Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 14:55, реферат
Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода, которые существуют всюду – в семье, на работе, в школе.
Особую значимость приобретают конфликты, происходящие в школьной жизни, так как именно на время обучения в школе приходится этап наиболее интенсивного развития человека. Конфликты у школьников заметно отличаются от конфликтов у взрослых людей. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты, и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышают культуру общения и делают жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.
Введение
Глава 1. Конфликт как психолого-педагогическая проблема в деятельности учителя
1.1 Психолого-педагогический аспект проблемы конфликтов в рамках начальной школы
1.2 Общение как основа социального взаимодействия между людьми
1.3 Конфликт как результат неэффективного общения
1.4 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста в процессе общения и конфликта
1.5 Выводы по главе 1
Глава 2. Организация практической работы по применению приемов психолого-педагогического взаимодействия в конфликтных ситуациях
2.1 Анализ проблемы взаимодействия в практике работы школ
2.2 Методический материал для учителя по реализации приемов взаимодействия
2.3 Выводы по главе 2
Заключение
Литература
Приложения
Каждый член группы выбирает себе партнера и затем в течение 2-3 минут в устной форме описывает его состояние, настроение, чувства, желания в данный момент. Тот, чье состояние описывает партнер, должен подтвердить правильность и достоверность предположений или опровергнуть их.
Оба партнера вправе комментировать высказывания друг друга.
Упражнение «Неожиданный ответ»
Ведущий напоминает участникам, что залогом эффективного общения является улыбка: «Улыбка – это прекрасно, она всегда вас красит. Но нас и «ловят» на улыбку: вы улыбнулись – значит, сказали «да». А вы уверены, что это всегда самый правильный ответ?
В некоторых случаях надо уметь и отказать, сказав «нет». Чтобы стать «более свободным» человеком, научитесь не улыбаться в ответ на улыбку, обращенную к вам. Разрешите себе быть и сумрачным, и серьёзным».
Участники разбиваются на небольшие группы, где по очереди делают одному из членов группы заманчивые и несерьезные предложения (отправиться на самолете на Аляску за мороженым). Задача игроков не улыбаться и ответить отказом. Необходимо научиться говорить «нет» спокойно и решительно. Первоначально говорить «нет» будет трудно – вы не хотите огорчать человека, ведь он может обидеться или рассердиться на вас. Надо помнить, что , во-первых, вы имеете на это право, во-вторых, такое «нет» воспринимается нормально.
Затем, чтобы быть менее зависимыми от мнения окружающих людей и не бояться выйти за рамки стандартного («как все») поведения, следует усложнить упражнение и попробовать кроме отказа вести себя необычно, нестандартно. На автобусной остановке принято только спокойно стоять, но вам холодно – попрыгайте или сделайте зарядку. Окружающие будут смотреть на вас как на ненормального? Во-первых, они не правы, а во-вторых, какое вам дело до их взглядов и оценок? Совершая нестандартные поступки, наблюдайте за разнообразными реакциями окружающих (далеко не все из них будут адекватны и умны). Сделали ошибку и кого-то подвели – не переживайте, а понаблюдайте, как (правильно, нет? Умно, нет?) на вашу ошибку отреагирует этот человек.
Упражнение «Комплимент»
Участники становятся или рассаживаются в круг. Водящий бросает мячик тому, кому хочет сказать комплимент, и говорит его. Следующий бросает мячик и говорит комплимент другому и т.д. Комплимент может быть о чем угодно или на определенную тему – о внешности, о характере, о способностях.
Предварительно создайте растрой: прослушайте вместе (или лучше спойте!) песню Булата Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты», другую хорошую и подходящую к случаю песню. Напомните друзьям, что комплименты – это лестное замечание в адрес кого-либо, похвала. Порассуждайте совместно, избалованы ли присутствующие комплиментами, часто ли слышат похвалу в свой адрес. Подумайте, есть ли у вас повод похвалить, и найдите добрые слова для одного из гостей.
О внешности: «Какие чудесные у тебя волосы!», «Твои глаза – как небо голубое!», «У тебя очень милая улыбка!», «Я всегда любуюсь тобой!», «У тебя изумительный вкус!»…Продолжайте сами, найдите лесные выражения и сопроводите их теплой интонацией, теплым взглядом. Но в тоже время, старайтесь не задеть уязвимое место. Не принято хвалить носы, брови, уши, зубы.
О делах: «Мне очень нравится, как ты..», «Я любуюсь тобой, когда ты читаешь, …», «Где только ты научилась так прекрасно танцевать?» и т. д.
