Приемы психолого-педагогического взаимодействия учителя с младшим школьником в конфликтных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 14:55, реферат

Описание

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода, которые существуют всюду – в семье, на работе, в школе.
Особую значимость приобретают конфликты, происходящие в школьной жизни, так как именно на время обучения в школе приходится этап наиболее интенсивного развития человека. Конфликты у школьников заметно отличаются от конфликтов у взрослых людей. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты, и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышают культуру общения и делают жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.

Содержание

Введение
Глава 1. Конфликт как психолого-педагогическая проблема в деятельности учителя
1.1 Психолого-педагогический аспект проблемы конфликтов в рамках начальной школы
1.2 Общение как основа социального взаимодействия между людьми
1.3 Конфликт как результат неэффективного общения
1.4 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста в процессе общения и конфликта
1.5 Выводы по главе 1
Глава 2. Организация практической работы по применению приемов психолого-педагогического взаимодействия в конфликтных ситуациях
2.1 Анализ проблемы взаимодействия в практике работы школ
2.2 Методический материал для учителя по реализации приемов взаимодействия
2.3 Выводы по главе 2
Заключение
Литература
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Приемы психолого-педагогического взаимодействия учителя с младшим школьником в конфликтных ситуациях.doc

— 440.50 Кб (Скачать документ)
justify">Упражнение «Я тебя понимаю»

Каждый член группы выбирает себе партнера и затем в течение 2-3 минут в устной форме описывает его состояние, настроение, чувства, желания в данный момент. Тот, чье состояние описывает партнер, должен подтвердить правильность и достоверность предположений или опровергнуть их.

Оба партнера вправе комментировать высказывания друг друга.

Упражнение «Неожиданный ответ»

Ведущий напоминает участникам, что залогом эффективного общения является улыбка: «Улыбка – это прекрасно, она всегда вас красит. Но нас и «ловят» на улыбку: вы улыбнулись – значит, сказали «да». А вы уверены, что это всегда самый правильный ответ?

В некоторых случаях надо уметь и отказать, сказав «нет». Чтобы стать «более свободным» человеком, научитесь не улыбаться в ответ на улыбку, обращенную к вам. Разрешите себе быть и сумрачным, и серьёзным».

Участники разбиваются на небольшие группы, где по очереди делают одному из членов группы заманчивые и несерьезные предложения (отправиться на самолете на Аляску за мороженым). Задача игроков не улыбаться и ответить отказом. Необходимо научиться говорить «нет» спокойно и решительно. Первоначально говорить «нет» будет трудно – вы не хотите огорчать человека, ведь он может обидеться или рассердиться на вас. Надо помнить, что , во-первых, вы имеете на это право, во-вторых, такое «нет» воспринимается нормально.

Затем, чтобы быть менее зависимыми от мнения окружающих людей и не бояться выйти за рамки стандартного («как все») поведения, следует усложнить упражнение и попробовать кроме отказа вести себя необычно, нестандартно. На автобусной остановке принято только спокойно стоять, но вам холодно – попрыгайте или сделайте зарядку. Окружающие будут смотреть на вас как на ненормального? Во-первых, они не правы, а во-вторых, какое вам дело до их взглядов и оценок? Совершая нестандартные поступки, наблюдайте за разнообразными реакциями окружающих (далеко не все из них будут адекватны и умны). Сделали ошибку и кого-то подвели – не переживайте, а понаблюдайте, как (правильно, нет? Умно, нет?) на вашу ошибку отреагирует этот человек.

Упражнение «Комплимент»

Участники становятся или рассаживаются в круг. Водящий бросает мячик тому, кому хочет сказать комплимент, и говорит его. Следующий бросает мячик и говорит комплимент другому и т.д. Комплимент может быть о чем угодно или на определенную тему – о внешности, о характере, о способностях.

Предварительно создайте растрой: прослушайте вместе (или лучше спойте!) песню Булата Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты», другую хорошую и подходящую к случаю песню. Напомните друзьям, что комплименты – это лестное замечание в адрес кого-либо, похвала. Порассуждайте совместно, избалованы ли присутствующие комплиментами, часто ли слышат похвалу в свой адрес. Подумайте, есть ли у вас повод похвалить, и найдите добрые слова для одного из гостей.

О внешности: «Какие чудесные у тебя волосы!», «Твои глаза – как небо голубое!», «У тебя очень милая улыбка!», «Я всегда любуюсь тобой!», «У тебя изумительный вкус!»…Продолжайте сами, найдите лесные выражения и сопроводите их теплой интонацией, теплым взглядом. Но в тоже время, старайтесь не задеть уязвимое место. Не принято хвалить носы, брови, уши, зубы.

