Приемы психолого-педагогического взаимодействия учителя с младшим школьником в конфликтных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 14:55, реферат

Описание

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода, которые существуют всюду – в семье, на работе, в школе.
Особую значимость приобретают конфликты, происходящие в школьной жизни, так как именно на время обучения в школе приходится этап наиболее интенсивного развития человека. Конфликты у школьников заметно отличаются от конфликтов у взрослых людей. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты, и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышают культуру общения и делают жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.

Содержание

Введение
Глава 1. Конфликт как психолого-педагогическая проблема в деятельности учителя
1.1 Психолого-педагогический аспект проблемы конфликтов в рамках начальной школы
1.2 Общение как основа социального взаимодействия между людьми
1.3 Конфликт как результат неэффективного общения
1.4 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста в процессе общения и конфликта
1.5 Выводы по главе 1
Глава 2. Организация практической работы по применению приемов психолого-педагогического взаимодействия в конфликтных ситуациях
2.1 Анализ проблемы взаимодействия в практике работы школ
2.2 Методический материал для учителя по реализации приемов взаимодействия
2.3 Выводы по главе 2
Заключение
Литература
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Приемы психолого-педагогического взаимодействия учителя с младшим школьником в конфликтных ситуациях.doc

— 440.50 Кб (Скачать документ)

Этот кактус домашний или дикий?

Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, что это за растение?

Когда кактус подрастет, как он изменится? (иголки, объем, отростки)?

 


Приложение 7

 

Тест: «Определение способа реагирования в конфликте" (для родителей)

Цель:

С помощью адаптированной Н.В. Гришиной методики К.Н. Томаса (1973), американского социального психолога, определяются типичные способы реагирования на конфликтные ситуации. Можно выявить, насколько склонны вы к соперничеству и сотрудничеству в группе, в спортивной команде, стремитесь к компромиссам, избегаете конфликтов или, наоборот, стараетесь обострить их, а также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной спортивной деятельности.

В опроснике предлагается 30 пар вариантов поведения в конфликтной ситуации.. В каждой паре надо выбрать один из двух вариантов поведения («a» или «b») и зафиксировать это в опросном листе.

Инструкция: «Уважаемые товарищи! С целью оптимизации психологического климата в группе просим вас принять участие в опросе. Напоминаем, что правильность наших выводов будет полностью зависеть от искренности и точности ваших ответов.

Ниже предлагается 30 пар поведения в конфликтной ситуации. В каждой паре вы должны выбрать один из вариантов поведения, наиболее характерный для вас («a» или «b») свой выбор зафиксируйте знаком «+» (плюс) рядом с соответствующим вариантом поведения. Долго не задумывайтесь, фиксируйте первое впечатление. Гарантируем неразглашение ваших ответов».

1. a) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

b) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.

2. a) Я стараюсь найти компромиссное решение.

b) Я пытаюсь уладить его с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.

3. a) Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

b) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4. a) Я стараюсь найти компромиссное решение.

b) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5. a) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.

b) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. a) Я пытаюсь избежать неприятности для себя.

b) Я стараюсь добиться своего.

7. a) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

b) Я считаю возможным с чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. a) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

b) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. a) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

b) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. a) Я твёрдо стремлюсь добиться своего.

b) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. a) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

b) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12. a) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

b) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

13. a) Я предлагаю среднюю позицию.

b) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. a) Я сообщаю другому о моей точке зрения и спрашиваю о его взглядах.

b) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. a) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

b) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

16. a) Я стараюсь не задевать чувств другого.

b) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. a) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

b) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. a) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

b) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19. a) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

b) Я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем, чтобы со временем решить их окончательно.

20. a) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

b) Я стараюсь найти наилучшее сочетании выгод и потерь для нас обоих.

21. a) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.

b) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. a) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и другого человека.

b) Я отстаиваю свою позицию.

23. a) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

b) Иногда представляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. a) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

b) Я стараюсь убедить другого в необходимости компромисса.

25. a) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

b) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. a) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

b) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. a) Зачастую стремлюсь избежать споров.

b) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. a) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего

b) Улаживая ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.

29. a) Я предлагаю среднюю позицию.

b) Думаю, не всегда стоит волноваться из-за возникших разногласий.

30. a) Я стараюсь не задевать чувств другого.

b) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

По каждому из пяти разделов опросника (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление) подсчитывается количество ответов, совпадающих с ключом.

Ключ опросника Томаса

Соперничество 3a, 6b, 8a, 9b, 10a, 13b, 14b, 16b, 17a, 22b, 25a, 28a.

Сотрудничество 2b, 5a, 8b, 11a, 14a, 19a, 20a, 21b, 23a, 26b, 28b, 30b.

Компромисс 2a, 4a, 7b, 10b, 12b, 13a, 18b, 20b, 22a, 24b, 26a, 29a.

Избегание 1a, 5b, 7a, 9a, 12a, 15b, 17b, 19b, 21a, 23b, 27a, 29b.

Приспособление 1b, 3b, 4b, 6a, 11b, 15a, 16a, 18a, 24a, 25b, 27b, 30a.

Определение доминирующего стиля поведения в конфликтной ситуации осуществляется путем подсчета количества ответов опрашиваемого, соответствующего определенным стилям. При этом следует пользоваться ключом опросника Томаса. Например, если опрашиваемый в первой паре утверждений выбрал утверждение «а» (1а), то ему присваивается один балл по стилю «Избегание», если утверждение «b» (b1), то один балл по стилю «Приспособление». Аналогичным образом присваиваются баллы и по оставшимся 29 парам поведенческих проявлений. После этого подсчитывается общее количество баллов для каждого стиля поведения и записывается как

Полученные количественные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.

 


Приложение 8

 

Результаты проведенных диагностических методик

«Методика изучения общительности как характеристики личности»

 

ФИО

Сумма баллов

Уровень

Показатели (в баллах)

Контакт

Потребность в общении

Эмпатия

Понимание другого человека

Степень владения средствами общения

Васютин С.

59

С

15

12

10

10

12

Мордашев И.

66

С

16

14

10

13

13

Ревякин В.

59

С

14

11

9

15

10

Столяров Ю.

51

Н

10

11

7

13

9

Татаркин Е.

65

С

13

12

12

15

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключ:

В – 140-80 – высший,

С – 80-55 – средний,

Н – 55-20 – низкий.

Вывод: в результате проведения данной методики выяснилось, что никто из испытуемых не обладает высоким уровнем общительности; четыре ученика обладают средним уровнем, и один – низким.

«Определение взаимоотношений» (социометрический тест)

 

ФИО

Цвет (в баллах)

Итог

красный

желтый

зеленый

Активный

Пассивный

Конфликтный

Васютин С.

1

3

1

 

+

 

Мордашев И.

0

2

3

 

 

+

Ревякин В.

1

1

3

 

 

+

Столяров Ю.

0

3

2

 

+

 

Татаркин Е.

1

1

3

 

 

+

Информация о работе Приемы психолого-педагогического взаимодействия учителя с младшим школьником в конфликтных ситуациях