Упражнение: «За что мы любим»
Ведущий вначале говорит о том, что, вступая во взаимодействие с окружающими, мы обычно обнаруживаем, что они нравятся нам или не нравятся. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Давайте попробуем определить, какие качества в людях мы ценим, принимаем.
Участникам сообщается, что задание будут выполнять письменно. Каждый берет лист бумаги, выбирает в группе человека, который по многим своим проявлениям импонирует ему. Надо указать пять качеств, которые особенно вам в этом человеке
Затем по очереди читаются характеристики, а все пытаются определить, к кому они относятся. Ведущий определяет, кто из присутствующих быстрее всего узнал, следовательно, кто оказался в числе самых популярных личностей.
Упражнение «Карусель»
Ведущий объясняет, что умение устанавливать контакты позволяет человеку чувствовать себя более уверенно в этом мире, и предлагает провести серию встреч, причем каждый раз с новым человеком. От участников требуется легко и приятно войти в контакт, поддержать разговор и приятно расстаться с ними.
Члены группы встают (садятся) по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу, и образуют два круга: внутренний неподвижный (участники стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (участники расположены лицом к центру круга).
По сигналу ведущего все участники внешнего круга делают одновременно 1 или 2 шага вправо и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько. Роль участника задает ведущий.
Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы 2 – 3 минуты. Затем ведущий дает сигнал, участники должны в течение 1 минуты закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому партнеру.
Примеры ситуаций «встреча»:
«Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой случайной встрече…»
«Перед вами неизвестный человек. Познакомьтесь с ним, узнайте как его зовут, где он учится…»
«Перед вами совсем маленький ребенок, он чему-то испугался и вот-вот расплачется. Подойдите к нему, успокойте его»
«Вас сильно толкнули в автобусе. Оглянувшись, вы увидели пожилого человека…»
«После длительной разлуки вы встречаете своего любимого друга (подругу), и вы так рады этой встрече. И вот наконец он с вами…»
По окончании осуществляется групповой анализ разыгранных ситуаций.
Упражнение «Первая встреча»
Осознание ребенком тех качеств, которые необходимы для дружбы, создает у него мотивацию для их развития. С детьми полезно обсудить, что в первую очередь привлекает в человеке при первой встрече, а что – отталкивает.
Предложите детям ответить на следующие вопросы:
Нравится ли тебе, когда человек при первой встрече:
Смотрит в глаза (да, нет);
Интересуется тобой (да, нет);
Смотрит вниз или в сторону (да, нет);
Ругается (да, нет);
Проявляет чувство юмора (да, нет);
Ведет себя искренне, не притворяется, не фальшивит
(да, нет);
Настаивает только на своем (да, нет);
Хмурится (да, нет);
Перебивает говорящего, не слушает собеседника (да, нет).
Упражнение «Хорошие качества»
Стоит обсудить с детьми, какими качествами должен обладать человек, чтобы с ним хотелось дружить.
Предложите детям отметить, что для них важнее всего в друге:
С ним весело;
Он – добрый;
Признает свои ошибки;
Умеет хранить секреты;
Хорошо ко мне относится;
Надежный;
Честный;
Верный.
Попросите детей перечислить те качества, которыми они обладают и те, которые хотели бы развить в себе.
Обсудите с детьми такое выражение – «Людей привлекает в тебе то-же самое, что тебя привлекает в людях».
Обратите внимание на тот факт, что друзья часто имеют одинаковые интересы и ценности. В то же время необходимо подчеркнуть, что есть исключения из этого правила.
Умение сочувствовать, сопереживать другому человеку – важное качество, необходимое для дружелюбного общения.
Упражнение «Как помочь обиженному»
Проигрывание ситуаций, в которых человек чувствует себя обиженным, смущенным, - это один из способов развития эмпатии.
Попросите учеников вспомнить или придумать ситуации, когда человеку приходится краснеть, когда он чувствует себя смущенным. Начните с собственных воспоминаний. Эти ситуации могут быть смешными. Но следует подчеркнуть, что очень часто «жертве» они не кажутся смешными – человек чувствует смущение, ему становится грустно и одиноко. Обсудите с детьми, каким образом реакция окружающих может сделать ситуацию еще более неприятной или, наоборот, - не такой уж обидной.
Разыграйте с детьми сценки, раздав им следующие сценарии:
Дети смеются над ребенком, носящим одежду, которая ему мала. Говорят ему обидные слова. Придумайте, как подбодрить этого человека.
Ребенка исключили из спортивной команды. Другие члены команды говорят ему: «Так тебе и надо, ты вечно проигрываешь, без тебя будет гораздо лучше». Как поддержать человека в этой ситуации?