О делах: «Мне очень нравится, как ты..», «Я любуюсь тобой, когда ты читаешь, …», «Где только ты научилась так прекрасно танцевать?» и т. д.

Упражнение: «За что мы любим»

Ведущий вначале говорит о том, что, вступая во взаимодействие с окружающими, мы обычно обнаруживаем, что они нравятся нам или не нравятся. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Давайте попробуем определить, какие качества в людях мы ценим, принимаем.

Участникам сообщается, что задание будут выполнять письменно. Каждый берет лист бумаги, выбирает в группе человека, который по многим своим проявлениям импонирует ему. Надо указать пять качеств, которые особенно вам в этом человеке

Затем по очереди читаются характеристики, а все пытаются определить, к кому они относятся. Ведущий определяет, кто из присутствующих быстрее всего узнал, следовательно, кто оказался в числе самых популярных личностей.

Упражнение «Карусель»

Ведущий объясняет, что умение устанавливать контакты позволяет человеку чувствовать себя более уверенно в этом мире, и предлагает провести серию встреч, причем каждый раз с новым человеком. От участников требуется легко и приятно войти в контакт, поддержать разговор и приятно расстаться с ними.

Члены группы встают (садятся) по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу, и образуют два круга: внутренний неподвижный (участники стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (участники расположены лицом к центру круга).

По сигналу ведущего все участники внешнего круга делают одновременно 1 или 2 шага вправо и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько. Роль участника задает ведущий.

Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы 2 – 3 минуты. Затем ведущий дает сигнал, участники должны в течение 1 минуты закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому партнеру.

Примеры ситуаций «встреча»:

«Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой случайной встрече…»

«Перед вами неизвестный человек. Познакомьтесь с ним, узнайте как его зовут, где он учится…»

«Перед вами совсем маленький ребенок, он чему-то испугался и вот-вот расплачется. Подойдите к нему, успокойте его»

«Вас сильно толкнули в автобусе. Оглянувшись, вы увидели пожилого человека…»

«После длительной разлуки вы встречаете своего любимого друга (подругу), и вы так рады этой встрече. И вот наконец он с вами…»

По окончании осуществляется групповой анализ разыгранных ситуаций.

Упражнение «Первая встреча»

Осознание ребенком тех качеств, которые необходимы для дружбы, создает у него мотивацию для их развития. С детьми полезно обсудить, что в первую очередь привлекает в человеке при первой встрече, а что – отталкивает.

Предложите детям ответить на следующие вопросы:

Нравится ли тебе, когда человек при первой встрече:

Смотрит в глаза (да, нет);

Интересуется тобой (да, нет);

Смотрит вниз или в сторону (да, нет);

Ругается (да, нет);

Проявляет чувство юмора (да, нет);

Ведет себя искренне, не притворяется, не фальшивит

(да, нет);

Настаивает только на своем (да, нет);

Хмурится (да, нет);

Перебивает говорящего, не слушает собеседника (да, нет).

Упражнение «Хорошие качества»

Стоит обсудить с детьми, какими качествами должен обладать человек, чтобы с ним хотелось дружить.

Предложите детям отметить, что для них важнее всего в друге:

С ним весело;

Он – добрый;

Признает свои ошибки;

Умеет хранить секреты;

Хорошо ко мне относится;

Надежный;

Честный;

Верный.

Попросите детей перечислить те качества, которыми они обладают и те, которые хотели бы развить в себе.

Обсудите с детьми такое выражение – «Людей привлекает в тебе то-же самое, что тебя привлекает в людях».

Обратите внимание на тот факт, что друзья часто имеют одинаковые интересы и ценности. В то же время необходимо подчеркнуть, что есть исключения из этого правила.

Умение сочувствовать, сопереживать другому человеку – важное качество, необходимое для дружелюбного общения.

Упражнение «Как помочь обиженному»

Проигрывание ситуаций, в которых человек чувствует себя обиженным, смущенным, - это один из способов развития эмпатии.

Попросите учеников вспомнить или придумать ситуации, когда человеку приходится краснеть, когда он чувствует себя смущенным. Начните с собственных воспоминаний. Эти ситуации могут быть смешными. Но следует подчеркнуть, что очень часто «жертве» они не кажутся смешными – человек чувствует смущение, ему становится грустно и одиноко. Обсудите с детьми, каким образом реакция окружающих может сделать ситуацию еще более неприятной или, наоборот, - не такой уж обидной.

Разыграйте с детьми сценки, раздав им следующие сценарии:

Дети смеются над ребенком, носящим одежду, которая ему мала. Говорят ему обидные слова. Придумайте, как подбодрить этого человека.

Ребенка исключили из спортивной команды. Другие члены команды говорят ему: «Так тебе и надо, ты вечно проигрываешь, без тебя будет гораздо лучше». Как поддержать человека в этой ситуации?

