Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 14:55, реферат
Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода, которые существуют всюду – в семье, на работе, в школе.
Особую значимость приобретают конфликты, происходящие в школьной жизни, так как именно на время обучения в школе приходится этап наиболее интенсивного развития человека. Конфликты у школьников заметно отличаются от конфликтов у взрослых людей. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты, и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышают культуру общения и делают жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.
Введение
Глава 1. Конфликт как психолого-педагогическая проблема в деятельности учителя
1.1 Психолого-педагогический аспект проблемы конфликтов в рамках начальной школы
1.2 Общение как основа социального взаимодействия между людьми
1.3 Конфликт как результат неэффективного общения
1.4 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста в процессе общения и конфликта
1.5 Выводы по главе 1
Глава 2. Организация практической работы по применению приемов психолого-педагогического взаимодействия в конфликтных ситуациях
2.1 Анализ проблемы взаимодействия в практике работы школ
2.2 Методический материал для учителя по реализации приемов взаимодействия
2.3 Выводы по главе 2
Заключение
Литература
Приложения
Второй шаг ориентирует нас на умение определять истинную цель (мотив) нарушения дисциплины. Этих целей четыре: привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи. Учителю знать это необходимо, чтобы правильно выбирать свое поведение, пользоваться многими полезными приемами, оставаясь в рамках партнерского стиля общения. в то же время свести на нет нежелательное поведение. Нами выделены и сгруппированы следующие приемы.
Стратегии | Техники |
Минимизация внимания | Игнорируйте демонстративное поведение «Делайте глаза» Становитесь рядом Вставляйте имя ученика в текст объяснения урока Посылайте секретный знак Посылайте письменные замечания Используйте «Я-высказывание» |
Разрешающее поведение | Стройте урок на основе вопиющего поведения Доведите до предела демонстративную выходку |
Делайте неожиданности! | Выключите свет Издайте музыкальный звук Говорите тихим голосом Измените голос Говорите со стеной Временно прекратите вести урок |
Отвлеките ученика | Задавайте прямые вопросы Попросите об одолжении Измените деятельность |
Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения | Благодарите учеников Пишите имена примерных учеников на доске |
Пересаживайте учеников | Меняйте учеников местами Используйте «стул размышлений» |
Для установления нормальных отношений «учитель – ученик» мы считаем, что помощь учителя должна базироваться на пяти составляющих:
принятие
принимать того, кто делает, а не то, что сделано;
принимать личностные особенности ученика
внимание
приветствия учеников;
выслушивайте учеников
уважение (признание)
фокус на настоящем;
письменные признания;
учите учеников просить признания
одобрение
теплые чувства
Все виды поддержки полезны, если они совершаются грамотно. А это есть - пути повышения самоуважения личности. Нами предложена схема-ориентировка методов поддержки.
Схема-ориентировка методов поддержки
| Что говорит учитель? | Что слышит ученик? |
Принятие | Ты хороший. | Я хороший. |
Внимание | Я вижу тебя. | Я что-то значу. |
Уважение | Спасибо тебе за… | Мои усилия замечены. |
Одобрение | Я знаю о тебе что-то замечательное. | Я – имеющий смысл. |
Теплые чувства | Ты мне нравишься. | Кто-то заботится обо мне. |
Заключительной этапом нашей работы было создание методического комплекта «Воспитание полезных привычек». Данный комплект включает две книги-брошюры. В первой части разработан диагностический материал по выявлению общительности и конфликтности (приложение 4-7). Во-второй книге представлен комплекс направленной коррекционной работы, позволяющий осуществить целостный подход к существующей проблеме в целях ее эффективного разрешения. В раздел коррекционной работы включены упражнения по формированию навыков взаимодействия в ходе общения и конфликта, сгруппированные тематически.
Таким образом, разработанное методическое пособие направит работу учителя на формирование позитивного взаимоотношения.
2.3 Выводы по главе II
Раскрыв приемы психолого-педагогического взаимодействия учителя и ученика в конфликтных ситуациях мы выделили три основных подхода, применяемых в работе с учениками при нарушении дисциплины: «руки прочь», подход «твердой руки», «возьмемся за руки». Мы сделали вывод о том, что для повышения эффективности в решении данной проблемы необходимо учитывать индивидуальные качества учеников. Практическим инструментом индивидуализации может быть Школьный План Действий, которых включает 5 шагов: диагностирование, определение цели нарушения дисциплины, выбор техники экстренного вмешательства и разработка стратегии поддержки для формирования самоуважения. Опираясь на ШПД мы разработали методический материал для учителя по применению позитивного взаимодействия в конфликтных ситуациях. В состав данного пособия мы включили упражнения, способствующие формированию навыков общения, конструктивного выхода из конфликта или же его избегания, что способствует сплочению коллектива.
Заключение
Конфликты закономерно приходят в нашу жизнь. Меняется жизнь и меняются причины и формы конфликта. Избежать их невозможно, они необходимы для развития, для роста. Межличностные отношения в процессе развития требуют регулировки, гармонизации, приведения к согласию. Наше неумение предвидеть назревающий конфликт может привести к негативным последствиям. От знания педагогом природы конфликта, от умений диагностировать конфликтную ситуацию, разрешать ее, зависит уровень развития способностей, направленности, личностных качеств, как у ребенка, так и у взрослого.
