаимодействия в конфликтных ситуациях
2.1 Анализ проблемы взаимодействия в практике работы школ
2.2 Методический материал для учителя по реализации приемов взаимодействия
2.3 Выводы по главе 2
Заключение
Литература
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Приемы психолого-педагогического взаимодействия учителя с младшим школьником в конфликтных ситуациях.doc

— 440.50 Кб (Скачать документ)

Второй шаг ориентирует нас на умение определять истинную цель (мотив) нарушения дисциплины. Этих целей четыре: привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи. Учителю знать это необходимо, чтобы правильно выбирать свое поведение, пользоваться многими полезными приемами, оставаясь в рамках партнерского стиля общения. в то же время свести на нет нежелательное поведение. Нами выделены и сгруппированы следующие приемы.

 

Стратегии

Техники

Минимизация внимания

Игнорируйте демонстративное поведение

«Делайте глаза»

Становитесь рядом

Вставляйте имя ученика в текст объяснения урока

Посылайте секретный знак

Посылайте письменные замечания

Используйте «Я-высказывание»

Разрешающее поведение

Стройте урок на основе вопиющего поведения

Доведите до предела демонстративную выходку

Делайте неожиданности!

Выключите свет

Издайте музыкальный звук

Говорите тихим голосом

Измените голос

Говорите со стеной

Временно прекратите вести урок

Отвлеките ученика

Задавайте прямые вопросы

Попросите об одолжении

Измените деятельность

Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения

Благодарите учеников

Пишите имена примерных учеников на доске

Пересаживайте учеников

Меняйте учеников местами

Используйте «стул размышлений»

 

Для установления нормальных отношений «учитель – ученик» мы считаем, что помощь учителя должна базироваться на пяти составляющих:

принятие

принимать того, кто делает, а не то, что сделано;

принимать личностные особенности ученика

внимание

приветствия учеников;

выслушивайте учеников

уважение (признание)

фокус на настоящем;

письменные признания;

учите учеников просить признания

одобрение

теплые чувства

Все виды поддержки полезны, если они совершаются грамотно. А это есть - пути повышения самоуважения личности. Нами предложена схема-ориентировка методов поддержки.

Схема-ориентировка методов поддержки

 

 

Что говорит учитель?

Что слышит ученик?

Принятие

Ты хороший.

Я хороший.

Внимание

Я вижу тебя.

Я что-то значу.

Уважение

Спасибо тебе за…

Мои усилия замечены.

Одобрение

Я знаю о тебе что-то замечательное.

Я – имеющий смысл.

Теплые чувства

Ты мне нравишься.

Кто-то заботится обо мне.

 

Заключительной этапом нашей работы было создание методического комплекта «Воспитание полезных привычек». Данный комплект включает две книги-брошюры. В первой части разработан диагностический материал по выявлению общительности и конфликтности (приложение 4-7). Во-второй книге представлен комплекс направленной коррекционной работы, позволяющий осуществить целостный подход к существующей проблеме в целях ее эффективного разрешения. В раздел коррекционной работы включены упражнения по формированию навыков взаимодействия в ходе общения и конфликта, сгруппированные тематически.

Таким образом, разработанное методическое пособие направит работу учителя на формирование позитивного взаимоотношения.

 

2.3 Выводы по главе II

 

Раскрыв приемы психолого-педагогического взаимодействия учителя и ученика в конфликтных ситуациях мы выделили три основных подхода, применяемых в работе с учениками при нарушении дисциплины: «руки прочь», подход «твердой руки», «возьмемся за руки». Мы сделали вывод о том, что для повышения эффективности в решении данной проблемы необходимо учитывать индивидуальные качества учеников. Практическим инструментом индивидуализации может быть Школьный План Действий, которых включает 5 шагов: диагностирование, определение цели нарушения дисциплины, выбор техники экстренного вмешательства и разработка стратегии поддержки для формирования самоуважения. Опираясь на ШПД мы разработали методический материал для учителя по применению позитивного взаимодействия в конфликтных ситуациях. В состав данного пособия мы включили упражнения, способствующие формированию навыков общения, конструктивного выхода из конфликта или же его избегания, что способствует сплочению коллектива.

 


Заключение

 

Конфликты закономерно приходят в нашу жизнь. Меняется жизнь и меняются причины и формы конфликта. Избежать их невозможно, они необходимы для развития, для роста. Межличностные отношения в процессе развития требуют регулировки, гармонизации, приведения к согласию. Наше неумение предвидеть назревающий конфликт может привести к негативным последствиям. От знания педагогом природы конфликта, от умений диагностировать конфликтную ситуацию, разрешать ее, зависит уровень развития способностей, направленности, личностных качеств, как у ребенка, так и у взрослого.

Проанализировав литературу, посвященную данным вопросам, можно сделать вывод, что умения общаться, объяснять и разрешать конфликт – это обоюдный успех педагога и воспитанника.