Ученик получил двойку за ответ у доски. Другие дети смеются и дразнят его. Что нужно сделать, чтобы человек почувствовал себя лучше?
Пусть дети сами придумают подобные сюжеты. Каждый ребенок должен сыграть роль «жертвы», «обидчика» и «помощника».
Упражнение «Групповой портрет»
Цель: Эта игра дает возможность отработать сотрудничество и конструктивное взаимодействие в малых группах. Задача – нарисовать общий портрет, на котором присутствует каждый ребенок, усиливает у детей чувство принадлежности к группе. В этой игре развивается способность к кооперации, а также навыки творческого самовыражения.
Каждой группе понадобится большой лист бумаги (ватман формата А3), восковые мелки или фломастеры.
Инструкция: Разбейтесь на четверки (тройки). Каждая группа должна нарисовать картину, на которой будут изображены все участники команды. Свой собственный портрет рисовать нельзя, договоритесь в группе, кто чей портрет рисует. Подумайте вместе, как вы расположите рисунок на листе, каков будет сюжет вашей картины, какова роль каждого в этом общем сюжете (можно придумать небольшую историю).
Когда все группы нарисуют свои портреты, нужно провести представление картин. Детям нужно дать время подумать, как они будут представлять свою работу.
В конце представления картин обсудите с детьми:
Что ты чувствовал, когда рисовали тебя;
Что ты чувствовал, когда рисовал другого ребенка ;
Как вы пришли к решению, кого где рисовать;
Довольны ли вы своими портретами, которые рисовали другие;
Насколько вам понравилось работать вместе;
Портрет какой команды понравился больше всех, почему.
Приложение 10
Упражнения, способствующие предупреждению и предотвращению конфликта
Цели:
Развивать навыки общения и разрешения конфликтов;
Упражнение «Назови чувство»
Передавая мяч друг другу по кругу, назовите чувства: одно положительное, одно – отрицательное.
Упражнение «Конфликт или взаимодействие»
Цель этого упражнения – продемонстрировать детям, что часто люди относятся к жизненным ситуациям как к соревнованиям, в которых есть победители и проигравшие.
Участники рассаживаются парами за столами лицом друг к другу (как в армрестлинге).
Скажите следующее: «Ваша задача – за30 секунд «уложить» руку партнера как можно больше раз. Как только его рука коснется стола, возвращайтесь в исходное положение и начинайте снова. Приз достанется той паре, которая наберет больше всего очков (1 касание – 1 очко)».
Большинство пар придется бороться за каждое очко, но некоторые участники не будут оказывать никакого сопротивления, тому, кто наклоняет руку, а будут сами помогать в этом партнеру.
Когда время, отведенное на упражнение, закончится, вручите призы победителям.
Дискуссия на тему занятия:
Обсудите с ребятами различия между парами, которые состязались и которые действовали сообща.
Как вы думаете, почему некоторые пары соревновались, а некоторые действовали вместе?
Часто и в реальной жизни мы рассматриваем некоторые ситуации как состязания – с победителем и проигравшим, в то время как сообща можно достичь больших результатов. Вспомните такие ситуации.
Как люди договариваются, кто будет решать, а кто – подчиняться решениям?
Упражнение «Как разрешать конфликтные ситуации?»
Это упражнение поможет учащимся научиться грамотно и с пользой разрешать конфликтные ситуации; понять, что всегда существует несколько вариантов поведения в конфликтных ситуациях.
Скажите следующее: «мы всегда сталкиваемся с конфликтами. Они являются частью нашей жизни. Предлагаю вам подумать о том, как мы ведем себя в конфликте. Состязаемся, соревнуемся? Проигрываем? Какие чувства вызывает у нас соперник? Непреднамеренные конфликты приводят к обидам, потере дружбы, к вспышкам гнева, отчуждению. Поэтому важно знать, как вести себя в конфликтных ситуациях. Сегодня мы будем учиться разрешать конфликты.
Для начала давайте попробуем вместе подумать о том, как лучше всего поступать в определенной ситуации, чтобы уладить конфликт я буду называть ситуации. А вы обсуждать ее по следующим правилам».
Правила обсуждения
Рассказывайте о любых идеях, приходящих в голову.
Не осуждайте чужие идеи.
Выдвигайте свои идеи, используйте уже высказанные.
Предлагайте как можно больше идей.
Из следующего списка ситуаций выберите одну и предложите участникам все возможные варианты ее решения. Записывайте ответы детей на доске, и после проигрывания ситуаций обсудите варианты, выбрав среди них приемлемые.