Проанализировав литературу, посвященную данным вопросам, можно сделать вывод, что умения общаться, объяснять и разрешать конфликт – это обоюдный успех педагога и воспитанника.
Конфликт – это такое взаимодействие между людьми, которое характеризуется возникновением и столкновением противоречий в их отношениях.
Конфликты имеют свою динамику и стадии: возникновение конфликтной ситуации, осознание конфликта, проявление конфликтного поведения, углубление конфликта и его разрешение.
Именно в школе у ребенка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни любого человека. Создание в общеобразовательной школе системы профилактики конфликтов намного улучшит качество воспитательного процесса. Поэтому знакомство с основами отечественной конфликтологии будет весьма полезно учителям, руководителям школ и родителям. Протекание конфликтов у младших школьников имеет свою специфику. Немаловажным условием для протекания конфликта является опора на возрастные особенности участников. Все это помогает выйти на конструктивность разрешения конфликтов.
Анализ изучения степени разработанности в педагогической теории и практики проблемы психолого-педагогических приемов взаимодействия показал, что в школе недостаточно эффективно уделяется внимание систематической работе по выявлению конфликтности у детей младшего школьного возраста и не спланировано коррекции.
Все учителя и воспитатели обязательно сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины. Важно, чтоб учитель владел определенными знаниями по данной проблеме. И важно опираться на определенный план действий – «Школьный План Действий».
Для выявления конфликтности у детей полезно организовать диагностическую работу. Хорошим методическим инструментарием может послужить пособие «Воспитание хороших привычек», включающее комплекс упражнений, направленных на формирование навыков взаимодействия в группе в процессе общения и конфликта, что способствует сплочению коллектива.
Список литературы
1) Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.,1999.
2) Баныкина С. Конфликты в школе – можно ли их избежать? // Воспитание школьников. – 1997. - №2. с. 13-14.
3) Бодалев А.А. Личность в общение. – М., 1995.
4) Выгодский Л.С. вопросы детской психологии. – СПб., 1997.
5) Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения: Практикум. – Новосибирск, 1999.
6) Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2000.
7) Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб., 2000.
8) Икрянникова Т.Н. Проблемы во взаимодействии со сверстниками 5-7 лет.// Начальная школа плюс до и после. – 2005. - № 7. с. 62-65.
9) Ковалев А.Г. Курс по социальной психологии. – Л., 1972.
10) Королева Е.В. и др. Проблемные ситуации в школе и способы их решения. – М., 2006.
11) Краснова Е.Ю. Практикум по диагностической работе агрессивного поведения детей. – Магнитогорск, 2005.
12) Краснова Е.Ю. Практикум по коррекционной работе с агрессивными детьми. – Магнитогорск, 2005.
13) Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А.Воспитание: наука хороших привычек. – М., 1996
14) Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов. – М., 2002.
15) Лемяскина Н.А. Предмет «Культура общения» в начальной школе. // Начальная школа. – 2002. - №6. с. 68-69.
16) Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1999.
17) Лозован Л.Я. Учим детей общаться .// Начальная школа плюс до и после. – 2007. - №8. с. 59-62.
18) Лозовский Б.Н. Искусство взаимопонимания. - Свердловск, 1990.
19) Лукашонок О.Н., Щукова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя. – М., 1998.
20) Малисова И.И. Рефлексивная и коммуникативная компоненты межличностного понимания. - М.,1990.
21) Мириманова М.С. Конфликтология. – Р-н-Д., 2004.
22) Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. – Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. – М., 1990.
23) Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.
24) Ниянченко Е.А. Учим детей общаться. // Начальная школа. – 2002. - №6. с. 63-71.
25) Основы социально-психологической теории / под ред. Бодалева А.А., Сухова А.Н. – М., 1995.
26) Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1984.
27) Попова Ж.Г. Как научиться общаться эффективно. // Начальная школа. – 2006. - №9. с. 32-35.
28) Рогов Е.И. Психология общения. – М., 2005.
29) Рудакова И.А. и др. Конфликтология для педагогов. – М., 2005.
30) Слепухина Г.В. Диагностика межличностных отношений. – Магнитогорск, 2002.
31) Соболева О. Диагностика уровня коммуникативных способностей. – Магнитогорск, 2005.
32) Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М., 1999.
33) Шаронов В.В. Психология класса: проблемы методологии. - Л., 1980.
34) Шмидт Р. Искусство общения. – М., 1992.
35) Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. – Казань, 1991.
Приложение 1.
Правила, которых необходимо придерживаться для избегания конфликта.
Будучи в позиции слушающего:
Проявляйте терпимость: не прерывайте, не мешайте; прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это;
Не давайте оценок человеку: если вы будете оценивать чувства говорящего, то он станет защищаться или противоречить вам. Избегая оценок, старайтесь действительно эмпатировать и понимать перспективы человека;