Конфликт – это такое взаимодействие между людьми, которое характеризуется возникновением и столкновением противоречий в их отношениях.

Конфликты имеют свою динамику и стадии: возникновение конфликтной ситуации, осознание конфликта, проявление конфликтного поведения, углубление конфликта и его разрешение.

Именно в школе у ребенка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни любого человека. Создание в общеобразовательной школе системы профилактики конфликтов намного улучшит качество воспитательного процесса. Поэтому знакомство с основами отечественной конфликтологии будет весьма полезно учителям, руководителям школ и родителям. Протекание конфликтов у младших школьников имеет свою специфику. Немаловажным условием для протекания конфликта является опора на возрастные особенности участников. Все это помогает выйти на конструктивность разрешения конфликтов.

Анализ изучения степени разработанности в педагогической теории и практики проблемы психолого-педагогических приемов взаимодействия показал, что в школе недостаточно эффективно уделяется внимание систематической работе по выявлению конфликтности у детей младшего школьного возраста и не спланировано коррекции.

Все учителя и воспитатели обязательно сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины. Важно, чтоб учитель владел определенными знаниями по данной проблеме. И важно опираться на определенный план действий – «Школьный План Действий».

Для выявления конфликтности у детей полезно организовать диагностическую работу. Хорошим методическим инструментарием может послужить пособие «Воспитание хороших привычек», включающее комплекс упражнений, направленных на формирование навыков взаимодействия в группе в процессе общения и конфликта, что способствует сплочению коллектива.

 


Список литературы

 

1)                 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.,1999.

2)                 Баныкина С. Конфликты в школе – можно ли их избежать? // Воспитание школьников. – 1997. - №2. с. 13-14.

3)                 Бодалев А.А. Личность в общение. – М., 1995.

4)                 Выгодский Л.С. вопросы детской психологии. – СПб., 1997.

5)                 Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения: Практикум. – Новосибирск, 1999.

6)                 Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2000.

7)                 Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб., 2000.

8)                 Икрянникова Т.Н. Проблемы во взаимодействии со сверстниками 5-7 лет.// Начальная школа плюс до и после. – 2005. - № 7. с. 62-65.

9)                 Ковалев А.Г. Курс по социальной психологии. – Л., 1972.

10)            Королева Е.В. и др. Проблемные ситуации в школе и способы их решения. – М., 2006.

11)            Краснова Е.Ю. Практикум по диагностической работе агрессивного поведения детей. – Магнитогорск, 2005.

12)            Краснова Е.Ю. Практикум по коррекционной работе с агрессивными детьми. – Магнитогорск, 2005.

13)            Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А.Воспитание: наука хороших привычек. – М., 1996

14)            Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов. – М., 2002.

15)            Лемяскина Н.А. Предмет «Культура общения» в начальной школе. // Начальная школа. – 2002. - №6. с. 68-69.

16)            Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1999.

17)            Лозован Л.Я. Учим детей общаться .// Начальная школа плюс до и после. – 2007. - №8. с. 59-62.

18)            Лозовский Б.Н. Искусство взаимопонимания. - Свердловск, 1990.

19)            Лукашонок О.Н., Щукова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя. – М., 1998.

20)            Малисова И.И. Рефлексивная и коммуникативная компоненты межличностного понимания. - М.,1990.

21)            Мириманова М.С. Конфликтология. – Р-н-Д., 2004.

22)            Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. – Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. – М., 1990.

23)            Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.

24)            Ниянченко Е.А. Учим детей общаться. // Начальная школа. – 2002. - №6. с. 63-71.

25)            Основы социально-психологической теории / под ред. Бодалева А.А., Сухова А.Н. – М., 1995.

26)            Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1984.

27)            Попова Ж.Г. Как научиться общаться эффективно. // Начальная школа. – 2006. - №9. с. 32-35.

28)            Рогов Е.И. Психология общения. – М., 2005.

29)            Рудакова И.А. и др. Конфликтология для педагогов. – М., 2005.

30)            Слепухина Г.В. Диагностика межличностных отношений. – Магнитогорск, 2002.

31)            Соболева О. Диагностика уровня коммуникативных способностей. – Магнитогорск, 2005.

32)            Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М., 1999.

33)            Шаронов В.В. Психология класса: проблемы методологии. - Л., 1980.

34)            Шмидт Р. Искусство общения. – М., 1992.

35)            Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. – Казань, 1991.

 


Приложение 1.

 

Правила, которых необходимо придерживаться для избегания конфликта.

Будучи в позиции слушающего:

Проявляйте терпимость: не прерывайте, не мешайте; прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это;

Не давайте оценок человеку: если вы будете оценивать чувства говорящего, то он станет защищаться или противоречить вам. Избегая оценок, старайтесь действительно эмпатировать и понимать перспективы человека;

Информация о работе Приемы психолого-педагогического взаимодействия учителя с младшим школьником в конфликтных ситуациях