Ученик получил двойку за ответ у доски. Другие дети смеются и дразнят его. Что нужно сделать, чтобы человек почувствовал себя лучше?

Пусть дети сами придумают подобные сюжеты. Каждый ребенок должен сыграть роль «жертвы», «обидчика» и «помощника».

Упражнение «Групповой портрет»

Цель: Эта игра дает возможность отработать сотрудничество и конструктивное взаимодействие в малых группах. Задача – нарисовать общий портрет, на котором присутствует каждый ребенок, усиливает у детей чувство принадлежности к группе. В этой игре развивается способность к кооперации, а также навыки творческого самовыражения.

Каждой группе понадобится большой лист бумаги (ватман формата А3), восковые мелки или фломастеры.

Инструкция: Разбейтесь на четверки (тройки). Каждая группа должна нарисовать картину, на которой будут изображены все участники команды. Свой собственный портрет рисовать нельзя, договоритесь в группе, кто чей портрет рисует. Подумайте вместе, как вы расположите рисунок на листе, каков будет сюжет вашей картины, какова роль каждого в этом общем сюжете (можно придумать небольшую историю).

Когда все группы нарисуют свои портреты, нужно провести представление картин. Детям нужно дать время подумать, как они будут представлять свою работу.

В конце представления картин обсудите с детьми:

Что ты чувствовал, когда рисовали тебя;

Что ты чувствовал, когда рисовал другого ребенка ;

Как вы пришли к решению, кого где рисовать;

Довольны ли вы своими портретами, которые рисовали другие;

Насколько вам понравилось работать вместе;

Портрет какой команды понравился больше всех, почему.

 


Приложение 10

 

Упражнения, способствующие предупреждению и предотвращению конфликта

Цели:

Развивать навыки общения и разрешения конфликтов;

Упражнение «Назови чувство»

Передавая мяч друг другу по кругу, назовите чувства: одно положительное, одно – отрицательное.

Упражнение «Конфликт или взаимодействие»

Цель этого упражнения – продемонстрировать детям, что часто люди относятся к жизненным ситуациям как к соревнованиям, в которых есть победители и проигравшие.

Участники рассаживаются парами за столами лицом друг к другу (как в армрестлинге).

Скажите следующее: «Ваша задача – за30 секунд «уложить» руку партнера как можно больше раз. Как только его рука коснется стола, возвращайтесь в исходное положение и начинайте снова. Приз достанется той паре, которая наберет больше всего очков (1 касание – 1 очко)».

Большинство пар придется бороться за каждое очко, но некоторые участники не будут оказывать никакого сопротивления, тому, кто наклоняет руку, а будут сами помогать в этом партнеру.

Когда время, отведенное на упражнение, закончится, вручите призы победителям.

Дискуссия на тему занятия:

Обсудите с ребятами различия между парами, которые состязались и которые действовали сообща.

Как вы думаете, почему некоторые пары соревновались, а некоторые действовали вместе?

Часто и в реальной жизни мы рассматриваем некоторые ситуации как состязания – с победителем и проигравшим, в то время как сообща можно достичь больших результатов. Вспомните такие ситуации.

Как люди договариваются, кто будет решать, а кто – подчиняться решениям?

Упражнение «Как разрешать конфликтные ситуации?»

Это упражнение поможет учащимся научиться грамотно и с пользой разрешать конфликтные ситуации; понять, что всегда существует несколько вариантов поведения в конфликтных ситуациях.

Скажите следующее: «мы всегда сталкиваемся с конфликтами. Они являются частью нашей жизни. Предлагаю вам подумать о том, как мы ведем себя в конфликте. Состязаемся, соревнуемся? Проигрываем? Какие чувства вызывает у нас соперник? Непреднамеренные конфликты приводят к обидам, потере дружбы, к вспышкам гнева, отчуждению. Поэтому важно знать, как вести себя в конфликтных ситуациях. Сегодня мы будем учиться разрешать конфликты.

Для начала давайте попробуем вместе подумать о том, как лучше всего поступать в определенной ситуации, чтобы уладить конфликт я буду называть ситуации. А вы обсуждать ее по следующим правилам».

Правила обсуждения

Рассказывайте о любых идеях, приходящих в голову.

Не осуждайте чужие идеи.

Выдвигайте свои идеи, используйте уже высказанные.

Предлагайте как можно больше идей.

Из следующего списка ситуаций выберите одну и предложите участникам все возможные варианты ее решения. Записывайте ответы детей на доске, и после проигрывания ситуаций обсудите варианты, выбрав среди них приемлемые.

Информация о работе Приемы психолого-педагогического взаимодействия учителя с младшим школьником в конфликтных ситуациях